12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Svetlanasvet37
Россия, Курганская обл.
2

Коррекция нарушений развития детей с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития средствами кинезиологии

Ржевская Светлана Ивановна

учитель-логопед

ГБОУ "Введенская специальная (коррекционная) школа"

Курганская область

Коррекция нарушений развития детей с умственной отсталостью и тяжелыми множественными нарушениями развития средствами кинезиологии

Аннотация: Все они (дети) очень разные. Но нужно понимать, что, как и все мы, они обладают равными потребностями и правами. Они также живут в семье, учатся в школе, дружат и радуются жизни (Татьяна Морозова, клинический психолог, эксперт фонда "Обнажённые сердца"). Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития нуждаются в помощи, направленной на достижение достаточного уровня социального функционирования в обществе. Нейро- и психофизиологические нарушения при умственной отсталости могут быть в той или иной степени компенсированы средствами кинезиотерапии. В статье представлена Коррекционно-развивающая кинезиологическая программа для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и (или) тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) "От движения к развитию".

Ключевые слова: ограниченные возможности здоровья (ОВЗ), умственная отсталость (интеллектуальные нарушения), кинезиология, межполушарное взаимодействие, тяжелые множественные нарушения развития (ТМНР).

Согласно статистике Министерства образования, каждый год в России число детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) увеличивается на 5%. В настоящее время более 2 млн. проживающих в стране детей относятся к категории лиц с ОВЗ и их количество неуклонно возрастает.

В группе детей с ОВЗ значительный процент составляют дети с умственной отсталостью. По данным Госкомстата, с начала 90-х годов XX века в стране более чем в 20 раз увеличилось число умственно отсталых детей, каждый год на свет появляется 2 тысяч детей с синдромом Дауна. ООН официально заявило: умственная отсталость – бич современной России, и поставило интеллектуальное недоразвитие во главе детских проблем нашей страны.

Умственная отсталость – это качественные изменения психики и всей личности в целом в результате перенесённых органических повреждений центральной нервной системы (ЦНС). Нарушение функционирования ЦНС умственно отсталых детей обусловлено рядом таких нарушений, как измененная структура нейронов, уменьшенное количество нервных клеток и их хаотичное расположение, наличие незрелых клеток, характерных для ранних стадий эмбриогенеза, слабые нейронные связи и их недостаточное количество, нарушения структуры и функционирования мозолистого тела и, как следствие – межполушарного взаимодействия и интегративной работы мозга. Нейро- и психофизиологические нарушения вызывают разнообразные отклонения в развитии умственно отсталого ребенка. В частности, гиперактивность, раздражительность, заторможенность, эмоциональная холодность, моторная недостаточность (по мнению Шипициной Л.М. обнаруживается в 90-100% случаев умеренной умственной отсталости [11]), недоразвитие всех высших психических функций, низкая мотивация учения, трудности в усвоении навыков самообслуживания, сложности в общении и социализации.

В 2014 году был принят ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью. Началось обновление системы специального образования. Этот процесс требует изучения и внедрения в образовательную среду новых технологий работы с умственно отсталыми обучающимися. Доктор психологических наук Сиротюк Алла Леонидовна указывает на то, что традиционные общепринятые психолого-педагогические методы в большинстве случаев, перестали давать видимые результаты [3]. Это обусловлено, прежде всего, тем, что в последние десятилетия в нашей стране и за рубежом наблюдается устойчивая тенденция увеличения количества детей с более глубокими формами умственной отсталости и с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР). Дети с ТМНР, в структуре дефекта, имеют сложные переплетения нескольких нарушений (интеллекта, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, расстройства аутистического спектра и эмоционально-волевой сферы). Дети с умеренной умственной отсталостью и ТМНР не способны осваивать академические (школьные) знания, а потому ранее оказывались вне системы образования и находились дома или содержались в учреждениях системы социального обслуживания. Сегодня данная категория детей имеет право на обучение и воспитание внутри социума и на коррекционно-развивающую помощь в соответствии с их психофизическими особенностями и возможностями. Ранее считавшиеся необучаемыми дети, получили возможность обучаться, обходиться без посторонней помощи в основных областях жизнедеятельности: моторика и передвижение, самообслуживание и быт, коммуникация, социально-эмоциональное взаимодействие, познание, труд и досуг, а это означает, что они получили право и возможность на относительно самостоятельную жизнь.

Однако умственную отсталость и ТМНР не стоит рассматривать, как приговор. Нейро- и психофизиологические нарушения при умственной отсталости и ТМНР могут быть в той или иной степени компенсированы, в зависимости от глубины поражения ЦНС, благодаря такому важному свойству нервных связей, как нейропластичность. В 1998 году группа американских ученых доказала, что нейрогенез происходит на протяжении всей жизни, но особенно этот процесс актуален в возрасте до 13 – 14 лет, а это значит, что мозг можно и нужно развивать.

