12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Юлия Чихачева103
работаю в школе учителем музыки
Россия, Костромская обл., г.Буй
1

Конспект урока музыки на тему «Оркестр» (1–4 классы)

Технологическая карта урока


 

Предмет, Класс Музыка, 2 класс

Учитель: Чихачева Юлия Александровна

Образовательное учреждение: Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательное школа №37 городского округа г.Буй Костромской области

 

Тема урока: «Оркестр»

Базовый учебник: Т.И.Баклановой (УМС «Планета Знаний»).

Цель урока: Сформировать представление о симфоническом оркестре и его составляющем.

Задачи:

Дидактические: изучить группы инструментов симфонического оркестра; пополнить словарь терминов понятиями «оркестр», «симфония», «дирижер», «партитура»;

Развивающие: развивать интерес к музыке и музыкальной деятельности; развивать образное и ассоциативное мышление, продуктивное воображение, музыкальную память и слух, певческий голос; развивать творческий потенциал учащегося; развивать умение использовать речевые средства для решения коммуникативных и познавательных задач,

развивать умение анализировать и систематизировать изученный материал;

Воспитательные: Формировать умение планировать учебное сотрудничество с одноклассниками в процессе учебной деятельности; воспитывать любовь к музыке на примере лучших образцов музыкального искусства.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Формы работы обучающихся:

фронтальная, индивидуальная, в парах.

Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование, электронное фортепиано

Дидактический материал для учащихся: карточки ключевых терминов, таблица групп инструментов симфонического оркестра, картинки инструментов, текс песни, нотки трёх цветов(красная, зелёная, голубая)

Материалы для учителя: презентация

 

УУД:

Предметные: Понятие о видах оркестров, их составе и расположении музыкантов в оркестре.

Группировать инструменты по группам.

 

Метапредметные:

Различать звучание отдельных музыкальных инструментов и различных оркестров.

К: планирование учебного сотрудничества с учителем; строить монологическое высказывание; инициативное сотрудничество в группах в поиске и выборе информации; формулируют собственное мнение и позицию.

Р: учатся размышлять и слушать вопросы и отвечать на них; выполнять музыкально -творческие задания по инструкции учителя; целеполагание; развитие умения осмыслить полученную информацию.

П: включаться в самостоятельную музыкально -творческую деятельность;

Личностные: Интерес к симфонической музыке.

 


 


 


 


 


 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

1.

Организационный момент

Организация местоположения каждого ученика, позитивный настрой на работу.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

- Здравствуйте, ребята.

Встретились мы снова.

Слушать музыку и петь

Вы уже готовы?

Дети - Даааа.

Тогда предлагаю начать наш урок с песни «Весёлые нотки»

 

Ученики исполняют песню

Присаживаются на свои места.

2 мин

2.

Активизация внимания

Мы продолжаем ребята путешествовать по удивительному миру музыки. Какая тема сегодняшнего урока, вы постарайтесь догадаться сами, для этого вам необходимо расшифровать слово с помощью загадок, которые я вам загадаю.

Ученики выполняют задание, (в пустые клеточки, записывают первые буквы слов, которые являются ответами загадок.)

3 мин

3.

Постановка проблемы

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

Тема урока "Оркестр»

Формулируют тему урока

 

4.

Актуализация знаний, пробное учебное действие (Постановка цели, задач)

Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию.

Обучающие ставят перед собой цель, задачи, отвечают на вопросы учителя

1 мин

5.

Организация взаимодействия (Введение в тему урока. Совместное открытие новых знаний)


 


 

 

От какого слова имеет оркестр такое название.

Давайте узнаем, что такое симфония.

Учитель показывает видео про симфонический оркестр

Задаются следующие вопросы:

- Небольшой коллектив исполнителей - называется …

- Ансамбль означает..

- Сколько музыкантов входит в ансамбль? От 2 до 10.

- Какие бывают ансамбли?

- Большой ансамбль - это..

- Сколько музыкантов может там быть?

-Кто руководит оркестром?


