12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Борзых Виталий Игоревич40
Россия, Кемеровская обл., Новокузнецк
3

История Японии XVI-XVII вв.



Технологическая карта по теме «История Японии в XVI-XVII вв.»

Тема:

«История Японии в XVI-XVII вв.»

Тип урока:

Урок изучения новых знаний

Форма урока:

Урок-лекция

Цели урока:

Образовательная: сформулировать представления об истории Японии, а также их культурных особенностях; обеспечить понимание ключевых терминов.

Развивающая: развитие познавательного интереса, мотивации, к изучению истории; способствовать развитию критического мышления; развитие умения анализировать информацию.

Воспитательная: содействовать в ходе урока формированию уважительного отношения к истории Китая; развитие умения выслушивать точку зрения своих одноклассников.

Необходимое оборудование

Учебник по всеобщей истории под редакцией Носкова за 7 класс.

Формы обучения:

Индивидуальная, парная.

Технологии:

Применение технологии развития критического мышления.

Основные понятия:

Cёгун, самураи, бусидо Ода Нобунага, ТоётомиХидэёси, Токугава Иэясу

Планируемые образовательные результаты:



Предметные

Метапредметные

Личностные



Формирование яредставления об особенностях и противоречиях военно-политического, социально-экономического, религиозного и культурного развития Японии и отношениях страны к европейцам в XVI—XVII вв.; яркие образы объединителей Японии и способов их борьбы за власть; систематизированные знания о предпосылках создания централизованного

Познавательные: ориентироваться в разнообразии способов решения учебной задачи; формирование умений делать выводы по теме.

Регулятивные: постановка учебной задачи на основе изученного и усвоенного материала; формирование навыков прогнозирования; осознание качества и уровня усвоения материала; формирование умения адекватно реагировать на трудности и не бояться сделать ошибку, понимать причины своего неуспеха и

Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу



самоизоляции страны от западноевропейского влияния в XVII в. и ее последствиях.

находить способы выхода из этой ситуации; формирование умений осуществлять личностную рефлексию.

Коммуникативные: строить понятныевысказывания; формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; формирование умения управления поведением одноклассников: коррекция, контроль и оценка их действий; владение диалогической и монологической формами речи.



Содержание деятельности на уроке

Этап урока

Результат

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Организационный момент

Коммуникативные: Координация деятельности на уроке.

Приветствует обучающихся и проводит перекличку.

Приветствуют учителя и откликаются на свое имя.

2. Стадия вызова

Личностные: формирование мотивации к обучению.

Коммуникативные:учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

Познавательные: ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Регулятивные: в сотрудничестве с учителем ставят новые учебные задачи; также пытаются сформировать обыденное представление о материале.

Учитель применяет примем «корзина идей». Он дает установку разделится на пары и записать все идеи связанные по теме урока.

После выполнения задания учитель объявляет тему урока.

Слушают установку и выполняют задания учителя. Записывают новую тему.

3. Стадия осмысления

Познавательные: умение слушать лекционный материал урока; критическое осмысление информации.

Коммуникативные: 

оформлять свою мысль в устной речи.

Слушать и понимать речь других.

Личностные: учёт позиции одноклассников.


Учитель дает установку заполнить сравнительную таблицу по истории Японии и Китая XVI-XVII вв. при прослушивании лекции.

Класс слушает лекцию и заполняет таблицу.

4. Стадия рефлексии

Познавательные

анализ и интерпретация информации, ее преобразование.

Регулятивные: оценка и осознание качества усвоения материала.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха и неуспеха в учебной деятельности.


Учитель дает установку на проведение парных мини-дебатов, в которых один обучающийся получает позицию «за», а другой – «против». После чего идет обсуждение основных результатов урока. Учитель просит сдать таблицы на проверку.

Обучающиеся выполняют установку учителя и участвуют в мини-дебатах. Сдают классную работу на проверку.

5. Домашнее задание


Учитель дает домашнее задание в виде сравнительной таблицы религиозных учений дальневосточных стран.

Обучающиеся записывают домашнее задание.

Конспект урока

Этапы урока:

Организационный момент (1 минута).

Учитель: «Здравствуйте, ребята. Давайте проведем перекличку».

Обучающиеся: приветствуют учителя, называют кого нет в классе.

2. Стадия вызова (6 минут, слайды №1-2).

Учитель: «Давайте составим «корзину идей». Сначала каждый индивидуально пишете в тетрадь все предположения связанные с историей Японии в изучаемый период. После чего обсудите со своим соседом по парте то, насколько близко ваши ожидания. По итогу выполненной работы каждая пара озвучит свои результаты. Какие возникли вопросы? Если все понятно, то приступайте к выполнению первого этапа. У вас 4 минуты».

Обучающиеся: выполняют индивидуальную часть задания.

Учитель: «Можно переходить к обсуждению».

Обучающиеся: работают в парах.

Учитель: Время вышло. Давайте теперь посмотрим на то, как вы себе представляете историю Японии в XVI-XVII вв.

3. Стадия осмысления (30 минут, слайды № 3-10).

Учитель: «Думаю, все согласны, что сегодня Япония является одной из самых развитых стран не только Востока, но и мира. Мало кто догадывается, что она была достаточно слабо развита вплоть до XIX века. Сейчас мы рассмотрим с вами, что представляет из себя Япония в XVI-XVII вв.

Перед началом лекции, перенесите в тетрадки таблицу, которую видите на презентации. Вам необходимо сравнить по ряду признаком Китай и Японию XVI-XVII вв. Тетрадки в конце урока необходимо сдать на проверку.