При всей актуальности проблемы обучения и развития детей с умеренной умственной отсталостью и (или) ТМНР отмечается недостаточность методических разработок по данной теме. Так, в ходе международной научно-практической конференции «Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития», проходившей в Санкт-Петербурге в ноябре 2013 года, российские и международные эксперты из Польши, Финляндии, Германии отметили недостаток апробированных, научно обоснованных программ обучения и воспитания детей с ТМНР, отсутствие специально организованного накопления, анализа, научного обобщения исследований и опыта коррекционно-педагогической помощи детям с ТМНР, отсутствие в нашей стране профессиональной подготовки специалистов по специфическим направлениям, необходимым для работы с детьми с ТМНР: «кинезиотерапия», «эрготерапия», «адаптивная физическая культура», «методы альтернативной и дополнительной коммуникации», препятствует развитию потенциальных способностей детей с ТМНР и приводит к ухудшению качества их жизни. К сожалению, к 2020 году ситуация мало изменилась.

Современные тенденции модернизации образования диктуют необходимость разработки, реализации и апробирования научно обоснованных программ развития, формирования опыта эффективной коррекционно-педагогической помощи детям с умеренной умственной отсталостью и ТМНР.

Уже несколько лет в ГБОУ "Введенская специальная (коррекционная) школа" существует класс для детей с умеренной умственной отсталостью и ТМНР. Образование обучающихся класса осуществляется с использованием адекватных коррекционно-развивающие мероприятий, современных технологий и методик, направленных на стимулирование ЦНС, обучение и социальную адаптацию. Среди современных методик, используемых в работе с обучающимися данного класса выделяются кинезиологические из группы здоровьесберегающих. Кинезиологическая терапия (нейрокоррекция) – эффективное немедикоментозное средство реабилитации детей с особенностями развития, которое способствует нормализации работы головного мозга, эмоциональной сферы и общего физического состояния через специальные упражнения. Кинезиологические упражнения (нейрогимнастика) развивают межполушарное взаимодействие мозга и воздействуют на патологические процессы, используя такое уникальное свойство нервной ткани, как нейропластичность для создания новых нейронных связей и восстановления нарушенных функций. Нейрогимнастика способна «включать» и интегрировать различные отделы мозга, активизировать нейронные связи между отдаленными участками головного мозга.

Двигательная нейрокоррекция показана не только при умственной отсталости, но и при таких нарушениях развития как, расстройство аутистического спектра, синдром дефицита внимания и гиперактивности, задержки речевого развития и общее недоразвитие речи, дисграфия, дислекия, алалия, невротические и психосоматические расстройства, минимальная мозговая дисфункция, задержка психического развития, детский церебральный паралич.

На основе трудов таких авторов, как Деннисона П.Е., Семенович А.В., Сиротюк А.Л., Шаниной Г.Е. нами была разработана Коррекционно-развивающая кинезиологическая программа для обучающихся с умеренной умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) и (или) тяжёлыми множественными нарушениями развития (ТМНР) "От движения к развитию". Новизна программы заключается в формировании, анализе, обобщении, использовании и распространении методического опыта применения метода нейрокоррекции в работе с умственно отсталыми обучающимися, имеющими умеренную умственную отсталость и (или) тяжелые множественные нарушения развития.

Цель программы - коррекция нарушений в развитии ребёнка с умеренной умственной отсталостью и (или) ТМНР через систему специализированных кинезиологических упражнений.

Задачи:

Повышение уровня школьной адаптации.

Снижение напряжения, утомляемости, гиперактивности.

Совершенствование общей, мелкой, артикуляционной моторики, координации и пространственных представлений, уменьшение синкинезий.

Активизация эмоциональной, сенсомоторной, когнитивной сфер, в том числе речи.

Программа реализуется в рамках индивидуальных логопедических занятий и рассчитана на 1 учебный год. Программа включает 4 комплекса, каждый из которых рассчитан на одну учебную четверть и состоит из 8 кинезиологических упражнений разных видов:

1. Игроритмика (развивает чувство ритма и координацию, двигательные способности, эмоциональную сферу, мотивацию).

2. Растяжки (нормализуют тонус мышц).

3. Дыхательные упражнения (улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность).

4. Глазодвигательные упражнения (улучшают восприятие, расширяют поле зрения, развивают межполушарное взаимодействие и повышают энергетизацию организма).

5. Тренировка тонких движений пальцев рук (развивают межполушарное взаимодействие, когнитивные процессы, мелкую моторику, снимают мышечные зажимы, способствуют преодолению стереотипов).

6. Самомассаж (тонизирует центральную нервную систему, повышает ее регулирующую роль в отношении всех систем и органов).

7. Телесные упражнения на пересечение средней линии тела (снимают непроизвольные движения и мышечные зажимы, развивают межполушарное взаимодействие, развивают пространственные представления).

8. Релаксация (способствуют расслаблению, снятию напряжения).

