12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гафиятулина Елена Геннадьевна43
Стаж работы в данной школе у меня большой . С начала я работала вожатой 8 лет ,затем ЗДСР два года , учителем начальных классов отработала уже 17 лет .
Россия, Ульяновская обл., Ульяновск
1

Конспект занятия «Что такое сказка. Изучение образа Ивана в русских народных сказках»


Презентация к уроку "Сказка" по курсу "Социокультурные"PPTX / 2.77 Мб
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 56» г. УЛЬЯНОВСК













ВЫПУСКНАЯ РАБОТА

конспект занятия по внеурочной деятельности

по курсу «Социокультурные истоки», 2 класс
«Что такое сказка. Изучение образа Ивана в русских народных сказках»







Составила : Гафиятулина Елена Геннадьевна

учитель начальных классов















Март , 2024 г.



ТЕМА: «Что такое сказка. Образ Ивана в русских народных сказках».

ЦЕЛЬ: вызвать интерес к чтению сказок; развивать творческие способности своевременно действовать в целях достижения социокультурного результата, расширить и углубить знания о понятиях «сказка» , изучить образ Ивана в русских народных сказках.

Универсальные учебные действия:

Личностные: развивать эмоционально-нравственную отзывчивость , сопереживать .

Коммуникативные: умение работать сообща, договариваться друг с другом , согласовывать свои действия с действиями других, участвовать в диалоге, слушать и понимать других.

Регулятивные: умение ставить цели , планировать , определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом .

Познавательные: выявлять сущность и особенности поступков, расширять исторический кругозор учащихся . извлекать информацию представленную в тесте учебника.

Планируемые результаты :

Личностные: испытывать чувство гордости за свою малую Родину.

Предметные: способствовать формированию интереса обучающихся к событиям связанными с историей родного края, раскрыть понятия «Сказка», «Житейская мудрость», раскрыть характер героя сказок Иванушка - дурачок, Иван - царевич на основе рассмотрения разных сказок.

Метапредметные: воспитывать в детях традиционные духовно-нравственные ценности , чувство сопричастности к истории и культуре родного края через произведения Новопольцева Абрама, сказочника Симбирской Губернии.

Ход урока

Организационный момент:

-Дорогие ребята , я рада видеть ваши улыбки. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь , поделитесь хорошим настроением с другом.

Этап присоединения:

(Звучит отрывок из песни «В мире много сказок» В.Шаинского, Ю Энтина).

-Ребята , догадались какая будет тема нашего урока? Правильно .Тема урока«Сказка». Сегодня мы говорим о сказке. Каждая сказка учит нас. А как вы думаете, чему нас учат сказки?

Актуализация знаний.

- Встанем в ресурсный круг. Передавать мы сегодня будем клубочек, а как вы думаете почему? Клубочек пришел к нам из сказки “Царевна лягушка”. А какая ваша сказка самая любимая? Назовите любимого героя этой сказки. Я начну: моя любимая сказка …..

- Молодцы ребята, у каждого своя любимая сказка, мне было очень интересно узнать о ваших любимых героях.

Основной этап.

(Зажигается свеча)

- Сказку любят и дети, и взрослые. Сказка родилась давным – давно. Люди еще не умели писать и читать, но охотно сочиняли сказки и передавали их следующим поколениям.

- Сказку хорошо слушать вечером. В старину ее рассказывали даже ночью. При неярком свете лучины или свечи все вокруг приобретало неожиданный и загадочный вид.

Тихий голос сказочника будил воображение. Душа слушателя уходила в сказку, замирала, не различая, где сказочное, а где житейское.

- Можно ли к слову сказочному относиться серьезно, с доверием? Может быть, оно только развлекает?

- Найдем ответ в учебнике страница 84 (4 абзац).

- Что сберегается  в сказочном  слове? ( Народная мудрость)

- Богатое, меткое и озорное слово сказки начинается прямо с присказки.

- Какие присказки знаете вы?

1. «В некотором было царстве, в некотором государстве , не в нашем было королевстве. Это будет не сказка , а будет присказка; а будет сказка завтра после обеда , поевши мягкого хлеба , а еще поедим пирога, да потянем бычка за рога. Жил-был царь Иван Васильевич, у него был большой сын Василий царевич , а второй был сын Митрий –царевич, малый сын был Иван –царевич…».

2. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.

3. За горами , за лесами ,

За широкими морями ,

Против неба – на земле

Жил старик в одном селе.

У старинушки три сына :

Старший умный был детина,

Средний был и так и сяк ,

Младший вовсе был дурак . )

- Ребята , первая присказка из какой сказки ? Сказка Новопольцева Абрама «Иван-Царевич и Марья-Краса, Черная коса».

Давно-давно в Симбирской губернии жил сказочник Абрам Новопольцев. Он был из крестьянского роду. Писать не умел , умел сочинять сказки . Новопольцев А. занимал первое место в галерее мастеров русской сказки. От него записано 72 сказки: это сказки о животных , волшебные сказки и местные предания. Записи его сказок были сделаны в 70-ые годы 18 века известным собирателем –фольклористом Д.Н.Садовниковым. Волжский мастер сказитель-балагуров, увеселитель как называют его некоторые исследователи .Стремление к рифмовке распространяется на все его сказки.



-Вторая присказка из какой сказки ? ( «Царевна-лягушка»).

