12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Куличенко Валентина Генадьевна100

Методическая разработка родительского собрания

«Адаптация первоклассников к школе»

Цель: формирование у родителей психолого-педагогических знаний о психическом, физическом, интеллектуальном развитии первоклассников, познакомить родителей с особенностями адаптации детей к школе.

Оборудование: мультимедийная презентация, листы с результатами диагностики учеников, буклеты «Адаптация первоклассников».

Время проведения: 1 час.


Ход мероприятия

Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада вас приветствовать на нашей встрече.

1 слайд

Начало осени у многих родителей ознаменовалось торжественным событием: малыш пошёл в первый класс. Обычно, к этому долго и упорно готовятся и дети, и родители: посещают подготовительные курсы и занятия, проходят диагностику на психологическую готовность к школе.

2 слайд

Однако все-таки переход от дошкольной жизни к школе не всегда проходит гладко, так как его сопровождают психологические и социальные проблемы. У первоклассника появляется новый режим дня, обязанности, что часто вызывает усталость, раздражительность, капризность, непослушание.


3 слайд

Сколько продлится этот сложный период — нельзя сказать однозначно, в каждой семье это индивидуально. В семье должна царствовать такая атмосфера, которая будет способствовать ребёнку максимально комфортно вливаться в школьную жизнь, преуспевая на ниве знаний.

4 слайд

Ведь если вовремя не поддержать первоклассника, то негатив первых сложностей в школе может перерасти в стойкую неприязнь к обучению. Как помочь маленькому ученику поскорее привыкнуть к школе? Вопрос нашего сегодняшнего собрания.

5 слайд

Адаптация к школе – это переход ребёнка к систематическому школьному обучению и привыкание его к школьным условиям. Этот период каждый первоклассник переживает по-своему. До школы большинство детей посещали детский сад, где каждый день был наполнен играми и игровыми занятиями, прогулками, а дневной сон и неспешный режим дня не давали малышам уставать.

6,7 слайд (режим)

В школе всё иначе: новые требования, интенсивный режим, необходимость всё успевать. Как приспособиться к ним? Для этого нужны силы и время, а главное – понимание родителей, что это необходимо. Ребенок, приходя в школу, окунается в новый мир, где ему нужно очень много сил для усвоения знаний, быстро устает. Чтобы этого не допустить, и он мог полноценно учиться, не болея постоянно, необходимо жизнь первоклассника распланировать. Это поможет не только быстрее приучить малыша к дисциплине, но и предотвратит снижение его работоспособности. Чтообы правильно распланировать день своего ребенка необходимо придерживать следующих рекомендаций:

спать первоклассник должен не меньше 10 часов, поэтому спать ложиться надо не позже 21.00;

чередуйте умственные и физические нагрузки с отдыхом и играми, то есть после школы не делайте уроки и не планируйте дополнительные занятия или кружки;

если ваш ребенок спит днем, значит детскому организму так надо, не лишайте его этого, просто включите сон в расписание, заменив кружок или игры дома;

режим питания первоклассника должен состоять из 5 приемов пищи, один из которых может проходить в школе (второй завтрак);

в меню ребенка обязательно включайте свежие фрукты и овощи и не должно быть много жареной, соленой и острой пищи;

приучите ребенка хорошо завтракать, лучше готовить очень питательные горячие завтраки: молочные каши, оладушки, омлет, которые наполнят организм силами и разбудят его. Завтракать необходимо в спокойной обстановке, поэтому не торопите малыша;

общее время нахождения ребенка на улице должно составлять не меньше 3 часов.

8 слайд (вынести на слайд)

В первые дни в школе первоклассник сталкивается с задачами, решить которые необходимо, собрав все силы. Ребёнок попадает под влияние таких факторов, как:

личность педагога;

коллектив одноклассников;

новый режим дня;

ограничение двигательной активности;

новые обязанности.

9 слайд

В этот период у ребёнка возникает масса вопросов, ответить на которые он не в силах. Зачем сидеть смирно весь урок? Из-за чего нельзя носиться по коридору, играть, кричать? После дошкольных игр в детском саду школьная жизнь кажется неинтересной и нудной.

10 слайд (наши дети)

Соответствие всем правилам школьного режима кажется невозможным, ведь первокласснику сложно управлять своими эмоциями и регулировать свои желания.

11 слайд (наши дети)

Теперь самым важным становится результат: старательно учиться, получать высокие оценки. Вот поэтому и наступает кризис, а вместе с ним и первые обиды и разочарования.

