12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ольга30
2

«Использование проектной деятельности на уроках социально- гуманитарного цикла и во внеурочной работе как одни из способов выявления и развития одаренных детей».

«Использование проектной деятельности на уроках социально- гуманитарного цикла и во внеурочной работе как одни из способов выявления и развития одаренных детей».




Проблема обучения одаренных, в современном, быстро меняющемся мире, стала сегодня очень остро, так как она напрямую связана с новыми условиями и требованиями. Это порождало появление множество идей по целенаправленному изменению системы образования детей, которые выделяются своими яркими, выдающимися способностями, развивающимися в соответствующей деятельности, но деградирующей при её отсутствии. Эти дети выделяются среди своих сверстников яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями. Они очень любознательны, энергичны, независимы. Эти дети опережают своих сверстников по уровню интеллектуального и творческого развития. Поэтому так важно именно в школе выявить тех, кто имеет более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, кто восприимчив к учению, творчеству, имеет доминирующую активную познавательную потребность, испытывает радость от добывания знаний, умственного труда. И помочь им претворить в жизнь свои планы, мечты, выведя их на дорогу поиска в науке, раскрыв их способности.

Одаренному ребёнку, в силу его особенности, не подходят требования общеобразовательных стандартов, поэтому у этих детей возникает ряд проблем:

1.Не желание учиться, так как общеобразовательная программа просто им скучна.

2. Отсутствие интереса игровой и другой деятельности, которая увлекает других детей.

3. Они не склоны менять установки, мнения, поведение в соответствие с теми, которые господствуют в классе, в школе.

4. Их интересуют мировоззренческие вопросы, ответ на который они ищут не в преданиях предков, не в вере в авторитет, а в доводах и умозаключениях своего разума.

5. Они предпочитают общаться не со своими сверстниками, а с детьми более старшего возраста, часто становясь изгоями, среди своих одноклассников.

Учитель призван увидеть и помочь ребёнку преодолеть данные трудности, поэтому при работе с одаренными детьми следует учитывать данные особенности. Так же необходимо обратить внимание на то, что одарённые дети не останавливаются на достигнутом, часто не видят своих достижений и поэтому у них заниженная самооценка. Стремясь к совершенству они часто ставят перед собой цели, при этом реально не оценивая ресурсы по их достижению, что приводит к срывам и переживаниями в случает невозможности их достичь. При работе с такими детьми я стараюсь учесть все эти особенности.

Главной задачей современной школы является воспитание профессиональной личности, способной творчески мыслить и находить не стандартные решения, готово обучаться в течении всей своей жизни. Но в то же время, когда образование направлено на обучение в соответствии со стандартами, важно выявить и уделить большее внимание одарёнными детям. Так как именно они становятся в последствии тем «локомотивом», который ведёт к коренными изменениям, что так важно в современном, постиндустриальном обществе, в котором возросла роль науки и знаний. К большому сожалению развить и реализовать свои способности самостоятельно может не каждый, на это влияют первичные и вторичные агенты социализации: семья, школа и тд.. Современная школа должна формировать людей с новыми типом мышления, инициативных, творческих личностей, способных быстро принимать решения. Поэтому вижу свою задачу в развитии и реализации способностей одаренных детей.

В последнее время в школьном образовании появились новые технологии обучения, методы и приемы, которые призваны обеспечивать высокую мотивацию к обучению, направленные на развитие личности ученика, его способности к самоопределению и самореализации, к самостоятельному принятию решений и доведения их до исполнения. Следовательно, использование современных образовательных технологий в практике обучения является очень важным для развития одаренных детей.

Никакого особого рецепта в данном вопросе нет. По своей природной сути большинство детей талантливы. Беда в том, что не все из них об этом знают, Точной диагностики по выявлению одаренных детей нет. Я применяю следующую методику по выявлению одаренных детей. Для этого во время урочной и внеурочной деятельности, я наряду со стандартными заданиями, постепенно ввожу задания повышенного уровня. Особо обращаю внимание на тех детей, которые с удовольствием и легко справляются с этими заданиями. Свою работу я провожу в три этапа:

