12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Надюша19
Вологодская обл.

МОУ «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза И.П. Малоземова»













КОНСПЕКТ ВНЕКЛАССНОГО ЗАНЯТИЯ

«МОРСКОЙ БОЙ»

(«Наш земляк – С.С. Орлов»)

















Подготовила:

учитель начальных классов: Козлова Надежда Александровна













г. Белозерск, 2019 г.

Тема: внеклассное мероприятие по внеурочной деятельности «Морской бой» («Наш земляк – С.С. Орлов»)


Цель:

- Расширить знания детей о поэте и земляке С.С. Орлове, вызвать чувство гордости, уважения за своего земляка.

- Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственной норме.

- Воспитание гражданского самосознания, воспитание любви к творчеству С.С. Орлова.


Задачи:

- обогатить знания учащихся о Сергее Сергеевиче Орлове;

- вызвать у школьников чувство гордости за своего земляка;

- стимуляция познавательной активности детей;

- развитие коммуникативных навыков, навыков сотрудничества и взаимодействия;

- расширение кругозора учащихся;

- формирование нравственных ценностей подрастающего поколения.


Оборудование:

1.Компьютер

2. Мультимедиапроектор.

3. Игровое поле

5. Карточки с заданиями

6. Танки (рефлексия)


Демонстрационный материал:

Презентация к занятию (PowerPoint)


Правила игры:

Игра проводится по типу любимой игры многих школьников «Морской бой». В игре участвуют две команды. Ребятам предлагается вступить в бой с пиратской армадой, состоящей из 10 кораблей (один четырёхпалубный, два трёхпалубных, три двухпалубных и четыре однопалубных). Эти корабли расположены на игровом поле, представляющем собой квадрат, состоящий из 10 столбцов и 10 строк. Задача игроков - «потопить» пиратские корабли. Команды по очереди делают «выстрелы», называя координаты на игровом поле. Если команда попала в корабль, то необходимо путём клика на клетку в квадрате открыть слайд с заданием. За верный ответ на вопрос команда получает 1 балл и «пиратский трофей» (можно использовать карточки с пиратскими символами из Приложения), а также право следующего хода. В случае непопадания или неверного ответа право хода переходит другой команде.

Ход занятия


Организационный момент.

1)Здравствуйте, дорогие ребята!

Я рада приветствовать вас на игре «Морской бой», а чему она будет посвящена, вы угадаете сами выполнив первое задание.

1задание: Игра «Шифровка». Найдите значения выражений. Найдите буквы, которые соответствуют каждому ответу. Прочитай зашифрованные слова:

0 + 1; 10 + 2; 10 – 8; 10 +3; 8 + 6; 10 – 4; 14 – 7; 14 – 10; 5 + 6; 12 – 3; 6 + 2; 6 -3;

18-2; 16-1; 11-6; 20-10


Н-1; С.-10; З-4; А-2; С.-11; Е-5; Ш-3; О-12; М-6; Р-13; Л-7; Я-8; Л-14; О-15; К-9; В-16

Иt1576614754aa.jpg так, кому будет посвящено наше сегодняшнее занятие? (Сергею Сергеевичу Орлову)




















Замечательный русский поэт Сергей Сергеевич Орлов беззаветно любивший Вологодчину, родной озёрно-лесной Белозерский район.

Не скажу, что – самый лучший,

А милей всех сердцу край!

Здесь были его родовые корни, сюда он частенько приезжал навестить близких и друзей. Родная земля подарила поэту вдохновение для многих прекрасных строк.


Сегодня вас ждут игры, викторины, в ходе которых мы с вами узнаем много интересного, закрепим знания о нашем земляке Сергее Сергеевиче Орлове, чье имя носит одна из школ нашего города – МОУ «Средняя школа №2».

В нашей игре принимают участие две команды. Команда «Девчонки» и команда «Мальчишки».

2) Объявляем правила игры.

3) Блиц-турнир.

- Прежде, чем приступить к игре, разыграем право первого выстрела. Каждой команде надо за 30 секунд дать как можно больше правильных ответов. За каждый верный ответ команда получает балл. Команда, которая получит наибольшее количество баллов, получает возможность первой начать игру. Если на какой-то вопрос вы не можете ответить, то говорите: “Дальше!”