 


 

-Инструменты симфонического оркестра делятся на группы.. какие группы вы запомнили?

Ответы учащихся

 

 

Зачитывают понятие «Симфония»

Смотрят видео про симфонический оркестр

Отвечают на вопросы

Ансамбль

 

«Вместе»

 

Вокальный и инструментальный

Оркестр

в пределах 25-120 человек

Дирижёр.

Зачитывают понятия «дирижер», «партитура»

перечисляют группы симфонического оркестра

10 мин

6.

Работа с предметным результатом

 

Учитель предлагает выполнить задание.


 


 

Проверка выполнения задания

Работа с карточками (работа выполняется в парах)

Распределяют инструменты симфонического оркестра в группы

Учащиеся проверяют, дают пояснения своего выбора

5 мин


 

3 мин

7.

Физ.минутка

Игра «Представьте себе» 

Давайте ребята поиграем с вами. Добрая фея взяла волшебную палочку и заколдовала вас, в инструмент симфонического оркестра. А какой вы покажите сами? Передайте жестами этот инструмент.(звучат звуки муз.инструментов в мп3)


 

Учащиеся с помощью жестов изображают музыкальный инструмент, который звучит

1 мин

8.

Работа с предметным результатом (продолжение)

Проверка знаний учащихся.


 


 


 


 


 


 


 

Слушанье музыки

На следующем слайде вы видите схему расположения рассадки музыкантов


 

Игра «Третий лишний».

Вам даны названия 3 музыкальных инструментов: только 2 из них имеют общие характеристики. Какое из трёх названий лишнее? Объясните своё решение.

Труба, валторна, флейта

Литавры, арфа, тарелки

Скрипка, контрабас, саксофон

Гобой, труба, кларнет

Барабан, альт, тарелки

Тромбон, фагот, валторна

 

Прослушивание фрагмента симфонии №2 Александра Порфирьевича Бородина

 

Учащиеся смотрят на слайд, анализируют схему


 


 


 

Учащиеся выбирают лишний инструмент, поясняют свой выбор


 


 


 


 


 

Слушают музыкальное произведение, анализируют, высказывают своё мнение

сравнивают произведение с картиной Васнецова «Богатыри»

7 мин

9.

Вокально- хоровая работа

Организует разучивание песни «Весенняя песенка»

Коллективно исполнительская деятельность

7 мин

10.

Итог урока.


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Домашнее задание:

Мир музыкальных инструментов весьма широк: и сегодня на уроке мы только знакомились с инструментами, какого оркестра? симфонического оркестра.

Несколько веков симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более ста. Сколько радостных, незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать хороший оркестр в концертном зале!

Нарисовать один из музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Слушаю учителя

Отвечаю на вопросы

 

11.

Рефлексия

Учитель организует рефлексию:

Наш урок подошёл к концу, но мне хотелось бы узнать, понравился ли вам урок, было ли вам всё понятно по изучению этой темы.

Посмотрите на доску. Перед вами музыкальные инструменты симфонического оркестра. Но чтобы они зазвучали, чтоб зазвучал весь оркестр, каждый из вас подойдёт сюда и повесит одну нотку (один звук). На ваших столах лежат нотки и они разных цветов.

-Если урок понравился и вы всё поняли вы берёте яркую - красную нотку и вешаете на любую группу инструментов.

-Если урок понравился, но вы ничего не запомнили – зелёную нотку.

-Если не понравился, и вы ни чего не поняли - синюю нотку.

 

 

Спасибо ребята за урок, вы все молодцы, хорошо работали и до новых встреч.

Учащиеся осуществляют самооценку собственной деятельности

1 мин


 


 

Конспект урока музыки во 2 классе

Тема урока «Оркестр»

Учитель: Прозвенел звонок, начинаем наш урок.

- Здравствуйте, ребята.

Встретились мы снова.

Слушать музыку и петь

Вы уже готовы?

Дети - Даааа.

