12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Терехова Татьяна Сергеевна53
Работаю логопедом в общеобразовательной школе с 2005 года. Окончила "Новосибирский государственный педагогический университет" в 2006 году по специальности "учитель-логопед". Мое хобби: книги, рукоделие, садоводство, активный отдых.
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
Материал размещён в группе «Логопед и Я»


Конспект группового логопедического занятия на тему

«Звуки М, Н, Л, Р»


Задачи:

- закрепить и обобщить знания о сонорных звуках;

- уточнить и сопоставить звуки в произношении с опорой на слуховое и зрительное восприятие, на тактильные и кинестетические ощущения;

- развить навыки звукового анализа и синтеза;

- закрепить умение делить слова на слоги с опорой на понимание о слогообразующей роли гласных звуков;

- совершенствовать навык слогового чтения;

- развить умение согласовывать числительные с существительными;

- продолжить формировать навык составления предложений с заданными словами;

- закрепить навык чтения и написания простых слов;

- обобщить знания о правописании имен собственных;

- закрепить знания по лексическим темам «Части тела», «Цветы», «Продукты»;

- помочь усвоить функции частей тела (ногами ходим, руками машем и т.д.);

- способствовать формированию функциональной грамотности (читательской и математической);

- совершенствовать моторику артикуляционного аппарата, мелко- и крупномоторные движения, зрительно-моторную координацию;

- способствовать развитию высших психических функций (внимания, памяти, мышления);

- содействовать развитию эмоционального интеллекта, поддержанию нейродинамического фактора.


Оборудование: запись песни «Бу-ра-ти-но!» и видеофрагмента из кинофильма Л. Нечаева «Приключения Буратино»; предметные картинки (монеты, ночь, луна, радость (эмоция), ромашка, мак, мимоза, одуванчик, подсолнух, ландыш); картинки-символы звуков (забор, синий кружок, звонок); карточки с изображением и названиями частей тела (мочки, нос, ноги, ногти, ноздри, лоб, ладони, локти, руки, рот); смайлики-монетки для поощрения; персональные карточки с заданиями; магнитная доска «Природный календарь» от компании «Русские магниты»; Лента букв; интерактивная доска; компьютер; интерактивная игра от компании "Мерсибо" "Читаха-черепаха"; «Афиша» с контурным изображением героев занятия; тетради обучающихся; мел; магниты красного и синего цветов; поощрительные наклейки.


Ход занятия.

I. Организационный момент.

1. Словесное приветствие.

Логопед:

- Здравствуйте! Вы готовы к занятию?

Обучающиеся:

- Здравствуйте! Да

2. Знакомство с героем занятия.

Слушание отрывка из песни «Бу-ра-ти-но! (вступительная)»:

Он окружен людской молвой,

Он не игрушка - он живой!

В его руках от счастья ключ,

И потому он так везуч.

Все песенки о нем поют,

Скажите, как его зовут?

Логопед останавливает музыку после куплета:

- Ребята, как его зовут?

Обучающиеся:

- Буратино!

3. Развитие слухового внимания.

Демонстрация фрагмента из кинофильма (заставка с появляющимися под музыку слогами):

Бу! Ра! Ти! Но!

Буратино!

Буратино!

(Обучающиеся повторяют слова под музыку.)

4. Актуализация знаний.

(На слайде изображение обложки книги и портрета автора.)

Логопед:

- Вы уже догадались, что сегодня мы будем вспоминать сказку А.Н. Толстого "Золотой ключик, или Приключения Буратино".

- Кто сидит прямо и слушает внимательно? Отлично! Отправляемся в Мир звуков.

II. Основная часть

1. Работа с календарем.

Логопед:

- Сначала давайте вспомним и назовем, какой сегодня день?

(Обучающиеся отмечают в магнитном календаре число, месяц, день недели, время года, погоду: температура, явления.)

- Напишите число и месяц в тетрадь.