Вопросы 1 команде:

Доска для спуска с корабля. (Трап)

Морские разбойники. (Пираты)

Руль корабля. (Штурвал)

Кухня на корабле. (Камбуз)

Морская буря. (Шторм)

Пиратский захват судна с помощью крюков и веревок. (Абордаж)

Дежурство на корабле. (Вахта)

Вопросы 2 команде:

Высокая деревянная опора для паруса. (Мачта)

То, что надувает паруса. (Ветер)

Ученик-матрос. (Юнга)

Помещение для капитана или пассажиров. (Каюта)

Как называется спасательная лодка на корабле. (Шлюпка)

Бок корабля. (Корма)

Большой водоём с соленой водой меньше океана. (Море)

Итак, начинаем игру. За каждый правильный и наиболее полный ответ вы получите 1 балл – 1 жетон и право следующего хода.

Клетка 1 В.


- Когда праздновал свой день рождения Сергей Сергеевич Орлов? (Родился 22 августа 1921 года).

Клетка 2 А.


- Где родился Сергей Сергеевич? (В селе Мегра, Череповецкого района (ныне это Вологодская область, Белозерский район.

Клетка 3 А слайд 6.


- Назовите профессии родителей Сергея Сергеевича? (Отец и мать были учителями).

Сергей Николаевич Орлов - отец Сергея - преподавал в селе Мегра и был заведующим школой. Рассказывают, что он был строгим учителем и добрым, веселым человеком. Мама Екатерина Яковлевна тоже была учителем, преподавала русский язык и литературу.

t1576614754ab.jpg

Клетка 1 З.


- Сколько детей было в семье Сергея Орлова. (Трое – сам Сергей Орлов, сестра Ариадна и брат Дмитрий).

Клетка 1 И.


- Назовите название известного детского стихотворения С.С. Орлова? («Тыква»).

Клетка 5 З.



- Как звали друга детства Сергея Орлова? (Борис Михайлович Пидемский).

Клетка 10 Б.



- Назовите название школы в которой Сергей Орлов окончил 10 класс? (МОУ Средняя школа №2).

В 1936 году Сергей заканчивает Мегринскую 7-милетнююшколу. Семья переезжает в Белозерск. Сергей поступает в 8 класс средней школы №2. Там и оканчивает 10 класс.

Клетка 3 Г слайд 7.



- В 1940 году Сергей Сергеевич поступил в университет. Какой? (Московский, Вологодский, Петрозаводский).

Окончив Белозерскую среднюю школу №2, Сергей решил продолжить образование в Петрозаводском университете, куда и он и отправился летом 1940 года.

Сережа Орлов, круглолицый, рыжеволосый парень с Вологодчины успешно сдает экзамены на исторический факультет Петрозаводского университета.

За экзаменами - учеба. Одноэтажное деревянное здание общежития на Вытегорском шоссе. По предложению Сергея, несколько лет назад побывавшего с отчимом на Алтае в сельскохозяйственных коммунах, четверо студентов создают свою маленькую «коммуну». Деньги - общие, хранятся у старшего по возрасту. В столовую - вместе, в кино, в театр, на экскурсию – тоже вместе.

Клетка 3 Д слайд 8.

Подготовленный ученик рассказывает: 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Только-только закончен 1 курс, сданы зачеты и экзамены. Четверо друзей собрались после полудня своей компанией в последний раз. Единственное единодушное решение - военкомат! Студентов сразу же зачислили в истребительный батальон.

- После того, как истребительный батальон, в котором поэт прошел боевое крещение, расформировали, Сергей Орлов снова идет в Петрозаводский военкомат. После комиссии вышел уже ……(танкистом, летчиком, моряком).

Впрочем, мог бы выйти и летчиком (ему предложили на выбор два рода войск: танки и авиацию).

Клетка 3 Е слайд 9.

- В конце 1941 года, в декабре было принято решение направить Сергея Орлова в числе других бойцов на командирские курсы в город Челябинск. Через 2 месяца ему присваивают звание ……(сержанта, старшего лейтенанта, лейтенанта). 

t1576614754ac.jpg





Клетка 3 Ж.

