12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Коровкина Любовь Викторовна44
Россия, Челябинская обл., Миасс
6

Методическая разработка «Использование нетрадиционных подходов при работе с понятиями по теме «Атмосфера» на уроках географии»

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 73»















Использование нетрадиционных подходов при работе с понятиями по теме «Атмосфера» на уроках географии









Автор: Коровкина Любовь Викторовна,
учитель географии МКОУ «СОШ № 73»,
Челябинская область, п. Хребет














2020 г.

Содержание:

Пояснительная записка……………………………………………………………….3

Описание разработки и методические рекомендации по использованию….4

Дидактический материал для работы с понятиями…………………………..7

Заключение……………………………………………………………………………16

Список литературы………………………………………………………………… 17

Приложение………………………………………………………………………….. 18









































Пояснительная записка.

Методическое пособие разработано в соответствии с программой образовательной области «География» по теме «Атмосфера». Предназначено для использования в общеобразовательных учреждениях по предмету «география».

Пособие содержит:
1. Описание разработки и методические рекомендации по использовании;
2. Дидактический материал для работы с понятиями;
3. Варианты заданий по отработке терминов и понятий;
4. Мультимедийное приложение по теме.

Цель работы:
Составить рекомендации по использованию нетрадиционных подходов при работе с понятиями на уроках географии по теме «Атмосфера».

Задачи:
1. Систематизировать материалы по использованию занимательного материала по теме «Атмосфера»;
2. Формировать учебно-познавательную мотивацию у учащихся;
3. Создать условия для развития интересов и способностей каждого ребенка.

Планируемые результаты:
1. Более эффективная организация работы на уроке;
2. Поддержание интереса учащихся к предмету;
3. Развитие метапредметных умений у учащихся.

Особенностью данного пособия является направленность на стимулирование познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к урокам.



















1. Описание разработки и методические рекомендации по использованию.

В курсе географии учащиеся встречаются с большим количеством новых для них терминов и понятий. И не секрет, что изобилие «этих непонятных слов» отпугивает некоторых ребят. Конечно, уже на первых уроках мы поясняем, что любая наука, в том числе и география, имеет свой особый язык, свои термины и понятия, без знания которых ее невозможно изучить.
Трудность изучения понятий по теме «Атмосфера» заключается в недостаточной конкретности материала. Учащимся больше приходится представлять, воображать, чем непосредственно видеть; опосредованно абстрагировать происходящее в атмосфере через рисунки, схемы, модели. Начальный курс географии - важнейший этап в обучении географии в целом. Именно на него возлагается задача формирования основ знаний, основ мышления, основ мировоззрения. Поэтому создание условий активности учения ребенка на данном этапе очень важно. Активность может вызываться возникшим интересом, пониманием практической значимости усваиваемых знаний.
Многие понятия в учебнике вводятся через объяснение смыслового значения термина, характеристику наиболее заметных признаков, сравнение с хорошо известным. При этом я использую следующие приемы работы, рекомендованные различными источниками методической литературы:

Если в учебнике есть готовое определение понятия, мы выделяем его в тексте и анализируем структуру: находим ключевое слово и существенные признаки;

Определение некоторых понятий, предложенных в учебнике, могут незначительно корректироваться (перестроить предложение так, чтобы понятие оказалось в начале, а не в конце);

Можно предложить учащимися самостоятельно сформулировать определение понятия, опираясь на рисунки учебника или собственные представления, а затем, обратившись к тексту, сопоставить с имеющейся там формулировкой;

Если в изучаемой теме встречается много новых терминов, можно предложить учащимся составить разные предложения (тексты) с новыми словами.

Эти приемы позволяют проверить правильность понимания смысла терминов, помогают установить взаимосвязи между понятиями и включить их в общую систему знаний.

Усвоение понятий может вестись исходя из трех уровней:

Репродуктивный уровень- умение воспроизводить признаки понятий и терминов. Что не способствует формированию прочных знаний и скорее всего через некоторое время забудется.

Конструктивный уровень - прочно усвоенные алгоритмы выполненных заданий позволяют использовать полученные ранее знания в измененных условиях (например, в процессе отработки с использованием различных заданий). Это дает положительный результат в дальнейшем использовании.

Творческий уровень- использование межпредметных связей позволит творчески использовать полученные знания в новых ситуациях. Так как основные положения будут прочно усвоены учащимися.

Известно, что познавательная активность учащихся тем выше, чем сильнее их интерес к изучаемому предмету. Но как сформировать этот интерес? Какие методы, приемы и средства нужно использовать, чтобы пробудившийся интерес к предмету был не кратковременным, а стойким? Решение этой проблемы зависит от творческого подхода.
Существуют различные способы активизации деятельности учащихся и формирование у них интереса к изучаемому материалу: традиционные, применяемые на уроках, и нетрадиционные, которые можно проводить как в урочное время, так и внеурочное время - конкурсы, викторины и т.д. Особенностью нетрадиционных форм работы является присутствие в них игрового момента. Устойчивый познавательный интерес формируется разными средствами. Одно из них - занимательность. Необычное, неожиданное - вызывает у детей удивление, живой интерес к процессу познания, положительный эмоциональный настрой, помогает им усвоить любой учебный материал. Использование занимательного материала, на мой взгляд, ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных форм работы у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление.