2. Введение в тему занятия.

Работа с загадками. На доске нарисованы четыре пустых квадрата (в ходе работы заполняются карточками с картинками).

Логопед:

- Ребята, что дал Карабас Барабас Буратино, когда узнал про волшебный очаг в каморке папы Карло?

Обучающиеся:

- Пять золотых монет (монеты).

Логопед:

- В какое время суток Буратино отправился на Поле Чудес закапывать свои монеты по совету кота Базилио и лисы Алисы?

Обучающиеся:

- Ночью.

Логопед:

- Ее хотел достать Пьеро для Мальвины ночью с небес?

Обучающиеся:

- Луну.

Логопед:

- Назовите первый звук в этих словах, и вы узнаете тему нашего занятия.

3. Характеристика звуков [м], [н], [л].

Уточнение артикуляции и произношения звуков.

Логопед:

- Расскажите про эти звуки.

Обучающиеся:

- Звук [м] – согласный (есть преграда) твердый (обозначаем синим цветом), звонкий (произносится с голосом).

(Подобная работа проводится со звуками [н], [л]. Логопед выставляет на доске символы: забор (преграда), синий кружок, колокольчик.)

Логопед:

- Обратите внимание, что у звуков [м], [н], [л] нет пары по звонкости-глухости.

- Ребята, у нас осталось пустое "окошко". Похоже, мы забыли ещё про один звук?

(Вспоминают (находят) звук [р] в Ленте букв, дают характеристику. В случае затруднений дается подсказка – назвать последний звук в слове «театр». Логопед дописывает тему занятия.)

Логопед:

- На этот звук начинается слово, которое описывает чувства героев, когда папа Карло спас их от Карабаса Барабаса.

Обучающиеся:

- Радость.

Вывод:

- Звуки [м], [н], [л], [р] - согласные, твердые, звонкие.

Логопед:

- Сегодня за активную работу и правильное выполнение заданий вы будете получать смайлики*. Проверим, кто соберет больше смайликов. Первый вы уже заслужили!

4. Интерактивная игра. Работа в тетради.

(На слайде: Буратино на поляне с цветами.)

Логопед:

- Однажды Буратино гулял после школы и оказался на большой поляне. А там росли чудные…?

Обучающиеся:

- Цветы.

Логопед:

- Как называются эти цветы?

Обучающиеся:

- Ромашка, мак, мимоза, одуванчик, подсолнух, ландыш.

Логопед:

- Буратино решил собрать для Мальвины букет. Любимый звук Мальвины – это звук [м]. Какие цветы выбрал Буратино?

Обучающиеся:

- Ромашка, мак, мимоза.

(На слайде: Буратино «собирает» цветы для Мальвины.)

Логопед:

- Какое слово самое короткое? Запишите его в тетрадь.

Обучающиеся:

- Мак.

Логопед:

- Обозначьте звук занятия. Где будете рисовать синий кружок?

Обучающиеся:

- Под буквой М.

Логопед:

- Колокольчик?

Обучающиеся:

- Над буквой М.

Логопед:

- Вы здорово справились с заданием! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)

5. Дыхательная гимнастика. Интерактивная игра.

(На слайде: Мальвина с цветами.)

Логопед:

- Буратино вскоре встретил Мальвину. Она очень обрадовалась цветам. Закрыла глаза, вдохнула и радостно воскликнула: «Ах!» Так прекрасно пахли цветы.

- Представим, что мы тоже вдыхаем прекрасный аромат цветов.

(Раздается звук рычащей собаки.)

Логопед:

- Не пугайтесь, ребята, это верный друг Мальвины – пудель Артемон. Он добрый, просто проголодался, вот и рычит. Но Буратино не забыл про него, принес ему разной вкуснятины.

(На слайде: Артемон.)

- Раньше Артемон не умел рычать (язычок никак не хотел держаться за верхними зубами), и Буратино решил немного подшутить над ним. Слушайте внимательно и запоминайте названия вкусностей.