- Вернувшись из Челябинска командиром экипажа тяжелого танка «КВ», он в феврале 1943 числился в составе действующего на Волховском фронте 33 отдельного гвардейского полка прорыв. 

В один из мартовских дней 1943 у деревни Карбусель начался тяжелый бой. Несколько наступающих машин, попав под сильный артиллерийский огонь противника, были подбиты и горели на поле боя. Не удалось достичь вражеских позиций и танку «КВ» Сергея Орлова. Машина была подбита и с сорванными гусеницами застряла на нейтральной полосе поблизости от немецких позиций. Не день, не сутки, а целых 12 дней пришлось провести экипажу на «ничейной» земле. Сорванные гусеницы, мотор ремонтировали при свете вражеских сигнальных ракет под обстрелом, стараясь ничем не выдать себя. Мороз обжигал руки. Механик сменял командира, а он - механика. Так шел день за днем, иссякали запасы продуктов. Но вот все проверено, мотор загремел, и на глазах у противника командир развернул машину и под вражеским обстрелом повел ее к своему переднему краю. Радостно встретили вернувшихся танкистов однополчане. Только в воинской части поторопились сообщить родным, что экипаж и его командир, молодой поэт Сергей Орлов, смертью храбрых погибли на поле боя.

Это был первый в жизни Сергея наступательный бой - кровавый, ожесточенный, страшный, из которого не вернулись многие. Их памяти и посвятил Сергей Орлов стихотворение. Назовите его название? («Карбусель»).

Подготовленные ученики читают стихотворение:

Мы ребят хоронили в вечерний час, 
В небе мартовском звезды зажглись... 
Мы подняли лопатами белый наст, 
Вскрыли черную грудь земли.

Из таежной Сибири, из дальних земель 
Их послал в этот край народ, 
Чтобы взять у врага в боях Карбусель 
Средь глухих ленинградских болот.

А была эта самая Карбусель — 
Клок снарядами взбитой земли. 
После бомб на ней ни сосна, ни ель, 
Ни болотный мох не росли...

А в Сибири в селах кричат петухи, 
Кедрачи за селом шумят... 
В золотой тайге на зимовьях глухих 
Красно-бурые зори спят.

Не увидеть ребятам высоких пихт, 
За сохатым вслед не бродить. 
В ленинградскую землю зарыли их, 
Ну, а им еще б жить да жить!..

Прогремели орудия слово свое, 
Иней белый на башни сел. 
Триста метров они не дошли до нее... 
— Завтра мы возьмем Карбусель!

Клетка 3 К.

- Шли дни. С южных фронтов приходили вести о победных, наступательных боях. Но главные испытания и бои были еще впереди. Танковый экипаж Сергея Орлова участвовал во многих боя. Назовите название деревни, где произошла последняя танковая атака? (Деревня Гора).

Клетка 6 В слайд 10.


- В своем последнем бою Сергей Орлов получил сразу три ранения: в руку, в ногу, в грудь. Последний осколок шел прямо в сердце, но помешал комсомольский билет и медаль. Выберите эту медаль? («За оборону Ленинграда»).


t1576614754ad.pngt1576614754ae.jpgt1576614754af.jpg













Клетка 7 В слайд 11

- В Белозерске после госпиталя Сергею довелось пожить лишь около года - до лета 1945. После этого Сергей Орлов переезжает. Определите название города по его достопримечательностям?





Кt1576614754ag.jpg
t1576614754ah.jpg
летка 8 В.

- В 1946 году в жизни С.С. Орлова происходят грандиозные перемены. С чем они были связаны? (С изданием книги стихов).

Клетка 8 И.

- Как увековечена память об известном земляке в нашем городе? (Школа, в которой учился Сергей Орлов, носит его имя; открыт мёмориальный дом-музей Сергея Орлова; на улице Сергея Орлова, установлен бюст).

Клетка 8 К.

- Наш земляк, поэт С.С. Орлов дружил с Иваном Малозёмовым. Познакомились они в Белозерске, во время учебы в школе. Многое роднило их, в том числе и литературное творчество.