Методика занятий с использованием занимательного материала на уроках может быть самой разнообразной. В данной разработке предлагаются наиболее приемлемые формы работы с понятиями по теме «Атмосфера»:

Лексическое значение слова, этимология;

Загадки;

Стихотворения;

Фразеологизмы;

История слова;

Задания по отработке понятий: работа с текстом, шарады, обратный фразеологический диктант, географические сказки, игры.

Сам учитель решает, что использовать на данном уроке или во время внеурочной деятельности исходя из объема материала и значимости. Уроки с использованием занимательного материала приобретают новую, более интересную форму. Задания по отработке понятий посильны для ребят, увлекательны. Они помогают более быстрому освоению необходимых знаний. Предложенный в разработке материал может быть разработан самими ребятами по другим темам. При этом у них будут вырабатываться навыки самостоятельности при работе с различными источниками информации по принципу «учись делая». Данные формы работы могут быть использованы в классах с различной подготовкой учащихся.
В качестве приложения к работе предлагаю мультимедийные авторские материалы, которые имеются в презентации и в работе.































2. Дидактический материал при работе с понятиями.

Атмосфера.

Лексическое значение.
Атмосфера- газообразная оболочка, окружающая Землю и некоторые другие планеты.
Этимология.

Тропосфера (от греч. «тропэ» - поворот).

Стратосфера (от греч. «стратум»- «настил, слой»).

Мезосфера (от греч. «мезос»- «средний»).

Термосфера (от греч. «термос»- «теплый»).

Экзосфера (от греч. «экзо»- «снаружи, вне»).

Атмосфера (от греч. Atmos- дыхание, sphaira- шар)

Загадки.

1.Есть ли дети, одеяло, 2. Слой снегов, дождей, ветров-
Чтоб всю Землю укрывало? Атмосферы слой живой,
Чтоб его на всех хватило, Восемнадцать километров
Да притом не видно было? Этот самый нижний слой.
Ни сложить, ни развернуть, Есть здесь все, но в большей мере-
Ни пощупать, ни взглянуть? Кислород, азот, озон,
Пропускало б дождь и свет, В малых долях - йод и гелий,
Есть, а вроде бы и нет?! Водород, неон, радон.

Фразеологизмы.

Строить воздушные замки. Ирон. (Придумывать нереальные, невыполнимые планы).

Сотрясать воздух. Разг. (Говорить не по существу, праздно болтать, разглагольствовать).

Задание 1 (Приложение 4).

Погода. Климат.

Лексическое значение.
Климат - метеорологические условия, свойственные данной местности.
Погода- состояние тропосферы в данном месте за определенный промежуток времени.
Этимология.

Климат. (от греч. «наклон»).
Климатология - (от греч.
Klima- наклон, logos- учение).

Синоптика. (от греч. «синоптикос»- способный все обозреть).

Метеорология. (от греч. «меорос»- атмосферные и небесные явления). Наука об атмосфере.

Иt1695280537aa.pngt1695280537ab.png стория слова «метеорология».



Астроном Гиппарх ввел в оборот 2200 лет назад, имея в виду полуденный наклон солнечных лучей к западному полушарию.




t1695280537ac.png



Это слово впервые встречается в трудах древнегреческого философа Аристотеля. Так он называл «тела, находящиеся в воздухе». Именно Аристотель поставил задачу научного исследования погоды.

(Аристотель, 384-322 до н. э.)

Фразеологизмы.

Делать погоду. (Иметь решающее значение в чем- либо).

Ждать у моря погоды. Разг. (Пассивно ожидать чего- либо, бездействовать).

Стихотворение 1 (Приложение 1).

Задание 9,10 (Приложение 4).

Ветер.

Лексическое значение.
Ветер- движение потока воздуха в горизонтальном направлении из области высокого давления в область низкого.
Этимология.

t1695280537ad.png

Первоначально было названием бога ветров - Уракан.

(бог ветров Уракан)

Загадки:
1. Без рук, без ног- 2.То по лесу кружит,
Под окном стучится, То в поле свистит,
В дом просится. Но мы не видим, каков он на вид.
В открытые окна нежданно влетит.
То что- то прошепчет,
То вдруг загудит.

3.Сам не видит и не слышит,
Ходит, бродит, рыщет, свищет.
Кто навстречу попадется-
Обнимает и дерется.

Пословицы:

Ветром ветра не смеряешь.

Жара рождает ветер, прохлада- дождь.

За ветром в поле не угонишься.

Стихотворение 2 (Приложение 1).

Фразеологизмы:

Ветер свистит в карманах. Разг. Шутлив. (Нет денег у кого- либо).

Ветреная голова. Разгов. (Легкомысленный, ненадежный человек).

Держать нос по - ветру. Разгов. (Беспринципно меняя свои убеждения, приноравливаться, подлаживаться к кому- либо, чему- либо).