12,13 слайд

Приучаем к самостоятельности.

Не делайте уроки за ребёнка

Приучите ребенка содержать в порядке свои вещи

Начинайте «забывать», что ваш ребенок маленький

При проверке выполненного не спешите сразу все исправить

Научите ребенка самостоятельно собирать портфель

6. Научите пользоваться расписанием уроков и правильно выкладывать необходимые учебники и принадлежности на столе

7. Помогите ребенку овладеть информацией, которая позволит ему не теряться

И учителей, и родителей подстерегают первые трудности, а именно:

неуспеваемость

нежелание что-то делать

негативизм

демонстративность

лень.

14, 15 слайд – благоприятная атмосфера в семье

1.Чаще делитесь с ребенком воспоминаниями о счастливых мгновениях своего школьного прошлого

2.Постарайтесь не делать ребенку критических замечаний, когда он делает уроки

3.Не пугайте ребенка трудностями и неудачами в школе

4.Не старайтесь быть для ребенка учителем

5.  Научите ребенка правильно реагировать на неудачи

6. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребенком

7.Учите ребенка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность

16 слайд

Как же помочь ребенку адаптировать быстрее и легче?

соблюдение режима дня

любовь, внимание и ласка (не надо нравоучений, много хвалить, но не перехваливать, не нервничать и ругаться).

Чтобы адаптация прошла успешно, необходимо помогать ребенку. Соблюдать чёткий режим и, как бы банально это не звучало, но ребенку необходима родительская любовь, ваша ласка, забота. Помните, что семейные неурядицы - это враг успешной адаптации ребенка к школе. А комфортная психологическая обстановка поможет ребенку легко адаптироваться к школе. Адаптация к школе проходит значительно лучше, если родители активно участвуют в процессе: помогают собирать вещи с вечера (но и не забывайте про самостоятельность: ваша функция проконтролировать, чтобы ребенок ничего не забыл), провожают до школы, вечером обсуждают, как прошел день ребенка. В тот момент, когда ребенку нужна ваша поддержка, не оставляйте ребенка наедине с его состоянием. Помогайте своему первокласснику адаптироваться к непростой школьной жизни. Помните, что поддержка родителей в период школьной адаптации очень важна для детей. Ведь от этого зависит его дальнейшая учеба.

Итак, весь первый год обучения фактически проходит под эгидой адаптации, это год сложный и напряженный для каждого ребенка.

Справиться с этими трудностями помогут избежать наши психолого-педагогические рекомендации.

17-25 слайды

Хочу представить вашему вниманию результаты диагностики, которыю проходили ваши дети.

Цель этой диагностики: определение отношения ребёнка к школе, анализ уровня школьной тревожности.

Каждому ребёнку был предоставлен стандартный лист бумаги и цветные карандаши, было предложено нарисовать школу. Время рисования неограниченно. Далее рисунки ваших детей оценивались по 3 параметрам: цветовой гамме, линиям и характеру рисунка, его содержанию. Сейчас я вам конкретнее расскажу, и вы сможете сами оценить своих детей.

Первое это Цветовая гамма.

2 балла – в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зелёный, голубой т. д. )

0 баллов – рисунок выполнен в тёмных тонах (тёмно-коричневый, синий, чёрный и т.д.)

1 балл – в равной степени присутствуют светлые и тёмные тона.

Второе это линия и характер рисунка.

2 балла – объекты прорисованы тщательно и аккуратно, используются длинные сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура.

0 баллов – объекты изображены нарочито небрежно, схематично, линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщины, слабые по нажиму.

1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.

Третье это сюжет рисунка.

2 балла – симметричное изображение (рисунок школы занимает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение предметов, оживляющих пейзаж (цветов, флагов, занавесок и т.д.); изображение детей, идущих в школу, за партами, учителя у доски, время года – весна или лето, время суток – день или утро.

0 баллов – асимметричный рисунок, отсутствие деталей, людей, либо они идут из школы, холодное время года, тёмное время суток

1 балл – в рисунке присутствуют обе характеристики.


Конечный результат:


6 –5 баллов – у ребёнка сложилось эмоционально благополучное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем.

4 - 2 балла – наличие некоторой тревоги по поводу школьного обучения или незнакомой для него ситуации, необходимо расширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной действительности, сформировать положительное отношение к учителю и одноклассникам.

