12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена Викторовна Шаринская264
Россия, Томская обл.

Технологическая карта уроков

1.Шаринская Елена Викторовна.

2.5 класс (русский язык).

3.Тема урока: Изложение с изменением лица (упражнение 547).

4.Место и роль урока в изучаемой теме. Это первый урок и второй уроки. Тип урока: урок развития речи.

5.Цель урока: создать условия для совместной познавательной деятельности в процессе изучения темы урока: «Изложение с изменением лица».

Планируемые образовательные результаты:

Предметные: знать о возможности использования существительных-синонимов для устранения неоправданных повторов одних и тех же слов, более точного выражения мыслей; уметь излагать содержание исходного текста с изменением лица.

Метапредметные: применение приобретённых знаний, умений, навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования.

Оборудование: компьютер, проектор.

Наглядно-демонстрационный материал: презентация.

Основные понятия: художественный стиль речи.

Используемые ресурсы:

1.Русский язык 5 класс. Учебник для общеобразовательных организаций с приложением на электронном носителе. В двух частях. ФГОС. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. 3-е издание. Авторы: Т.А. Ладыженская, М.Т. Баранов. Москва «Просвещение» 2014 год.

2.Т.В. Раман. Тематическое и поурочное планирование по русскому языку к учебнику Т.А. Ладыженской и др. «Русский язык 5 класс» (М. «Проcвещение»). Рекомендовано Российской Академией Образования. Издательство «Экзамен» Москва 2014 год.



Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения (универсальные учебные действия)

Промежуточный контроль

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала.

Вступительное слово:

-Давайте определим настрой на работу, своё настроение: (отличное, хорошее, не совсем готовы).

- Сегодня мы продолжим работу с текстом, определим его тип, тему, главную мысль, будем учиться писать изложение с изменением лица.

Слушают учителя, участвуют в диалоге с учителем. Размещают учебные материалы на рабочем столе, демонстрируют готовность к уроку.

Фронтальная

Познавательные: понимают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют необходимые действия, операции.

Коммуникативные: работают в парах (обмениваются мнениями, учатся понимать позицию партнёра).

Листы обратной связи

2.Актуализация и пробное учебное действие.









































































































































3. Выявление места и причины затруднения.

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях. Чтение текста и беседа по содержанию.

































































































































Эвристическая беседа.























































































Физкультминутка




















Текст изложения (в учебнике 2 часть с.81-82.).

1)Заболел я однажды, и мне дали путёвку в южный санаторий, где я никогда не бывал. (…) В приморском парке росли деревья и кусты, собранные со всех стран мира. Встречались здесь деревья с африканским знойным отливом в широких листьях. Фикусы росли на улице, а я-то думал, что они растут лишь в кадках по российским избам. Воспетые в восточных одах, широко стояли платаны и чинары, роняя на чистые дорожки мохнатые шарики с ниточками. Кипарисы, тёмные и задумчивые, и днём и ночью мудро молчали. (…) И пальмы, пальмы. Низкие, высокие, разлапистые, с шевелюрами современных молодых парней.

2) Бродил и бродил я по приморскому парку, глазел, дивился и вдруг увидел среди заморских кущ три берёзки толщиной с детскую руку. Глазам своим не поверил. Не растут берёзы в этих местах. Но они стояли на поляне в густой мягкой травке, опустив долу ветви. Берёзы и в наших-то лесах, если растут поодиночке, сиротами кажутся, а здесь и вовсе затерялись, не шуршали корою, не лопотали листом, и всё-таки от них нельзя было оторвать глаз. Белые стволы берёз пестрели, как весёлые сороки, а на нежной зелени зазубренных листьев было так хорошо, покойно взгляду после ошеломляющего блеска чужеземной, бьющей в глаза растительности.

Берёзки эти привезли вместе с травяной полянкой на пароходе, отпоили и выходили их, и они прижились. Но листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…

Я глядел на эти берёзы и видел деревенскую улицу. Козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа…

В.П.Астафьев.

-От чьего лица идёт рассказ? (От лица автора).

-Почему главному герою дали путёвку? (Он заболел.)

-Что такое путёвка? Сколько лексических значений имеет это слово? Как называются слова, имеющие несколько лексических значений?