В 1940 г. в Белозерском районе проходил детский художественный смотр. 12 мая районная газета публикует стихи, написанные его участниками. Среди них стихотворения С. Орлова «На берегу», С. Викулова «Седовцы», «Песня девушки» и стихотворение И. Малозёмова «Стальные машины».

Через десятки лет Сергей Орлов станет маститым поэтом и посвятит Ивану Малоземову, отдавшему жизнь за Родину, поэму «Командир танка».

Ваша задача, прочитать отрывок стихотворения. На подготовку вам дается 5 минут, необходимо постараться передать его характер, настроение, красоту, соблюдать знаки препинания.

Заходи в моё стихотворенье,

Запросто, как в дом родной входил.

Силой своего воображенья

Я хочу, чтоб ты на свете жил.

Песни пел, плечистый, крутолобый,

Обнимал девчонок на ветру,

В честь Победы с земляками чтобы

Пива выпил на честном пиру.

Посмотри, настала жизнь какая -

Время песни петь, поля пахать.

Вся земля летит, благоухая,

Вся в цветах и травах - не узнать.

Журавли трубят отбой тревоге,

Ласточки под крышей гнёзда вьют,

Дымом золотым пылят дороги,

И домой все воины идут.

Бомбы не раскалывают зданья,

Не гремят орудья - тишина.

Навсегда теперь воспоминаньям

Отдана жестокая война…

Клетка 9 Д слайд 12.


- Правительство высоко оценило боевые заслуги, литературную и общественную деятельность поэта, наградив его орденами и медалями.

Ваша задача назвать названия медалей, орденов, которыми был награжден Сергей Орлов (Изображения на слайде).


Клетка 9 Е.


- О чём свидетельствует эта дата: 7 октября 1977 (дата смерти Сергея Орлова).


Клетка 9 Ж.

- Часы «Победа». Как данные часы связаны с жизнью Сергея Орлова?

t1576614754ai.jpg














Итог занятия.

Итак, все корабли разбиты.

Подсчитываем количество знаков каждой команды.


Команда («Девченки» или «Мальчишки») лучше справилась со всеми заданиями и стала победителем. Вручение дипломов победителям и поощрительных призов второй команде.

Ребята, наше занятие подходит к концу, мы сегодня повторили и узнали много нового о замечательном человеке, нашем земляке, поэте, чье имя носит одна из школ нашего города.

Какую пользу нам принесло сегодняшнее занятие?

Да, мы узнали каким был Сергей Орлов, как прошли его военные годы, узнали, что он любил свою Родину. Узнали как и где увековечена его память.

Можем ли мы с вами гордиться этим замечательны человеком?

Что мы с вами можем сделать, что бы память о таких людях жила вечно?


4)Рефлексия.


Ученик: С. Орлов

Его зарыли в шар земной,

А был он лишь солдат,

Всего, друзья, солдат простой,

Без званий и наград.

Ему как мавзолей земля -

На миллион веков,

И Млечные Пути пылят

Вокруг него с боков.

На рыжих скатах тучи спят,

Метелицы метут,

Грома тяжелые гремят,

Ветра разбег берут.

Давным-давно окончен бой...

Руками всех друзей

Положен парень в шар земной,

Как будто в мавзолей...


Если занятие вам понравилось, то дома вы можете почитать стихи С.С. Орлова, найти дополнительный материал о нем в книгах, в интернете, нарисовать рисунок последнего боя (каким вы его представляете).

А сейчас я предлагаю вам прикрепить прикрепить выданные в начале занятия танки, если занятие вам понравилось, то прикрепите танк, который вам выдан на правую часть доски, если не понравилось, то на левую. Посмотрите, какая танковая батарея у нас получилась.

Спасибо вам за занятие!


Список литературы:

1.Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1988. — Т. 2 /Любов — Ящук/. — 863 с. — 100 000 экз.

2.Золотые Звёзды вологжан. — 3-е изд., доп. — Архангельск, 1985. — С. 159—161.

3.Сайты: https://www.syl.ru/article/318747/sergey-orlov-biografiya-i-tvorchestvo

4. 8. https://www.liveinternet.ru/users/4373400/post360630728

5. https://fb.ru/article/211976/poet-sergey-orlov-biografiya-i-tvorchestvo

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.