12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лысак Татьяна Петровна163
Работаю в школе с 1985 года. С 1993 года - учителем русского языка и литературы.
Украина, Луганская область, г. Луганск
2

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ И РАЗВИТИЕ ИКТ В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

_____________________________________________________________________________

Учитель высшей категории, старший учитель Лысак Т.П.


Использование информационных технологий в преподавании русского языка и литературы активизирует познавательную деятельность учащихся и развивает творческий потенциал, позволяет эффективнее организовать самостоятельную работу и индивидуализировать процесс обучения, повышает интерес к урокам и, главное, способствует совершенствованию практических умений и навыков.

На мой взгляд, задачи, стоящие перед учителем-словесником, меняются незначительно. Сделать каждый урок привлекательным и по-настоящему современным учитель стремился всегда, всегда использовал технические средства обучения и информацию. Научить детей бережно, умело обращаться со словом, гордиться красотой и уникальностью языка было и остается главной задачей.

Перечислять программные задачи нет смысла, но содержание социокультурной и деятельностной (стратегической) линий позволю себе напомнить, так как программа по русскому языку обращает нас к теме «Человек и информационное пространство», и предлагает следующие аспекты:

Школьники и Интернет. Умеем ли пользоваться достижениями современных информационных технологий, адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать необходимые знания, применять их на практике для решения разнообразных жизненных ситуаций

Плюсы и минусы информационной глобализации. Умение грамотно работать с информацией, критически оценивать и интерпретировать её

Школьники и социальные сети. Умение быть коммуникабельными, контактными, работать сообща в различных областях, в различных ситуациях.

Виртуальное общение не может заменить человеку живое общение.

Интернет-зависимость, её причины и последствия.

Школьники и массмедиа. Позитивное и негативное влияние средств массовой коммуникации на молодежь.

Школьные СМИ.

Программа по русскому языку определяет умения информационно-коммуникативной деятельности, среди которых и следующие:

испытывать потребность поиска информации для решения учебных задач и самостоятельной познавательной деятельности;

переносить известную информацию в новый контекст;

использовать для решения познавательных и коммуникативных задач различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных;

выбирать адекватные стратегии коммуникации.

Как же достичь рекомендаций программы без использования ИКТ?

ИКТ могут быть использованы на следующих этапах урока, как русского языка, так и литературы:

во вступительном слове учителя или учащихся;

на этапе предоставления учебной информации;

на этапе усвоения учебного материала;

на этапе повторения и закрепления усвоенных знаний (навыков, умений);

на этапе промежуточного и итогового контроля и самоконтроля достигнутых результатов обучения;

на этапе коррекции и самого процесса обучения и его результатов путем совершенствования дозировки учебного материала, его классификации, систематизации и др.;

во внеурочное время при подготовке домашних заданий, выступлений на уроках и научно-практических конференциях, при подготовке к внеклассным мероприятиям;

при подготовке к ГИА, ЕГЭ.

Целесообразность использования информационных технологий в обучении русскому языку и литературе доказывается тем, что современные компьютеры позволяют интегрировать в рамках одной программы тексты, графику, звук, анимацию, видеоклипы, высококачественные фотоизображения. При изложении нового материала – визуализация знаний: демонстрационно-энциклопедические программы, программы создания презентаций. На этапе закрепления изученного материала – программы-тренажеры. При контроле и проверке изученного – программы для тестирования и контроля. При самостоятельной работе учащихся – электронные энциклопедии, словари, возможности Интернета, развивающие программы. Все вышеперечисленные мультимедиа рассчитаны для индивидуальной тренировки конкретных способностей учащегося: внимания, памяти, мышления. Но помним золотое правило педагогики: не навреди!

В обучающих программах обычно используют разнообразные формы наглядности в виде таблиц, схем, опорных конспектов, видеофрагменты. Они демонстрируют не только статичную информацию, но и различные языковые явления в динамике с применением цвета, графики, эффекта мерцания, звука, «оживления» иллюстраций и так далее. Это качественно новый уровень применения объяснительно-иллюстративного и репродуктивного методов обучения.

Современный учитель, творчески работающий, всегда создаёт как собственные электронные материалы, так и находит готовые (конечно же, со ссылкой на находку) пособия. На сегодняшний день мною собрана скромная, но помогающая в работе коллекция презентаций по русскому языку и литературе для 5-11 классов, тестовые и другие материалы. Использование тестов помогает не только экономить время учителя, но и дает возможность учащимся самим оценить свои знания. Поскольку интерактивных тестов в коллекции нет, предлагаю два файла, один из которых (сам тест) переносится на рабочий стол компьютера для выполнения задания учащимися, второй (проверочный) открываю для уточнения результата после сдачи работ. Работы собраны в папку, результаты учащимся уже известны, осталось только формально их подтвердить. Чаще всего тесты использую на уроках литературы для проверки знания текста.