- В каком словаре мы можем узнать значение слов? (В «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова.)

Ребята сначала дают своё толкование слова, а затем находят в словаре С.И.Ожегова значение слова «путёвка» и сравнивают.

Путёвка, -и, ж.

1. Удостоверение, выдаваемое лицу, направляемому куда-нибудь.

2. Листок у водителей транспорта с указанием маршрута и выполняемого задания. (Спец.)

-Каково лексическое значение слова «санаторий»?

Ребята находят словарную статью в словаре С.И.Ожегова.

Санаторий, -я, м. Лечебное учреждение, оборудованное для лечения и отдыха.

-Где находится санаторий? (На юге страны.)

-Бывал ли там раньше автор? (Нет, он там впервые.)

-Куда пошёл гулять главный герой? (В парк.)

-Почему парк называется приморским?

-Чем поразил автора этот парк? (Там росли деревья и кустарники со всего мира.)

Какие деревья там росли? (Фикусы, платаны, чинары, кипарисы, пальмы.)

Учитель открывает слайды с изображением названных растений.

-Что поразило главного героя при виде фикусов? (Они росли не в кадках, а на улице.)

-Автор пишет, что платаны и чинары «воспеты в восточных одах». Давайте посмотрим значение слова «ода».

Учащийся читает словарную статью из «Толкового словаря русского языка» С.И.Ожегова.

Ода, -ы, ж. Торжественное стихотворение, посвящённое какому-нибудь событию, герою, реже предмету.

-На что похожи семена чинар? (На мохнатые шарики с ниточками.)

-Какие пальмы увидел главный герой? (Низкие, высокие, разлапистые.)

-С чем сравнивает В.П.Астафьев листья пальм? (С шевелюрами современных молодых людей.)

























Определение главной мысли текста и подбор к нему заголовка.

-Сделаем вывод о содержании 1-й части текста. (В 1-й части В.П. Астафьев описывает приморский парк с экзотическими растениями.)

-Почему, на ваш взгляд, текст разделён на две части? (В 1-й части говорится об экзотических растениях, а во 2-ой части – о русских берёзках.)

-Такой приём называется противопоставлением.

-Что увидел автор среди заморских кущ? (Берёзы.)

-Как вы понимаете значение слова куща?

Учитель сообщает, что в «Толковом словаре русского языка» С.И.Ожегова отсутствует это слово, но есть однокоренное «кущение», которое значит «то, что кустится».

- Почему главный герой «глазам своим…не поверил»? (Берёзы здесь не растут.)

-Что обозначает этот фразеологизм? В каком словаре можно найти ответ на этот вопрос? (Во фразеологическом.)

-Посмотрим значение оборота в «Новом фразеологическом словаре русского языка» А.Д.Куриловой.

Учитель зачитывает словарную статью с толкованием фразеологизма.

Не верить своим глазам – страшно удивляться, поражаться и т.п. чему-либо увиденному.

-Почему автор называет берёзы сиротами? (Они одиноки среди заморских растений.)

-Какие глаголы использует автор, характеризуя действия берёз?

-Запишите эти глаголы в тетрадь.

-Как сравнивает автор свои ощущения от созерцания берёз и чужеземных растений? Сравним: покойно взгляду после ошеломляющего блеска…бьющей в глаза растительности.

-Как появились берёзки в парке? (Привезли на пароходе, отпоили, выходили, они и прижились…)

-В чём была особенность их роста? Запишите свой ответ.

(… листья берёз лицевой стороной были повёрнуты к северу, и вершины тоже…)

-Как вы думаете: почему? (Они будто стремились на Родину.)

-О чём вспомнил автор, глядя на берёзки? Ответ запишите. (Видел деревенскую улицу, козырьки ворот, наличники окон в зелёной пене берёзового листа.)

-Что представляют собой козырьки ворот? Наличники окон?

Учитель поясняет, что «козырьком» ворот является небольшой навес над ними, а «наличником» - накладная планка на оконном проёме.

-Как вы понимаете выражение «зелёная пена берёзового листа».)

-Как можно озаглавить 2-ю часть текста? («Берёзки в приморском парке», «Нет дерева сердцу милей», «Берёза – символ Родины».)

Выделение трудных для написания слов, составление плана изложения.

Примерный план:

1.Три берёзки среди заморских кущ.

