Игра считается одним из самых эффективных способов воздействия на психику ребенка. Метод куклотерапии является одной из ее разновидностей. Она подразумевает тесный эмоциональный контакт ребенка с игрушкой – это может быть театральная постановка с куклой или процесс ее изготовления. В игровой форме кукла помогает в работе со страхами, коррекции поведения, социальной адаптации и других проблемах.
Значение театра, особенно в детские годы, невозможно переоценить. Театр - это волшебная страна, в которой ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир. Через приобщение к театру в ребенке активизируется творческий потенциал, формируются творческие способности, и чем раньше заложены основы этого потенциала, тем активнее будет его проявление
Логопедическое занятие с использованием куклотерапии
«Дифференциация согласных звуков [З]-[С]».
Цель: развитие речевых и творческих способностей детей средствами театрализованных игр и игр-представлений.
Задачи:
Воспитательные:
-усвоение элементарных норм поведения, умение оценивать свои поступки и поступки своих товарищей;
-воспитание культурного зрителя;
- воспитание любви к устному народному творчеству.
Обучающие:
-закреплять знания детей о звуках [З]-[С]
- учить дифференцировать звуки [З] -[С]
-развитие навыков социального поведения;
-формирование умения анализировать текст, выделять главное, выражать смысл действия в движении;
-совершенствование диалогической и монологической речи.
Развивающие:
- развитие зрительного восприятия и оптических представлений, навыков звуко-слогового анализа слов, словообразования;
- развитие нестандартного мышления, памяти, внимания детей;
- содействие развитию творческих способностей детей, умения оригинально и смело импровизировать;
- развитие творческого воображения.
Речевые:
-развитие коммуникативных возможностей детей в театрализованных постановках и драматизации;
- совершенствование звуковой культуры речи;
- развитие связной речи.
Методы и приемы:
Наглядные (мультимедийная презентация, рассказывание по картинам, применение изобразительных наглядностей);
Словесные (чтение и рассказывание художественного произведения, обобщающая беседа);
Практические (дидактические игры и упражнения; творческие игры).
Виды детской деятельности: игровая, речевая, двигательная, коммуникативная, продуктивная.
Материалы и оборудование: пальчиковые куклы лиса и заяц, картинки с изображением героев сказки «Заюшкина избушка», презентация «Дифференциация согласных звуков [З]-[С]».
буквы С-З (запись на доске), стилизованные буквы; изображения следов зайца и лисы, двух избушек (лубяной и ледяной); мяч.
Предварительная работа: знакомство с русской народной сказкой «Заюшкина избушка», объяснение значений слов «лубяная» и «ледяная», проведение дидактической игры «Узнай сказку».
Ход организованно-образовательной деятельности:
Оргмомент. Вводная часть
Отгадайте загадки. (При отгадывании каждой загадки на доску вывешивается картинка-отгадка, появляются игрушечные заяц и лиса). Познавательно-исследовательская деятельность:дети разгадывают загадку.
Что за зверь лесной встал, как столбик, под сосной
И стоит среди травы – уши больше головы?... (Заяц).
Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (Лиса)
Определение темы занятия через выделение звуков [З]-[С] в словах «лиса» и «заяц».
Развитие зрительного восприятия и внимания (рисование следов по образцу).
Дети рисуют по образцу следы зайца и лисы.
Учитель-логопед: Чьи это следы?
Ответы детей: Мы рисовали следы лисы и зайца.
Усвоение притяжательных прилагательных.
Учитель-логопед: Как можно сказать по-другому? Следы чьи?
Ответы детей: На рисунке лисьи и заячьи следы.
2.Сегодня мы с вами отправляемся в сказку «Заюшкина избушка».
Подготовимся к путешествию: будем произносить все звуки четко, внятно и понятно.
Говорим всегда красиво, Громко и неторопливо, Четко ясно говорим, Потому что не спешим.
А для этого выполним артикуляционные упражнения, «Зарядку для язычка»:
Артикуляционная гимнастика.
«Улыбка»
«Заборчик»
«Наказать непослушный язычок»
«Лопаточка»
«Трубочка»
«Кошка сердится»
«Почистим зубки»
Дыхательные упражнения
«Подуй на снежинку»
«Загнать мяч в ворота»
Речевая деятельность: дети развивают язычки с учителем-логопедом.
Учитель-логопед: Молодцы! Все правильно выполняли.
II.Основная часть
Произнесение звуков занятия. Сопоставление их по артикуляции. Соотнесение произнесенных звуков с буквами и символами для их обозначения.
Учитель-логопед: Какова же тема нашего занятия? Чему мы будем учиться?
Коммуникативная деятельность детей.Отвечают на вопросы учителя-логопеда.Ответы детей: Сегодня мы будем говорить о звуках [З] - [С].
Учитель-логопед: Правильно, ребята. Тема нашего занятия: «Дифференциация звуков [З]- [С]». Мы будем сравнивать эти два звука, учиться распознавать их в слогах и в словах, правильно использовать буквы з-с в письменной речи. ( Тема занятия записывается на доске)
А помогут нам сегодня наши игрушки зайчик и лисичка.
