12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Надежда Курушина109
Россия, Свердловская обл., город Верхотурье

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

ДЕТЕЙ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ С ОВЗ

«ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫЙ ПЕРЕСКАЗ ТЕКСТА ПО ВОПРОСАМ»


 

Автор: Курушина Надежда Викторовна, учитель-логопед

Участники: 2 класс

Цели:

Формировать умение работать с прочитанным текстом, отвечать на поставленные вопросы полным предложением;

Формировать умение последовательно пересказывать текст;

Развивать фонематическое восприятие;

Расширять словарный запас

Продолжительность занятия 40 минут

Оборудование: мяч, предметные картинки, раздаточный материал, план работы с текстом.

Ход занятия:
 

Этапы Занятия

Действия педагога

Действия учащихся

1.Организационный момент.

 

-Добрый день, ребята.

 

Приветствуют педагога.

2.Установка на общение Эмоциональный настрой.

 

Давайте встанем в круг и поприветствуем друг друга.

 

 

 

-Молодцы! Возвращайтесь на свои места.

Ребята встают в круг, передают друг другу мяч со словами: «Доброе утро, Маша». «Доброе утро, Петя» и тд.

-Возвращаются за парты.

3.Самомассаж

 

-Повторяйте за мной движения. (ребята уже знают и могут повторять вместе с движениями слова )

-Ручки разминаем

- И разогреваем.

-И лицо теплом своим нежно умываем.

 

 

 

-Грабельки сметают все дурные мысли.

 

 

 

 

 

 

 

-Ушки разминаем сверху вниз мы быстро.

 

 

-Их вперед сгибаем,

- Тянем их за мочки,

 

- А потом руками трогаем мы щечки.

 

 

- Потирают ладошки

- Хлопают в ладоши.

- Проводят ладошками по своему лицу от носа к ушам 2-3 раза.

- Сгибают пальчики, имитируя грабли, и проводят ими по лбу- от центра лба к вискам, по лицу-от носа к ушам, от центра подбородка к ушам.

- Разминают ушки сверху вниз.

 

- Сгибают уши.

- Подергивают мочки ушей вниз.

- Легкими пощипывающими движениями трогают щеки.

4. Работа по развитию словарного запаса.

 

-Ребята, перед вами на партах картинки. Я буду называть лексическое значение слова, а вы отгадывать слово по его лексическому значению и показывать соответствующую картинку, называть это слово, выделяя первый согласный звук.

А) Место, где много деревьев и можно собирать грибы и ягоды (ЛЕС)

Б) Замерзшая вода (ЛЕД)

В) Место, где дети учатся читать и писать (ШКОЛА)

Г) Пора, когда тает снег, распускаются деревья. (ВЕСНА)

Д) Ученический стол (ПАРТА)

-Молодцы! Уберите карточки на край парты

 

 

 

 

 

-Показывают картинку с изображением предмета, называют слово, определяют первый согласный звук в словах.

 

-Убирают картинки.

5. Развитие неречевых процессов (пространственная ориентировка)

2 минуты

-Выполните задание: скопируйте узор из левой части листа в пустые клеточки правой части листа. (листы с заданием раздать перед инструкцией).

t1705906464aa.gif

 

Педагог проверяет, корректирует, если нужно.

- Выполняют задание.

6. Этап изучения новой темы.

 

I. -Отгадайте загадку. (про ежа)

Сердитый недотрога живет в глуши лесной.

Иголок очень много, а натки ни одной.

t1705906464ab.jpg

 

(Картинку с изображением ежа повесить на доску).

II. Объявление темы и цели занятия.

-Сегодня мы будем учиться составлять устный рассказ по вопросам. Главным героем нашего рассказа будет еж.

III. Работа с текстом

- Давайте прочитаем стихотворение про ежика. (стихотворение и у каждого ребенка на отдельном листочке)

Золотой клубочек

Загорелись, как пожар,

На рябине кисти.

Катится навстречу шар

Из осенних листьев.

Ты его не узнаешь?

Приглядись-ка! Это ёж!

Золотым клубочком стал

Хитрый ёжик колкий

Листья клена нанизал

На свои иголки.

Их несет к себе домой,

Стелет на кроватку,

Чтобы долгою зимой

Спать под елью сладко.

Пусть ему навеют сны

Снежные метели,

Пусть проспит он до весны

В теплой колыбели

Т.Шорыгина

Вопросы по содержанию прочитанного стихотворения:

- О ком стихотворение?

- С чем автор сравнивает ёжика?

 

- Почему ёжик похож на «шар из осенних листьев»?

 

- Куда он несет листья и для чего?

 

- Как долго будет спать ёжик?

-Отгадывают загадку. (ёж)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дети читают стихотворение сначала «про себя», потом вслух (1-2 человека по желанию)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

-О ёжике.

- С шаром из осенних листьев.

-Потому что он весь в листьях.

-Несет домой, чтобы спать на них.

-Всю зиму, до весны.

 

7. Физминутка.

-Будем прыгать и скакать!

Раз, два, три, четыре, пять!
-Будем прыгать и скакать! Наклонился правый бок. Раз, два, три.
Наклонился левый бок.
Раз, два, три.
-А сейчас поднимем ручки И дотянемся до тучки.
-Сядем на дорожку, Разомнем мы ножки.
-Согнем правую ножку, Раз, два, три!
Согнем левую ножку,
Раз, два, три.
-Ноги высоко подняли И немного подержали.
-Головою покачали
-И все дружно вместе встали.

 

Прыжки на месте.
 

Наклоны туловища влево-вправо.
 

 

Руки вверх.
Присели на пол.
Сгибаем ноги в колене.

 

Подняли ноги вверх.
 

Движения головой. Встали.

8. Работа с текстом.

-Послушайте текст про ежика. (Логопед читает текст)

 

Еж живет в лесах. Мордочка у ежа маленькая, с вытянутым носом. Лапы у ёжика короткие с маленькими коготками. Все тело ежика покрыто иголками. Они защищают ежа от врагов. Ёжик – хищник. Он охотится на ящериц, ядовитых змей, мышей, лягушек. Когда наступают холода, ежик ложится спать до самой весны.

Перед ребятами на партах карточки с вопросами :

Где живет ёжик?

Какая мордочка и лапы у ежа?

Чем покрыто тело ежика?

На кого охотится ежик?

Когда ежик ложится спать?

Как долго спит еж?

Инструкция: дайте полные ответы на вопросы. Используя вопросы, перескажите прослушанный текст.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Пересказывают (желательно, чтобы пересказали все дети)

9.Подведение итогов занятия.

- Чем занимались на занятии?

- Что нового узнали?

Домашнее задание: выучить стихотворение Т. Шорыгиной «Золотой клубочек»

-Отвечают на вопросы.

 

Использованные источники:

Шаблоны для копирования https://gas-kvas.com/uploads/posts/2023-01/1673841022_gas-kvas-com-p-zadaniya-po-kletochkam-risunki-39.jpg

Стихотворение Т. Шорыгиной. https://www.prodlenka.org/

Картинка ежа

https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fget.wallhere.com%2Fphoto%2Feyes-whiskers-needles-hedgehog-fauna-mammal-vertebrate-erinaceidae-domesticated-hedgehog-echidna-605581.jpg&lr=20605&pos=0&rpt=simage&source=serp&text=ежик

Афонина Г.Н. Уроки развития речи: Пособие для учителей. 1-4 кл.-М.,2001

Шорыгина Т.А. Какие звери в лесу?! Путешествия в мир природы и развитие речи. Книга для воспитателей, гувернеров и родителей. М., 2000

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.