Сражаться с ветряными мельницами. Шутл.-ирон. (Бесполезно тратить силы, способности в борьбе с воображаемой опасностью, мнимыми трудностями).

Виды ветров.

Фен -(нем, от лат. favonius- теплый, западный ветер). Это теплый, сухой порывистый ветер, дующий с гор вниз по склону или долине.

Штиль- полная неподвижность воздуха.

Бора - холодный ветер ураганной силы, дующий с гор вниз по долинам.

Смерчи (тромбы)- ( от лат. Tromba- «труба»). В Северной Америке- торнадо.

Тайфун - (от китайского «тай фын»- большой ветер). Это местное название тропических циклонов штормовой и ураганной силы в Юго-Восточной Азии и на Дальнем Востоке.

Пассаты. Название происходит от итальянского слова «passata», обозначающего «пройти, миновать». Так в старину эти ветры называли торговцы, когда везли свои товары по океану через тропики, и пассаты надували их паруса. По-английски пассаты до сих пор называются- «торговый ветер».

Ураган. Назван в честь бога индейцев майя. Богом бури и штормов у майя был бог Уракан.

Самум. Местное название. Пыльная буря к югу от Сахары.

Сирокко. Местное название. Горячий ветер с пыльной бурей в Италии.

Муссон. (от араб. Mausin- время года). Ветер, дующий зимой с суши на море, а летом с моря на сушу.

А знаете ли вы (1)? (Приложение 3)

Задание 2,3, 7.

Задание 5. Работа с текстом (Приложение 4)

Атмосферные осадки.
Снег.

Лексическое значение.
Снег
- атмосферные осадки в виде белых хлопьев, представляющих собой кристаллики льда, а также сплошная масса этих осадков, покрывающая землю зимой.

Загадки.

Он все время занят делом, 2. Он пушистый, серебристый,
Он не может зря идти. Белый- белый, чистый- чистый,
Он идет и красит белым Ватой наземь лег.
Все, что видит на пути.

3.Гуляю в поле, летаю на воле,
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Вдоль села пробегаю, сугробы наметаю. (метель)

Фразеологизмы.

Зимой снега не выпросишь. Разг. (Кто- либо крайне жаден, корыстолюбив).

Как снег на голову. Разг. (Неожиданно, внезапно появиться, приезжать).

Белые мухи. Разг. (Падающий снег).

Прошлогодний снег (перен., разгов.). Что-то вовсе не нужное, излишнее.

А знаете ли вы (2)? (Приложение 3)



t1695280537ae.jpgt1695280537af.gif

Град.
Лексическое значение.
Град
- атмосферные осадки в виде ледяных частиц, выпадающие из кучево- дождевых облаков.

Загадки.

Рассыпался горох на семьдесят дорог,
Никто его не подберет.



На дворе переполох:

С неба сыплется горох.

Съела шесть горошин Нина,
У нее теперь ангина.



t1695280537ag.pngt1695280537ah.pngt1695280537ai.png





Дождь.



Лt1695280537aj.gif ексическое значение.



Дождь - атмосферные осадки в виде водяных капель.





Загадки.

1.Шёл долговяз,
В сыру землю увяз.

2.Тонкий, высокий
Упал в осоку,
Сам не вышел,
А детей вывел.

А знаете ли вы (3)? (Приложение 3).

Стихотворение 3. (Приложение 1)
Роса.
Лексическое значение.

Рt1695280537ak.png оса - атмосферная влага, осаждающаяся при охлаждении мельчайшими водяными каплями.















Загадка.

Утром бусы засверкали, 2. Утром падаю всегда-
Всю траву собой заткали. Не дождинка, не звезда-
А пошли искать их днем, И сверкаю в лопухах на опушках
Ищем, ищем - не найдем. И в лугах.

Поговорка.

Пока солнце взойдет, роса глаза выест.

Гололед, изморозь, иней.

t1695280537al.pngt1695280537am.jpg

Лексическое значение.
Гололед- ледяная корка, которая образуется на поверхности земли и предметов при выпадении дождя при температуре ниже нуля градусов.
Изморозь- снежный слой, образующийся на поверхности оседающих влажных частиц воздуха в туманную морозную погоду.
Иней- тонкий снежный слой, образующийся благодаря испарению на охлаждающейся поверхности.

Загадки.

1.Не снег и не лед, 2.Не колючий, светло-синий
А серебром деревья уберет. На кустах развешен…..(иней).

Народные приметы.

Первый снег выпадает, 40 дней до зимы.
2. Снегирь под окном чирикает - к оттепели.
3. Собака катается - к дождю и снегу.
4. Пузыри на воде - к затяжному дождю.
5. После грозы дождь.
6. Высокая радуга к хорошей погоде, пологая и низкая - к ненастью
.

Циклон, антициклон.

Лексическое значение. Этимология.
Циклон- (от греч. Kyklon - круг) вихревое, бурное движение атмосферы, сопровождающееся обильными осадками, сильной облачностью.
Антициклон - (от греч. Anti- против, kyklon- круг) область устойчивого повышенного атмосферного давления.
Атмосферным фронтом называется раздел между воздушными массами, обладающими разными физическими свойствами. Пересечение фронта с земной поверхностью называется линией фронта.