Тогда предлагаю начать наш урок с песни «Весёлые нотки»

(Дети исполняют песню «Весёлые нотки»)

Весёлые нотки

1.

Мы маленькие нотки - весёлые красотки,

Мы много песен знаем, их вместе распеваем.

Припев:

До, ре, ми, фа, соль, ля, си,

Спеть любую попроси.(2р.)

2.

А если мы скучаем, то сами сочиняем,

припевы и куплеты весной, зимой и летом.

Припев:

Проигрыш

Припев:


 

Дети садятся.

Учитель: Мы продолжаем ребята путешествовать по удивительному миру музыки. Какая тема сегодняшнего урока, вы постарайтесь догадаться сами, для этого вам необходимо расшифровать слово с помощью загадок, которые я вам загадаю.( у каждого из вас на столах лежит карточка, положите её перед собой. Вы видите пустые клеточки, в них вы должны записать первые буквы слов, которые будут являться ответами загадок. задание понятно? тогда слушайте внимательно)

1. В театре очень интересно,

Когда в спектакле все поют.

И музыку играл оркестр.

Спектакль как же назовут? (Опера)

 

2. Вышел в поле пастушок,

Заиграл его... (рожок)

 

3. Он пишет музыку для нас,

Мелодии играет,

Стихи положит он на вальс.

Кто песни сочиняет? (Композитор)

 

4. Что же это за девица:

Не швея, не мастерица

Ничего сама не шьёт,

А в иголках круглый год. (Ель)

 

5. Он ключ, но ключ не для двери,

Он в нотоносце впереди. (Скрипичный ключ)

 


 

6. Ими друг о друга бьют,

А они в ответ поют

И блестят, как две копейки, —

Музыкальные... (тарелки)


 

7. Нота мчит на бал в карете,
Плещет в море и в реке,
Есть она и в винегрете,
И в ремне, и в теремке. (нота "Ре")


 

Кто может сказать, какая тема сегодняшнего урока? О чём будем говорить?

Тема урока: ОРКЕСТР. Давайте прочитаем, что такое оркестр.

ОРКЕСТР – коллектив музыкантов, совместно исполняющих музыкальное произведение на различных инструментах.

Показ слайда, на котором изображены оркестры.(слайд 2)

Учитель: Посмотрите ребята на этот слайд. Что вы видите? (изображены оркестры)

Учитель: Посмотрите ещё раз повнимательнее и скажите, а одинаковые ли оркестры изображены?

Дети: Нет, разные.

Учитель: А чем же они отличаются? (ответы детей)

Учитель: Тем, что оркестры по своему составу бывают разные. Это зависит от того, какие музыкальные инструменты входят в состав оркестра.

Учитель: Какие виды оркестров вы знает, назовите? (- оркестр народных инструментов, -военный оркестр, - духовой оркестр, -джазовый оркестр, эстрадный и др.)

(Слайд 3)

Учитель: (картинка симфонического оркестра), Перед вами ещё один вид оркестра, может знает кто-то, что это за оркестр? (ответы детей)

Учитель: Здесь ребята изображен симфонический оркестр.

Учитель: И наша цель урока это поближе познакомимся именно с этим видом оркестра, т.е. симфоническим оркестром и конечно послушать симфоническую музыку.

Учитель: А, что можно узнать о симфоническом оркестре? Давайте определим задачи.

- Что представляет собой в целом симфонический оркестр

- Какие группы и инструменты входят в состав этого оркестра,

- Сколько музыкантов находится в этом оркестре,

- Как располагаются они,

- Кто управляет оркестром,

- Где можно услышать симфонический оркестр ну и многое другое,

- И конечно послушаем симфоническую музыку.

Теперь, когда мы поставили перед собой задачи, можем начать наше знакомство с симфоническим оркестром.

Учитель: От какого слова имеет оркестр такое название. Дети: СИМФОНИЯ.

- Давайте узнаем, что такое симфония....(читаем по карточке)

Симфония - это большое музыкальное произведение для симфонического оркестра, состоящее из 4 частей, отличающихся друг от друга характером музыки и темпом.