Уроки литературы, проведенные с привлечением богатого иллюстративного материала, аудио- и видеосопровождения, обеспечивают яркое, эмоциональное, образное восприятие. В этом может помочь компьютерная техника с ее мультимедийными возможностями, которые позволяют увидеть мир глазами живописцев, услышать классическую музыку, обратиться к фрагменту фильма, показать профессиональное, актерское прочтение стихов и прозы.

Заочные экскурсии, путешествия проводились и раньше, но сегодня на уроке литературы можно совершить виртуальную экскурсию на родину писателя или поэта, побывать в его музее, услышать мастерское чтение любимых классических произведений, познакомиться с критическими материалами, в Интернете найти нужную информацию, тексты (klassika.ru - электронная библиотека русской классической литературы, litera.ru, litera.edu.ru ). Ставлю цель: накопить базу виртуальных экскурсий по литературным местам. Конечно же, рассчитываю на помощь учеников.

Предлагаю несколько видов работ, которые могут выполнить ученики с использованием средств сети Интернет:
1. Поиск рецензии на какое-либо литературное произведение, творчество поэта или писателя определённого литературного направления.
2. Создание мультимедийной презентации по теме.

Сразу отмечу, что создание полных самостоятельных версий презентаций можно поручать только старшеклассникам. Ученики 5-8 классов будут являться авторами лишь нескольких слайдов или работать над ней совместно с учителем. Эта работа наиболее сложная и трудоёмкая и предлагать её, на мой взгляд, нужно не так часто и не всем ученикам.
3. Подбор картинок или фотографий по теме с комментариями к ним.
4. Подбор тематических или наиболее понравившихся стихотворений поэтов, творчество которых будет рассматриваться на предстоящем уроке.
5. Подготовка словарной работы. В Интернете сейчас есть разнообразные словари, справочники, энциклопедии.

Можно, предложить сделать подборку терминов или определений по данной теме. Условие – они должны быть понятны им самим, чтобы при необходимости они могли объяснить их присутствующим на уроке учащимся.
6. Создание докладов и рефератов по теме.

Это далеко не самый легкий вид работы. Хорошо продуманный и обсуждённыё с учителем материал доклада, сопровождаемый иллюстрациями, таблицами на слайдах вполне может заменить лекцию учителя.

При ознакомлении с новым материалом, сообщениях на уроках русского языка и литературы часто используют средства наглядной демонстрации: плакаты, таблицы, пособия, иллюстративный материал, портреты. Для этой же цели применяют диапроекторы, кодоскопы, демонстрирующие слайды графических рисунков на экран. Появление компьютера и мультимедийного проектора позволило перейти к подготовке и показу иллюстративного материала в виде презентации, которая сочетает все необходимые моменты по организации качественного сопровождения выступления докладчика, включая звук, видео и анимацию.

Программа PowerPoint, входящая в программный пакет Microsoft Office, предназначена для создания презентаций. С ее помощью пользователь может быстро оформить доклад в едином стиле, таким образом, значительно повысив степень восприятия информации, предоставляемой аудитории.

Презентация или «слайд-фильм», подготовленная в Power Point, представляет собой последовательность слайдов, которые могут содержать план и основные положения выступления, все необходимые таблицы, диаграммы, схемы, рисунки, входящие в демонстрационный материал. При необходимости в презентацию можно вставить видеоэффекты и звук.

  Презентация может иметь две версии: для учителя и ученика. Электронная презентация постоянно пополняется новыми материалами и совершенствуется. Для ученика его презентация пополняется личными работами. Современные программные и технические средства позволяют легко изменять содержание презентации и хранить большие объемы информации. В зависимости от места использования презентации различаются определенными особенностями. Но вне зависимости от исполнения каждая самостоятельная презентация должна четко выполнять поставленную цель: помочь донести требуемую информацию об объекте презентации и подчиняться уже выработанным правилам оформления (Приложение ІІІ). Я думаю, что не нарушу никаких положений и уже сложившихся норм, если предложу свой вариант основной классификации презентаций по видам, которые использую на своих уроках:

иллюстративные, содержат портретную галерею, иллюстрации к произведениям (текст используется только для обозначений);

информационные, содержат информацию, соответствующую по объему требованиям; могут быть проиллюстрированы, если это необходимо для восприятия;

обучающие, содержат терминологию, теоретическую информацию, таблицы;

инструктивные (памятки).

Практически все перечисленные виды презентаций были представлены. Типов образовательных электронных изданий значительно больше.

