12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Бриштен Светлана Васильевна32

К вопросу Патриотического воспитания обучающихся на уроках математики (из опыта работы)

Бриштен С.В., учитель математики,

Гимназия № 5 Ворошиловского 

района Волгограда

г. Волгоград, Волгоградская область

 

Автор подчеркивает огромную роль, принадлежащую математике, в формировании патриотизма у обучающихся. Материал содержит опыт автора и носит прикладной характер (в разработке приведены примеры используемых автором заданий и задач). В конце материала подводятся итоги, и даётся библиографический список.

«Мы должны строить свое будущее

на прочном фундаменте.

И такой фундамент - это патриотизм…»
В.В.Путин

Все чаше в последние годы, а может быть и последнее десятилетие на страницах печатных изданий и экранах телевидения встречается информация о «потерянном» подрастающем поколении, лишенном всяких нравственных устоев, циничных, не уважающих старших, не любящих свою страну. Наблюдается отчуждение молодежи от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа. В обществе ощущается «дефицит нравственности».

Действительно, работая в учебном заведении, замечаешь, что с каждым годом подрастающее поколение, к сожалению, меняется далеко не в лучшую сторону. Да, с одной стороны мы «сеющие разумное, доброе, вечное», а с другой виртуальные собеседники, блогеры, которые для подростка чаще более значимы, более авторитетны. Информация, полученная из сомнительного контента сети Интернет, часто деструктивна и насаждает подростку мысли лишь потребительского характера по отношению к своему краю, стране, Отчизне. Негативные тенденции превосходства материальных ценностей над духовными развиваются, и всячески подпитываются. И как результат проявлений духовной опустошенности и низкой культуры - утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа. Все это лишь подтверждает возрастающую с каждым годом актуальность патриотического воспитания детей и подростков. И задача педагога вести постоянную работу в данном направлении. Данная работа, конечно же, ведется во всех образовательных учреждения, не исключение и наша гимназия. Целью воспитательной работы гимназии является развитие творческой социально-активной личности, обладающей чувством национальной гордости и ответственности за судьбу Отечества и своё будущее. На базе гимназии сформирован и активно работает разновозрастной юнармейский отряд. Наши гимназисты принимают участие во всех патриотических мероприятиях. Среди последних: Вахта Памяти, городской турнир «Во славу Отечества», акция «Имена героев в названии улиц» и другие.

Такую работу необходимо проводить не только во внеурочной деятельности, но и непосредственно во время образовательного процесса. Учитывая требования Федерального государственного образовательного стандарта, патриотическое воспитание должно осуществляться посредством каждого урока в современной школе. Как учитель - предметник на своих уроках стараюсь использовать возможность формирования патриотизма учащихся, в том числе и средствами уроков математики и в данной работе хотела поделиться своим опытом при работе в данном направлении. Одним из составляющих патриотического воспитания является осознание учащимися их причастности к истории своей страны, области, города, населенного пункта, чувства гордости и любви за свою малую родину. Математика позволяет доступно в числовой форме изложить материал в задачах о стране, Волгограде и области, и такие задания вызывают у ребят наибольший интерес, т.к. активизируют их познавательную деятельность, формируют симпатию к стране, родному краю. В обучении математике с точки зрения патриотического воспитания огромную роль играет подбор математических задач для уроков с учётом дидактических и методических требований. На уроках можно предложить задачи о флоре, фауне, населении нашей области (статистические данные), задачи связанные с историей, памятниками культуры и истории. Решение задач на военную тематику способствует воспитанию чувства гордости за свою Родину, за труд ученых, инженеров и рабочих, создавших боевую технику. Решение задач с практическим содержанием дает возможность учащимся задуматься о тяготах военных лет.

Вне зависимости от возраста и темы, можно, используя архивные данные, справочники и интернет, составить задания на краеведческом материале. Данные задания не только могут сформировать вычислительные навыки учащихся, но и повысить их уровень знаний о родном крае, стране, пробуждают чувства сопричастности с прошлым и настоящим своей малой родины и России. Составлять такие задачи к уроку не так и сложно. Главное, выбрать тот материал, который оставит яркое впечатление в душе ребенка.

В любом классе могут быть использованы:

- текстовые арифметические задачи. Фабула задач содержит факты и знания о стране или краеведческого характера. Задача может содержать большое количество сведений, необходимых для решения поставленных подзадач и направлена не только на воспитания патриотов, но и на развитие смыслового чтения, умение выискивать необходимую информацию (задачи такого рода в ВПР и ОГЭ); могут быть также предложены задачи на выбор оптимального варианта также на краеведческом материале

Пример: №1. Общая протяжённость границ области - 2221,9 км. Если турист будет проходить в день по 28 км, сколько ему понадобится дней, обойти край по границе?

