12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Виноградова Елена Владимировна101

Конспект занятия «Ёлочная игрушка».

Педагог дополнительного образования

Виноградова Елена Владимировна

 

Тема: «Ёлочная игрушка».

Цель: Формирование интереса к истории, традициям и обычаям празднования Нового года в процессе изготовления новогодних игрушек.

Задачи занятия:

Образовательные:

·         закрепить умение работать с бумагой при изготовлении поделок;

·         совершенствовать умение работать по технологическим картам;

Развивающие:

·         развивать способность контролировать с помощью мозга тонкие движения рук и пальцев;

·         развивать конструктивное мышление детей, их творческое воображение.

Воспитательные:

·         воспитывать эстетический вкус и желание доводить работу до конца;

·         воспитывать  умение планировать  и организовывать свою деятельность.

Оборудование: 

·         готовые образцы новогодних игрушек;

·         технологические карты,

·         инструменты (ножницы, бумага, клей),

·         заготовки  шаблонов поделок на каждого ребенка;

·         старые и современные новогодние игрушки

Планируемые результаты:

Обучающиеся будут уметь:

·         Пользоваться необходимыми инструментами;

·         Выполнять объёмную новогоднюю игрушку из бумаги.

Обучающиеся будут знать:

·         Историю и традиции празднования Нового года;

·         Технику безопасности при работе с инструментами;

·         Технологию работы и свойства материалов, необходимых для изготовления поделки.

Занятие рассчитано на обучающихся третьего года обучения, продолжительность занятия - 45 минут.

Форма проведения занятия: творческая мастерская.

Используемые технологии:

- ИКТ (презентация);

- игра;

- работа в сотрудничестве;

- здоровьесберегающие технологии.

Оборудование занятия: ноутбук, экран.

Тип занятия: закрепление изученного материала.

 

1.Организационный этап

-Здравствуйте, дорогие ребята!

- Ребята, с каким настроением вы пришли на занятие? Покажите мимикой.

Я рада, что у вас хорошее настроение!  Тем более, совсем скоро наступит самый долгожданный и волшебный праздник Новый год!

- Какое главное украшение нового года? (Ёлка с игрушками.)

- Ёлка у нас с вами есть, но чего не хватает?  (Игрушек.)

- Кто скажет, какая тема сегодняшнего занятия? (Ёлочная игрушка.)

СЛАЙД

- Какую цель поставим перед собой? (Изготовить ёлочную игрушку.)

СЛАЙД

- Правильно, кроме этого, мы вспомним историю Нового года, познакомимся с традициями и обычаями празднования Нового года.

- Ребята, а вы любите Новый год? А чем он вам нравится?

А какие традиции празднования Нового года вы знаете?

 

2. Основной этап

Сообщения детей

СЛАЙД

1.Новый год люди отмечают с древнейших времен. Раньше встречали праздник весной. Праздник посвящался солнцу. Поэтому наряжали плодовые деревья огоньками.  Со временем все изменилось, во многих странах стали встречать Новый год зимой. В России праздник стали праздновать с 1700 года после указа царя Петра 1.  В этом указе царь Петр I велел людям ставить на воротах деревья или ветви сосновые, еловые и можжевеловые, чтобы стояло это украшение с 1-го по 7-е января. В знак веселья люди должны были ходить в гости и поздравлять друг друга, а на Красной площади назначены были огненные потехи, и велено было пускать ракеты. А в богатых домах устраивать пышные балы.

2. А знаете ли вы, почему стали украшать елки? В далекие времена считалось, что в ветвях деревьев нашли приют могущественные духи — как добрые, так и злые, и чтобы поладить с ними, добиться их помощи в жизни, подносились обильные дары, которые развешивались на ветках. Поначалу ее убирали довольно просто, но это продолжалось недолго. Постепенно на ветвях елки появились орехи, сладости, яблоки, шары, а на макушке — изображение солнца, вырезанное из плотной бумаги или сделанное из соломы.

СЛАЙД

3.На Руси елочные игрушки делали еще из тряпочек, соломы, льна, цветных ленточек, колосков, кистей рябины. Часто изготавливали кукол, о которых в народе особое представление. Тряпичная кукла, обычно безликая и на вид ничем не примечательная, была защитой от болезней, бед и нечисти. Ее так и называли: берегиня. К самодельным куклам относились с аккуратностью и уважением. Верили, что от них зависит благополучие, достаток и даже урожай.

Подвижная игра.

- Давайте поиграем в игру. Я буду называть предметы, а вы, если, вы думаете, что этим предметом украшали елку - захлопаете в ладоши, а если нет – то затопаете! Хорошо?