Зt1695280537an.gif агадки.

В атмосфере снизилось давленье,
Воздух переходит в наступленье.
Сильный ветер, в тучах небосклон,
Значит, надвигается
…(циклон).
Пробежит со скоростью большой,
Летом- дождь, и снегопад- зимой.





Дt1695280537ao.gif авленье высокое, воздух сухой,

Слабенький ветер, тишь и покой.

Зимою на солнце крепкий мороз,

Летом же «ясный» выдан прогноз.

Порядки такие заводит лишь он,

Тот, кто зовется…(антициклон).









Стихотворение 4.(Приложение 1).



Сказка. (Приложение 2).



Задание 4,8 (Приложение 4).

Облака. Туман.



t1695280537ap.gif t1695280537aq.png



Лексическое значение.

Облака - скопление сгустившихся водяных паров в атмосфере.

Это тот же туман, только находящийся на значительной высоте от земной поверхности.

Туман - непрозрачный воздух, насыщенный водяным водяными парами, а также загрязненный пылью, дымом, копотью.



Этимология.

Туман- (тюрк. Tuman).



Фразеологизмы.

Голова точно в тумане (разг. Перен.) Трудно разобраться в чем- либо.

Тучи сгущаются (собираются)над головой. Кому- либо угрожает опасность, беда. Назревает неприятность у кого- либо.



Стихотворение 5.(Приложение 1).

Задание 11 (Приложение 4).

Температура воздуха.

Лексическое значение. Этимология.

Температура воздуха- (от лат. Temperatureа) величина, характеризующая степень нагретости чего- либо.



Загадки.

Это важный показатель, 2. Ты повесь его снаружи -
Градусник - ее приятель. И узнаешь, зной иль стужа.
Если жарко - высока, Тонкий столбик спиртовой
А в мороз она низка. (Температура) В нем гуляет, как живой. (Термометр)

Задание 6.(Приложение 4).



Атмосферное давление.

Лексическое значение.

Атмосферное давление- давление атмосферы на все находящиеся в ней предметы и Земную поверхность.

Загадка.

Меряет его прибор,
Родственник термометра.
Людям служит с давних пор
Стрелочка барометра.
Если низкое оно,
То стучится дождь в окно.
Если вверх оно идет,
То дождя никто не ждет. (Атмосферное давление)



А знаете ли вы (4)?(Приложение 3).



Задание 12 (Приложение 4).















Заключение.

Таким образом, при использовании нетрадиционных подходов при работе с понятиями у учащихся формируются метапредметные связи с русским языком, литературой, физикой, историей, что способствует развитию интеллектуальных способностей детей и возможности использования знаний в обучении и в повседневной жизни. А также у ребят развивается образное, систематическое и логическое мышление.
Предлагаемые материалы способствуют усвоению понятий, как на конструктивном, так и на творческом уровне, исходя из возможностей учащихся. Данные основные положения будут прочно усвоены детьми.
При внедрении в свою практику нетрадиционных подходов и занимательного материала на уроках у ребят отмечается:

Повышение уровня учебной мотивации;

Качество обучения по предмету повысилось на 8-10 %;

Отмечается переход детей с низким уровнем успеваемости в следующую категорию.





























Список литературы:

Агеев И.Д. Веселая география на уроках и праздниках: Методическое пособие. –М.: ТЦ Сфера, 2004.

География: уроки- игры в средней школе/ сост. Н.В. Болотникова. – Волгоград: Учитель, 2007.

Бровко Е.В. Использование стихов в преподавании географии. Журнал «География в школе» № 1, 2004.

Природоведение. 5 класс: Материалы к урокам (стихи, викторины, кроссворды) / Сост. Н.А. Касаткина. – Волгоград: Учитель, 2003.Картель Л.Н. Дидактический материал по физической географии: Пособие для учителя. –М.: Просвещение, 1987.

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 6 класс. –М.: «ВАКО», 2005.

Толковый словарь русского языка. Под ред. проф. Д.Н. Ушакова / Сост. Г.О. Винокур, С.И. Ожегов. –М.: ОГИЗ, 1935.

Школьный толковый словарь русского языка: пособие для учащихся 5-11 классов./ А.А. Семенюк, М.А. Матюшина. – 2-е изд. -М.: Просвещение, 2006.

























Приложения.

Приложение 1.

Стихотворение 1.

Метеоролог.

Если скоро снег пойдет,
Если будет гололед, обо всем метеоролог
Точно знает наперед.
И прогноз погоды нужен
Каждый день в жару и стужу,
Выходя из дома, знать нам надо
Что же ждать: дождя иль града?
На любой такой вопрос
Даст ответ его прогноз.
Ежедневно с нетерпеньем
Ждем его мы сообщенья
Прямо с самого утра,
Ну когда же, ну когда!
Он по радио нам точно скажет:
«Будет целый день жара!»