2. Концентрация соли в Мёртвом море  в 1 литре содержится около 337 грамм соли Содержание солей в озере Эльтон в 1,5 раза больше чем в знаменитом Мертвом море.  Рассчитайте соленость Эльтона.

3. Площадь бассейна реки Волга 1360000 квадратных км, что составляет 1/3 территории европейской части России. Найди площадь территории европейской части России.

4.  Площадь бассейна реки Дон 422,5 тыс. км², ее левый приток Хопер имеет площадь бассейна на 361,4 1 тыс. км² меньше, а площадь бассейна реки Волга на 937,5 тыс. км² больше по сравнению с Доном.

Найди а)площади бассейнов рек Хопер и Волги;

Б) Округлив площадь бассейна реки Дон до сотен, найдите какую часть его площадь составляет от площади бассейна реки Волга

5. Из Москвы и Волгоград навстречу друг другу одновременно вышли два поезда. Первый поезд прошел 2/5 пути, а второй прошел 3/7 всего пути. Произошла ли встреча этих поездов? Если нет какая часть пути не пройдена.

6. Самый крупный и в России, и в Европе речной вокзал (Волгоград) был построен во второй половине 20 века. Это - крупнейшее сооружение подобного типа в Европе; длина здания составляет 296 метров, ширина – 36 метров, а высота по верхней точке - 47 метров. Сопоставьте размеры Волгоградского речного вокзала и размеры Красной площади общая длина, которой - 330 метров, ширина - 75 метров.

7. По статистическим данным 10 самых длинных улиц мира (расположеные по убыванию):

10. Проспект Ривадавия в Буэнос-Айресе (Аргентина) -14,6 км

9. Московский проспект в Харькове (Украина) -18 км

8. Улица Софийская в Санкт-Петербурге (Россия) - 18,3 км

7. Улица Бродвей в Нью-Йорке (США)- 25 км

6. Улица Динмухамеда Кунаева в Текели (Казахстан)-35 км

5. Вторая Продольная магистраль в Волгограде (Россия)-50 км

4. МКАД в Москве (Россия) -109 км

3. Приморское шоссе в Санкт-Петербурге (Россия) -170 км

2. Улица Сукхумвит в Бангкоке (Тайланд) - 491 км

1. Улица Янг-Стрит в Торонто (Канада) - 1896 км

На сколько километров Вторая Продольная магистраль в Волгограде а) больше Проспект Ривадавия в Буэнос-Айресе; б) меньше Улицы Сукхумвит в Бангкоке. Постройте столбчатую диаграмму.

В зависимости от класса возможны вопросы не на сколько, а во сколько раз больше/меньше.

Задание/задача может быть содержать целый ряд межпредметных связей, развивать вариативность, умение анализировать информацию, делать правильный выбор, «вычленять нужную информацию» из большого блока (схожие практико-ориентированные задачи включены в ВПР, ОГЭ).

Пример: №1. Стадион «Арена», построенный в Волгограде к чемпионату мира по футболу 2018 года. Размер футбольного поля 105 м х 67 м. Ежегодно на футбольном поле необходимо производить сплошной подсев газонной травы. Средний расход семян составляет 10 кг на 350 кв. м. Примерные цены на продукцию разных производителей:

1.Мешок 10 кг качественной травосмеси «Либеро спорт» производства Германия составляет 7 230 рублей.

2.За траву газонную спортивную Футболист (20 кг) российского производителя АгроСемТорг надо отдать 6700 руб.

3.Травосмесь PRO Спорт 7 кг от компании «Русские Травы» стоит 7200 руб. Сколько рублей будет стоить материал, если выбрать наиболее дешевый вариант?

2. По территории Волгоградской области протекает около 190 рек различной величины. Во́лга - река в европейской части России (небольшая часть дельты Волги, вне основного русла реки, находится на территории Казахстана). Волга одна из крупнейших рек на Земле и самая большая по водности, площади бассейна и длине в Европе, а также крупнейшая в мире река, впадающая в бессточный водоём.

Река Волга имеет длину 3530 км, из которых 3212 км она протекает за пределами Волгоградской области. Найди протяжение Волги по территории области? Река Дон имеет длину 1870 км. Во сколько раз длина Волги превышает длину Дона? (ответ округлите до десятых/целых)

- задачи на кодирование и декодирование информации. Такие задачи связаны с выполнением различных вычислений, по результатам которых можно расшифровать какой-либо термин, название (рек, городов, и т.д)

Пример: Расшифруй слово, приток одной из рек, протекающих в Волгоградской области, расположив ответы примеров в порядке увеличения.