 


 

Учитель: Симфонический оркестр - Наиболее совершенный и богатый по выразительным возможностям из оркестров, распространенных в современной музыкальной практике. Крупные симфонические оркестры насчитывают более 100 музыкантов. Тембровые и динамические возможности симфонического оркестра исключительно велики и многообразны, поэтому он по праву считается вершинным завоеванием музыкально-исполнительской культуры.

Учитель: - Внимание на экран..(просмотр видео про симфонический оркестр)

Учитель: - Что же вы узнали о симфоническом оркестре, из данного рассказа?

Ответы детей….

Вопросы:

- Небольшой коллектив исполнителей - называется ансамблем. Означает это слово «вместе».

- Сколько музыкантов входит в ансамбль? От 2 до 10.

- Существует какой ансамбль? Вокальный и инструментальный.

-А большой ансамбль - это оркестр.

- Сколько музыкантов может там быть, я говорила - свыше 100 человек. Это число Может колебаться в пределах 25-120 человек и даже больше.

-Кто руководит оркестром? Дирижёр.

Дирижёр – это человек, который руководит оркестром или хором.

Он читает партитуру – нотную запись музыкального произведения и показывает музыкантам, исполняющим его, в каком месте должна сыграть каждая группа инструментов. (Партитура – это нотная запись музыкального произведения, предназначенная для исполнения оркестром).

-Инструменты симфонического оркестра делятся на группы.. какие группы вы запомнили?

Группа струнных смычковых инструментов, Группа деревянных духовых инструментов, Группа медных духовых инструментов , Группа ударных инструментов

А так же есть Инструменты не входящие в состав основных групп, но иногда принимают участие в оркестре.

Я предлагаю выполнить следующее Задание, выполнять его будете в парах:

Положите перед собой следующую карточку…. на них написаны группы инструментов, но вот, к сожалению, пока мы с вами путешествуем, к нам в класс пробрался сильный ветер разбросал музыкальные инструменты в разные места, ваша задача – разложить их в нужные группы.

(Дети выполняют задание) А что бы лучше вам работалось, для вас будет звучать музыка в исполнении симфонического оркестра.

Проверка задания.

. Группа струнных смычковых инструментов (скрипка, альт, виолончель и контрабас.)

Эти инструменты называются струнные-смычковые, т.к. звук у них извлекается при помощи удара по струнам. А помощью чего? извлекается-смычком.

Группа деревянных духовых инструментов (флейта, кларнет, фагот, гобой)

Группа медных духовых инструментов (труба, туба, валторна, тромбон)

Деревянные и медные духовые инструменты называются духовыми потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.

Группа ударных инструментов (барабан, тарелки, литавры, бубен, маракасы, треугольник)

Ударные называются - потому что звук извлекается при помощи удара по инструменту.

Инструменты не входящие в состав основных групп. (арфа, челеста, орган, саксофон, рояль) Показ слайда с группами инструментов

Учитель: Вот так выглядит состав инструментов симфонического оркестра (слайд-картинка 4)

А сейчас я попрошу вас встать.

Физ.минутка

Игра «Представьте себе» Давайте ребята поиграем с вами. Добрая фея взяла волшебную палочку и заколдовала вас, в инструмент симфонического оркестра. А какой вы покажите сами? Передайте жестами этот инструмент.(звучат звуки муз.инструментов в мп3)

Учитель: Посмотрите на следующий (слайд5)

Учитель: Перед вами схема расположения рассадки музыкантов.

Рассматриваем, анализируем.

Проверка знаний учащихся. (слайд 6)

Учитель: Для закрепления я предлагаю вам игру «Третий лишний»

Учитель - Вам даны названия 3 музыкальных инструментов: только 2 из них имеют общие характеристики. Какое из трёх названий лишнее? Объясните своё решение.

Труба, валторна, флейта

Литавры, арфа, тарелки

Скрипка, контрабас, саксофон

Гобой, труба, кларнет

Барабан, альт, тарелки

Тромбон, фагот, валторна

Молодцы…справились и с этим заданием.