-Глазам своим не поверил.

-Берёзы стояли, опустив долу ветви.

-От них нельзя было оторвать глаз.

-Было так хорошо, покойно взгляду.

2. Листья берёз и вершины были повёрнуты к северу.

3.Он глядел на берёзки и видел …

Организует и сопровождает совместную деятельность учащихся.


Мы ладонь к глазам приставим,

Ноги крепкие расставим.

Поворачиваясь вправо, Оглядимся величаво.

И налево надо тоже

Поглядеть из-под ладошек.

И – направо! И ещё

Через левое плечо!


Отвечают на вопросы. Строят понятные для партнёра высказывания. Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, выделяют трудные для написания и понимания слова.

























































Дают толкование слова «путёвка», выясняют, что это многозначное слово.











Определяют, что в тексте слово употреблено в первом значении.















Отвечают на вопросы.





Рассматривают фотографии и отвечают на вопросы.



























Обдумывают ответы на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов, записывают определения, выделяют трудные для написания и понимания слова, составляют план изложения.







Отвечают на вопросы, выполняют задания.


































































Выполняют задания

Индивидуальная, групповая.










































































































































Фронтальная
























































































Фронтальная




















Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи.

Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу.

Коммуникативные:

слушают, задают вопросы, отвечают на вопросы других,

формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.













































































































Личностные: имеют желание осознавать свои трудности и стремятся к их преодолению; проявляют способность к самооценке своих действий, поступков.

Познавательные: устанавливают причинно-следственные связи, делают выводы.

Регулятивные: осознают недостаточность своих знаний.

Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации.



































































































Устные ответы. Задают вопросы для уточнения информации.








































































































































Задают вопросы для уточнения информации, устные ответы.

4.Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам.

- Вспомним автора текста. (В.П.Астафьев.)

- Кто он? (Писатель.)

- Какую задачу ставит перед собой В.П.Астафьев? (Автор написал текст для читателей.) В нём он передаёт своё отношение к берёзкам, которые увидел в приморском саду, а также свои чувства, испытанные им при этом. Текст образен и эмоционален. Это художественное произведение.)

-Продумал ли автор тему и идею произведения? Обдумана ли речь? (Тема и идея продуманы в художественной форме. В.П.Астафьев тщательно отбирал лексические, синтаксические средства.)

-Ваша задача – написать изложение 2-й части текста от 3-его лица. Помимо местоимения «он» можете употреблять контекстные синонимы «главный герой», «В.П.Астафьев», «рассказчик».

Возможные варианты дальнейшей работы:

1) запись по памяти изложения по вопросам;

2) выборочное списывание по вопросам;

3) запись ответа на один из вопросов.

Выбор варианта работы по уровням сложности.

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учителем.





















Пишут изложение (черновой вариант)


Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя.

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания, осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.



5.Творческая практическая деятельность по реализации построенного проекта.

Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Составление связных рассказов, письменная работа.

Написание изложения (или выбранный вариант задания для более слабых детей).

Создаёт условия для устранения перегрузки учащихся и овладения новым учебным материалом непосредственно на уроке.


Индивидуальная

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные связи, делают обобщения, выводы.

Письменная работа.

6.Первичное закрепление с комментированием во внешней речи.

Обобщение и систематизация знаний, формирование рациональных способов применения их на практике. Проверка черновых вариантов.

Контролирует правильность работы детей.

Работа с черновиками. Отвечает на вопросы, под руководством учителя выполняют проверку.

Фронтальная, индивидуальная.

Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск необходимой информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти.)

Задают вопросы для уточнения информации.

7.Включение в систему знаний и повторение.

Работа учащихся в парах, составление диалога. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание.

-Что нового, интересного узнали сегодня на уроке?

-Что понравилось, запомнилось, удивило?

-Что полезного для вас было сегодня на уроке?

-Что пригодится в будущем?

-Над чем заставил задуматься материал урока?

Формулируют собственные мысли, высказывают свою точку зрения. Делают выводы. Выполняют задание, отвечают на вопросы.

Групповая.

Регулятивные: оценивают свою работу; исправляют и объясняют ошибки.

Коммуникативные:

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.

Устные ответы.





Опубликовано в группе «Русский язык и литература в средних классах»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.