12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Жагорина Анна Сергеевна48
Россия, Волгоградская обл., Волгоград
3

Статья «Коллективное творческое дело (КТД) как один из эффективных способов формирования и развития креативного мышления»

Коллективное творческое дело (КТД) как один из эффективных способов формирования и развития креативного мышления

 

...творчество существует не только там,

где оно создает великие исторические произведения, но и везде там, где человек воображает, комбинирует, изменяет и создает что-либо новое...

Л.С. Выготский


 

 

Сегодня в научных источниках можно встретить термин «креативное мышление». Что же это такое?

Креативность (от лат. creatio творчество) умение человека отступать от стандартных идей, правил и шаблонов. К тому же креативность предполагает присутствие прогрессивного подхода, воображения и оригинальности.

Креативность является особым обязательным условием для занятия творчеством. В результате чего, творческая личность всегда обладает креативностью, это неотъемлемая её часть.

  Креативность – способность порождать необычные идеи, отклонение от традиционных схем мышления, быстро решать проблемные ситуации.

 Значит, креативность можно рассматривать как способность к новым открытиям в области образных средств языка, способов действий и поиске ответов на вопросы, способность к фантазированию и моделированию, к искусству и творчеству. По мнению российских педагогов, характерными особенностями креативного мышления являются оценочность, собственное мнение и рефлексия собственных суждений, самовыражение в творческой деятельности.

Развивать и формировать креативное мышление можно в урочной во внеурочной деятельности. Остановлюсь на последней

              Чтобы у детей постоянно происходило развитие креативного мышления и творческой деятельности, во внеурочной деятельности я использую различные методы и приемы.

Это могут быть: 
1. субъективно-творческие задания; 
2. игры, олимпиады, конкурсы, викторины; 
3. проектные работы; 
4. наблюдения и эксперименты; 
5. выступления на праздниках и внеклассных мероприятиях и др.

Главная цель моей работы с детьми научить учащихся мыслить творчески. Дети всегда должны находиться в поиске, каждый раз открывая для себя что-то новое. В творческой обстановке всегда рождаются новые идеи, замыслы, возникает атмосфера сотрудничества, которая в свою очередь рождает вкус к творчеству. Поэтому в своей работе я использую современные педагогические технологии, одна из которых - технология коллективного творческого дела.

Идея, принципы и алгоритм технологии. Эта технология воспитательной работы разработана достаточно давно, в настоящее время она модифицирована для требований новых социальных условий.

Технология основана на подготовке и проведении школьниками коллективного творческого дела, что и определяет ее развивающее значение.

Цель КТД: создание в классном сообществе комфортной атмосферы жизнедеятельности, побуждающей к проявлению и развитию своих способностей, индивидуальному и коллективному творчеству, овладению умениями и навыками самоуправления.

Идея технологии КТД — организация такой деятельности коллектива детей, которая порождает у них чувство коллективного или индивидуального авторства.

Алгоритм организации и проведения КТД состоит из следующих этапов.

1. Принятие решения о проведении дела.

2. Целеполагание.

3. Прогнозирование и планирование КТД.

4. Реализация намеченного (проведение дела).

5. Коллективный анализ выполненного.

Сегодня я представлю опыт работы школы по разработке модуля «Школьные медиа» с применением технологии КТД.

В рамках реализации данного модуля обучающиеся получат возможность овладеть такой компетенцией как креативное мышление. Основной целью программы является развитие функциональной грамотности обучающихся, создание условий для формирования и развития у обучающихся:

- возможности продуктивно действовать в ситуациях новизны и неопределенности, когда нет заранее известных способов действий, гарантированно ведущих к положительному результату;

- возможности создавать что-либо, обладающее новизной и оригинальностью;

- способности продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствования идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, нового знания, эффектного выражения воображения.

Медиа в школе –это совместно создаваемые школьниками и педагогами средства распространения текстовой, аудио и видео информации. Так называемый контент. Юные журналисты и корреспонденты могут попробовать себя в деле работы со СМИ. Какую же цель преследует данное направление?

Итак, обратимся к его содержанию, взятому из примерной программы.

Цель школьных медиа – обмен оперативной информацией, развитие коммуникативной культуры школьников, формирование навыков общения и сотрудничества, поддержка творческой самореализации учащихся.

Воспитательный потенциал школьных медиа реализуется в рамках следующих видов и форм деятельности:

- разновозрастный редакционный совет;

- школьная газета для старшеклассников;

- школьный медиацентр;

- школьная интернет-группа;

Остановлюсь подробнее на школьной газете.

Возможности школьной прессы огромны: газета является вестником информации школьной жизни, средством общения обучающихся, учителей и родителей, способствует развитию творческих способностей обучающихся и выступает одним из способов самовыражения и самореализации.

Школьная пресса занимается освещением и популяризацией учебно-воспитательного процесса. Газета «Школьные окна » выпускается с сентября 2022 года. Во главе газеты стоит школьный пресс-центр, состоящий из учителя русского языка и литературы и учеников школы, осуществляющих непосредственную работу над газетой. Пресс-центр разрабатывает концепцию, направленность и дизайн газеты, обсуждает содержание номеров, предлагаемые публикации; юные журналисты готовят статьи, рисунки и фотографии в газету, работают над её оформлением. Газета оформляется фотоснимками запечатленных мероприятий и рисунками обучающихся нашей школы. Газета «Школьные окна» является средством объединения детей разных классов. Она помогает формировать общественное мнение в школе, служит средством развития личности ребенка, способствует созданию в школе дружного коллектива.