Яблоки, мандарины, молоко, апельсины, валенки, морковь, утюги, картофель, яйца, коромысло, орехи, вафли, стулья, пряники, фигурный сахар, веник, и леденцы.

- Молодцы, ребята! Это не случайно. Каждый из них символизировал нечто важное. Например, яблоко олицетворяло обильный урожай, яйцо — непрерывную жизнь, вафли — святое благословление. Иногда яблоки покрывали краской и блестками, а орехи — сахаром. Конфеты запаковывали в цветную бумагу или фольгу. Кроме этого, к ветвям елки прикрепляли дольки цитрусовых, палочки корицы и цукаты. Все эти вкусности съедали в новогоднюю ночь, а обертка оставалась висеть. В старину наряженной таким образом елочке приписывали магическую способность отгонять нечистую силу. А украшенные яблоками хвойные ветви укрепляли над порогом и у окон, дабы защитить семью от колдовства и привлечь счастье. Именно яблоки стали прообразом стеклянных шариков

 СЛАЙД

4. Согласно легенде, однажды выдался неурожайный год, и яблок было мало. Тогда стеклодувы из городка Лауша в Тюрингии (это местность в Германии) в 1848 году предложили временную замену этому фрукту. Там и были изготовлены первые стеклянные шары из прозрачного и цветного стекла.

- С тех пор история новогодней игрушки ушла далеко вперёд.

СЛАЙД  

- В городе Великий Устюг  (Чем известен этот город?) создали музей новогодней игрушки. В нём собраны и старые игрушки, и современные.

СЛАЙД 

СЛАЙД 

 

ФИЗМИНУТКА

На зарядку 3 класс!

Мы присядем все сейчас.

Высоко поднимем руки.

Будем жить всегда без скуки.

Повернёмся вправо, влево.

Вновь работать будем смело.

Мы за парты все уселись.

Глазки крепко закрываем,

Дружно до 5 считаем.

Открываем, поморгаем

И работать продолжаем.

 

3. Практический этап

-Чтоб работа закипела,

 приготовим всё для дела,

будем клеить и творить!

всё должно в порядке быть.

Материалы и инструменты у вас готовы.

- Какие правила техники безопасности нам необходимо знать при работе с ними?

С ножницами не шути, зря в руках их не крути,

И, держа за острый край, другу их передавай.

Лишь окончена работа – ножницам нужна забота.

Не забудь же их закрыть и на место положить.

 

Сегодня вы будете делать не одну поделку, а сразу три. Для этого разделимся на три группы. 1 ряд – 1 группа, 2 ряд – 2 группа,  3 ряд – 3 группа. Прежде, чем приступить к работе, давайте узнаем, какие игрушки вы изготовите.

Загадка 1. (для 1 группы)

Человечек озорной,
Неразлучен он с метлой,
Жить в тепле он не привык.
Кто растает? …
(снеговик)

 

Загадка 2.  (для 2 группы)

Целый год лежал на полке,
А теперь висит на елке.
Не стеклянный шарик,

А ёлочный …(фонарик)

 

Загадка 3.  (для 3 группы)

Сделанная из стекла,
К нам на новый год пришла,
А вот её сестра из льда
Давно бы стала, как вода.
И вот висит она на ёлке
И дать названье просит только. (
сосулька)

СЛАЙД

- А сейчас приступаем к работе. Сегодня вы – мастера-волшебники! Мы работаем по технологическим картам, инструкциям! Рассмотрите технологические карты.

- Какие трудности могут возникнуть?

- Что непонятно?

- Как правильно работать с шаблоном? (Прижать к бумаге и обвести карандашом.)

- Как можно разметить несколько одинаковых деталей? (Свернуть бумагу несколько раз.)

- Как ровно согнуть заготовку по линиям сгиба? (Приложить линейку к линии сгиба и провести острым концом ножниц по всей линии, потом согнуть по намеченной линии.)

- При помощи чего соединяем детали изделия? (В основном, при помощи клея, иногда при помощи степлера.)

- Как сделать петлю для игрушки?

- Приступаем к работе. А чтобы вам работалось веселее, чтобы создать новогоднее настроение, я включу  музыку, которую написал Пётр Ильич Чайковский для балета «Щелкунчик».

 (Индивидуальная работа учащихся с опорой на образец изделия, иллюстрационно-графический план, объяснение и показ учителя.

