12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ковалева Галина Валентиновна156553
Педагогический стаж работы 40 лет.
Россия, Воронежская обл., Нововоронеж
Материал размещён в группе «Учительские династии»

Культура и искусство Древней Японии

Лекция к теме 4. "География культуры, религий, цивилизаций" 

Первое известное письменное упоминание о Японии - это краткая информация, представленная в «Двадцати четырех Историях» первого века нашей эры. Основные культурные и религиозные воздействия на страну исходили из Китая.

Первоначальная постоянная столица была создана в Наре в 710 году нашей эры, которая стала центром буддийского искусства, веры и культуры. Нынешний императорский дом возник около 700 года нашей эры, но до 1868 года (за редким исключением) имел высокий престиж, но небольшую власть. К 1550 году или около того правительственная власть была разделена на несколько сотен местных устройств, или “доменов”, управляемых региональными “дайме” (лордами), каждый из которых вместе с собственной силой воинов-самураев. Токугава Иэясу наткнулся на энергию в 1600 году, раздал земли своим сторонникам, выставил свое “бакуфу” (военное федеральное правительство) в Эдо (современный Токио). “Период Токугавы” был процветающим и мирным, но Япония сознательно прекратила христианские миссии и сняла с себя почти весь опыт внешнего мира.

В 1860-х годах начался период Мэйдзи, а новое национальное руководство методично покончило с феодализмом и превратило отдаленную, слаборазвитую страну в мировую энергетику, которая тесно следовала западным моделям. Демократия была проблематична, потому что эффективные вооруженные силы Японии были полунезависимы и подавлялись или убивали гражданских лиц в 1920-х и 1930-х годах.

Военные перебазировались в Китай в 1931 году и объявили тотальную войну Китаю в 1937 году. Япония управляла побережьем и крупными городами и установила марионеточные режимы, но не смогла победить Китай. Его нападение на Перл-Харбор в декабре 1941 года привело к войне с Соединенными Штатами и их собственными союзниками.

После многих морских побед к середине 1942 года вооруженные силы Японии были перенапряжены, а ее особая промышленная база была не в состоянии обеспечить необходимые корабли, вооружение и нефть. Даже после того, как его флот был потоплен, а их основные метрополии повреждены атмосферой, император держался до августа 1945 года, когда две атомные бомбы и советское вторжение вынудили капитуляцию. Оккупированная США после войны и лишенная всей своей империи, Япония в конечном итоге превратилась в мирную и демократическую нацию.

После 1950 года он пользовался высокими финансовыми ценами и стал мировым экономическим центром, особенно в машиностроении, автомобилестроении и электронных устройствах. С 1990-х годов финансовая стагнация была важной проблемой, а землетрясение и цунами в 2011 году вызвали массовые экономические потрясения и потерю ядерного энергоснабжения.

Во время раннего развития японской живописной традиции в 14 веке в живописи ощущалось сильное китайское влияние. Но после того, как Япония изолировала себя от мира с 17-го по конец 19-го века, начал формироваться уникальный художественный стиль. Этот стиль имел картины, склоняющиеся к абстрактному и натуралистическому. Он был очевиден в отдельных картинах, сценах повседневной жизни, религии, изучении растений и животных, чтобы запечатлеть основные и существенные характеристики предмета.

С начала 17-го века и до настоящего времени японские авторы создавали увлекательную литературу. Ранние произведения японской литературы находились под влиянием культурных контактов с Китаем, китайской литературы и устных традиций, принятых и записанных в китайской письменной форме в начале 8 века, в то время как это был период Нара. От периода Нара японская литература эволюционировала к периодам Хэйан, Камакура и Муромати, Эдо, Мэйдзи (1868-1912), когда требовалось объединение письменного и устного языков. В этот период литературные формы стали расширяться по мере того, как Япония открывалась остальному миру. Когда началась Вторая мировая война, были заложены основы современной литературы, и писатели выразили в своих произведениях разочарование поражением Японии в войне.

История культуры Японии делится на множество периодов, в этом докладе мне бы хотелось рассказать об самых значимых периодов в истории цивилизации японских островов.

Преиод Нара 710 год—794 год. В 646г. переворот Тайка (великие перемены).

В этот период происходить массовое заимствование элементов китайской культуры. Письменность, система ранжирования чиновников, система гос. управления - все это активно развивается в период Нара. Появляются первые писанные своды законов. Заимствование писания исторических книг, только вместо исторических писались мифологические.

Кодзики или Фурукотофуми («Записи о деяниях древности») — крупнейший памятник древнеяпонской литературы, один из первых письменных памятников, основная священная книга синтоистского троекнижия, включающего в себя помимо «Кодзики» «Нихонги» («Анналы Японии») и сгоревшие во время пожара в 645 г.

720 год — один из древнейших письменных памятников Японии (наряду с «Кодзики» и «Фудоки»). В отличие от «Кодзики», где наряду с хронологическими записями о древнейших правителях Японии собраны мифы, сказания и песни о богах и сотворении мира, «Нихонги», начиная с третьей главы и вплоть до последней тридцатой, является подробным повествованием о жизни страны и генеалогии императоров, правивших Японией до 697 года н. э.

Другим важным культурным развитием эпохи было постоянное установление буддизма. Буддизм был введен Пэкче в шестом веке, но имел смешанный прием до периода Нара, когда он был искренне принят Императором Шёму (商務 天皇).

В период Нара мощь и влияние буддизма в Японии расширились, и было построено много новых храмов, чтобы вместить растущее число верующих и духовенства.