Стихотворение 2.

Люблю его, когда сердит, И облаков люблю лоскутья…
Он поле ржи задернет флёром, Но мне милей в глуши садов
Иль нежным летом бороздит Тот ветер, теплый и игривый,
Волну по Розовым озерам. Что хлещет жгучею крапивой
Когда грозит он кораблю По шапкам Розовым дедов.
И паруса сбивает в жгутья, И.Ф. Анненский.
И шум зеленый я люблю,

Стихотворение 3.

Сколько знаю я дождей?
Сосчитайте поскорей.
Дождик с ветром,
Дождь грибной,
Дождик с радугой-дугой,
Дождик с солнцем,
Дождик с градом,
Дождик с рыжим листопадом.

Стихотворение 4.
Антициклон

Потоками желтого света
Все заливает он.
В солнце, как смокинг, одетый,
Могучий антициклон.
Под сотню процентных гарантий
Дарит роскошные дни.
Зачем же приставку «анти»
Ему присудили мы?
Одетый со вкусом, но строго,
Желтой листвой окружен,
В ранге античного бога
Мне представляется он.
«Анти» - приставка грубая.
Надо бы поприличней.
Но, имя ему не придумали
В сонме богов античных.
Кажется, разразилась
Летняя «интервенция».
И где-то расположилась
Загадочная резиденция.
Осень всегда подозрительна.
Ей бы туманы гнать.
Но, нынче глядит снисходительно.
Согласна и подождать.
Тучи заметно сникли.
Как в умной беседе, невежда.
Ветры почти притихли.
Но, смотрят на «Анти»- с надеждой.
И он уловил настроение.
Почтенье придворных льстило.
Всем ясно, что потепление
Глобальное наступило…

Стихотворение 5.

На деревню свысока 2. Облака - веселые картинки,

Опускались облака. Строят рожицы и машут с высоты.

Опускались не спеша, Капают на головы дождинкой,

Белой пеною шурша. Чтоб в ответ им улыбнулся ты.

Опускались, а потом

Напоили молоком

Всех коров.





































Приложение 2.

Сказка.

Битва циклонов.

Два циклона воевали друг с другом третью неделю. Скандал начал тёплый циклон. Зима на улице, мороз, снег и вдруг эти странные летние замашки. Видите ли, мало места над Африкой, решил тёплый циклон совершить тур по Европе. А холодный циклон – он же не тучка над собачьей конурой. Он же сила, в Баренцевом море рождённый, его горячим утюгом не прогонишь. С таким воевать - надо горячую голову иметь. В общем, пошёл тёплый циклон в атаку. Нагло растолкал холодные, ледяные тучи прочь, ударил теплом по морозу, радуясь победе.
Холодный циклон выбросил белые тучи, приглашая соперника на мирные переговоры. Но «тёплый» нагло подул горячим ветром в замёрзшее лицо «холодному». Мол, какие проблемы? Зачем ты тут нужен: холодный и снежный. Гуляй в сторону полюса и не сыпь в глаза снегом.
Холодный циклон такой прыти не ожидал. Растерялся и даже отступил. Потом очнулся, думает: « Это что за наглость такая? Понимаю, если бы лето на дворе, а так зима – февраль на носу. Время морозов, снега и пурги. Откуда этот тёпленький и нахальный взялся? Что за аномалия такая? Он же вопреки всему, людей раньше времени радоваться заставляет".
Отошёл холодный циклон на сотни километров, собрал в кулак весь холод и с разбегу по горячему. Что тут началось. Холод нагревается, тепло замерзает, в общем, всё перепуталось, смешалось. Небо от такой круговерти потемнело. Всю ночь воевали циклоны. А по утру стало понятно, что холодный циклон всё таки прогнал тёплые слои за пределы своего господства.
Но тёпленького холодными руками не возьмёшь. Тёплый знал, как с холодом воевать. Подождал он, пока холодный устанет, зашёл со стороны, отвлёк внимание, а потом острым клином разделил холодный на две равные части и давай каждую часть по очереди нагревать. До того нагрел, что холодный не выдержал, дождём заплакал. От бессилия толкал он тёплые массы в разные стороны, посыпал их остатками снега, морозил остатками мороза и, в конце концов, добился своего.
Опять пошёл снег, ударили морозы. Решил холодный циклон, что с тёплым выскочкой покончено. Не сунется больше. Но тёплый надумал воевать до победного конца. Девиз себе придумал: « Либо сам замёрзну, либо всё вокруг согрею».
И с этими словами тёплый циклон обошёл холодный с другой стороны и ударил, откуда его никто не ждал.
Потеплело. Пошёл дождь. Солнце не по графику плавило снег. Казалось, победа. Победа тепла над холодом.
Холодный циклон достал календарь, изучил его внимательно, убедился, что сейчас его время - время снега и мороза. Разозлился и ударил снегом по всему тёплому.
И длилась эта битва две недели. И всё бы ничего, только там внизу, в своих железобетонных коробочках жили люди. Они смотрели вверх, не понимая, что им делать: то ли шубы надевать, то ли зонтики раскрывать.

