I этап проходит на уроках- формирование интереса через проектный метод, который предполагает использование окружающей среды, как лаборатории, в которой происходит процесс познания. Целью проектной технологии является самостоятельное постижение обучающимися различных проблем, имеющих для них жизненный смысл. В своей педагогической практике мне удается применять метод проектов на любых этапах обучения, в работе с обучающимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности, так как проектная деятельность часть учебной деятельности, которая интегрирует в себе элементы игровой, познавательной, ценностно-ориентационной, преобразовательной, профессионально-трудовой, коммуникативной, теоретической и практической деятельности. Эта деятельность позволяет проявить учащимся себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, показать публично достигнутый результат. Метод проекта предполагает решение интересной проблемы, сформулированной самими учащимися. Для ученика его проект это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Уроки с применением проектной деятельности являются увлекательными, яркими, запоминающимися. Уже начиная с пятого класса при изучении таких тем, как «Мир пирамид»; «Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея», «Олимпийские игры», «Римская семья, нравы и религия» и т.д.. моими учащимися в ходе уроков создавались минипроекты, которые носили информационный характер: «Как бы я жил в Древнем Египте, если бы был….», «Герои Эллады: миф или реальность», «Какие права имели женщины в Древнем Риме», «Жизнь подростка в Древнем Риме». При подготовке проекта, знакомила учащихся с этапами проектной деятельности: подготовительный, поисковый, обобщающий, презентационной, учила формулировать цели и задачи, знакомила с исследовательскими методами, формами оформления конечных результатов (презентации, творческие отчеты, мнемокарты, устный журнал, стендовый доклад (постер), брошюры и т. д.). Уже на этом этапе постепенно выделяются те учащиеся, которые проявляют свою одаренность, высокий уровень мотивации.

II этап во время внеурочной деятельности – во время данной работы ребёнок раскрывает себя в полную силу, проявляет свои таланты. Примерами такой внеклассной работы являются мероприятия (викторины, конкурсы, турниры), проводимые в рамках предметной недели. В частности, в этом году, в рамках недели социально-гуманитарного цикла были проведены внеклассное мероприятие «Турнир знатоков гуманитарных наук», «В лабиринте знаний», игра «Интеллектуальный марафон», конкурс «А.П. Чехов на Сахалине». К подготовке и проведению данных мероприятий привлекались те учащиеся, которые продемонстрировали высокий уровень интеллектуальных способностей по предметам социально-гуманитарного цикла. Участие в данных мероприятиях позволило им раскрыть свой потенциал и свои возможности. В дальнейшем именно для этих учащихся был разработан индивидуальный маршрут. В рамках которого использовались долгосрочные проекты различной направленности: информационный, исследовательский, творческий. Проекты разрабатывались по темам не только учебного материала, но и по тем проблемам, которые формулировали сами учащиеся («Личность и школьная форма» 6 класс, «Сахалин в судьбе Бронислава Пилсудского» 6 класс, «Их имена носят улицы города Корсакова» 7 класс; «История автомобилей», 8 класс; «История инфраструктуры города Корсакова» 8 класс; «Преступность среди подростков» 9 класс, «Национализм в прошлом, настоящим и будущем» 9 класс, «Права ребенка в школе и дома» 9 класс, «Дети войны» 11 класса; «Роль женщины в годы Великой отечественной войны» 11 класс; «Памятники города Корсакова 1945-1991гг.» 10 класс; «Памятники периода губернаторства Карафуто» 10 класса; «Историческое наследие Корсаковского городского округа» 10 класса; «Почетный гражданин города Корсакова» 11 класса; «Политическая история и анализ высших нормативно-правовых актов: Конституция Мэйдзи, Конституция СССР (1924)» 11 класса. Ученики, занимающиеся данными проектно- исследовательскими работами, становятся со творцами образовательного процесса, при этом совершенствуются коммуникационные процессы между ними и учителем в процессе их совместной деятельности.

III этап заключительный. На этом этапе проводится индивидуальная работа, с учащимися, которые проявили себя, используя различные формы: фестивали, конкурсы научно-исследовательских, проектных работ, олимпиады разного уровня. 2015/2016 учебном году двое учащихся в 10-х классов стали призерами в номинациях «Экономическая политика» и «Социальная политика» регионального конкурса эссе «Моя законотворческая инициатива», который проходил на базе ГБОУ ДПО «Институт развития образования Сахалинской области».


Карпова О.К.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.