Вновь распространеным, конечно же, с учетом современных требований прогресса, является метод проектов, который тоже относят на современном этапе к ИКТ. Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом — это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта .

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления. Все, что я познаю, я знаю, зачем это мне нужно, где и как я могу эти знания применять — вот основной тезис современного понимания метода проектов, который привлекает многие образовательные системы, стремящиеся найти разумный баланс между академическими знаниями и прагматическими умениями.

При работе над проектом деятельность учеников проходит те же этапы, что и при проведении научного исследования:

определение проблемы и заданий исследования, выплывающих из проблемы;

выдвижение гипотезы их решения;

обсуждение методов исследования;

сбор данных;

анализ полученных данных;

оформление конечных результатов;

подведения итогов, корректировка, выводы (использование в ходе группового исследования мозгового штурма, круглого стола, статистических методов, творческих отчетов, презентаций и т.д.).

Я не возьму на себя смелость утверждать, что в своей работе использую метод проектов (я считаю, что сам метод гораздо глубже), но частично технологию этого метода применяю, даю учащимся такое задание: найти, изучить информацию, подтвердить ее иллюстративным материалом, создать электронную версию для использования ее на уроках. Так, мы с учащимися запустили литературный проект «Сотворчество», такое название возникло потому, что проектные работы выполнялись, во-первых, группой учащихся и, во-вторых, результат их работы: информация, полученная ранее при изучении жизни и творчества писателей, должна пригодиться для повторения при дальнейшем изучении темы, а также может быть использована как начальная, стартовая информация в младших классах.

Следует также помнить, что применение любых информационных технологий в учебном процессе по русскому языку и литературе станет эффективным, если будет обеспечена их органическая связь и сочетаемость с традиционными методами и приемами обучения.

Грег Барет, генеральный директор "Intel®Обучение для будущего" – образовательной программы в Украине уверен, что реализация их программы доказывает понимание промышленностью того факта, что «технологические достижения ничего не значат, если учителя не умеют их эффективно использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя».

Самое важное, на мой взгляд, в современном уроке это организация взаимодействия учащихся и учителя на уроке и выполнение совершенно других ролей по сравнению с традиционной методикой учителем и учащихся. Педагог организует образовательное пространство урока, создает условия для получения учащимися новых знаний. Не ведет за собой по всем этапам объяснения нового материала, а создает такие условия для учащихся, когда они понимают важность цели урока, мотивируются и определяют сами, что они должны сделать и как именно, чтобы этой цели достичь. При этом они должны научиться или продуктивно использовать межличностное общение, навыки работы в группе, парах, коллективе, сформировать умение выполнять различные роли в группе. Кроме организатора учитель выступает в процессе урока как консультант, эксперт: организует дискуссии, направляет процесс поиска истины, знания, оказывает техническую, информационную и оценочную поддержку ученикам.

Мы показали ИКТ в образовательном пространстве урока, подробно остановились на мультимедиа-ресурсах; перечислили и проанализировали виды презентаций, представив способы их выполнения и использования; остановились на организации проектной деятельности, установили связь традиционных методов обучения и современных возможностей; представили основные виды работ, которые учащиеся могут выполнить, используя Интернет; определили возможности условий взаимодействия учителя и ученика на современном уроке.

Таким образом, использование ИКТ на уроках вообще и русского языка и литературы в частности, гармонично сочетаемое с традиционными методами и приемами, значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. Использование и развитие ИКТ в обучении русскому языку и литературе в современных условиях становится доступным, необходимым и служит для успешной реализации целей и задач урока, обеспечивает более тесную связь учителя и ученика в получении учеником знаний, а передачу знаний обогащает яркими примерами, наглядностью.

Электронные презентации, видео, тесты онлайн можно посмотреть здесь:

https://урок.рф/library/roman_me_saltikova_shedrina_istoriya_odnogo_go_185955.html

https://урок.рф/library/prezentatciya_orfoepicheskaya_galereya_5_klass_183849.html

https://урок.рф/library/motivatciya_osnovnoe_uslovie_uspeshnogo_obucheniya_175313.html

https://multiurok.ru/files/video-dlia-uchashchikhsia-piramida-obucheniia.html

https://multiurok.ru/tests/russkaia-literatura-nachala-khkh-veka.html

https://multiurok.ru/tests/m-iu-lermontov-pesnia-pro-tsaria-ivana-vasilevicha-molodogo-oprichnika-i-udalogo.html

https://multiurok.ru/tests/v-g-rasputin-uroki-frantsuzskogo-6-klass.html

Опубликовано


Комментарии (1)

Горбачёва Марина Юрьевна, 21.12.20 в 19:19 2Ответить Пожаловаться
Благодарю за полезную работу!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.