Камакура (鎌倉) — исторический период с 1185-го по 1333 г. Назван по имени города Камакура, поначалу небольшой деревни, ставшей центром первого сёгуната в Японии

Пожалуй, ни одна особенность периода Камакура не иллюстрирует столь уникальный характер эпохи, как появление смелых новых скульптурных стилей. Действительно, Камакура считается многими последним значительным периодом в истории японской скульптуры вплоть до нового времени. Хотя скульптура продолжала создаваться и в более поздние периоды, она состояла в основном из невдохновленных переделок старых тем и старых стилей.

В результате широкомасштабных разрушений, вызванных Гемпейской войной, необходимо было заменить обширные потери религиозной скульптуры. Наиболее убедительные произведения этого периода были созданы в 13 веке, в частности семьей Кэй, возглавляемой Кок-Кэем и его сыном Ункэем. Вдохновленные как изысканным идеализмом работ периода Нара, так и модой на реализм, присущей китайской скульптуре династии Сун, лучшие скульптуры периода Камакура передавали интенсивное телесное присутствие. Этот стиль часто называют “реализмом камакура”, но не следует путать с понятием “реалистический” в смысле верного воспроизведения естественного. Хотя, например, имеется ссылка на тщательное анатомическое понимание, это понимание часто выражается в крайнем утверждении. Огромные фигуры хранителей, созданные Ункэем и другими художниками Кэй, чтобы окружить Нандай-мон (“Великие южные ворота”) в храме Тодай, являются воплощением этого стиля. С выпученными глазами, конечностями, покрытыми притоками выступающих вен, и театральными позами, эти и подобные им произведения были непосредственны и доступны массе верующих буддистов.

Живопись периода Камакура, как религиозная, так и светская, была отмечена чувством непосредственности и жизненности. Амидистские секты породили культы, которые подчеркивали преданность определенным фигурам-посредникам, которые первоначально считались вспомогательными в общем буддийском пантеоне Чистой Земли. Например, Дзидзо Босацу, бодхисаттва, изображенный в облике кроткого молодого монаха, почитался как защитник женщин и детей и как человек, посланный с особой миссией сострадания к страдающим живым существам, запутавшимся в невзгодах их различных жизненных состояний. Популярность амидизма также способствовала созданию тщательно продуманных духовных космологий в картинах, изображающих шесть сфер существования. В вариации этой темы картины типа Ника Бьякудо (“Белый путь к Западному раю через Две реки”) показывают как трудности, с которыми сталкивается верующий, путешествующий в Западный Рай, так и, в центре, благожелательное служение Дзидзо нуждающимся. Точно так же большой популярностью пользовались картины райго с изображениями Амиды и свиты, спускающихся из рая, чтобы приветствовать души недавно умерших верующих.

Как и в случае со скульптурным изображением, непосредственность и доступность были самыми желанными атрибутами религиозной иконографии. Религиозные фонды широко использовали формат повествовательных свитков для празднования годовщин сект или исторических событий, а также для документирования биографий основателей и других крупных личностей. Такие работы, как "Хонен шонин эден" и "Иппен шонин гедзе эден", представляют биографии священников Хонена, основателя секты "Чистая земля", и Иппена, любимого харизматика, основавшего амидистскую подгруппу-секту "Цзи". В жизнеспособности определение кистью, богатая цветовая палитра, обильное и изображение мелких деталей параллельного существования, эти и им подобные произведения являются необходимыми отчеты материальная культура периода Камакура; но в более глубоком религиозном смысле, они являются наглядным подтверждением сильной японской склонности к заземлению духовным опытом легко доступным видом повседневной жизни. ​​​​​​​

Использование иконографии в дзэн-буддизме было не столь обширным, как в других сектах, но портретная живопись наставника и патриарха играла значительную роль в ритуале передачи учительского авторитета. И здесь пронизывающий эффект присутствия был самым желанным качеством в этих лицах. Монохромная живопись тушью также использовалась адептами Дзэн как форма совместного духовного упражнения. В дополнение к изображениям персонажей или исторических моментов, реальных или легендарных, связанных с Дзэн, художники Дзэн также изображали предметы, явно не религиозные по своей тематике. Создавались картины с птицами и цветами, к которым обращались с просьбой проникнуть в духовный смысл, и постепенно пейзажная живопись предлагала наросты символического смысла, свидетельствующие о внутренних, духовных путешествиях.

Эти периоды, по моему мнению, оказали наибольшее влияние на становление культуры Японии. Хотя по сравнению Нара и Камакура, когда искусство и культура находились в поиске, много заимствовали от Китацской и Корейской цивилизаций, переод Эдо стал основополагающим для становления чпонской идеи, обычия и философии.

Окончательное оформление традиционной японской культуры в привычном виде пришлось на 17-19 века. В это время культурными центрами Японии становятся Киото и Осака.

Таким образом, долгие годы Япония формировалась как цивилизация, государство прошло путь от маленькой, закрытой феодальной страны до экономического гиганта со своей уникальной культурой и чтимыми до сих пор традициями.

Источники информации:

1.  https://www.liveinternet.ru/users/kimimonogatari/post169871254

Опубликовано в группе «Учительские династии»


Комментарии (2)

Ильина Оксана Геннадьевна, 26.02.21 в 14:27 1Ответить Пожаловаться
Галина Валентиновна,спасибо за интересную и познавательную лекцию!
Ковалева Галина Валентиновна, 26.02.21 в 14:39 1Ответить Пожаловаться
Спасибо Оксана Геннадьевна, приятно, что Вам понравилась лекция!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.