12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Cветлана Михайловна Цвирчак220
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »
0

Методическая разработка урока по истории тема: « Аграрная реформа П.А Столыпина. «Столыпинские переселенцы Сибири». Образовательная технология: проблемно-ситуативное обучение с использованием кейс- технологии в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении истории

Методическая разработка урока по истории

тема: « Аграрная реформа П.А Столыпина. «Столыпинские переселенцы Сибири».

Образовательная технология: проблемно-ситуативное обучение с использованием кейс- технологии в контексте реализации системно-деятельностного подхода в обучении истории



Автор-составитель: Цвирчак Светлана Михайловна

учитель истории и обществознания

МАОУ Ц О № 47 города Иркутска













Аннотация

Федеральный государственный образовательный стандарт 2021 года определяет цель школьного образования как развитие обучающихся на основе универсальных учебных действий. Универсальные учебные действия (УУД) по ФГОС в широком значении — умение ученика учиться, способность к саморазвитию за счет активной познавательной деятельности. Это совокупность приемов, которые помогают успешно усваивать новые знания и навыки, а также применять их в учебных и жизненных ситуациях.

 Учебные действия названы универсальными, потому что они носят надпредметный характер, их можно применить на любом уроке.   Кроме того, они организуют учебную деятельность в комплексе. Другими словами, освоение этих действий формирует способность к обучению, вырабатывает познавательную мотивацию, помогает ребенку ставить перед собой цель и задачи при обучении, выстраивать стратегию их достижения, а также контролировать и оценивать свои результаты .

Акцент в связи с этим делается на системно- деятельностный подход к обучению, обеспечивающий формирование готовности обучающегося к саморазвитию и непрерывному образованию, проектирование и конструирование социальной среды развития обучающихся в системе образования, активную учебно-познавательную деятельность обучающихся.

В контексте требований обновленного стандарта, на мой взгляд эффективно можно реализовать целевые установки ФГОС в рамках проблемно-ситуативного обучения с использованием кейс- технологи на уроках истории и обществознания.. Проблемно-ситуативное обучение с использованием кейс- технологии на уроках истории и обществознания обеспечивает творческое усвоение знаний учениками на основе анализа и решения реальной или смоделированной проблемной исторической и обществоведческой ситуации представленной в виде кейса.Технология заключается в предоставлении обучающимся описания ситуации,содержащей проблему (противоречие, вопрос), способной спровоцировать дискуссию, активное обсуждение. Обучающимся предлагается на основе имеющихся знаний и изучения дополнительных исторических источников информации проанализировать ситуацию, разобраться в проблеме, предложить возможные варианты решения и выбрать лучший из них

Под проблемной ситуацией понимается соотношение обстоятельств и условий, содержащее противоречие и не имеющее однозначного решения, в рамках которых разворачивается деятельность обучающегося или группы .В этом обучающимися возникает необходимость развивать знания, открывать новое в известном. Применение кейс-технологии на уроках истории и обществознания позволяет учителю реализовать проблемное обучение в контексте овладения универсальными учебными коммуникативными действиями (способность работать в команде, способность к совместной деятельности, способность проявлять гибкость, улаживать конфликты, умение убеждать и искать компромиссы).

Поиск решения проблемы способствует овладению учащимися универсальных учебных познавательных действий (базовые логические действия, базовые исследовательские действия, работу с разными источниками информации.)

Разработка кейса может осуществляться учителем самостоятельно, можно использовать готовые кейсы из учебной литературы, ситуации из СМИ и Интернета, вымышленные ситуации. Информация в кейсе может быть недостаточной или избыточной для его решения и может быть представлена в разных форматах: в печатной форме, видео, мультимедиа (сочетание текстовой, звуковой и видеоинформации).Итогом работы над кейсом, независимо от степени его сложности, должен быть определенный интеллектуальный продукт (проект, модель, рекомендации, ответ на проблемные вопросы) как вариант решения обозначенной проблемы.

При работе над кейсом обучающиеся могут работать как индивидуально так и в парах и в группах (4-6 человек) для исследования ситуации, сбора и анализа

недостающей информации, обсуждения возможных вариантов решения проблемы и

выработки итогового решения. Каждая группа работает самостоятельно. Внутри группы возможно распределение ролей: капитан, аналитик, креативщик) . На этапе межгруппового взаимодействия команды представляют и защищают свои решения в виде ответов на проблемные вопросы, представляют проект или модель, составляют рекомендации.

Оценивание предложенных вариантов решений кейса осуществляется на основе заранее сформулированных критериев. Для контроля полученных знаний ,УУД

обучающихся по итогам работы над кейсом учитель может предложить дополнительное задание (тестовую работ, проверочную работу, эссе ,кластер, синквейн,) и на основании результатов выполнения сделать вывод об эффективности реализации кейс-технологии на уроке.