205:(-2) =

О

-615,6 : 54 =

Ё

3-215 =

Х

-9 - 1,1=

Р

-228*0,25 =

П

 

- задачи статистического характера (при изучении статистических характеристик в курсе алгебры 7 класса при составлении заданий можно использовать данные ежегодных статистических сборников по области и городу, например «Волгоградская область в цифрах»; такие задания возможно составлять и по архивным данным. Например: по имеющимся данным найти соотношение сил (личный состав/танки/самолеты/орудия) Германии и России на 19.11.1942 г. Данные может быть предложены как в табличной форме, так и в виде инфографике – пример представлен).

t1687975967aa.jpg

По этим же данным для 6 класса может быть предложена задача на проценты или с формулировкой «на сколько / или во сколько раз больше/меньше). Такие задачи перестают быть абстрактными

Может быть предложена задача на сопоставление (в абсолютных и относительных величинах монумента «Родина мать» и отдельных статуй).

t1687975967ab.jpg

- геометрические задачи

Пример: №1. Диаметр купола Волгоградского планетария равен 25 м, найдите а) радиус купола; б) длину окружности купола; в) длину дуги

2. Волгоград «Арена» имеет форму перевернутого усеченного конуса высотой 49,5 м и диаметром около 303 м, в основании диаметр равен 262 м. Найти площадь боковой и полной поверхности и объем усеченного конуса (за размеры принять размеры стадиона).

Работа с задачами военно-технического содержания также позволяет формировать чувства патриотизма у обучающихся. Под задачей с военно-техническим содержанием следует понимать задачу, сформулированную в области военной техники, истории военной техники, решение которой требует использования физического, математического аппарата (данные задач должны быть реальными, или близкими к тем, которые встречаются на практике, в действительности, или отражающими исторические сведения о характеристиках и развитии отечественного оружия; условия и процесс решения задач должны раскрывать преимущества российской военной техники перед зарубежной, показывать приоритет наших учёных, конструкторов в создании современного вооружения; в условия задач следует включать материалы, рассказывающие об использовании Советской армией оружия в годы Великой Отечественной войны.

В зависимости от возраста и проходимых тем, могут отличаться и используемые формы и приемы. Здесь при формировании гражданственности и патриотических чувств можно кроме использования практических задач, предложенных учителем, дать задание составить задачи по тем или иным данным статистики и краеведческого материала. Работа по составлению задач может быть предложена как на занятии, так и в качестве домашнего задания. Такой приём обучения активизирует ребят, способствует выработке у них умений применять полученные знания на практике. Составление и решение задач особенно эффективно при закреплении и повторении материала. Также может быть предложено, приготовить сообщения или проекты. Например: Математики в деле Победы; Учёные-математики в годы Великой Отечественной войны и т.д.

В заключении хочется сказать, что «в детях уже есть зародыш любви к Родине, а педагоги должны способствовать его правильному развитию, необходимо опираться на инстинктивный характер патриотизма в воспитании детей». Решение практических задач, содержащих материалы краеведения и исторические сведения включающих исторические сведения, способствует развитию кругозора учащихся и познавательного интереса не только к предмету «Математика», но и к предмету «География» «История», «Биология»; позволяют сделать урок математики не просто уроком вычислений и заучивания формул, а уроком, который, а пробуждает чувства сопричастности с величием собственных предков, предметом на котором также формируются чувства любви к родному краю, к своей стране.

Список литературы:

Волгоградская область в цифрах. 2021: краткий стат. Сб. Волгоград: Волгоградстат, 2022

Выступления Президента Российской Федерации В. В. Путина на встрече с представителями общественности по вопросам патриотического воспитания молодeжи, г. Краснодар, 12 сентября 2012 г. https://mediamera.ru/post/14382 (дата обращения: 18.01.2023)

Сборник математических заданий и задач с использованием краеведческого материала города Волгограда и Волгоградской области (для 4 класса) https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/2020/05/18/sbornik-matematicheskih-zadaniy-i-zadach-s-ispolzovaniem

Сталинградская область в Великую Отечественную войну: подвиг народа в цифрах статистики. Статистический сборник / Терр. орган Фед.службы гос. статистики по Волгоград. обл. – Волгоград : Волгоградстат,2020 – 120 с.

Циулина, М.В. К вопросу о воспитании патриотизма / М.В. Циулина // Цивилизация – культура – образование: из прошлого в будущее: материалы 24 Международной научно-практической конференции. Ч. 2. – Екатеринбург: УрГПУ, 2009. – С. 196–202 (0,44 п.л.).

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.