12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гупалова Людмила Аркадьевна308
Россия, Ленинградская обл., Гатчина
3

Конспект коррекционного занятия на тему «Слова, обозначающие признаки предметов. Зима. Новый год» (1 класс)


Конспект группового коррекционного

( логопедического) занятия на тему «Слова, обозначающие признаки предметов. Зима, Новый год» с обучающимися 1го класса с нерезко выраженным общим недоразвитием речи и задержкой психического развития.



Тема занятия: Слова, обозначающие признаки предметов. Зима, Новый год.

Тип урока: Урок закрепления изученного.

Цель: Развитие умений в подборе слов – признаков.

Коррекционно-обучающие задачи:

закреплять понятия о словах, обозначающих признаки предметов,

отрабатывать навыки подбора прилагательных.

Коррекционно-развивающие задачи:

совершенствовать слуховое внимание и память,

развивать логическое мышление,

закреплять навыки звукового анализа,

обогащать и активировать словарь,

снимать психоэмоциональное напряжение, мышечные зажимы.

Коррекционно-воспитательные задачи:

воспитывать доброжелательное отношение между детьми,

формировать навыки оценки своего труда с помощью модели «Эмоциональная самооценка».

Коррекционно-оздоровительные задачи:

развивать межполушарное взаимодействие с помощью кинезиологических упражнений (обучение расслаблению, снятию эмоционального напряжения, дыханию; развитие остроты зрения, мелкой и артикуляционной моторики, переключаемости, распределения внимания, зрительно-моторной координации; формирование правильной осанки).

Планируемые результаты:

В ходе занятия обучающиеся

закрепят знания о словах – признаках

разовьют практические навыки подбора прилагательных

научатся устанавливать взаимосвязи, рассуждать и делать выводы

научатся слушать собеседника и вести диалог

потренируются работать в паре

закрепят умение оценивать себя и товарищей

разовьют коммуникативные навыки

обогатят словарь

Структура урока:

I этап. Организационный (приветствие, логопедическая зарядка)

II этап. Постановка цели и задачи занятия. Мотивация учебной деятельности.

III этап. Закрепление знаний и способов действий

IV этап. Развитие логического мышления, оценка работы обучающихся

V этап. Итог занятия

VI этап. Домашнее задание

VII этап. Рефлексия

Формы работы на уроке: Фронтальная. Работа в парах. Самостоятельная. Для успешного усвоения учебного материала детьми с ОВЗ предусмотрена коррекционная работа, которая осуществляется в индивидуальном подходе организации учебного процесса:

Темп изучения учебного материала и методы обучения подобраны с учетом индивидуальных особенностей развития детей с ОВЗ.

Задания подобраны с опорой на образцы, доступные инструкции, таким образом, чтобы максимально активизировать ребенка, пробудить у него потребность в познавательной деятельности.

При необходимости педагог помогает ребенку сформулировать устный ответ, используя наглядность, задавая наводящие вопросы, проводя аналогии. Использует систему поощрений, для повышения самооценки ребенка и укрепления в нем веры в свои силы.

Для предупреждения быстрой утомляемости используется чередование видов деятельности.

Интерес к занятию и хороший эмоциональный настрой обучающихся обусловлен использованием красочного дидактического материала, введением в занятие игровых моментов, презентации, динамических пауз.

Для реализации данных задач на уроке применялись элементы следующих технологий:

Коррекционно-развивающие технологии

Технология проблемного обучения

Информационно-коммуникативная технология

Рефлексивная технология

Технология сотрудничества

Здоровьесберегающие технологии

Технология разноуровневого обучения

Игровые технологии

Оснащение: зеркала, рабочие тетради, карточки, схемы, бумажные свечки, снежинки, Снеговичок, Ёлочка, бархатная бумага, нитки, массажные шарики «Су - Джок», карточки-символы для «Эмоциональной самооценки», проектор, презентация. Ход урока:

I этап. Организационный.

1 Приветствие. Организация обучающихся.

- Рада вас видеть. Звенит звонок, приглашает нас начать урок.

2 Логопедическая зарядка.

Массаж лица - профилактический массаж от простудных заболеваний.

Артикуляционная гимнастика:

Губы: улыбка, трубочка, рупор.

Язык: лопатка, иголочка, чашечка (с витаминкой).

Челюсть: жевание, движение (вправо, влево).

Для гортани: глотание мелкими глоточками.

Речевое дыхание:

- Нижнее диафрагмальное дыхание: Вот мы шарик надуваем

А рукою проверяем

Шарик лопнул – выдыхаем.