Тип урока: урок изучения нового материала

Образовательная технология –кейс- технология, приемы технологии проблемного обучения

Оборудование:

Мультимедийная презентация

карта «Российская империя в 1907 – 1914 гг

Атлас по истории России 10 класс

Кейс- пакет с заданиями-ситуациями по группам по проблеме

« Противоречивость аграрных реформ П.А. Столыпина»

Рабочий лист – система заданий по теме« Аграрная реформа П.А Столыпина. «Столыпинские переселенцы» в Сибири»

Формы работы учащихся: фронтальный опрос, работа в группах в контексте выполнения кейс-задачи , письменная работа как рефлексия знаний учащихся на рабочих листах

Цели урока

Образовательная: проанализировать причины, сущность и последствия Столыпинской аграрной реформы цели и задачи, в Российской империи с 1906-1915 г

Развивающая: продолжить работу над формированием регулятивных действий в контексте развития у учащихся способов критического анализа в работе с историческими источниками , документами, развивать умение анализировать и систематизировать материал. Развивать умения сотрудничать и работать в группе над общим результатом деятельности.

Воспитательная : воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству- многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности между людьми и народами.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты:

Знание хронологии по реализации реформы Столыпина :называть даты (хронологические границы) важнейших событий в период реформы Столыпина;

Знание исторических фактов, работа с фактами: характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты Столыпинской аграрной реформы, группировать, систематизировать факты по определяемому признаку (хронологии, принадлежности к реформе Столыпина, выявлять на карте изменения, произошедшие в результате аграрной реформы Столыпина определять на основе карты влияние географического фактора на переселенческую политику;

определять понятия и термины : реформа, революция, чересполосица, отруб, хутор, переселенческая политика;

создавать обобщения, устанавливать причинно-следственные связи, строить логические рассуждения, делать умозаключения на основе работы с кейс –задачей;

рассмотрение исторических версий и оценок, определение своего отношения к оценке аграрной реформы Столыпина, оценивать степень убедительности предложенных точек зрения, формулировать и аргументировать свое мнение.

Личностные результаты:

в сфере патриотического воспитания: осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию истории, ценностное отношение к достижениям своей Родины – России

Метапредметные результаты 

овладение универсальными учебными познавательными действиями:

владение базовыми логическими действиями: систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц, схем); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, тексты исторических источников, научно-популярная литература, интернет-ресурсы и др.) – извлекать информацию из источника;

овладение универсальными учебными коммуникативными действиями:

общение: участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок; выражать и аргументировать свою точку зрения в устном высказывании, письменном тексте;

осуществление совместной деятельности: осознавать на основе исторических примеров значение совместной работы как эффективного средства достижения поставленных целей;

овладение универсальными учебными регулятивными действиями:

владение приемами самоорганизации своей учебной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения);

владение приемами самоконтроля – осуществление самоконтроля, рефлексии и самооценки полученных результатов; способность вносить коррективы в свою работу с учетом установленных ошибок, возникших трудностей.

Ход урока

Класс делится на три группы, каждой группе дан свой «кейс»- набор заданий по аграрной политике Столыпина, выполнять который группа будет на третьем этапе урока в рамках учебно-познавательной и исследовательской деятельности деятельности. На 1 и 2 этапе урока обучающиеся будут работать вместе с учителем в рамках проблемной технологии обучения в контексте системно-деятельностного подхода в обучении.



Этап№ 1 урока- Мотивационно-целевой. Актуализация знаний обучающихся

Целевые установки : актуализация имеющихся знаний; пробуждение интереса к получению новой информации ; создание проблемной ситуации, активизация деятельности учащихся, мотивацию их к дальнейшей работе

На доске цитата -« Богатый народ-богатое государство» -П.А.Столыпин.

Как вы думаете почему я взяла данное высказывание к теме сегодняшнего урока.

Актуализация знаний учащихся с целью выведения учащихся на проблему урока

Давайте подумаем почему крестьянский вопрос был одним из ключевых вопросов , который нужно было решать незамедлительно?--_____ Выясняем проблемы крестьянства в начале 20 века. Работаем с группами, один из представителей каждой группы называет проблемы в крестьянском вопросе.

Примерные ответы обучающихся

1Безземелье в связи с ростом численности крестьян

2.Черезполосица

3.Низкая урожайность в хозяйствах

4.Выкупные платежи за землю

5.Голод, нищета

6.Примитивные ручные орудия труда

7.Невозможность вести частное хозяйство, так как собственником земель являлась крестьянская община

8.Рост социальной напряженности, постоянные волнения в деревне

Как вы думаете какими способами крестьянский вопрос можно было решить?

1Реформами власти («сверху»)

2.Революциями, бунтами, восстаниями («снизу»)

П.А. Столыпин Министр внутренних дел, председатель совета Министров, руководитель аграрной реформы

t1701089825aa.jpg



Формирование целеполагания через проблемный вопрос

Проблемный вопрос урока ????

Деятельность Столыпина в крестьянском вопросе- это « фатальная ошибка или незавершенная программа спасения Отечества»?

Что мы должны узнать, чтобы решить проблему. Какие вопросы нам с вами необходимо разобрать. Вместе с учащимися записываем план по их ответам

План урока

1.Какие цели и задачи ставил П.А. Столыпин, проводя аграрные преобразования

2. Сущность аграрной реформы и методы проведения реформы.