Приложение 3.



А знаете ли вы (1)?

В разных местах жители давали свои названия местным ветрам : «женатый»- на озере Селигер (стихает на ночь); «мужичий»- северный ветер на Дону; «бабий ветер»- слабый камчатский ветер (сопровождающийся ясной и тихой погодой, благоприятный для сушки белья); «гнилой ветер»- в юго-западной части р. Волги (часто приносит плохую погоду); «плакун»- западный ветер в Архангельском поморье (часто сопровождающийся дождем).



А знаете ли вы (2)?

Обширную коллeкцию фoтoгрaфий снeжинoк сoбрaл aмeрикaнeц Уилсoн Бeнтли. В 1931 гoду он oпубликoвaл сборник рeпрoдукций, в кoтoрoм сoдeржaлись фoтoгрaфии 2450 ледяных кристaллoв.
У кaждoй снежинки — своя история и свoя финальная фoрмa. Образующий снeжинку лeд прoзрaчeн, но кoгдa их мнoгo, сoлнeчный свет, oтрaжaясь и рaссeивaясь нa мнoгoчислeнных грaнях, сoздaeт у нaс видимость бeлoй нeпрoзрaчнoй мaссы, которую мы нaзывaeм снeгoм.
Чтобы не путаться с мнoгooбрaзиeм снeжинoк, Мeждунaрoднaя комиссия по снeгу и льду принялa в 1951 гoду дoвoльнo прoстую клaссификaцию кристaллoв льдa: плaстинки, звeздчaтыe кристaллы, стoлбцы или кoлoнны, иглы, прoстрaнствeнныe дeндриты, стoлбцы с нaкoнeчникaми и нeпрaвильныe формы. И eщe три видa oблeдeнeлых oсaдкoв: мeлкaя снeжнaя крупка, лeдянaя крупка и град.
Самая крупная снежинка была засвидетельствована 28 января 1887 года во время снегопада в Форт-Кео, Монтана, США; она имела диаметр в 15 дюймов (около 38 см).



А знаете ли вы (3)?

t1695280537ar.pngВыпадение дождя очень часто сопровождается грозами. Наибольшее число грозовых дней зарегистрировано на о. Ява. В отдельных его местах из 365 дней 322 бывают с грозами. Над пустынями грозы- редкое явление. Так, в Египте одна гроза бывает один раз в 200 лет. Большой вред наносит народному хозяйству град. Градины размером с кулак выпали 29 июня 1904 года над Москвой. 9 июня 1926 года в районе Одессы выпали градины величиной с крупное яблоко. Они пробили железные крыши, ранили животных. Некоторые градины, упавшие в Индии 11 мая 1929 года имели диаметр 13 см и весили около килограмма.
Есть места на нашей планете, где человек под дождем остается сухим. Такое явление иногда наблюдается в пустынях, где воздух необыкновенно сух и имеет очень низкую влажность. Дождь здесь выпадает очень редко, но даже тогда, когда бывает, капли, пока летят к земле, превращаются в пар. В таких случаях люди видят тучи, из которых падает к земле вода, но дождя не ощущают. До поверхности они не долетают. В некоторых районах африканской пустыни Сахара в среднем выпадает менее 1 мм осадков в год.



А знаете ли вы (4)?

t1695280537as.pngВпервые весомость воздуха привела людей в замешательство в 1638 году, когда не удалась затея герцога Тосканского украсить сады Флоренции фонтанами - вода не поднималась выше 10,3м. Поиски причин упрямства воды и опыты с более тяжелой жидкостью - ртутью, предпринятые в 1643г. Торричелли, привели к открытию атмосферного давления. Ученый предположил, что высота столба жидкости уравновешивается давлением воздуха. Зная высоту столба и плотность жидкости, можно определить величину давления атмосферы. Совместно с В. Вивиани, Торричелли провёл первый опыт по измерению атмосферного давления, изобретя трубку Торричелли (первый ртутный барометр) — стеклянную трубку, в которой нет воздуха. В такой трубке ртуть поднимается на высоту около 760 мм.

В Дании, в городке Серслев, есть колодец, который уже много лет исправно выполняет роль прибора, предсказывающего погоду. Неизвестный мастер сделал в бетонной крышке уличного колодца отверстие- свисток. Принцип действия этого метеорологического устройства очень прост. Суть его в том, что в зависимости от повышения или понижения атмосферного давления воздух втягивается или выталкивается из шахты колодца. При этом раздается мелодичный свист. Так это хитроумное устройство оповещает жителей об изменении погоды. Утверждают, что этот необычный синоптик никогда не подводил, и его предсказания сбывались.









Приложение 4.

Задания по отработке понятий.

Задание 1:

Шарада.

Мой первый слог- повозка большая,
Сила моральная- слог мой второй.
В целом важнейшую роль играя,
Хоть и невидим, всегда я с тобой. (воз + дух = воздух)

Задание 2.

Обратный фразеологический диктант.