- Упражнение «Задуй свечу».

II этап. Постановка цели и задачи занятия. Мотивация учебной деятельности.

1 Сообщение темы.

-Какое сейчас время года?

-Какой праздник бывает зимой? Его любят и взрослые, и дети?

-Новый год, значит это новогодний праздник. Как можно ещё про этот праздник сказать, какой он? (новогодний, зимний, радостный, весёлый, чудесный, волшебный, единственный, сказочный, долгожданный, неповторимый, яркий, запоминающийся…)

-Что обозначают эти слова? (предмет, действия, признаки)

-Как вы думаете, о каких словах мы сегодня будем говорить?

-Вы правы, сегодня на занятии мы продолжим работать со словами, обозначающими признаки предмета; поучимся их правильно подбирать, решать логические задачи. Закрепим ваши умения эмоционально оценивать свой труд на логопедическом занятии.

2 Вступительная беседа. Актуализация знаний.

-Что могут рассказать нам слова-признаки? (указывают форму, цвет, размер, материал, температуру, вкус, время, принадлежность кому-либо, качества характера…)

-На какие вопросы отвечают слова-признаки?

-Можно ли узнать предмет по его описанию?

-Оказывается, если точно описать предмет с помощью слов – признаков, то можно узнать его даже не видя. Сейчас мы с вами это докажем. Я буду называть слова – признаки, а вы догадайтесь по описанию о каком животном идет речь:

Серый, хищный, опасный (волк)

Бурый, мохнатый, косолапый (медведь).

Хитрая, рыжая, пушистая (лиса).

Косой, длинноухий, трусливый (заяц).

-Важно ли в жизни уметь описывать предмет?

- Где в жизни вам может пригодиться умение описывать предмет?

- Придумайте по одному слову-признаку.

- Как графически изображаем слово-признак?

- На что походит волнистая линия? (змея, дорожка…)

- Выложить ниткой волнистую линию на бархатной бумаге.

-Я буду называть разные слова. Если вы услышите слово-признак предмета -поднимите карточку. Зимний, снег, снежный, ледяной, кататься, санки, морозный.

-Какие слова -признаки мы с вами сейчас услышали? (зимний, снежный, ледяной, морозный)

III этап. Закрепление знаний и способов действий.

1 Подбор слов – признаков, активизация словаря. Игра «Снеговичок и Ёлочка»

- И так, стоял солнечный, морозный день. Шёл по лесу Снеговичок. Остановился около Ёлочки и стал рассказывать, какая она. Какие слова мог сказать Снеговичок Ёлочке? (зеленая, нарядная, чудесная, красивая, душистая, пушистая, очаровательная, новогодняя, необыкновенная, восхитительная, блестящая, искрящаяся…)

- Вот как много слов – признаков вы сумели сказать!

-Давайте подберем к другим словам, обозначающим предмет, подходящие по смыслу слова- признаки. Поставим вопрос к этим словам.

Образец: березка — белоствольная, кудрявая, русская, молодая — к а к а я ?

Ветер ... (холодный, теплый, пронизывающий, ласковый, сильный).

Друг ... (преданный, верный, надежный, большой, любимый).

Настроение ... (хорошее, веселое, тревожное, радостное, плохое).

Поведение ... (хорошее, примерное, отличное).

Погода ... (солнечная, хорошая, дождливая, холодная, ясная).

Мороз…(сильный, трескучий, лютый).

-Напомните Снеговичку, что обозначают слова, которые отвечают на вопросы: какойкакая  какое?

2 Работа в парах по карточкам. Упражнения в распознавании слов, отвечающих на вопросы: какой? какая? какое? какие? Взаимопроверка.

-Снеговичок очень любит выполнять разные интересные задания и предложил нам и Елочке с ним поиграть. Попробуем вместе с ними выполнить задания?

Повторение правил работы в паре.

t1581361496aa.png

Выполнение задания на карточках в парах.


t1581361496ab.jpg


Взаимопроверка.

3 Динамическая пауза.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись,

А теперь назад прогнулись.

Как пружинки мы присели

И тихонько на место сели.

4 Упражнения в изменении формы слова.

Самостоятельная работа на крточках

-Снеговичок сомневается, как сказать правильно? Помогите ему. Соедините слово из левого столбика с подходящим словом из правого.

                           голос                                                               день

    Звонкий             пение                              Морозное                 ночь                    


                             песня                                                               утро

                                                                                  


Самопроверка. Сравнить с готовым образцом.

