12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Кудашова Светлана Александровна358

Урок окружающего мира

Тема. Какие бывают плоды?

Цель: изучить роль плодов и семян для развития растений.

Задачи:

познакомить с понятиями «плод-орган размножения растений», «сочные и сухие плоды», со способами распространения большинства растений;

формировать навыки исследовательской деятельности;

формировать умения и навыки работы с природными материалами;

развивать умение сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать и делать выводы;

развивать память, воображение, мышление в процессе наблюдения

воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность, любознательность;

прививать бережное отношение к природе.

Целевые установки на достижение результата:

Предметные: научатся определять понятия «сухие и сочные, односемянные и многосемянные плоды», их значение для развития растения, классифицировать плоды по признакам, семена по способу распространения.

Метапредметные:

Регулятивные – овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить; оценивать свои достижения

Познавательные: выделять и формулировать познавательную цель, анализировать изучаемые объекты с целью выделения их признаков; характеризовать их; классифицировать, описывать; работать с таблицами;

Коммуникативные – участвовать в общей беседе; формулировать и высказывать собственные мысли; формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке, в совместной деятельности приходить к общему решению.

Личностные: принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.

Оборудование: ММК, тарелки с плодами на каждую парту (груша, виноград, мандарин, огурец, фасоль, арахис, кукуруза, пшеница), карточки «Сочные – сухие плоды», сигнальные карты, тест, гербарий (плоды и семены осины, ковыля, голубика, хлопчатника).


 

Ход урока

Организационный момент. Эмоциональный настрой

- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок окружающего мира проведу у вас я. Зовут меня Светлана Александровна.

- Улыбнитесь те, у кого хорошее настроение, хлопните в ладоши те, кто готов сделать открытие на уроке окружающего мира, сядьте на свои места те, кто, знает, как нужно сидеть за партой, пожмите соседу руку, желая удачи на уроке.

Мотивация учебной деятельности. Постановка проблемы (Слайд)

- Сегодня вас ждет в своей лаборатории знаменитый профессор Всезнамус. Он знает все на свете, а потому лучшего советчика не найти!

- А вы знаете, что такое лаборатория?

- При помощи волшебного почтового ящика в лабораторию Профессора Всезнамуса поступают вопросы от любознательных ребят, и профессор, вместе со своим помощником и учеником Степой Недотепкиным, с удовольствием на них отвечает. Стёпа сегодня не смог прийти к нам на урок, поэтому помощниками и учениками профессора Всезнамуса будете вы. Согласны?

- Вот какой вопрос поступил сегодня профессору: Зачем растениям нужны цветы? Почему они такие прекрасные? Что образуется у растений на их месте после цветения?

- Отправимся на минутку в мир цветов. (Клип: http://viki.rdf.ru/media/upload/files/mir_VOLSHEBNIH_SVETOV.rar )

- Согласитесь ли вы, что цветок – самый красивый орган растения? (Слайд)

Игра «Определите по цветам и плодам растение» (шиповник, мак, берёза, тыква, дуб, рябина) (Слайд)

- Посмотрите на экран. Одинаковы ли плоды? Чем отличаются друг от друга? (Формой, цветом, величиной, запахом, вкусом)

- Что находится внутри каждого плода?

- А для чего растению семена?

Определение темы и целей урока

- И так, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить на уроке? (Слайд)

- Сегодня мы поговорим о разнообразии плодов и семян, и о том, как распространяются плоды и семена в природе.(Слайд)

- Что вы знаете о плодах? (Я знаю…)

- Что хотели бы узнать? (Я хочу узнать…)

Открытие нового знания. Первичное закрепление

- А какие бывают плоды , вы узнаете в лаборатории профессора Всезнамуса.(Слайд) – свернуть презентацию

Практический модуль «Какие бывают плоды?» (http://fcior.edu.ru/card/13606/razvitie-ploda-raznoobrazie-plodov.html)

- На какие две группы по сочности можно разделить все плоды? (Сочные и сухие.)

- Как вы думаете, что значит сочные плоды? (Можно выдавить сок)

Выполнение модуля

Практическая работа(Слайд)

- Приведём примеры других плодов с такими же характеристиками. Рассмотрим натуральные плоды на тарелочках. Назовите, плоды каких растений вы узнали. (Мандарина, груши, винограда, огурца, арахиса, кукурузы, пшеницы, фасоли.) Сравним их на вкус. Заполним таблицу. Работаем в парах. (Слайд)

- Вспомним «Правила дружной работы»:

когда я работаю в паре, я вежлив и внимателен;

говорить нужно так, чтобы слышал только твой партнёр;

вторгаться в работу другой пары запрещено;

Проверка по эталону (Слайд)

- Доскажите словечко. (Слайд)

Слива, слива, моя слива,

Ты красива и вкусна.