Наиболее эффективными оказались упражнения: «Ленивые восьмерки» (упражнение направлено на синхронизацию деятельности мозга и тела, растяжение всех восьми пар глазных мышц, улучшение кровоснабжение глаз и восстановление зрения), «Думающий колпак» (упражнение активизирует мыслительные процессы и механизм звукового восприятия, развивает память, улучшает кровоснабжение мозга и усвоение информации на слух), «Перекрестные шаги» (упражнение способствует активизации обширных зон обоих полушарий мозга, переключению мозга в интегрированный режим работы, активизации включения в любую деятельность, развитию координации и ориентации в пространстве, лучшему усвоению новой информации).

Упражнения выполняются детьми в ходе индивидуальных логопедических занятий, в комфортной психологической обстановке. Этому способствует игровая форма, психотехнические игры с предметами, этюдные упражнения, игроритмика, упражнения на релаксацию, правильно подобранная музыка.

Сложность упражнений подбирается индивидуально и определяется выраженностью двигательных и интеллектуальных нарушений детей. Для усложнения при выполнении упражнений используют разные приемы: ускорение темпа; исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами, слегка прикушенным языком); подключение к движениям рук движений языка или глаз; подключение к двигательным упражнениям дыхательных; подключение визуализации (мысленного представления какой-то картинки). Важной особенностью является длительная отработка каждого упражнения.

Программа предполагает проведение входной и итоговой диагностики показателей межполушарного взаимодействия. Наиболее актуальным для школьников с умеренной умственной отсталостью и ТМНР является проба на реципрокную координацию рук Н.И. Озерецкого. «Испытуемому предлагается положить перед собой руки ладонями вниз, причем одну из них сжать в кулак, а вторую – выпрямить. Задача состоит в том, чтобы одновременно изменять положение рук, сжимая одну и расправляя другую. Такие движения повторяются несколько раз в течение 15-20 секунд и более. Возможно усложнение задачи за счет ускорения темпа выполнения движений, а также их выполнения с закрытыми глазами для исключения зрительного контроля. Эта проба соответствует принципу одновременной двойной стимуляции, что делает возможным ее использование для диагностики процессов межполушарного взаимодействия в двигательной сфере и оценки состояния мозолистого тела.» [2].

Оценка выполнения этой пробы осуществляется в ходе обследования и, как правило, качественно. Оценивается правильность, скорость, темп, тонус, амплитуда движений, а также отсутствие персевераций (повторений), застреваний на отдельных позах. Входная диагностика выявила низкое качество выполнения данной пробы всеми обучающимися (5 детей). В ходе итоговой диагностики у трех из пяти обучающихся класса (60%) произошло качественное улучшение выполнения пробы. У одного обучающегося произошли незначительные улучшения. И еще у одного ребенка отмечается нулевая динамика.

Наблюдение за обучающимися в ходе реализации Программы " От движения к развитию " и анализ результатов логопедической работы за учебный год показывают, что регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует адаптации к учебному процессу, улучшению социального поведения, памяти, внимания, речи, пространственных представлений, мелкой и общей моторики, графических навыков, снижению утомляемости и напряжения. Однако следует учитывать, что степень достижения перечисленных результатов напрямую зависит от выраженности интеллектуальных нарушений.

Таким образом, можно отметить, что в сочетании с различными видами логопедической, педагогической и психологической помощи кинезиологические методики дают видимый результат.

Практический опыт работы по проблеме использования кинезиологических методик в работе с умственно отсталыми детьми в спектре аутизма был представлен нами на межрегиональной научно-практической конференции "Ребенок с расстройством аутистического спектра в образовательной организации: потребности, проблемы, возможные решения" в 2019 году в г. Екатеринбурге.

Литература

Деннисон П.Е., Деннисон Г.Е. "Гимнастика мозга". Книга для учителей и родителей. – С-Петербург: ИГ "Весь", 2016.

Проба на реципрокную координацию рук [Электронный ресурс]: Википедия. Свободная энциклопедия. – URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Проба_на_реципрокную_координацию_рук/ (дата обращения: 26.10.2020).

Семенович А.В. Нейропсихологическая диагностика и коррекция в детском возрасте: Учебное пособие для высших учебных заведений. – М: «Академия», 2002.

Сиротюк А.Л. Коррекция обучения и развития школьников. – М: «Сфера», 2002.

Сиротюк А. Л. Коррекция проблем обучения и развития методом кинезиологии. – М: Аркти, 2003.

Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. – М: «Сфера», 2008.

Сиротюк А.Л. Нейропсихологическое и психофизиологическое сопровождение обучения. – М: «Сфера», 2003г.

Сиротюк А.Л. Обучение детей с учётом психофизиологии. – М: «Сфера», 2001г.

Сиротюк А.Л. Психофизиологические основы обучения школьников. – М: «Сфера», 2007.

Ханнафорд. К. Мудрое движение, или мы учимся не только головой. – М., «Восхождение», 1998.

Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков. – М: ВНИИФК, 1999.

Шипицына Л. М. "Необучаемый» ребенок в семье и обществе. Социализация детей с нарушением интеллекта. – СПб: Речь, 2005.























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.