1– 0 баллов – явно выраженный страх перед школой, часто это приводит к непринятию школьных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одноклассниками.


Были проанализированы все рисунки и вот такие результаты получились.

Высокий уровень адаптации и эмоционально благополучное отношение к школе и учению имеют 2 челове-ка (т.е. 6 процентов учеников). Большинство, 20 человек или 65 процентов, испытывают некото-рую тревожность. И 9 человек – с низким уровнем адаптации. В целом результаты положительны, адаптация детей происходит не сразу, им необходимо привыкнуть к новым условиям и режиму дня.


Предлагаю вам рекомендации по успешной адаптации первоклассников.


1. Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.

2. Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.

3. Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.

4. Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.

5. Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками. Если у первоклассника, например, есть логопедические проблемы, постарайтесь справиться с ними на первом году обучения.

6. Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка ("Молодец!", "Ты так хорошо справился!") способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека. И если вы хотите, чтобы из него вырос спокойный и уверенный в себе человек, обязательно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за двойки и грязь в тетради. Все это мелочи по сравнению с тем, что от бесконечных упреков и наказаний ваш ребенок потеряет веру в себя.

7. Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.

8. С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.

9. Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.

10. Никогда не отправляйте ребенка одновременно в первый класс и какую-то секцию или кружок. Само начало школьной жизни считается тяжелым стрессом для 6–7-летних детей. Если малыш не будет иметь возможности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут возникнуть проблемы со здоровьем, может начаться невроз. Поэтому, если занятия музыкой и спортом кажутся вам необходимой частью воспитания вашего ребенка, начните водить его туда за год до начала учебы или со второго класса.

11. Помните, что ребенок может концентрировать внимание не более 10–15 минут. Поэтому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10–15 минут необходимо прерываться и обязательно давать малышу физическую разрядку. Можете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать или потанцевать под музыку несколько минут.

Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая длительность занятий не должна превышать одного часа.

12. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны продолжаться не более часа в день — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.


Рекомендации родителям первоклассников в преодолении стрессовых ситуаций


Не стоит проявлять несдержанность, злость. Нельзя кричать на малыша, наказывать его на физическом уровне, нужно говорить с ребенком исключительно в умеренном тоне.

Уделяйте больше внимания собственному малышу, это так принципиально для него. Внимание — это Ваше небезразличное отношение к собственному ребенку, энтузиазм и роль в его жизни. Больше всего на свете в течение первого года учебы ваш малыш нуждается в поддержке. Он не только лишь сформировывает свои дела с одноклассниками и учителями, да и в первый раз осознает, что с ним самим кто-то желает дружить, а кто-то — нет. Конкретно в это время у малыша складывается собственный свой взор на себя. И если вы желаете, чтоб из него вырос размеренный и уверенный внутри себя человек, непременно хвалите его. Поддерживайте, не ругайте за грязь в тетради. Все это мелочи по сопоставлению с тем, что от нескончаемых упреков и наказаний ваш ребенок растеряет веру в себя.

Постарайтесь не перегружать малыша. Само начало школьной жизни считается  стрессом для шести-семилетних малышей. Если малыш не будет иметь способности гулять, отдыхать, делать уроки без спешки, у него могут появиться трудности со здоровьем, может начаться невроз. Помните, что ребенок может концентрировать внимание менее 10-15 минут. Потому, когда вы будете делать с ним уроки, через каждые 10-15 минут нужно прерываться и непременно давать малышу физическую разрядку. Сможете просто попросить его попрыгать на месте 10 раз, побегать либо потанцевать под музыку пару минут. Начинать выполнение домашних заданий лучше с письма. Можно чередовать письменные задания с устными. Общая продолжительность занятий не должна превосходить 1-го часа. Компьютер, телевизор и любые занятия, требующие большой зрительной нагрузки, должны длиться менее часа в денек — так считают врачи-офтальмологи и невропатологи во всех странах мира.

Сдерживайтесь и не ругайте школу и учителей в присутствии малыша.

Не ассоциируйте малыша с одноклассниками, вроде бы они ни были вам симпатичны либо напротив. Вы любите малыша таким, какой он есть, и принимаете таким, какой он есть, потому уважайте его особенность.


Спасибо за внимание!


Презентация к родительскому собраниюPPT / 46.2 Мб
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (2)

Куличенко Валентина Генадьевна, 12.04.24 в 04:59 1Ответить Пожаловаться
Добавила презентацию. К сожалению, сразу не получилось это сделать
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.