12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Владимир40

Использование заданий по функциональной грамотности на уроках и во внеурочной деятельности.

Подготовил учитель биологии Ильяшевич В.М.

 

«Выживает не самый сильный или самый

умный, а тот, кто быстрее откликается

на изменения»

Ч. Дарвин (ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР)

 

Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.

Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется.

Основные составляющие функциональной грамотности:

1. Математическая грамотность,

2. Читательская грамотность,

3. Естественнонаучная грамотность,

4. Финансовая грамотность,

5. Глобальные компетенции,

6. Креативное мышление.

Биологические знания – компонент общечеловеческой культуры, основа для формирования научной картины мира.

На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной грамотности учащихся: научить их применять полученные знания на практике и использовать в процессе социальной адаптации, формировать умения объяснять явления, процессы, выдвигать гипотезы, ставить вопросы и отвечать на них, проводить анализ и синтез, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний.

Работу надо начинать с 5 класса, когда дети имеют какие-то отдельные знания по биологии, но они еще не выстроились в систему. На уроках при изучении темы можно использовать прием «Инсерт». Он заключается в том, что при чтении текста параграфа, обучающиеся на полях (карандашом, и этот момент обязателен) ставят пометки «+» - знаю, «-» - не знаю, «?» - хочу узнать, «!» - вызвало удивление. А затем по ходу урока, обучающиеся узнают какие-то факты, получают ответы на вопросы, углубляют уже имеющиеся знания.

Кроме этого приема, очень часто применяются задания на выбор правильного утверждения для обучающихся 5-9 классов, а для 10-11 классов, задание усложняется и надо найти неправильные утверждения и исправить ошибки. Эти задания не только помогают подготовить к тестированию PISA, но и к итоговой аттестации обучающихся, т.к. задания такого плана имеются в КИМах.

Например: Известно, что Луи Пастер – микробиолог и иммунолог, разработавший технологию пастеризации. Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к описанию данных заслуг учёного.

Запишите в таблицу цифры, соответствующие выбранным ответам.

  

 1) 

В своих экспериментах учёный доказал, что живые организмы не могут зарождаться сами, у них обязательно есть родители.

  

 2) 

Изучая физические свойства винной кислоты, обнаружил, что она обладает оптической активностью. 

  

 3) 

Разработал метод предохранительных прививок.

  

 4) 

Открыл мельчайшие организмы – анаэробы, которые могут жить без кислорода.

  

 5) 

Учёный был награждён орденами почти всех стран мира.

  

 6) 

Для продления срока хранения и обеззараживания пищевых продуктов предложил нагревать жидкие продукты или вещества до 60 °C в течение 60 минут или при температуре 70–80 °C в течение 30 мин. [3]

 

Для отработки знаний по какому-либо процессу жизнедеятельности или при выполнении лабораторных работ, можно использовать задания на отработку правильной последовательности этапов.

Установите последовательность процессов, протекающих при фотосинтезе.

 

  

1) 

фиксация углекислого газа

2) 

расщепление АТФ и выделение энергии

3) 

синтез глюкозы

4) 

синтез молекул АТФ

5) 

возбуждение хлорофилла

 

Для эффективной подготовки к исследованию и экзаменам, можно использовать задания на множественный выбор, например:

Почему рис выращивают не на склоне холма, а строят такие террасы? Выберите все верные ответы.

  

 1) 

Стены террас создают бассейны для удержания воды.

  

 2) 

На террасах удобнее пасти скот в периоды между засеванием риса.

  

 3) 

Горизонтальное расположение грядок препятствует смыву удобрений.

  

 4) 

Возведение стен позволяет разделять участки склона между крестьянами.

  

 5) 

На террасах удобнее отлавливать птиц и грызунов, ворующих зёрна.

  

 6) 

Стены террас защищают грядки от разрушения при землетрясении.

 

 

Учащийся должен выбрать все возможные варианты ответов, а т.к. он не знает точное количество ответов, то приходится применять все имеющиеся знания.

Выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности:

1. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

2. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.

3. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.

Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке биологии, - среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче ОГЭ, ЕГЭ и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

На формирование знания учебного материала используются следующие задания:

1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)

2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)

3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них

4. Найдите в тексте возможные ошибки

5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии.

На формирование понимания изучаемого материала целесообразно давать следующие задания:

1. Приведите примеры и контрпримеры к понятию, явлению, правилу.

2. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либо задания.

3. Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок).

4. Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.

5. Составьте вопросы по данному материалу, теме.

6. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем», «Почему» и т.д.

На формирование умений и навыков применяю такие задания:

1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания.

2. Выделите для себя из текста полезные новые знания.

3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность.

4. Ответьте на вопросы, связанные с действием и способом его осуществления: «Почему …», «Как …», «Каким образом …».

Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:

определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы

работа со схемами и графиками

выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы.

При работе с текстом на уроках используется множество различных приемов. Наиболее часто используемые:

комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное

составление простой таблицы на основе параграфа учебника

составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия биологических объектов или явлений

высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы

составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание - написание текста по указанной схеме

составление развернутых планов и конспектов параграфов

создание схематичного рисунка по тексту

нахождение биологических ошибок в предложенном тексте

заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу

составление кроссвордов

чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить биологический объект, описать его, объяснить суть или причину того или иного биологического явления или процесса.

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие приемы:

преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему

преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача - преобразование таблицы в набор диаграмм

решение различных биологических задач

работа со статистической матрицей данных - распределить обьекты из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями, указанным в таблице, посчитать определенные статистические показатели.

Кроме этого, рекомендуется использовать общие приемы формирования функциональной грамотности:

1) биологический диктант по терминам (5-11 классы).

2) в 10-11 классах можно ввести зачетную систему оценки знаний.

Примеры заданий.

Задания, направленные на формирование понимания изучаемого материала.

Учащимся предлагается следующая информация: «…Корни могут служить для запасания воды, что особенно хорошо видно на примере некоторых тропических орхидных. Наружная часть коры свисающих вниз придаточных воздушных корней этих растений состоит из крупных и пустых клеток, которые могут впитывать воду подобно губке. Во время дождя эти клетки наполняются водой, которая в них и хранится, и по мере необходимости используется растением.

У некоторых мангровых деревьев на стволах, на высоте прилива, развиваются корни, которые растут вниз и укрепившись в почве, прочно удерживают растения в мягком иле. Это ходульные корни. Они нередко встречаются и у деревьев, произрастающих на болотах, у ряда пальм, некоторых трав тропического леса и даже у кукурузы. Но наиболее эффектны ходульные корни знаменитого баньяна. Многочисленные придаточные корни баньяна растут вниз, укореняются и развивают собственную корневую систему. Благодаря этому одно дерево баньяна разрастается в целую рощу, которая может занимать площадь в несколько сотен квадратных метров».

Составьте 5 -6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».

Можно попросить ученика прокомментировать выполнение этого или любого другого задания. Данный прием помогает формировать понимание изучаемого материала, формирует общеучебные умения, а значит и грамотность.

Практические заданияпостановка эксперимента.

Учитель взял два стакана. В один насыпал на 1/3 сухих семян, а в другой столько же семян того же растения, но прорастающих. Поставил в стаканы термометры, закрепил их вертикально ватой, отметил, что температура одинаковая, и оставил до следующего дня.

Пронаблюдав действия учителя, сделайте записи, в которых отразите цель опыта, материалы и оборудование для его проведения, наблюдения за ходом опыта, учет результатов. Запишите предположительные выводы и сравните их с полученными по окончании опыта. Запишите верные выводы.

Задания, направленные на развитие внимания.

Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.

Фотосинтез протекает в (хлоропластах, митохондриях). При этом углекислый газ (поглощается, выделяется), кислород (поглощается, выделяется), а органические вещества (расходуются, накапливаются) и масса растения (увеличивается, уменьшается). При фотосинтезе растение (накапливает, расходует) энергию, необходимую для его жизнедеятельности. Задайте вопросы по данному тексту.

Задания, направленные на умение формулировать выводы, доказательства.