3. Противоречивость аграрных реформ П.А. Столыпина (изучается

на основе кейс- технологии ( тип кейса: кейс-учебная ситуация с формированием проблемы ( 4 кейс- ситуации)

Работа с историческим источником. О каких проблемах говорит Столыпин в данных документах? Данное задание направлено формированию метапредметных результатов (формирование универсальных учебных познавательных действий: раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы

Учащиеся получают рабочие листы и по ходу работы с документами вносят ответы на задание № 1 в рабочем листе

Документ№ 1 «Необходимо дать возможность свободному трудолюбивому крес­тьянину, т. е. соли земли русской, освободиться от тех тисков, от тех теперешних условий жизни... Надо дать ему возможность укрепить за собой плоды своих трудов и предоставить их в неотъемлемую соб­ственность. Пусть собственность будет общая там, где община еще не отжила, пусть она будет подворная там, где община уже нежизненна, но пусть она будет крепкая, пусть будет наследственная. Отменяется лишь насильственное прикрепление крестьянина к общине, уничто­жается закрепощение личности, несовместимое с понятием о свобо­де человека...» Дикая, полуголодная деревня, не привыкшая уважать ни свою, ни чужую собственность, не боявшаяся, действуя миром, никакой ответственности, всегда будет представлять горючий материал, готовый вспыхнуть по каждому поводу».

Документ№ 2 «Не в крупном землевладении сила России. Большие имения отжили свой век. Их, как бездоходные, сами владельцы начали продавать Крестьянскому банку. Опора России не в них, а в царе». Единоличное хозяйство мелких земельных собственников - «основная ячейка государства, являющаяся противником всяких разрушительных теорий. «Главное богатство и мощь государства не в казне и казенном имуществе, а в богатеющем и крепком населении».

Документ№ 3 «Земельный вопрос дал бы он или нет возможность устроить крестьян у себя на местах? На это ответ могут дать цифры, а цифры, господа, таковы: если бы не только частновладельческую, но даже всю землю без малейшего исключения, даже землю, находящуюся в настоящее время под городами, отдать в распоряжение крестьян, владеющих ныне надельною землею то в то время, как в Вологодской губернии пришлось бы всего вместе с имеющимися ныне по 147 десятин на двор…, в 14 губерниях не досталось бы и по 15, а в Полтавской пришлось бы лишь по 9…, в 10 губерниях… с наименьшим наделом, т. е. по 7 десятин на один двор.

Рабочий лист Задание №1



Задание № 1

Задачи, поставленные в ходе реформы на основе анализа документов№1,№2, №3

Взаимосвязь каких сфер общества можно отметить в документах

Били ли выполнены задачи итоге реформы

Документ № 1.Не допустить восстаний и революционных выступлений крестьян. Прекращение аграрных волнений. Стабильность в стране и поддержка власти, через разрушение общины.

Политическая, социальная


Документ № 2.Создание класса мелких земельных -будущей социальной опоры власти

Социальная


Документ № 3.Переселенчиская политика за Урал в целях решения проблемы «земельного голода», снятие социальной напряженности в деревне.

Политическая и экономическая


Задание № 2

Обобщим задачи и сделаем ключевой вывод? Какие краткосрочные и долгосрочные цели необходимо было решать власти в крестьянском вопросе? Учащиеся формулируют вывод.

Краткосрочная цель- необходимо проводить изменения в крестьянском хозяйстве

с целью прекращения аграрных волнений.

Долгосрочная цель – это процветание и развитие сельского хозяйства и крестьянства, интеграция крестьян в рыночную экономику и капиталистическую систему

Этап №2 урока - Информационно-содержательный

2. Сущность аграрной реформы и методы проведения реформы

Предположим какими способами Столыпин будет решать аграрный вопрос?

Для этого вспомним Как политические партии в своих программах решали аграрный вопрос? Соотнести партию и проект решения земельного вопроса.

.

Проекты решения аграрного вопроса политическими партиями. Обучающимся предлагается соотнести партию и проект партии решения земельного вопроса. Работаем в рабочем листе

Учащиеся работают в рабочих листах выполняют задание № 2



Задание 2

Партия

Проект решение земельного вопроса

1.Октябристы.


А. Национализация и конфискация земель у помещиков в результате революции

2.Большевики.


Б. Социализация земель и уравнительное распределение ее по трудовой или потребительской норме между крестьянами

3.Меньшивики.


В .Муниципализация земельных наделов- помещичьи земли поступали в пользование не крестьян. А местных самоуправлений земств, а крестьяне арендуют землю у муниципалитетов

4.Кадеты.


Г. Передача крестьянам удельных и государственных земель, отчуждение частных земель за выкуп и по льготным расценкам продажа крестьянам.

5.Эсеры


Д. Содействие в покупке крестьянами земель у частных владельцев при посредстве Крестьянского банка

Выставление баллов 2, 1, 0 за ответы

1

2

3

4

5

Г

А

В

Г

Б



Соотнести номер партии и проект. Проверяем задание № 2 учащиеся в своих рабочих листах ставят себе баллы все правильно 2 балла ,1 ошибка -1 балл . 0 если 2 ошибки

Проект какой партии в решении земельного вопроса на ваш взгляд был более актуальным и предпочтительным и почему?