Сам процесс выпуска школьной газеты, отбор статей, заметок, стихов помогает раскрыть творческий потенциал обучающихся; делать их выбор – работу юнкором – осознанным. Газета помогает выявить лучшие качества личности, сформировать нравственные приоритеты, подготовить учеников к выбору профиля в обучении. Кроме того, происходит совершенствование умения четко, логично, грамотно выражать свои мысли. Процесс создания школьной газеты – творческий и увлекательный. Он включает в себя такие этапы работы:

Создание творческой группы.

Распределение функциональных обязанностей.

Определение стиля и названия газеты.

Сбор и обработка информации.

Составление макета газеты.

Работа над выпуском номера школьной газеты.

Презентация готового издания.

Как сдается материал :

Статья должна быть сдана в печатном виде.

Если в статье используется иллюстративный материал, он также должен быть подписан или передан в редакцию на электронном носителе.

Школьная газета играет большую роль в жизни издающих ее подростков. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач.

Юные журналисты постоянно пополняют необходимый уровень умений и навыков, составляющих  коммуникативную и информационную компетенции:  овладевают  устной речью, приемами оформления текста ( созданием текстовых документов, правилами подачи информации в презентации). Эффективно  работают  в группе, ищут и   находят  компромиссы. Пользуются в работе способами работы с информацией. Критически  относятся к получаемой информации, учатся выделять главное, оценивать степень достоверности.

Были определены обязанности членов редакции, каждый из них должен работать над определенной рубрикой.

Рубрика 1 - «Мое свободное время» - рассказывает о школьных и внешкольных мероприятиях, проводит интервью с участниками, призерами и победителями конкурсов.

Рубрика 2 - «Наш спорт» - пишет статьи о спортивных соревнованиях в школе; берет интервью у лучших спортсменов школы;

Рубрика 3 – «Проба пера» - издает литературную страницу с публикацией творческих работ учащихся.

Рубрика 4 – «Обо всем понемногу» - размещает интересный материал различного содержания.

Рубрика 5 – «Памятные даты» - рассказывает о различных памятных датах, школы, района, города и т.д.

Рубрика 6 – «Поздравляем».

Отчетом о проделанной работе творческих групп становится выпуск очередного номера газеты.

Выпуск №1, сентябрь, посвящен началу учебного года

Выпуск №2 (спецвыпуск), октябрь – ко Дню Учителя.

Выпуск №3, ноябрь– ко Дню Матери.

Выпуск №4, декабрь – подведение итогов уходящего года, встреча Нового года.

Выпуск № 5 январь - ко 2 Февраля (Сталинградская битва)

Выпуск № 6 февраль – 23 Февраля и 8 Марта

Выпуск № 7 март – ко Дню Космонавтики

Выпуск № 8 апрель – к 9 Мая

Выпуск № 9 мая – подведение итогов уходящего учебного года

Мы стараемся делать школьную газету востребованной и интересной, получить признание читателей. Ведь успех газеты зависит именно от связи с аудиторией. Но самым главным достоинством в этом направлении считаю воспитательную функцию. Школьная газета является в первую очередь средством создания в школе настоящего крепкого творческого коллектива, формированием общественного мнения. В результате работы школьного пресс-центра каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к жизни школы.

Таким образом, общешкольная газета –это способ самореализации, развития ученика, способ привлечения подростков к участию в работе СМИ, в частности, к изданию школьной периодики. Реализация данной программы позволяет создать базу для развития и формирования креативного мышления потенциала учащихся.

Работа в данном направлении нами совершенствуется: в перспективе планируем освоить графические редакторы, глубже изучить основы журналистики.

Работа по созданию школьной газеты – идеальное подспорье в создании образовательного пространства, формировании у обучающихся познавательной самостоятельности и активности, развития креативного мышления. В связи с этим отмечаются высокие результаты обучения и воспитания обучающихся :

1. Увеличение количества обучающихся (в процентах), принимающих участие в предметных конкурсах

2. Увеличение количества и повышение качества творческих работ учащихся.

Все, что имеется из форм медиа сегодня в нашей школе, будет дальше развиваться и совершенствоваться. Очень важный момент – передача опыта работы новому поколению школьников и педагогов, привлечение к работе со школьными медиа родительской общественности.

Модуль «Креативное мышление» отражает новое направление функциональной грамотности. Введение этого направления обусловлено тем, что сегодня, как никогда раньше, общественное развитие, развитие материальной и духовной культуры, развитие производства зависят от появления инновационных идей, от создания нового знания и от способности его выразить и донести до людей. Привычка мыслить креативно помогает людям достигать лучших результатов в преобразовании окружающей действительности, эффективно и грамотно отвечать на вновь возникающие вызовы. Именно поэтому креативное мышление рассматривается как одна из составляющих функциональной грамотности, характеризующей способность грамотно пользоваться имеющимися знаниями, умениями, компетенциями при решении самого широкого спектра проблем, с которыми современный человек встречается в различных реальных ситуациях. Содержание занятий направлено на формирование у обучающихся общего понимания особенностей креативного мышления. В ходе занятий моделируются ситуации, в которых уместно и целесообразно применять навыки креативного мышления, учащиеся осваивают систему базовых действий, лежащих в основе креативного мышления.

Использование в настоящее время таких коллективных форм работы (обучение в сотрудничестве) способствует реализации воспитательных целей обучения: школьники становятся субъектами общения, учатся воспринимать, осмысливать и оценивать позицию другого человека, регулировать свое поведение согласно условиям общения. В данном виде деятельности формируется человек культуры — творческая личность.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.