-Третья присказка из какой сказки ? («Конек-Горбунок»). –

- Назовите героя сказки , которые в каждой из этих сказок встречается . В сказках есть герой Иван-царевич, Иван- дурак. Давайте еще вспомним в каких сказках есть герой Иван-царевич или Иван-дурак. Посмотрите в учебник страница 86 «Иван-царевич и серый волк». Кто автор этой картины ? В.М.Васнецов . Он же является автором еще одной картины . Эта картина является иллюстрацией к сказке , в которой героя зовут Иван . Копия картины висит в коридоре около нашего кабинета. Вспомнили? Правильно сказка называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Еще в каких сказка герой Иван? «Сивка-бурка», «Иванушка –дурачок», «Иван коровий сын». И еще есть много сказок где герой Иван.



Физкультминутка

К сказке в гости мы пришли .(шаги на месте)

Сундучок с замком нашли. (наклоны вперед)

Справа заглянули. (наклоны вправо)

Слева заглянули. (наклоны влево)

И присели , и привстали , (сели , встали )

И вокруг мы поскакали. (поскакали на одной правой ноге, на одной левой ноге)

Ручки наши разомнем , (руки в замок и вывернули )

И замочек отопрем. (вращаем кистями) Садитесь тихонечко.

- Продолжаем наш урок.

- Так что же значит имя Иван? (Сообщение «Значение имени Иван» рассказывает ученик)

1. Имя Иван по происхождению – древнееврейское (Yohanan – Бог милует). Это имя очень полюбилось народам Европы, и до сегодняшнего дня существуют его варианты: английское Джон, немецкое Иоганн (Йоханнес, Йоханн), Ганс (Ханс), французское Жан, итальянское Джованни, болгарское Йован, Йотан, молдавское Ион, шведское Юхан, датское Енс, Йенс, испанское Хуан, арабское Юханна и др. Нельзя не отметить многообразие форм этого имени: Иванушка, Ивашка, Иванко, Ванюшка, Ванька, Иванечка, Ивась…



-Ребята в течение года вы с родителями дома читали сказки .Вспомните из прочитанных сказок .Как называют Ивана в сказках?

Работа в парах: (дети вписывают слова в правый столбик)

Иван

Царевич

Иван

Дурак

Иван

Коровий сын

Иван

Вдовий сын

Иван

Крестьянский сын

Иван

Иванушка

-Давайте вместе проверим, правильно ли вы заполнили таблицу.

-Иван –дурак . Почему же так называют героя? Значение слова дурак нам расскажет ученица 2 класса. (- «дурак» - это талисман, оберег. Это «второе имя» было призвано защищать от злых чар;-  «дурак» - это воплощение желания народа увидеть, что что-то волшебное совершается просто так, потому что «дураку везёт», «дураку Бог помогает». С древнего славянского языка слово ДУРАК переводится примерно, как человек не от мира сего, с мышлением запредельным или расширенным. )

Физкультминутка для глаз

-Давайте вспомним какой же он Иванушка в сказках которые вы прочитали за этот учебный год : Дурачок или Умный

Работа в четверках:

Иван

Дурак

Умный

Не блещет умом

легко и непринужденно проходил испытания,

Не красив

природа к нему благоволила, и общался он со зверьем и стихиями легко.

Не могуч

попадать во всякие запредельные измерения, куда другие не могли попасть

нелепый

мужества,

Покорный злым людям

Скромность

Ленивый на вид

как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость,


особую сказочную стратегию, опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех.


борется со злом, помогает слабым и обиженным.


героическое поведение и добрые дела


нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания,


Действует быстро , активно , смело


смекалка


правдивый


искренний

-Впишите в таблицу фразы которые доказывают ту или иную роль героя. Дети вписывают доказательства того что Иван дурак, или что Иван умный.

Приведите доказательства что Иван дурак, приведите доказательства что Иван умный.

-А как вы считаете кто Иван ? Дурак? Умный? Поднимите руку ,кто считает что Иван дурак. Поднимите руку те , то считает что Иван умный.

Рефлексия .Ресурсный круг.

-Давайте встанем в круг , и передавая клубочек ответим на вопрос :

-Чему нас может научить сказка?

-Итог : изучение сказок - увлекательный путь познания и саморазвития. Оно позволяет нам прикоснуться к истокам русской культуры, усвоить народную мудрость и воспитать в себе ценные качества. Через анализ образов сказочных героев, обсуждение нравственных качеств , мы развивают свои интеллектуальные, творческие и эмоциональные способности.

- Занятие окончено. Спасибо за работу.

Список использованной литературы:

Камкин А.В. Истоки. Уебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений , издание 4-е, исправленное.-М.:издательский дом «Истоки», 2020.

Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению : 3 класс.-2-е изд. , перераб. И доп. –М.:Прсвещение 2009.

Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д. Моя шкатулка. Справочник по литературному чтению. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010.

Гуллер Ю.  И весёлый, и музыкальный… // Детская энциклопедия, №12, 2012

Ненаглядная Красота: Русские волшебные сказки /обраб. И.Карноуховой – М.: Детская литература, 1983

Померанцева Э. русские сказочники. Пособие для учащихся. – М., «Просвещение», 1976.

Русские народные сказки/обраб. Афанасьева – М.:Детская литература, 1989

Русские народные волшебные сказки. – М: Детская литература, 1990

Интернет-ресурсы:

Значение и происхождение имени Иван http://allotaro. ru

О сказках.   http://skazki.smeha.net/russkie/info.html















































Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.