- Хочешь сладкую молковку?

Не поддался на уловку.

- Может, съешь любимый сыл?

Пёс отчаянно завыл.

- На сардельку что ль тогда.

С радостью кивнул он: "Да!"

- Вот ещё на пробу лыба.

Отмахнулся: "Нет, спасибо".

- Вдруг мясной возьмёшь рулет?

Возражений больше нет!


- Догадались, что принес Буратино для Артемона?

Обучающиеся:

- Морковь, сыр, сардельку, рыбу, рулет.

Логопед:

- Как одним словом назвать эти предметы?

Обучающиеся:

- Продукты.

Логопед:

- Какой звук занятия встречается в этих словах?

Обучающиеся:

- Звук [р].

(На слайде: Артемон, перед ним три миски с надписями: завтрак, обед, ужин, вокруг продукты: морковь, сыр, сарделька, рыба, рулет.)

Логопед:

- Теперь Артемон будет сыт. Но он всегда следит за здоровьем и не объедается. Поэтому распределил продукты на завтрак, обед и ужин.

- Догадались, что в какой миске оказалось?

Обучающиеся:

- В миске с названием «Завтрак» - рыба, рулет, потому что в этих словах звук [р] в начале. В миске с названием «Обед» - сарделька, морковка: в этих словах звук [р] в середине. В миске с названием «Ужин» - сыр: в этом слове [р] в конце.

(На слайде: Артемон, перед ним миски с «разложенными» продуктами.)

Логопед:

- Вы верно выполнили задание! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)

6. Речевая подвижная игра. Импровизация движений. Артикуляционная гимнастика. Мимическая гимнастика. Дыхательная гимнастика. Самомассаж.

(На сладе: Арлекин.)

Логопед:

- Друзья дальше пошли гулять вместе.

- Вдруг их кто-то позвал… Ой, да это же Арлекин – веселый клоун. Вы знакомы с ним, ребята?

Обучающиеся:

- Да.

Логопед:

- Он любит шутить и показывать разные акробатические трюки. Попробуем, как он? Для этого надо встать.


Есть на пальцах наших ногти, (Показать соответствующие части тела.)

На руках – запястья, локти.

Темя, шея, плечи, грудь

И животик не забудь. (Погладить по животу.)


Бедра, пятки, двое стоп, (Показать соответствующие части тела.)

Голень и голеностоп.

Есть колени … (Крутить руками колени в одну сторону и в другую.)

… и спина, (Показать соответствующие части тела.)

Но она всего одна.

Есть у нас на голове

Уха два и мочки две. (Самомассаж ушей.)

Брови, скулы и виски, (Брови нахмурить и поднять – «удивиться». По скулам - пальцевой душ. Виски – точечные круговые движения.)

И глаза, что так близки. (Глаза – движения вправо—влево, вверх-вниз.)

Щеки, нос и две ноздри, (Щеки – надуть и «лопнуть» пальцами. Нос – короткие вдохи, как «ежик фырчит». Ноздри – глубокий вдох, втянуть ноздри, нажав слегка указательными пальцами.)

Губы, зубы – посмотри! (Упражнение «Трубочка-Заборчик».)

Подбородок под губой. (Движения нижней челюстью вправо--влево.)

Вот что знаем мы с тобой! (Руки в стороны, спина прямая.)


- Как вы старались! Молодцы! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)

7. Звуковой анализ. Работа в группах.

Логопед:

- Что мы сейчас показывали на себе?

Обучающиеся:

- Части тела.

Логопед:

- Вспомните и назовите части тела, название которых начинается на звуки занятия.

(Выставляет соответствующие картинки:

[М]: мочки;

[Н]: ноги, нос, ногти, ноздри;

[Л]: лоб, ладони, локти;

[Р]: руки, рот.)

Вывод: все слова начинаются на твердые звонкие согласные звуки.