Однажды мы с ребятами пошли в лес. Идем, разговариваем, ничего не замечаем. Вдруг на тропинке показался медведь. Мы испугались и быстро убежали. Потом ребята долго смеялись и говорили: нас…(Как ветром сдуло).

Федя Крынкин учится в 7 классе. До сих пор забывает дневник и часто теряет тетради и учебники. Про него говорят:… (Ветер в голове).



Задание 3.



Игра «Что такое? Кто такой?»

Ветер……………………

Самум…………………..

Бриз…………………….

Муссоны……………….

Пассаты………………...

Штиль………………….

Фен……………………..

«Гнилой ветер»…………

Задание 4.

Цифровой диктант «Атмосферные процессы».

Циклоны ………………….. 1-4
Антициклоны………………2-5
Атмосферные фронты……..3-6

Как называется:

1.Область высокого атмосферного давления?
2.Область низкого атмосферного давления?
3.Переходная зона шириной в несколько десятков километров между разными воздушными массами?
4.Область атмосферы, которая приносит смену погоды: летом- похолодание, ветры и дожди, а зимой- потепление, снег, метели?
5.Область атмосферы, которая приносит летом жаркую, а зимой- холодную и сухую погоду?

Ключ для проверки:

1 вариант- 21312
2 вариант- 54645



Задание 5. Работа с текстом. Из отрывка произведения А.Волкова «Волшебник изумрудного города» выбрать признаки урагана.

Ураган уже ясно стал слышен. Пшеница на поле прилегла к земле и по ней, как по реке, катились волны. Прибежал с поля фермер Джон.
- Буря, идет страшная буря!- закричал он.
-Прячьтесь в погреб, а я побегу и закрою скот в сарай.
Анна бросилась к погребу, открыла крышку.
-Элли, Элли, скорей сюда!- кричала она.
Но Тотоша, перепуганный ревом бури с беспрестанными раскатами грома, убежал в домик и спрятался там под кровать, в самый дальний угол. Элли не хотела оставлять своего любимца одного и бросилась за ним в фургон. А в это время случилась удивительная вещь. Домик перевернулся два или три раза, как карусель, он оказался в самой середине урагана. Вихрь закружил его, поднял вверх, понес по воздуху. В двери фургона показалась испуганная Элли с Тотошей на руках. Что делать? Спрыгнуть на землю? Но было уже поздно. Домик летел высоко над землей. Ветер трепал волосы Анны. Она стояла возле погреба, протягивая руки вверх, и отчаянно кричала. Прибежал из сарая фермер Джон и в отчаянии бросился к тому месту, где стоял фургон. Осиротевшие мать и отец смотрели в темное небо, поминутно освещаемое блеском молнии. Ураган все бушевал, и домик, покачиваясь, несся по воздуху. Тотоша, недовольный тем, что творилось вокруг, бегал по темной комнате с испуганным лаем. Элли, растерянная, сидела на полу, схватившись руками за голову. Ветер гудел так, что оглушал ее. Ей казалось, что домик вот- вот упадет и разобьется. Но время шло, а домик летел. Элли вскарабкалась на кровать и легла, прижав к себе Тотошу. Под гул ветра, плавно покачиваясь, Элли крепко уснула…



Задание 6.

На основе отрывка из произведения С.Лагерлеф «Путешествие Нильса с дикими гусями» объяснить, почему замерз упрямый тролль? Чего он не знал?

-Построю дом ближе к солнцу, пусть оно меня греет- решил глупый Тролль.
И Тролль принялся за работу. Он собирал повсюду камни и громоздил их друг на друга. Скоро гора из камней поднялась чуть не до самых туч.
- Вот теперь, пожалуй, хватит! – сказал Тролль. Теперь я построю себе дом на вершине этой горы. Буду жить у самого солнца под боком. Уж рядом с солнцем я не замерзну. И Тролль полез на гору.
Только что такое? Чем выше он лезет, тем холоднее становится. Добрался он до вершины.
«Ну, - думает,- отсюда до солнца рукой подать!». А у самого от холода зуб на зуб не попадает. Тролль этот был упрямый,- если уж ему в голову, что западет- ничем не выбьешь. Решил на горе строить дом - и построил. Солнце как будто близко, а холод все равно до костей пробирает. Так этот упрямый Тролль и замерз.

Задание 7.

Викторина.

Чем является кораблик, помещенный на шпиле Адмиралтейства в Санкт- Петербурге?

Как называется старый известный флюгер города Таллина?

Почему рыбаки уходят в море вечером, а возвращаются утром или днем?

Какие цветы изображены на картах морей около каждого порта?

Какое погодное явление Ф.И. Тютчев любил именно… «в начале мая»?

Какие географические понятия стали названиями известных классических произведений?

Где находится дворец сказочной Снежной королевы?

Какая крылатая фраза больше всего подходит к описанию характера работы таких приборов, как флюгер, компас, барометр?

Ответы: 1. Флюгером.

«Старый Тоомас». Его водрузили солдаты на шпиль Ратуши в 1530 году. Четыре века он сторожил город.

Причина- бриз.

Роза ветров.

Грозу.

«Гроза» А.Н.Островского, «Метель» А.С.Пушкина.