Содержание реформы

Учитель дает характеристику 1 этапу реформы, учащиеся записывают основные тезисы реформы

24 августа 1906 года было опубликовано программа реформ правительством Российской Империи в аграрном секторе. Данная реформа представляла собой два больших блока:

Первый блок призвал граждан страны успокоиться, а также информировал о чрезвычайном положении во многих районах страны. Из-за терактов в ряде регионов России были вынуждены ввести чрезвычайное положение и военно-полевые суды.

Второй блок объявлял о созыве Государственной Думы, в ходе работы который планировалось создать и реализовать комплекс аграрных реформ внутри страны. Столыпин предложил четкие методы с помощью которых будет проводится реформа



t1701089825ab.jpg

Аграрная реформа Столыпина началась с попытки разрушение общины. До этого момента крестьяне в деревнях жили общинами. Это были специальные территориальные образования, где люди жили единым коллективом, выполняя единые коллективные задачи. Если пытаться дать более простое определение, то общины очень похожи на колхозы, которые в дальнейшем реализовала Советская власть. Проблема же общин заключалась в том, что крестьяне жили сплоченной группы. Они работали для единой цели для помещиков. У крестьян, как правило, не было своих крупных наделов, и они не особо переживали за итоговый результат своей работы.

9 ноября 1906 года Правительство Российской империи издало указ, который позволял крестьянам свободно выходить из общины. Выход из общины был бесплатным. При этом крестьянин сохранял за собой все свое имущество, а также земли, которые были ему выделены. При этом, если земли выделялись на различных участках, то крестьянин мог требовать, чтобы земли были объединены в единый надел. Выходя из общины, крестьянин получал землю в виде отруба или хутора.



t1701089825ac.jpg

Планируемые предметные результаты:

определять понятия: чересполосица, отруб, хутор, переселенческая политика;

Работа с понятийным аппаратом

В тетради учащиеся записывают определение терминов- хутор, отруб, чересполосица.

Отруб-участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его усадьбы в деревне .

Хутор –это участок земли , выделенный крестьянину при выходе из общины с переселением его двора-дома , построек на выделенный участок.

Чересполосица- способ расположения земельных участков одного хозяйства полосами вперемежку с чужими участками.Цель- одинаковое среднее качество земли у членов общины

Учащимся предлагается определить общее и различие в признаках термина « отруб» и « хутор» .

Общее- единый участок земли, который дается при выходе из общины.(Ликвидируется принцип чересполосицы)

Различия при отрубе-дом остается в деревне, при хуторе- дом и постройки на выделенный участок переносятся



Переходим к 3 вопросу план нашего урока.

Этап № 3 урока- аналитический

Работа в контексте выполнения заданий кейс- технологии по теме «Противоречивость аграрных реформ П.А.Столыпина»

Тип кейса: кейс-учебная ситуация с формированием проблемы ( 4 кейс- ситуации)

Цель: формирование универсальных учебных познавательных действий -аналитических компетенций в работе с проблемными заданиями через моделирование исторической ситуации на основе которых требуется сделать определенные выводы и дать анализ или интерпретацию данных ; овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – понимать намерения других, проявлять уважительное отношение к собеседнику ,вести диалог и дискуссию по существу обсуждаемой проблемы, публично представлять результаты работы

Тип кейса: кейс-учебная ситуация с формированием проблемы ( метод ситуационного упражнения (задачи) заключается в том, что обучаемому предлагается текст с подробным описание сложившейся ситуации : содержит историческую информацию из документов, монографий по реформе Столыпина, графики, таблицы, диаграммы, картографический материал для исследования ) Учащимся предлагается выполнить задания к кейсу, определить проблему , которую необходимо решить используя материалы кейса


Обучающимся предоставляется право выбрать в какой группе они хотят работать

Группы: «Аналитики», « Апологеты-Столыпинцы», «Столыпинские переселенцы» Иркутской губернии, «Столыпинские переселенцы» Западной Сибири



Действия учителя в кейс – технологии:

1) создание кейса

2) распределение учеников по четырем группам (4-6 человек);

3) знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания решений проблемы, времени выполнения заданий

4) организация работы учащихся в малых группах, определение докладчиков в группе;

5) организация презентации решений в малых группах;

6) организация общей дискуссии;

7) обобщающее выступление преподавателя, его анализ ситуации;

8) рефлексия: оценивание учащихся преподавателем, выполнение проверочной работы.

9)самооценка своей работы учащимися в рабочих листах

Работа ученика с кейсом

1 этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

2 этап — выделение основной проблемы (проблем),

3 этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

4 этап — продумать аргументы, подкрепляющие каждый этап вашего решения;

5 этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов

6 этап- ответы на вопросы аудитории



Работа с кейсами позволяет обучающемуся овладеть универсальными учебными познавательными действиями:

1) работать с дополнительными источниками позволяет эффективно запоминать и систематизировать информацию (логические действия)

2) иметь возможность самому изучать, исследовать, анализировать, структурировать материал (логические действия)

3) приобретать опыт общения с другими учащимися в группе (коммуникативные действия)

4) выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления (работа с информацией)

Время выполнения заданий 15 минут. Ответственный каждой группы распределяет индивидуальные задания внутри группы по вопросам ,так как в начале урока учитель обязательным условием обозначает участие в работе группы каждого ученика.