Логопед:

- А теперь поделитесь на две команды. (Карточки с доски распределяются между командами.)

- Разделите слова на слоги, обозначьте гласные.

- Проверьте работу друг друга.

Вывод: в слове столько слогов, сколько гласных.


- Отлично справились! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)

8. Развитие языкового анализа и синтеза. Грамматическая работа.

Логопед:

- Вспомните картинки-названия частей тела из предыдущего задания и назовите самые короткие слова.

Обучающиеся:

- Нос, лоб, рот.

Логопед:

- Запишите их в тетрадь. Обозначьте слоги, гласные звуки и звуки занятия.

Логопед:

- Посчитайте эти предмет от одного до пяти.

Обучающиеся:

- Один нос, два носа, три носа, четыре носа, пять носов.

(Также со словами лоб», рот».)

Логопед:

- Кто выполнил задание без ошибок, тот получает награду. (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)

9. Динамическая пауза. Имитация движений.

Логопед:

- Что можно делать руками?

Обучающиеся:

- Махать, трогать, брать.

Логопед:

- Ногами?

Обучающиеся:

- Топать, ходить, бегать, прыгать.

Логопед:

- Носом?

Обучающиеся:

- Нюхать.

Логопед:

- Ртом?

Обучающиеся:

- Говорить, петь.

Логопед:

- Как пела скрипка на берегу моря и манила Буратино на представление, когда он шел в школу: ла-ла-ла-ла. (Обучающиеся повторяют «песенку» скрипки.)

Логопед:

- Какой звук занятия есть в этой песенке?

Обучающиеся:

- Звук [л].

Логопед:

- Что можно делать ладонями?

Обучающиеся:

- Хлопать.

Логопед:

- Вы очень внимательные! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)

10. Закрепление образа букв.

t1678409919aa.png

Логопед:

- Звуки на письме мы обозначаем...?

Обучающиеся:

- Буквами. Звук [м] обозначаем буквой М. (Подобная работа проводится с остальными звуками занятия.)

Логопед:

- Найдите и обведите в круг необходимые буквы, и вы узнаете, сколько золотых монет Карабас Барабас дал коту Базилио и лисе Алисе за поимку Буратино.(Выполняют задание.)

- Сколько пальцев на руках?

Обучающиеся:

- Десять.

Логопед:

- Столько и монет было. Проверьте, все буквы вы нашли?

- Прекрасная работа! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)

11. Чтение слогов. Интерактивная игра от компании "Мерсибо" "Читаха-черепаха".

Логопед:

- На улице стояла прекрасная погода. Наши герои и не заметили, как дошли до болота, где их с радостью встретила черепаха Тортила. Прочитайте слоги на панцире черепахи.


МА

МО

МУ

МЫ

МЭ


НА

НО

НУ

НЫ

НЭ


ЛА

ЛО

ЛУ

ЛЫ

ЛЭ


РА

РО

РУ

РЫ

РЭ

t1678409919ab.png

Логопед:

- Так держать! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)


12. Разгадывание кроссворда. Развитие слухового внимания.

t1678409919ac.png

Логопед:

- Черепаха Тортила не ожидала, что вы так быстро выполните задание. Но у нее есть в запасе и посложнее головоломки. Справитесь, ребята?

Обучающиеся:

- Да.


1) «Я ... не боюсь, если надо - уколюсь...». (Укол.)

2) Его разожгли в лесу. (Костер.)

3) Она бывает у ежа и ели, а также у швеи и у врача. (Игла.)

4) Им покрывают поверхность чего-либо для блеска. (Лак.)

5) В бане было очень ... . (Жарко.)


- Вот это да! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)

13. Развитие звукового анализа и синтеза.

Логопед:

- И на улице стало совсем жарко. Старая черепаха спешно уплыла в прохладное место. А Буратино тем временем заметил, что слова в кроссворде необычные. Замените в словах букву Р на букву Л и наоборот. Объясните значение и написание слов в парах.