 

Учитель: Пришло время узнать, какие произведения исполняет симфонический оркестр?

Симфонический оркестр исполняет симфонии и сюиты, симфонические поэмы и фантазии, сопровождает действие в кинофильме, опере, балете и даже в мультфильмах звучит симфоническая музыка.

 

Сейчас вы услышите фрагмент симфонии №2 Александра Порфирьевича Бородина

 

(слайд 7 -портрет композитора )

(слушаем музыку)

Вопросы:

- Что вы можете сказать об услышанной музыке? Какая она? (мощная, сильная, героическая, один композитор М. П. Мусоргский назвал симфонию Бородина «героической славянской)

- А каких бы героев вы представили под эту музыку? Кто подходит по описанию?

- Какая известная картина подошла к данной музыке? (картина «Богатыри») (слайд 8)

Эта симфония имеет название «Богатырская симфония»

Учитель: Все творчество Бородина пронизано темой величия русского народа, любви к родине, свободолюбия.

Об этом – и его "Богатырская симфония", запечатлевшая образ могучей героической Родины.

- А кто же исполнял такую музыку? ответ детей: (Симфонический оркестр)

Учитель: Мир музыкальных инструментов весьма широк: и сегодня на уроке мы только знакомились с инструментами, какого оркестра? Симфонического оркестра.

Несколько веков симфонический оркестр создавался как единый организм. Он мог состоять из двадцати музыкантов, а мог включать и более ста.

Сколько радостных, незабываемых минут остаётся в памяти у нас, если удаётся послушать хороший оркестр в концертном зале!

Симфоническую музыку мы ещё будем слушать на следующих уроках, а сейчас посмотрите в окно, и скажите, какое время года наступило? (за окном у нас весна). Какие весенние приметы вы знаете? Перечислите. (ответы детей)

 

Всё живое радуется весне. Весна приносит радость и ощущение расцветающей природы. Давайте мы начнём разучивать и петь песенку так, чтобы весна услышала, как мы любуемся ею и восхищаемся звуками весны.

 

У вас на столах лежит текст песни. Прочитайте её название? («Весенняя песенка».)

Мы начнём разучивать эту песню, но для начала послушайте её.

Учитель исполняет песню.

Разучивание песни «Весенняя песенка»

 

 

"Весенняя песенка" (индивидуальное и хоровое исполнение)

1. Бегут ручейки, звенят ручейки, и ожил задумчивый лес

Природа цветет, и птицы поют, и солнышко светит с небес.

Припев: 
Ах, как весело нам с песенкой этой дружить,
Ах, как весело нам, с весеннею песенкой жить.

 

2. Всё в ярких цветах, поля и луга, и пчёлки звучат там и тут,

И дарит весна, и дарит весна много чудесных минут.

 

3. Под тёплым дождём на ветках берез растёт, улыбаясь, листва,

Природа растёт, природа цветёт, поёт на все голоса.


 

Подведение итогов урока:

Д/З - Нарисовать один из музыкальных инструментов симфонического оркестра.

Наш урок подошёл к концу, но мне хотелось бы узнать, понравился ли вам этот урок?


 


 


 


 

Рефлексия. Посмотрите на доску. Перед вами музыкальные инструменты симфонического оркестра. Но чтобы они зазвучали, чтоб зазвучал весь оркестр, каждый из вас подойдёт сюда и повесит одну нотку (один звук). На ваших столах лежат нотки и они разных цветов.

-Если урок понравился, и вам было всё понятно, вы берёте яркую - красную нотку и прикрепляете на любую группу инструментов.

-Если урок понравился, но вы к сожалению не запомнили нечего – прикрепляете зелёную нотку.

-Если вам урок не понравился, и вы ни чего не поняли - прикрепляете синюю нотку.


 

Учитель: Спасибо ребята за урок, вы все молодцы, хорошо работали и до новых встреч.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.