Учитель-логопед: А теперь, ребята, давайте дадим характеристику этим звукам. Правильно произнесите звук [С]. Какой он гласный или согласный? Давайте послушаем, что нам расскажет лисичка.
Ответы детей: Согласный, так как есть преграда – язык, зубы.
Учитель-логопед: Какой это звук звонкий или глухой?
Ответы детей:Глухой.
Учитель-логопед: Как мы это определяем?
Ответы детей: Прикладываем ладошку к горлышку. Если есть вибрация, значит это звонкий звук, если нет – глухой.
Учитель-логопед: Кто мне даст полную характеристику звука [С].
Ответы детей:Звук [С] – глухой, согласный.
Учитель-логопед: А теперь все произнесите звук [З]. Какой это звук? Послушаем, что нам расскажет зайчик.
Учитель-логопед: Мы звуки слышим, а почему не видим?
Учитель-логопед: Правильно, звуки мы слышим и произносим, а буквы пишем, видим и читаем.
Учитель-логопед: Найдите буквы С и З в задании. Буквы написаны различным шрифтом.
Различение согласных по звонкости – глухости.
Задание 1.
“Хлопните, когда услышите звук [З]”.
А) Изолированный:
Учитель-логопед называет звуковой ряд, состоящий только из двух звуков: [С] и [З]: с, с, з, с, з, з, с, з, з, с, с, з, с, з, з, з и прочее.
Б) В слогах:
Учитель-логопед называет слоговой ряд: са, зо, сы, зу, зы, су, за, зы, сы, зо и прочее.
Задание 2. Повторите за учителем-логопедом:
за-са-за
зо-со-зо
су-зу-зу
зы-сы-зы
аса-аза-аза
узу-узу-усу
осо-озо-озо
узы-усы-узы
зна-зна-сна
зва-сва-зва
сно-зно-зно
зла-злы-сло
Задание 3.Речевая деятельность: дети активно участвуют в игре.
Игра в мяч: «Наоборот»:
са-за си-зи
со-зо се-зе
ус-уз ус-уз
сё-зё-зу-су
Задание 4.Запись слоговых пар по памяти:
Со-зо, ас-аз, сю-зю, сы-зы-зы.
Задание 5. Игра «Четвертый лишний». Речевая деятельность: дети активно участвуют в игре.
Учитель-логопед: Нужно выделить лишний слог и запомнить его. СА – СА – СА – ЗА (Лишний слог ЗА) СО – ЗО – СО – СО (Лишний слог ЗО) ЗЫ – СЫ – СЫ – СЫ (Лишний слог ЗЫ) Учитель-логопед: Кто вспомнит и назовет все слоги? Ответы детей: ЗА, ЗО, ЗЫ Учитель-логопед: Продолжаем дальше. ЗА – ЗА – ЗА – СА (Лишний слог СА) СО – ЗО – ЗО – ЗО – ЗО (Лишний слог СО) ЗЫ – ЗЫ – СЫ – ЗЫ (Лишний слог СЫ) Учитель-логопед: Кто вспомнит и назовет все слоги? Ответы детей: СА, СО, СЫ Логопед: - Назовите слоги со звонким согласным звуком. Ответы детей: ЗА, ЗО, ЗЫ Учитель-логопед: Назовите слоги с глухим согласным звуком. Ответы детей: СА, СО, СЫ
3.Знакомство со стилизованным изображением букв З-С. Нахождение букв занятия в ряду сходных стилизованных изображений.
З - как тонкий завиток
Как затейливый вьюнок
Звук у З – простой и чистый,
З запомним очень быстро!
З зима, земля, заря,
З – придумали не зря!
Есть на С любые птицы
Совы, снегири, синицы
Страус, сокол и скворец
Буква С, ты - молодец!
4.Дифференциация звуков з и с в словах. Называние предметных картинок, закрепление правил орфографии. Речевая деятельность: дети активно участвуют в игре.
Учитель-логопед: Когда лиса и заяц построили свои избушки, они повесили над дверьми таблички. Над дверью первого висит замок, а над дверью второго – наушники. Как вы думаете, что висело над дверью лисы? А над дверью зайца? Почему?
Ответы детей: Над дверью лиса висели наушники, потому что звук [С] – глухой, а над дверью зайца висит замок, так как звук [З] – звонкий.
Наши герои стали наводить порядок в своих домах.Лиса расставляла посуду. Но ее оказалось так много, что лиса решила поделиться с зайцем. Как вы думаете, какую посуду лиса оставит себе, а какую отдаст зайцу?
6.Учитель-логопед: Лиса и заяц навели в домиках порядок и вышли поиграть на лесной лужайке. Вместе они придумали игру: лиса называет «большие» предметы, а зайчик будет превращать их в маленькие. Помогите зайчику изменить слова.