Распределение заданий для разных групп учащихся с учётом их индивидуальных возможностей:

- базового уровня: анализируют образец изделия, определяют материал. По инструкции и показу педагога подготавливают основу для изделия. Приклеивают детали по месту. Соблюдают правила безопасной работы ножницами, клеем. Ориентируются в направлении, положении и пространственных связях частей изделия. Собирают игрушку, ориентируясь на иллюстративный материал, образец изделия. Оценивают качество выполненных работ. Аккуратно убирают материалы и принадлежности, приводят в порядок своё рабочее место.    - сниженного уровня: выполняют работу с постоянной помощью педагога. Направляющая помощь оказывается при размещении и приклеивании деталей при сборке изделия.)

 

Рефлексия.

- Ваши игрушки готовы. Давайте повесим их на ёлку.

Оценка практической деятельности

- Давайте обсудим и оценим качество готовых изделий.

- Какая была тема нашего занятия?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

- Удалось её решить?

- На прошлом занятии вы вырезали снежинки разных цветов.

Если вам было легко создавать игрушку своими руками, то повесьте на ёлку белую снежинку, если вы испытывали некоторые трудности, то синюю.

- Вы молодцы! Спасибо за занятие!

 

Технологическая карта изготовления снеговика. 

1

 На картоне белого цвета с изнаночной стороны обведи карандашом шаблон снеговика и вырежи его по контуру.

 

 

2

Рукавицы: Согни пополам кусочек красной или синей бумаги, нарисуй рукавицу, вырежи её, разрезая сразу два слоя бумаги. Приклей рукавицы на место.

Валенки: Согни пополам кусочек красной или синей бумаги, нарисуй валенок, вырежи его, разрезая сразу два слоя бумаги. Приклей валенки на место.

 

 

3

Шапка: На кусочке красной или синей бумаги нарисуй шапку или ведро. Приклей на голову снеговика.

Наметь на цветной бумаге отворот на шапку и помпон. Вырежи. Приклей на шапку.

 

 

4

Две салфетки положи одну на другую. Обведи круглый шаблон и вырежи его. Разрезай сразу все слои салфеток.

Прикрепи степлером салфетки к центру снеговика.

 

 

5

Сминай каждый слой салфеток к центру, чтобы получился пушистый комок.

 

 

6

Лицо: Сложи кусочки синей, чёрной и красной бумаги пополам.

Глаза: Из синей бумаги вырежи два кружка для глаз, из  чёрной бумаги вырежи 2 кружочка меньшего размера для зрачков. Приклей чёрную деталь на синюю. Готовые глаза приклей на место.

Нос: Вырежи нос – морковку. Приклей.

Рот: Вырежи улыбку и приклей.

 

 

7

Возьми полоску белой бумаги, смажь оба конца клеем и приклей петлю на шапку с изнаночной стороны. Снеговик готов!

 

 

 

Технологическая карта изготовления фонарика.

1

Отрежь узкую полоску с верхней части заготовки для изготовления петельки.

 

2

Вырежи по контуру шаблон фонарика.

 

3

Продави все линии сгиба при помощи линейки.

 

4

Согни заготовку по линиям сгиба на изнаночную сторону.

 

5

На листочке цветной бумаги наметь стёкла для фонарика. Два прямоугольника со сторонами 5см на 4см, и два со сторонами 5см на 2 см. Вырежи.

 

6

Приклей узкие прямоугольники на узкие стороны фонарика, а широкие на широкие стороны. На верхние части фонарика можно вырезать и приклеить круги. «Стёкла» можно украсить аппликацией.

 

7

Смажь клеем место для склеивания фонарика, склей его по торцевой стороне.

Склей верхнюю часть фонарика.

 

8

Продень полоску бумаги в отверстие наверху фонарика, сделай петельку, склей её. Фонарик готов!

 


Технологическая карта изготовления сосульки.

1

Отрежь узкую полоску с нижней части заготовки для изготовления петли.

 

2

Вырежи все шаблоны и продави все линии сгиба при помощи линейки.

 

3

Отогни все линии сгиба на лицевую сторону.

 

4

Возьми одну заготовку, смажь длинное «ушко» клеем и приклей его к длинному «ушку» второй заготовки. На свободное «ушко», на его верхнюю часть приклей два конца узкой полоски так, чтобы получилась петля.

 

5

Смажь два крайних длинных «ушка» клеем и приклей к ним третью заготовку. У тебя получилась пирамидка. Это половинка сосульки с петлёй на вершине.

 

6

Склей ещё одну пирамидку из трёх деталей.

 

7

Смажь клеем три коротких «ушка» одной части сосульки и соедини обе части. Игрушка готова! Её можно украсить аппликацией.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.