(Пары слов: укол - укор, игла - игра, костер – костел, лак - рак, жарко - жалко.)

Логопед:

- Прочитайте слова и назовите новые, поменяв букву М на Н.

(Слова на доске: Миша, мыть, моль, рамы, сом. Логопед записывает «новые» слова.)

- Составьте устно предложения с данными словами.

(Обучающиеся выполняют задание, отмечают звуки занятия.)

- Очень хорошо! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)

14. Физкультминутка. Имитация движений.

Логопед:

- Пришло время расставаться. Скоро у наших героев спектакль в родном театре, им надо подготовиться. Буратино попрощался с Мальвиной, Артемоном и Арлекином.

Буратино потянулся. (Повторять соответствующие движения.)

Раз нагнулся, два нагнулся.

Руки в стороны развел,

Ключик так и не нашел.

Чтобы ключик нам достать,

Надо на носочки встать.

Руки вытянул, согнул

И по улице шагнул.


- Какие молодцы! (Обучающиеся получают смайлик-поощрение.)

III. Итог занятия

1. Подведение итогов.

Логопед:

- Понравилось вам в Мире звуков?

- Какие звуки сегодня изучали?

Обучающиеся:

- Звуки [м], [н], [л], [р].

Логопед:

- Чем похожи звуки [м], [н], [л], [р]?

Обучающиеся:

- Они согласные, твердые, звонкие.

Логопед:

- Вспомните героев занятия и назовите их любимые звуки.

2. Рефлексия. Работа на карточке.

   

Логопед:

- Оцените свою работу на занятии. Раскрасьте желтым цветом тот смайлик, который считаете верным.

3. Задание для самостоятельной работы дома.

(На слайде изображение очага в каморке.)

Логопед:

- Ребята, на что похожи смайлики, которые вы заработали сегодня?

Обучающиеся:

- На золотые монеты.

Логопед:

- Точно! Как у Буратино. Вы можете купить на них билеты на представление. Один билет стоит четыре монеты.

(На Афише контурные портреты героев занятия.)

Логопед:

- Буратино пора бежать в театр. Но вот незадача: он совсем забыл раскрасить и подписать Афишу. Ребята, поможете Буратино?

Обучающиеся:

- Да.

Логопед:

- Вы настоящие друзья! Только помните правило правописания собственных имен существительных. И обозначьте звуки занятия.

4. Физкультминутка. (Выполнение движений под музыку.)

Логопед:

- Попрощаемся с Буратино необычно.

БУ – стук ладоней по столу,

РА - хлопок,

ТИ – жест указательным пальцем «тихо»,

НО - руки вверх.


Кто доброй сказкой входит в дом?

Кто с детства каждому знаком?

Кто не ученый, не поэт,

А покорил весь белый свет,

Кого повсюду узнают,

Скажите, как его зовут?

Бу! Ра! Ти! Но!

Буратино!

Буратино!


5. Словесное прощание.

Логопед:

- Друг к другу повернитесь!

Друг другу улыбнитесь!

Себе и всем похлопайте!

- До новых встреч!




Используемые источники:

Мазанова Е.В. Коррекция акустической дисграфии. Конспект занятий для логопедов/ Е.В. Мазанова. – 2-е изд., испр. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2007. – 184 с.

Смирнова Л.Н. Логопедия в детском саду: Занятия с детьми 5-6 лет с общим недоразвитием речи: Пособие для логопедов, дефектологов и воспитателей. – М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 77 с.


__________________________________________________________________

* «Смайлики» даются за активную работу на занятии и правильное выполнение заданий. Для поддержания мотивации к деятельности каждый обучающийся должен получить не меньше четырех смайликов (есть достаточно простые задания, например, физкультминутки). Максимальное количество смайликов-монет – 12 шт., которые в конце занятия можно обменять на наклейки.






Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.