5. Подбор слов-признаков во множественном числе.

-Подбери слова-признаки по образцу:  

черепаха и улитка (какие?) ...   медленные

1.Лимон и клюква …. кислые

2.Камень и орех … твердые

3.Роза и лилия… красивые, душистые

4.Лев и тигр … сильные

5.Вода и молоко … жидкие

6 Подбор антонимов.

-Помоги Снеговичку закончить предложения, подбери слова противоположные по значению.

Нож тупой, а топор …

Стул жёсткий, а диван …

Чашка полная, а стакан …

Пальто зимнее, а шорты …

Дорога прямая, а тропинка …

Ночь зимой длинная, а день …

7 Упражнение с массажным мячиком «Су Джок»

У сосны, у пихты, елки

Очень колкие иголки.

Но еще сильней, чем ельник

Вас уколет можжевельник.

8 Работа над словами – признаками, смысловое значение слов.

- А теперь Снеговичок вам загадает загадку:

Что за звездочки сквозные,

На пальто и на платке,

Все сквозные, вырезные,

А возьмешь – вода в руке. (снежинка)


- Какие слова признаки услышали в загадке? (Сквозные, вырезные)

- Как вы понимаете эти слова?

-Какие слова – признаки вы можете придумать к слову СНЕЖИНКА, расскажите какая она.

(белая, холодная, искристая, неповторимая, ажурная, чудесная, белоснежная, красивая, неповторимая, единственная, ослепительная, кружевная…- за каждое слово дети получают снежинку от Снеговичка)

9 Составление описания предметов по схеме, звуковой анализ. Работа в тетради. (Презентация)

-Назовите предметы, изображенные на картинках. Какие они по форме и цвету (огурец, помидор), цвету и вкусу (апельсин, лимон)? Сделать графическую запись, определить первый звук и записать соответствующую букву.

10 Кинезиологические упражнения.

Упр. “Глазки”

Чтобы зоркость не терять,

Нужно глазками вращать.

Вращать глазами по кругу по 2-3 секунды сначала в одну сторону, а потом-в другую (по 6 раз).

Упр. "Ухо - нос"

Левая рука - взяться за кончик носа, правая рука - взяться за левое ухо. По команде отпустить ухо-нос, хлопнуть в ладоши и поменять положение рук "с точностью наоборот".

IV этап. Развитие логического мышления, оценка работы обучающихся

1 Игра «Шарики на Ёлочке»

-Снеговичок приготовил шарики на елочку. Шарик можно повесить только тогда, когда придумаем слово – признак на данную букву:

М – раствор из мыла (мыльный)

О – таким бывает нож (острый)

Л – можно сказать про кошку (ласковая )

О – большой арбуз (огромный)

Д – так говорят про хорошего человека ( добрый)

Ц – радуга ( цветная)

Ы – любое слово – признак, где есть звук «Ы» (например, человек, который обо всем заботится – заботливый)

-Прочитайте, какое получилось слово? (молодцы)

Значит, как вы работали на занятии? (хорошо)

V этап. Подведение итогов занятия

1 Итог занятия.

-Какую задачу мы ставили на уроке?

-Удалось решить нам поставленную задачу?

-С какими словами работали на занятии, что они обозначают?

-По каким признакам учились описывать предметы?

-Какие новые слова, обозначающие признаки вы узнали?

-Какие задания вы выполняли с удовольствием?

-Где вы можете применить новые знания?

VI этап. Домашнее задание

1 Домашнее задание. Два уровня домашнего задания - повышенный и стандартный минимум.

-Выберите сами для себя домашнее задание:

нарисовать елочку и придумать 5 слов признаков к слову «елочка»

раскрасить елочку и придумать 2 слова признака к слову «елочка»

VII этап. Рефлексия, включающая в себя рефлексию учебной деятельности и рефлексию чувств и эмоций.


1 Самооценка детьми процесса работы на логопедическом занятии с помощью модели «Эмоциональная самооценка» 

image-20200210223201-9.jpeg

- Каждый из вас может оценить свою работу на уроке.

Старался, у меня все получилось.  

Старался, но были ошибки.  

У меня не получилось, но я буду стараться.

А сейчас поднимите правую ладошку с теми знаниями, что были у вас на начало урока; теперь – левую ладошку, с теми знаниями, что вы получили на нашем занятии– соедините их вместе и поблагодарите себя за работу на занятии. Вы замечательно потрудились. Наше занятие достигло своей цели! Занятие окончено.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.