Образец: глаз-глазик, таз-тазик.
нос- краска-
слон- коза-
коса- маска-
арбуз- сестра-
коляска – сказка –
гнездо-
Речевая деятельность: дети изменяют слова.
7.Игра « В прятки». Закрепление употребления предлогов за, из –за:
Учитель-логопед: Ребята, зайчик и лиса захотели поиграть с вами в «Прятки» Добавьте недостающие предлоги в предложения:
Зайка сидит… кустом. Зайка выглядывает …куста. Зоя сидит …сосной. Дети сидят …столиком. Дети встают…столика. Зоя посадит незабудки …беседкой. Соня вынимает бант …спины. Лиза сидит на скамейке…домом. Козлёнок пасётся на поляне…лесом.
Речевая деятельность: дети добавляют слова.
8.Дифференциация букв С-З на письме. «Какая буква С или З потерялась в словах?»
Учитель-логопед: Я вам принесла таблички с написанными словами, но в них не хватает по одной букве:
-ОНТ
-ОМ
-ВЕКЛА
-ИТО
ВА-А
-АКАТ
ВЕ-ЛО
ГЛА-А
КВА-
Речевая деятельность: дети вписывают в слова недостающие буквы.
9.Самостоятельная работа. Перфокарты.
10.Составление слоговых схем слов. Развитие навыков звуко-слогового анализа и синтеза.
Учитель-логопед: Заяц и лиса ждут к себе гостей. Но герои живут рядом и переживают, что гости могут перепутать их домики.Помогите лисе и зайцу. Составьте зашифрованные телеграммы гостям.
Образец: коза –З, синица - С’ (работа выполняется по карточкам)
Учитель-логопед: Лиса и заяц благодарят вас за помощь в составлении телеграмм. С вашей помощью все гости благополучно добрались до домиков зайца и лисы. Припомните, кто пришел к зайцу? А кто к лисе?
Подбор родственных слов к словам: заяц, лиса. Учитель-логопед: Назовите зайца ласково.
Учитель-логопед: Прочитайте предложение, поднимая в местах пропуска буквы З или С. После разбора предложение записать:
Одели-ь -еленью ку-ты,
- апели –вонко –оловьи.
Речевая деятельность: дети вписывают в слова недостающие буквы
13.Работа со словами- паронимами.
Учитель-логопед: Спишите предложения, вставляя нужные по смыслу слова.
Девочку звали …… .
В лесу рыжая …….. . (лиса, Лиза)
Речевая деятельность: дети вписывают недостающие слова в предложения.
14.Отработка правильного произношения звуков з-с в связной речи. Повторить чистоговорки.
Учитель-логопед: Наши герои научились правильно прозносить звуки з-с. Сейчас они вам расскажут.
Са-са-са
Хитрая лиса.
Са-са-са
Бегает в лесу лиса.
Сы-сы-сы
Хвост красивый у лисы.
Сы-зы-сы
У зайца усы.
Речевая деятельность: дети отрабатывают правильное произношение звуков вместе с героями сказки.
15.Учитель-логопед: Вспомните сказку «Заюшкина избушка», расставьте картинки в правильной последовательности.
III. Подведение итогов занятия. Оценка деятельности детей.
Учитель-логопед: У каких звуков мы сегодня гостили?
Ответы детей: Сегодня на занятии сравнивали звуки [З]-[С], учились распознавать их в слогах и в словах, правильно использовать буквы з-с в письменной речи.
Учитель-логопед: Какие это звуки?
Ответы детей: Звук [З] - звонкий, согласный. Звук [С] – глухой, согласный.
Учитель-логопед: Что объединяет эти два звука?
Ответы детей: Звуки [З]-[С]- парные.
Учитель-логопед: Кто нам помогал?
Ответы детей: Помогали нам сегодня наши игрушки зайчик и лисичка.
Учитель-логопед: Сегодня мы с вами вспомнили сказку «Заюшкина избушка», встретились с ее героями лисичкой и зайчиком. Играя с ними, мы узнали много интересного. Выполняли увлекательные упражнения, отрабатывали произношение звуков [З]-[С]. Молодцы, справились с заданиями!
Учитель-логопед: Понравилось вам занятие?
Учитель-логопед: Во время занятия вы научились говорить красиво, выговаривать звуки?
Учитель-логопед: Вам понравилось играть с пальчиковыми куклами лисой и зайцем?
Коммуникативная деятельность: дети выражают свои эмоции.
Учитель-логопед: Лиса и заяц довольны вами и говорят вам: «До новых встреч!». А я ребята благодарю вас за занятие. Успехов вам в дальнейшем обучении.
Список использованной литературы:
Аманатова М. М., Андреева Н.Г., Тосуниди О. М. Справочник школьного логопеда. -Ростов – на –Дону: Феникс, 2009.
Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Владос, 2006.
Козырева Л.М. Программно – методические материалы для логопедических занятий с младшими школьниками. Ярославль: Академия развития, 2006 .