Кейс № 1 группа – « Аналитики»

Работа с картографическим материалом атласа и диаграммами

Проблемные вопросы

1.Соотнесите в каких губерниях преобладали хутора и отруба? Как вы можете в связи с данной статистикой пояснить цитату Столыпина «Ставка сделана не на убогих и пьяных , а на крепких и сильных» ?

2.Как менялось соотношение крестьян вышедших из общины с 1906 по 1914 г о какой проблеме можно сказать, анализируя статистические данные?

3.Как менялось соотношение крестьян в рамках переселенческой политики с 1906 по 1916 проанализируйте диаграмму. Какие выводы можно сделать? Предложите свое видение решения данной проблемы?







Атлас по истории России –карта аграрная реформа ПА Столыпина



t1701089825ad.jpg

Статистическая информация о переселенческой политике за Урал, Западную и Восточную Сибирь с 1906 по 1915 гг

t1701089825ae.png



t1701089825af.jpg

Стt1701089825ag.jpg атистическая информация о выход крестьян из общины 1907-1915 г

t1701089825ah.jpg





Кейс №2 – группа « Апологеты-Столыпинцы»

Проблемные вопросы

1–«Россия –океан плодородной земли», что означает эта цитата В.Шульгина применимая к аграрной реформе Столыпина?

2.Способствовала ли аграрная реформа Столыпина переводу сельского хозяйства на капиталистический путь или наоборот тянула Россию в аграрном вопросе назад ?

«Реформа Столыпина вдохновлялась изречением английского экономиста: „Дайте собственнику бесплодную скалу, и он превратит ее в цветущий сад!“. Хутора, которые самотеком вырастали на Волыни и других местах, говорили о том же. Россия — не бесплодная скала. Россия — океан плодородной земли? Бесхозяйной земле надо дать хозяина! Хозяин-собственник хуторянин способный и толковый, ему просто надо дать условия для плодотворного труда.

Реформа Столыпина, энергично проводимая, пошла успешно. Создание 2, 5 миллионов индивидуальных крестьянских хозяйств из 13 миллионов хозяйств (26%) это ли не достижение. Можно было ожидать, что через четверть века русские урожаи достигнут уровня хотя бы австрийских, то есть 70 пудов на десятину. Это означало бы 9-10 миллиардов пудов зерна в год для всей страны. В западных и южных губерниях, где крестьяне выходили из общины создавая свои хуторские хозяйства, посевные площади увеличивались на 150%, по всей стране – на 10% в целом.

За годы реформы экспорт зерна вырос на треть, составив 25% мирового запаса. Зажиточные крестьяне –хуторяне стали закупать сельскохозяйственную технику, новые сорта зерновых, для повышения урожайности закупать минеральные удобрения, что конечно эффективно сказалось на промышленном производстве, темпы промышленного производства увеличились в2, 5 раза сравнении с 1901 годом. Надо отметить и создание сельскохозяйственной кооперации более 15 тысяч кооперативов, обслуживающих 94 миллиона человека. Появилась система крестьянского кредитования. Строились артели, лавки, сельскохозяйственные общества. - Полезные начинания в сельском хозяйстве России связаны со Столыпинской реформой. Так в 1907 г. А. Н. Балакшиным был образован Союз сибирских маслодельных артелей. Он быстро рос, охватывая все большее число артелей, занимавшихся скупкой молока и производством масла, став совершенно для них незаменимым. Начав с оборота в 2,4 млн руб. в 1908г., Союз довел его к 1918 г. до 201,5 млн руб. Особого разговора заслуживают маслодельные артели. Во-первых, это была одна из самых распространенных и эффективных форм сельской кооперации, способствовавших росту благосостояния крестьян и их самосознания. Во-вторых, именно в них производилось знаменитое российское масло, дававшее стране валюты в несколько раз больше, чем вся золотодобывающая промышленность

 Кредитная кооперация Бурный рост ее приходится на годы, когда Столыпинская реформа уже начала давать результаты. Новый класс крестьян-собственников нуждался в средствах для развития своего хозяйства. Число кредитных кооперативов постоянно росло, так с 1900 г. по 1917 г. их суммарный оборот вырос с 40,3 млн руб. до 601,5 млн рублей

«Как бы ни относиться к аграрной политике Столыпина — можно ее принимать как величайшее зло, можно ее благословлять как благодетельную хирургическую операцию — этой политикой он совершил огромный сдвиг в русской жизни. И — сдвиг поистине революционный . Ибо не может быть никакого сомнения, что с аграрной реформой, ликвидировавшей общину, по значению в экономическом развитии России в один ряд могут быть поставлены лишь освобождение крестьян и проведение железных дорог»- Пётр Струве



Кейс № 3 группа- «Столыпинские переселенцы Иркутской губернии»

Проблемные вопросы

1.Почему именно в Иркутскую губернию стали переселять большинство переселенцев?

2.Если бы у вас был выбор остаться в центральной губернии получив там землю или уехать в Иркутскую губернию, какой выбор вы бы сделали и почему?

3.В каком музее в Иркутске под открытым небом можно познакомится с жилищем и бытом Столыпинских переселенцев в Иркутской губернии?