В Лапландии, на севере Швеции, Норвегии, Финляндии и на западе Кольского полуострова - природной области.

Хочешь жить - умей вертеться.



Задание 8.

Географический диктант.
•Что такое атмосферный фронт ?
•Какие виды атмосферных фронтов вы знаете ?
•Дайте характеристику теплому атмосферному фронту.
•Что такое циклон?
•Где наиболее интенсивно себя проявляет циклон?
•Где формируются антициклоны.

Из предложенных найдите признаки циклона, антициклона, атмосферного фронта.

1.Атмосферный вихрь с высоким давлением в центре.
2.Атмосферный вихрь с низким давлением в центре.

3. Приносит пасмурную погоду.
4.Устойчив и малоподвижен.
5.Устанавливается над Восточной Сибирью.
6.Зона столкновения теплых и холодных воздушных масс.
7.Восходящие потоки воздуха в центре.
8.Нисходящее движение воздуха в центре.
9.Движение от центра к периферии.
10.Движение против часовой стрелки к центру.
11.Они бываю теплые и холодные.

Задание 9.

Найди ошибки.


Арктический климат расположен в северной половине полуострова Ямал, на полуостровах Гыданском и Таймыре, на Северо-Сибирской низменности и островах Северного Ледовитого океана. Зимы здесь холодные со средними, со среднеянварскими температурами -3…-8° С. Лето умеренно-теплое – средние температуры июля +9…+14° С. Количество осадков велико – до 700 мм в год, так как воздушные массы, поступающие сюда, формируются над Атлантикой.

Муссонный климат отличается теплой, дождливой зимой и жарким сухим летом. Осадков за год выпадает более 600 мм. Среднеиюльская температура изменяется от + 20 до + 24 ° С. Среднеянварская температура меняется от -32 ° С в предгорных районах побережья Охотского моря до - 8 ° С в Приморском крае. Наибольшее количество ливней приходится на зимний период. Воздушная масса в течение всего года приходит с теплого Тихого океана.



Задание 10.

Прокомментируйте фрагмент песни.



t1695280537at.png

Ответ. После летнего солнцестояния наше светило уходит с Северного тропика и постепенно перемещается к экватору. Высота Солнца в полуденное время уменьшается (угол падения лучей увеличивается!!!), его путь над горизонтом становится все меньше и меньше. Если в средних широтах 22 июня Солнце встает примерно на северо-востоке, то 23 сентября оно поднимется на востоке, и, проделав свой путь по небосводу, зайдет за горизонт на западе. Но если уменьшается путь Солнца над горизонтом, то уменьшается и продолжительность дня.



t1695280537au.png

Ответ. В средних широтах Солнце каждое утро поднимается над горизонтом. За полярным кругом восходом Солнца можно любоваться уже не каждый день, а на полюсе — лишь раз в году.



t1695280537av.png

Ответ. Ветер с моря дует днем, это дневной бриз, значит, разговор состоялся днем.

Задание 11.

Загадки.

Чрезвычайно живописные

И украшают небеса,

Как вата, белые, пушистые.

Что это? (кучевые облака)



Они так быстро разрастаются.

Темнеют, пухнут, и тогда

Дождем холодным проливаются.

Что это? (дождевые облака).



Ты выгляни на небо через окна

В погоду солнечную и тогда

Увидишь белые волокна

Что это? (перистые облака).



Их высота два километра,

Валы их крупные, большие

Имеют серые оттенки.

Какие облака? (слоистые).





Задание 12.

В предложенном тексте найдите три ошибки.

Путешественники поднимались вверх по склону горы все выше и выше. Их цель - белоснежная вершина горы, сияющая вдали на фоне синего неба. Во время отдыха люди измеряли атмосферное давление с помощью гигрометра. На первой стоянке прибор показал величину давления 475 мм рт. ст., а у подножья горы- 760 мм рт. ст. Это означало, что путешественники поднялись на высоту 3000 м над уровнем моря. Подъем продолжался несколько часов, и прибор показал 379 мм рт. ст. Один из путешественников определил, что отряд находится на высоте 4500 м над уровнем моря. До вершины оставалось совсем немного. Дышать становилось все легче и легче. Наконец люди достигли вершины, покрытой вечными снегами и льдами. Барометр показал 237 мм рт. ст., что соответствовало высоте 5500 м над уровнем моря.





Итоговое задание.

Игра «Гео-логика».

По определениям отгадать географический термин или понятие.

Теплый, холодный, звездный, кислотный, слепой, грибной, частый, затяжной, проливной…

Звездный, веселый, холодный, теплый, сильный, слабый, порывистый, резкий, южный, северный…

Пышные, кудрявые, ватные, перистые, слоистые, кучевые, дождевые, грозовые…

Международный, политический, мягкий, суровый, теплый, холодный, влажный, засушливый, арктический, континентальный, резко континентальный…..

Теплая, дружеская, непринужденная, напряженная, здоровая, загрязненная, земная…

Ответы: дождь, ветер, облака, климат, атмосфера.

30



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.