Таблица 10 – Сравнительная таблица

Критерии сравнения

Япония

Китай

Земельные отношения



Сословный строй



Религия



Деревенская община



Общие черты традиционного общества



В начале XVI в. Япония была разделена на несколько самостоятельных уделов. Уже во второй половине столетия движение за объединение страны возглавил самурай Ода Нобунага.Он лишил власти последнего сегуна из династии Асикага. В 1580 г. ему удалось объединить половину Японии. Его дело продолжил другой японский военный и политический деятель – ТоётомиХидэёси. Окончил этот процесс Иэясу Токугава.

В конце XVI – начале XVII вв. в Японии начался процесс преодоленияфеодальной раздробленности, также сформировался первый признак капитализма – торговая буржуазия. Иэясу Токугава подчинил своей власти князей всей Японии. С этого времени сёгуны Токугава стали полновластными правителями Японии в последующие 250 лет. Япония стала централизованным государством, где был установлен военный порядок. Правителем японского государства формально считался император – Микадо – «живой бог», сын богини солнца Аматэрасу. Он царствовал, следил за религиозными обрядами и жил в древней столице городе Киото. Реальная власть в стране принадлежала сёгуну. Она передавалась по наследству от отца к сыну.Город Эдо(Токио) – являлся резиденцией сегунов. Существовало деление на сословия – самураи, крестьяне, ремесленники, купцы. Самым привилегированным сословием были самураи – воины, у них был свой кодекс чести – бусидо, в случае нарушения которого воин должен был сделать себе харакири. Строго регламентировался образ жизни сословий. Официальные религии Японии – синтоизм и буддизм».

Большой любовью японцев пользовался театр кабуки («песни и танца»).Он сложился в XVII в. Искусство кабуки отличается большой условностью. Пантомима, правила движения актеров на сцене, парики, грим имеют многозначную символику. Спектакли были зрелищными, сопровождались музыкой.

Приход к власти Токугава означал также окончание контактов сЗападом, которые начались в 1540-х годах с прибытием португальских купцов, которые на целое десятилетие фактически монополизировали торговлю между Китаем и Японией. Нобунага, Хидэёси и Иэясу первоначально считали выгодным доброжелательное отношение к иностранцам, однако вскоре вероисповедание стало казаться потенциальным орудием подрывных действий. Хидэёси издал в 1587 эдикт антихристианской направленности, а в 1597 казнил несколько иностранных священников. Иэясу реагировал сходным образом и, постепенно усиливая свою власть (с 1606), спустя 8 лет объявил о намерении удалить всех миссионеров из страны. Преследования еще более ужесточились при втором и третьем сёгунах дома Токугава.

Настроения, вызванные гонениями на христиан, распространились и на сферу торговли. В результате английская фактория была заброшена в 1623, испанцы прекратили дела в 1624. Португальцам, постоянно обвинявшимся в предоставлении убежищ священникам и неофитам, было приказано покинуть страну по подозрению в причастности к мятежу, поднятому под руководством местных христиан в Симабара на о.Кюсю в 1637–1638. К этому времени были изданы эдикты, запрещавшие японцам заниматься коммерцией или совершать путешествия за рубеж. Таким образом, примерно с 1640, менее чем через 100 лет после прибытия первых европейцев, начался период добровольной изоляции (сакоку).

Появление европейцев на японских островах не только способствовало обострению междоусобных войн феодалов, давало толчок развитию морской торговли, но и вызывало опасность подчинения Японии европейскими колонизаторами, ведь испанцы и португальцы принимали участие в междоусобных войнах на стороне южных феодалов. В реальности европейской угрозы японцы могли убедиться на примере захваченных испанцами Филиппин. Существовала также и ощутимая опасность от маньчжуров, подчинивших своей власти Китай и Корею.

Главной причиной самоизоляции стало внутреннее положение в стране. Развитие внешней торговли в XV—XVI веках вызвало рост прослойки богатых горожан в морских портах. Их влияние, обусловленное огромными богатствами, стало настолько значительным, что грозило подорвать сами устои феодального строя. Поэтому японским феодалам для сохранения своего положения было необходимо нанести удар растущему могуществу местной торговой буржуазии, запретив ей заниматься внешней торговлей».

4. Стадия рефлексии (7 минут, слайд № 11).

Учитель: «Мы закончили тему. Теперь, чтобы закрепить материал, мы проведем мини-дебаты в парах. Тезис звучит так: «Основной причиной «закрытия» Японии стало развитие буржуазных отношений». Первый отстаивает позицию «за», второй – «против». На дебаты дается 5 минут. Время пошло».

Обучающиеся: делятся на пары и участвуют в мини-дебатах.

Учитель: «Время вышло. Давайте обсудим, какие аргументы можно подобрать по обеим позициям».

Обучающиеся: участвуют в обсуждении.

Учитель: «Молодцы. Вы хорошо справились с заданием».

5. Домашнее задание (1 минута, слайд № 12).

Учитель: «Домашним заданием будет сравнительная таблица по основным религиозным направления дальневосточных цивилизаций: буддизма, даосизма и конфуцианство. Перед тем, как покинуть класс, не забудьте сдать рабочие тетрадки на проверку».

Таблица 11– Сравнительная таблица

Критерии сравнения

Даосизм

Буддизм

Конфуцианство

Время появления




Страны с наибольшим количеством последователей в период раннего Нового времени




Общие мировоззренческие представления




Место человека в религии







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.