Строительство и ввод железной дороги, пристанционных поселений, организация переселенческих пунктов на железнодорожных станциях Тайшет, Нижнеудинск, Тулун, Зима, создали технические, организационные и экономические предпосылки и возможности организации массового переселенческого движения в Иркутскую губернию в начале прошлого века, заложили прочную основу для осуществления аграрных реформ

Иркутская губерния с развитой инженерной инфраструктурой, развитием поселков и городов вдоль Сибирской магистрали стала центром переселенческого движения., что в Иркутской губернии было подготовлено 528 переселенческих участков.

К 1910 г. были водворены переселенцы на 244 из них (46 %), 284 участка (54 %) предназначались для освоения прибывающими переселенцами.

Власти раздавали справочные книжки, рассказывающие крестьянам, что их ждет в Сибири. Книга «Описание Иркутского переселенческого района для ходоков и переселенцев на 1911 год» поясняла, какие земли считаются лучшими, чем хорош монгольский скот, где и почем продать зерно. Были в книге и готовые «бизнес-модели»: каждая десятина посеянного и обработанного льна принесет до 300 рублей, что при большом наделе немало! Крестьяне узнавали, что село Голуметь известно луком, Бельское – хмелеводством, а в Балаганске промышляют извозом.

Семьи получали льготный жд-билет с багажом, дети до 10 лет ехали бесплатно. В составе был медицинский и полицейский вагоны, на станциях переселенцев кормили горячим питанием, детям до 4 лет полагалось бесплатное молоко.

К 1910 году из 528 выделенных переселенческих участков в губернии было занято 46%. Больше всего поселенцев приехали в Нижнеудинский и Балаганский уезды. Так Сибирь становилась гостеприимным домом для народов империи.


В Балаганском уезде, на межах нынешних Заларинского и Черемховского районов были освоены переселенческие участки белорусами из Могилёвской, Витебской, Смоленской губерний.
В Иркутской губернии выходцы из Польши и Белоруссии построили село Пихту и Вершину в Боханском и Заларинском районе Верхнее, Последний . Очевидно предположение, что заранее преду­сматривалось близкое территориальное расположение тех или иных этнических групп как часть регулирования межнациональных отношений., с 1896 по 1912 г. из Беларуси в Сибирь переселились 716 600 человек
В Сибири возникли новые села, крупнейшие из них сохранились до сих пор. Упор­ным трудом переселенцев освоены новые земли, внедрены новые формы землепользования и жизнедеятельности. Произошло не просто переселение, а истинное «водворение» крестьян в экстремальных условиях Сибири.
Переселенцы продолжительное время сохраняли свою самобытную духовную и материальную культуру, несмотря на явную, изначально предусмотренную в циркулярах чиновников политику русификации. При оформлении документов на переселенцев в пунктах отправления изменялись на русский лад фамилии и имена белорусов. Так, исконно белорусская фамилия Коваль превращалась в Ковалева, Жук— в Жукова, Равенок — в Равенкова, имя Михась — в Михаила, Томаш — в Фому Но вытравить дух самобытности, белорусской народной культуры, древний славянский язык белорусов чиновникам было не под силу

Кейс № 4 группа – « Столыпинские переселенцы Западной Сибири»

Проблемные вопросы

1.С какими проблемами столкнулись переселенцы в Западной Сибири с одной стороны допущенные центральной властью, с другой стороны- вызванные деятельностью местной власти, с третьей стороны - природными факторами.

2.Как вы считаете можно было бы избежать этих проблем в рамках переселенческой политики. Ответ аргументировать.

3.Поехали бы вы в Западную Сибирь или остались бы в центральных губерниях? Ответ аргументировать

Измученные длительным переездом, потеряв часть своих семей, спешили переселенцы на места своего нового поселения, надеясь на «вольной» земле устроить свое хозяйство и выбиться из нужды. Но здесь их ожидали новые испытания. Ко времени прихода переселенцев в большинстве районов Западной Сибири переселенческие участки были не готовы и селить переселенцев было негде.

Чтобы избавиться от нахлынувших в Сибирь переселенцев, было допущено их условное зачисление и даже водворение на те земли, которые намечались под переселенческие участки только в проектах. Такое условное зачисление в 1907 г. достигло огромной цифры в 50 000 душевых долей. так как, зачислив за собой земли условно, они должны были годами ожидать нарезки переселенческих участков, которые часто оказывались непригодными для земледелия.

Большинство переселенцев, на переселенческих участках Западной Сибири, вместо обещанных 15 десятин удобной земли на мужскую душу получили наделы за десятки и даже сотни верст от населенных пунктов в безводных степях, среди непроходимой тайги и болот. Требовалось огромное напряжение человеческих сил и большие материальные средства до 800 рублей , чтобы приступить к устройству собственного хозяйства в подобных условиях. Но их размер был в 5-10 раз меньше суммы, необходимой для первоначального устройства. Для оказания действительной помощи переселенцам необходима была ссуда минимум 450 рублей. Однако ссуду удавалось получить далеко не каждому переселенцу.