Много мякоти на диво,

Ну, а косточка - … (одна).

- Отгадайте загадку.

Без окон, без дверей

Полна горница людей. (Огурец.)

- Как вы думаете, на какие группы можно разделить плоды по количеству семян? (Односемянные и многосемянные)

Игра «Хлопни – топни» (Слайд)

Односемянной плод – хлопаем в ладоши, многосемянной – топаем ногами.

персик, арбуз, апельсин, абрикос, кукуруза, желудь, мак, черёмуха, виноград, дыня

ФИЗМИНУТКА(Слайд) – свернуть презентацию

- Профессор Всезнамус предлагает покинуть лабораторию и совершить прогулку. Зачем нужно прогуляться? (так как это полезно для здоровья). Во время прогулки нам нужно хорошенько отдохнуть. Повторяйте движения или выполняйте их по тексту песенки.

Электронная физминутка «Мы идём играть»

Работа по учебнику, с.76

- Рассмотрите рисунки. Прочитайте подписи.

- Приведите примеры растений, плод которых можно назвать костянкой, ягодой, бобом. Используйте подсказку. (Слайд)

- Плоды какого растения остались?

- Как называются плоды подсолнечника? (Семянка)

-Хочу прочитать вам одну сказку. Слушайте внимательно. (Слайд)

«На опушке рос дуб – хмурый, ворчливый и жадный. Ничем не хотел с другими делиться. Раз прибежала к нему мышка-норушка и говорит: «Разреши взять у тебя два желудя. Один я съем, другой посажу на дальней полянке, чтобы и там вырос дубочек».

А дуб на нее как набросится: «Убирайся, пока цела! Не дам тебе желудей, пусть со мной остаются!» Испугалась мышка и убежала. С тех пор никто из зверей не осмеливался приближаться к дубу: ни мыши, ни белки, ни бурундуки. Так и жил он в полном одиночестве.

Временами у дуба появлялись желуди. Созрев, они падали на землю и тут же, под кроной, прорастали. Но росткам не хватало места и солнца. Они мешали друг другу, глушили друг друга и погибали в малом возрасте.

Прошли годы. Дуб состарился, одряхлел и однажды, в бурю, рухнул. Так и не дождался жадный старик себе смены».

-Почему дуб не дождался смены? (Все ростки погибали под дубом, там было тесно и темно)

- Семенам разных растений нужно расселяться на новые места, чтобы прорасти и дать жизнь новому растению. Но плоды и семена не могут двигаться самостоятельно, как же им отправиться в путь?

Рубрика «Обсудим вместе», с.76

-Рассмотрите рисунки. Ответьте на вопрос: «Как распространяются плоды и семена растений?». Обратим внимание на подсказку. (Слайд)

-Кто в сказке мог бы помочь расселиться семенам дуба? (Мыши, белки, бурундуки)

Закрепление изученного

Работа с электронным микроскопом: определение способа распространения плодов и семян растений.

Рубрика «Этот удивительный мир», с.78(Слайд)

Итог урока. Рефлексия

- Оценить свою работу на уроке, вы сможете, выполнив тест. (Слайд)

тест

п/п

утверждение

да

нет

1

Плод - это орган размножения растений, развивающийся из цветка и имеющий семена.

+

 

2

Плоды бывают сочные и сухие.

+

 

3

Яблоки, вишня, абрикосы, арбузы, сливы – относятся к сухим плодам.

 

+

4

Звери, птицы и человек распространяют плоды некоторых растений.

+

 

5

Тяжёлые плоды (шишки, жёлуди, орехи) распространяются ветром.

 

+

Оценка:

«5» - 5 ответов правильных - красная карточка

«4» - 4 ответа правильных – зелёная карточка

«3» - 3 ответа правильных - синяя карточка

- Что такое плод?

- Какие бывают плоды?

- Кто является помощником в распространении плодов и семян?

- Где нам могут пригодиться эти знания?

- Урок понравился?

- Что запомнилось больше всего?

- Профессор Всезнамус и я благодарим вас за работу. Спасибо!

Домашнее задание: приготовить сообщение об удивительных плодах.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.