12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Баннова (Медведева)89

Использование мультимедийных презентаций для повышения эффективности логопедических занятий в специальной коррекционной школе VIII вида

Форм представления учебной информации достаточно много, даже если мы ограничимся лишь компьютерными учебными материалами. Это могут быть различные электронные учебники, пособия, статьи, методички, а также учебные презентации. В настоящее время существует множество учебных презентаций, но они не всегда содержат именно ту информацию, тот материал, который необходим ученикам коррекционной школы. Не всегда в готовых учебных презентациях имеются упражнения, которые наиболее точно и содержательно доносили бы учебный материал такой категории детей. Поэтому приходится адаптировать готовые презентации для учеников школы VIII вида, а также создавать новые свои авторские.

Совместная организованная деятельность с такими учащимися имеет свою специфику, она должна быть понятной, доступной, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей, то есть должно быть задействовано как можно больше анализаторов для коррекции всех психических процессов учащихся. И конечно большой потенциал даёт компьютерная техника с её мультимедийными возможностями.

Программ для создания электронного учебного материала большое множество. наиболее доступная PowerPoint из пакета Microsoft Office. Сами презентации имеют свою типологию (классифицируются). На логопедических занятиях я использовала учебные презентации, так, как и все учителя независимо от учебного предмета. Обучающие презентации являются хорошим подспорьем для целенаправленной отработки учебного материала. Исходя из задач, которые я ставлю на своих занятиях, можно выделить следующие критерии классификации учебных презентаций:

а) по видам речевой деятельности для обучения:

говорению;

чтению;

письму.

б) по сторонам речи для обучения:

фонетической стороне речи;

лексической стороне речи;

грамматической стороне речи.

в) по этапам работы над новым речевым материалом для:

введения и первичного закрепления;

целенаправленной тренировки; (презентация-тренажер).

Так как обучающие презентации являются основным видом используемых мною презентаций, то мне бы хотелось пояснить, чем же она эффективны.

Функциональность. Презентация органично вплетается в занятие и является методическим инструментом учителя, а не электронной доской с наглядными пособиями. Она является живым элементом. С помощью презентации введение нового речевого материала становится не только более наглядным, но и более действенным для процесса его усвоения. Очень интересны детям презентации с участием сказочных героев или героев мультфильмов, сюжетами сказок и т.п.

Нелинейность. Обучающая презентация подвижна за счёт эффектов анимации. Поэтому можно управлять вниманием учеников. Постепенная (дозированная) подача информации даёт возможность переключать внимание с одного вида учебного материала на другой. Игровая форма презентаций с использованием приёмов «поиграем и узнаем», «обучение с увлечением», «учимся, играя» является более доступным средством при работе с данной категорией учащихся.

Интерактивность. Презентация имеет элементы обратной связи с обучающимися, которые видят на экране результат проделанной ими работы. Особенно когда упражнение подвижное – анимационное.

Смысловая завершенность. Обучающая презентация всегда представляет собой законченный фрагмент занятия.

Виды обучающих презентаций:

Презентация-тренажер ориентирована на закрепление отдельных навыков. Среди форм работы с тренажерами можно назвать игры-тренажёры, интерактивные игры, викторины, игры по станциям, КВН.

КВН «Язык родной дружи со мной», логопедическая викторина «Знатоки речи», интерактивная игра «Своя игра», игра-соревнование «Весёлые звуки», занятие-путешествие по теме: «Предложение» - мои авторские презентации. Конечно, техническая сторона вопроса представляет большую трудность, поскольку процесс создания тренажера достаточно трудоемкий и требует много времени, но такие презентации стимулируют учащихся, повышают интерес к логопедическим занятиям.

Познавательная презентация используется для иллюстрации познавательного учебного материала на логопедических занятиях. К таким можно отнести те материалы, которые требуют привлечения дополнительной изобразительной и речевой наглядности. Например, внеклассное логопедическое мероприятие «К слову сказать» представлено в форме путешествия в виртуальный музей.

Функции познавательной презентации ограничены и сводятся к наглядному представлению учебных тем.

Прикладная презентация используется для создания раздаточного учебного материала. Эти материалы разнообразны: учебные тексты и упражнения с иллюстрациями, схемы, таблицы и т.п. Оформительские возможности мультимедиа делают печатный учебный продукт более наглядным и привлекательным.

Мультимедийные презентации – это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Более того, презентации дают возможность подбирать учебный материал с учетом индивидуальных особенностей каждого учащегося, что позволяет построить занятие так, чтобы добиться максимального учебного эффекта.

На моих логопедических занятиях компьютерные технологии обучения нашли свое применение при коррекции нарушений устной и письменной речи. С этой целью мною была создана информационно-практическая база, включающая в себя развивающие и обучающие игры, электронные тесты, практические мультимедийные презентации. Презентации я использую на фронтальных, подгрупповых, индивидуальных занятиях в зависимости от поставленных задач и психофизиологических возможностей учащихся с речевыми нарушениями.

За время работы по теме самообразования было сделано следующее:

собраны, адаптированы и созданы презентации по разделам:

1.Звуки и буквы.

Темы презентаций: «Гласные первого-второго ряда», «Твёрдые и мягкие согласные», «Дифференциация звонких и глухих согласных».

2.Слово.

Темы презентаций: «Части слова», «Словообразование», «Ударение», «Предлоги», «Части речи».

3.Предложение.

Темы презентаций: «Виды предложений», «Составление предложений», «Выделение предложений из речи и текста».

выстроена система занятий;

подобраны материалы для проведения диагностического обследования.

Конечно основная масса, т.е. большее количество презентаций – это познавательные в основном адаптированные презентации, которые являются обычным сопровождением к рабочим занятиям и применяются для:

автоматизации звуков в слогах, словах, фразах и связной речи;

дифференциации акустически близких звуков и графически сходных букв;

развития фонематического восприятия;

развития элементарных и сложных форм фонематического анализа и синтеза;

усвоения лексических тем;

развития навыков словообразования и словоизменения;

развития связной речи.

С помощью мультимедийных презентаций проводятся физминутки, а также зрительная, дыхательная, артикуляционная, пальчиковая гимнастики.

Использование мультимедийных презентаций в логопедической работе позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения, повышает интерес детей к изучаемому материалу и качество коррекционного процесса. И как показывают результаты диагностического обследования, значительно повышает эффективность работы по коррекции всех структурных компонентов речевой деятельности.




Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.