«Воздушное питание» растений

Растениям кроме воды и минеральных солей требуются углерод, азот и многие другие химические элементы, необходимые для построения органических веществ, являющихся основой любого растительного организма.

Началом изучения процессов образования органических веществ у растений стали опыты Д. Пристли (1733–1804).

1. Учёный поместил свечу под герметический стеклянный колпак, и через непродолжительное время свеча погасла. В тот момент объяснить прекращение горения свечи ученый не смог. 

t1700395618aa.png

Предположите, почему Д. Пристли не смог объяснить причину, по которой свеча погасла.

2. Исследователь продолжил свои эксперименты. Он поместил мышь под тот стеклянный колпак, в котором только что потухла свеча. Через непродолжительное время животное погибло. 

t1700395618ab.png

t1700395618ac.png

Какое предположение мог бы сделать Пристли на основании опыта с мышью?

  

 1) 

Мышь погибла от страха.

  

 2) 

Мышь погибла от перегревания, так как стекло задерживает тепло.

  

 3) 

Мышь погибла от испорченного горением свечи воздуха.

  

 

4) Мышь погибла от отсутствия пищи под стеклянным колпаком.

  

 

3.Д. Пристли исследовал причину смерти мыши под колпаком. Он взял два стеклянных колпака. Под один он поместил только мышь, а под другой – мышь и растение. Без растения мышь быстро погибла в течение нескольких часов, а мышь под колпаком с растением прожила несколько дней.

 

t1700395618ad.jpg

t1700395618ae.jpg

Какой вывод мог сделать Пристли из результата своего эксперимента?

 

 

 

Задания, на понимание методов научного исследования.

Пульсоксиметрия

Пульсоксиметрия проводится при помощи пульсоксиметра. Пульсоксиметр является неинвазивным, т.е. не связанным с проникновением через естественные внешние барьеры организма (кожа, слизистые оболочки), прибором. Он состоит из портативного монитора и фотоэлектрического зонда, который закрепляется на пальце руки или ноги, или на мочке уха пациента. Пульсоксиметр показывает величину пульса в ударах в минуту. Прибор также вычисляет значение, основанное на коэффициенте поглощения света при сокращении желудочков и общем расслаблении сердца, и показывает процент насыщения крови кислородом.

 

t1700395618af.jpg

В норме показания кислородонасыщенности крови при нормальной температуре у здорового человека составляют 95–98 %. Более высокие значения бывают при кислородной терапии, а значения ниже этого уровня указывают на дыхательную недостаточность.

1. Установите соответствие между примерами и процедурами.

  

Примеры

 

Процедуры

А) 

 

Измерение артериального давлении

Б) 

 

Внутримышечная инъекции

В) 

 

Измерение уровня сахара в крови

Г) 

 

Измерение жизненной ёмкости лёгких

Д) 

 

Удаление аппендикса

 

   

1) 

Инвазивные

2) 

Неинвазивные

 

 

 

 

 

 

Использование различных заданий на уроках возможно при индивидуальных и групповых методах работы. Предложенные для учащихся задания способствуют развитию таких компетентностей, как информационная, коммуникативная, бытовая, познавательная. Задания ориентированы на активизацию учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в группах, парах, индивидуально, находить решения в нестандартных ситуациях

Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач, допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные подходы к решению, разные варианты ответов. Ученики должны видеть идеальное конечное решение, не бояться предлагать и принимать разные варианты решений. Поэтому кроме обязательной части домашнего задания, предлагаю решить задачи.

На Крайнем Севере, в условиях полярной ночи и вечной мерзлоты, в теплицах выращивают огурцы и помидоры. Кругом снег, а в теплице зреют плоды. Каким образом создаются необходимые условия для выращивания данных овощей?

В опыте лист растения смазали вазелином. Несмотря на то, что этот лист хорошо освещался солнцем, органические вещества в нём не образовались. Почему?

На уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной, читательской  грамотности, глобальных компетенций у обучающихся. Использование вышеперечисленных методов и приёмов, их сочетание на уроках биологии, а также во внеурочной деятельности, существенно повышает уровень функциональной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.