Во всех переселенческих канцеляриях процветало казнокрадство и самый бесчеловечный грабеж переселенцев. Нуждающимся в деньгах переселенцам выдавалась ссуда не деньгами, а иногда совсем ненужными им товарами – керосином, сенокосилками, олеонафтом – по цене, значительно превышающей рыночную. Трудность становления переселенческого хозяйства усугублялась массовым падежом скота. С 1906 по 1910 пало только в Томской губернии 7623 головы из 14258. Переселенцы были лишены ветеринарной помощи. На всю Западную Сибирь, с десятками тысяч переселенческих поселков, не было ни одного ветеринарного переселенческого врача и до 1913 г.

Большие трудности для переселенцев представляла обработка вековечных сибирских целинных земель. Для поднятия целины нужно было иметь крепкий и сильный скот и хороший земледельческий инвентарь. Для переселенцев, слабо обеспеченных скотом и сельскохозяйственным инвентарем, такая обработка земли была недоступна. Рост посевных площадей в местах вселения шел очень медленно. Большинству переселенцев ссудных денег не хватает, и они вынуждены забрасывать разработку участка и уходить на заработки. В Западной Сибири были хронические неурожаи, по официальной терминологии «недороды». Они проявлялись как следствие примитивности техники производства, закабаленности основного производителя. Для неокрепших переселенческих хозяйств неурожаи несли полное разорение, голодовку и вымирание.

Правительство прилагало все усилия для того, чтобы скрыть правду об отчаянном, нищенском положении переселенцев, о голодовках и вымирании их По правительственной продовольственной программе оказание помощи голодающему населению должно было проводиться путем организации общественных работ и продажи хлеба по заготовительной цене. Огромные суммы, ассигнуемые на общественные работы, расхищались, тратились на приобретение инвентаря и организацию технического контроля.

Оплата труда голодающего населения устанавливалась чрезвычайно низкая – 30-40 коп. в день при цене 1 руб. 30 коп. за пуд хлеба и при полном отсутствии корма для скота. Полный крах потерпел и второй пункт продовольственной программы царизма – организация продажи голодающему населению хлеба по заготовительной цене. Разоренные голодом крестьяне не имели средств на покупку хлеба .Хронические голодовки резко повышали заболеваемость и смертность переселенцев. Среди ослабленных и истощенных людей эпидемии свирепствовали в неимоверных размерах. эпидемия сыпного и брюшного тифа в Туринском, Тарском и Тюменском уездах Тобольской губернии. заболевания корью, натуральной оспой и холерой.При громадной заболеваемости переселенцы были почти лишены медицинской помощи. В 1912 г. на весь Томский переселенческий район было только 47 врачебных и фельдшерских пунктов при 16 врачах и 61 фельдшере. Огромная смертность уносила десятки тысяч переселенческих жизней до 30-40 % переселенцев

По окончании работы каждая группа публично представляет результаты своей исследовательской деятельности в рамках поставленных проблемных вопросов, дает ответы на поставленные вопросы и отвечает на вопросы членов других групп .В итоге по ответам на поставленные вопросы мы даем ответ на основной проблемный вопрос, поставленный вначале урока.

Критерии оценки работы по выполнению кейса

( 0-3 балла за каждый критерий оценивания)

1.Эффективное решение проблемы в кейс- задаче

2. Четкость аргументации и доказательность в ответе;

3.Культура ведения спора, дискуссии, качество ответов на поставленные вопросы в рамках кейс-задачи

4.Ранжирование участия членов группы в работе по решению проблемы в кейсе (пассивное участие, активное участие)   

Обсуждение итогов аграрной реформы участниками группы

Работа с рабочим листом задание №3 третью колонку заполняем после защиты кейсов

                                                                            Примерные ответы учащихся

Задачи, поставленные в ходе реформы.

Задание№3 заполняется

после защиты кейсов

Били ли выполнены задачи намеченные

Столыпиным в итоге

реформы, исходя из анализа документов

1.Не допустить восстаний и революционных выступлений крестьян . Стабильность в стране и поддержка власти


1.Вторая социальная война в деревне, между общиной и хуторянами.

Столкновения переселенцев с коренными жителями Сибири и Урала.

Задача не была выполнена

2.Создание класса земельных собственников из крестьян - фермеров-будущей социальной опоры власти

Развитие капитализма в деревне и дальнейшая модернизация сельского хозяйства.


Создание2, 5 миллионов индивидуальных крестьянских хозяйств из 13 миллионов(26%).Ускорение процесса расслоения крестьянства.

Только 17% включились в фермерские хозяйства. Стало развиваться кооперативное движение в аграрном секторе. Россия стала крупным экспортером сливочного масла, на треть вырос экспорт зерна, в 3, 5 раза выросли закупки сельскохозяйственной техники.

Задача была выполнена частично

3.Переселенчиская политика за Урал в целях решения проблемы «земельного голода», снятие социальной напряженности в деревне.


Сохранение малоземелья крестьян, более 1 миллионов крестьян вернулись из Сибири назад . За Урал переселилось более 3 млн. крестьян из 16 миллионов.

Задача была выполнена частично




Вывод общий подводят представители группы. Решаем проблемный вопрос

???? Деятельность Столыпина в крестьянском вопросе- это фатальная ошибка или « незавершенная программа спасения Отечества»?

Главная цель реформы П.А. Столыпина – решение аграрного вопроса не достигнута (решена частично). Проблема стала менее острой, но не разрешённой. А это значит, что аграрный вопрос будет волновать Россию в годы последующих революций. Нерешенность аграрного вопроса станет ключевой причиной гибели Российской империи. Значит- это ошибка с одной стороны, если в результате погибла российская империя, нос другой стороны не хватило просто времени, так как началась первая мировая война « Дайте нам двадцать лет покоя и вы не узнаете Россию» Но что- то пошло не так

Этап 4 урока- Рефлексивно-оценочный

Задание№ 4 дано в рабочем листе ( смотреть приложение)

На завершающем этапе урока проводится проверочная работа, данный вид работы позволяет учителю выявить пробелы и затруднения при изучении нового материала, чтоб в дальнейшем помочь обучающимся выйти из области незнания в область знания, совершенствовать учебный процесс, ориентируясь на личность обучающегося в рамках построения индивидуальной траекторией обучения.

Обучающий так же сам оценивает работу своей группы и свою работу на уроке, что позволяет приучить ученика к самоконтролю, адекватной самооценке и саморегулированию. Рефлексия способствует развитию у обучающихся критического мышления, осознанного отношения к своим победам и неудачам. Таким образом рефлексия способствует развитию трех важных качеств личности: самостоятельности, предприимчивости и конкурентоспособности.

Домашнее задание. - дифференцированное

Общее задание- выучить понятия и термины по теме.

На выбор - написать историческое эссе по цитатам П.А.Столыпина

1. «Богатый народ-богатое государство».

2.«Им нужны великие потрясения – нам нужна великая Россия».

Применение кейс-технологии на уроках истории позволяет учителю сочетать учебно-познавательную деятельность обучающихся с исследовательской деятельностью, использовать элементы проблемного обучения, ТРКМ, игровые технологии при изучении определенных тем, что безусловно отражается на высоком качестве обученности по предмету. Использование методов кейс- технологии способствует формированию устойчивой учебной и познавательной мотивации учащихся и обеспечивает формирование смысловых установок личности ( внутренней позиции личности и жизненных навыков, управление собой, самодисциплины).

Приложение

Рабочий лист

Задание № 1

Задачи, поставленные в ходе реформы по анализу документов №1, №2, №3


Взаимосвязь каких сфер общества можно отметить в документах

Били ли выполнены задачи намеченные

Столыпиным в итоге

Реформы, исходя из анализа документов

Задание№3.Заполняется

после защиты кейсов

Документ № 1.


1.

Документ № 2.


2.

Документ № 3.


3.



Задание №2

Партия

Проект решение земельного вопроса

1.Октябристы.


А. Национализация и конфискация земель у помещиков в результате революции

2.Большевики.


Б. Социализация земель и уравнительное распределение ее по трудовой или потребительской норме между крестьянами

3.Меньшивики.


В .Муниципализация земельных наделов- помещичьи земли поступали в пользование не крестьян. А местных самоуправлений земств, а крестьяне арендуют землю у муниципалитетов

4.Кадеты.


Г. Передача крестьянам удельных и государственных земель, отчуждение частных земель за выкуп и по льготным расценкам продажа крестьянам.

5.Эсеры


Д. Содействие в покупке крестьянами земель у частных владельцев при посредстве Крестьянского банка

Выставление баллов 2 балла- 0 ошибок, 1 балл-1 ошибка, 0 баллов -2 ошибки

1

2

3

4

5






Рабочий лист –задание № 4

Задание № 4

Верны ли суждения.

Ставим рядом с суждением

либо « +» либо «- »

Выбери № пословицы отражающей содержание реформы Столыпина,

аргументируйте свой выбор

1. Если я хочу осушить болото, то мне не нужно спрашивать лягушек об их согласии на это.

2. Тому, кто хочет вверх, не следует забывать о теплых вещах для спуска вниз.

3.Через тернии к звездам.

4.Перепрыгивающему пропасть не следует делать два шага.

5. Всякому овощу свое время.


Самооценка своей работы. Светофор:(красный -есть сложности; желтый- все хорошо, но были небольшие проблемы; зеленый- все усвоил на отлично Ответ аргументировать.

Оценка группе (от 1 до 5 баллов)

1.Начало создания фермерских хозяйств (к 1915 г. — 70% всех крестьянских хозяйств были хуторами)


2.Крестьянская община была полностью разрушена

3.Увеличилась дифференциация - расслоение крестьян ( кулаки, середняки и беднота)

4.Рост производительности сельскохозяйственного труда (к 1915 г. валовый сбор зерна вырос в 1,7 раза), совершенствование агротехники

5.За Урал переселилось более 13 млн. крестьян Проблема малоземелья в результате реформы была решена

6.Россия стала крупным экспортером сливочного масла, на треть вырос экспорт зерна, в 3, 5 раза выросли закупки сельскохозяйственной техники.

7.В Иркутской губернии выходцы из Польши и Белоруссии построили село Пихту и Вершину Боханском и Заларинском районе)

8.В Западной Сибири благодаря реформе урожайность хлеба и поголовье скота увеличилось в 3 раза в сравнении с 1901 годом





Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.