12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Рябова Евгения Николаевна36
Учитель начальных классов
Россия, Воронежская обл., Воронеж
0

Статья «Методические приемы на уроке русского языка»

Название рукописи: "Методические приемы на уроке русского языка»

Автор: Е.Н.Рябова

Образовательная организация: Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №104»

Аннотация: Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах. Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности.

Несмотря на значительное количество работ по орфографии и методике ее освещения в начальной школе, несмотря на бурное внедрение компьютерных технологий с их реакцией на ошибочное письмо, проблема

эффективности обучения правописанию не теряет своей остроты и актуальности и в настоящее время.

Ключевые слова: Орфография, грамотность, письмо

 

Несмотря на значительное количество работ по орфографии и методике ее освещения в начальной школе, несмотря на бурное внедрение компьютерных технологий с их реакцией на ошибочное письмо, проблема эффективности обучения правописанию не теряет своей остроты и актуальности и в настоящее время.

Давно уже не обсуждается тот факт, что практическая цель обучения русскому языку в начальной школе предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации - устной и письменной речью. Очевидно, что, чтобы научиться правильно писать, ребенок сначала должен овладеть правилами орфографии.

Лингвисты, психологи, методисты подчеркивают зависимость результатов обучения орфографии от развития у учащихся способности обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилу. Эта способность должна закладываться в процессе обучения в начальных классах. Однако за время обучения в 1-4 классах у большинства детей эта способность не развивается, а наоборот приходит в упадок.

Из практики обучения в начальных классах известно, что орфографическая грамотность не достигает достаточно высокого уровня, о чем свидетельствуют результаты итоговых контрольных работ по русскому языку, проводимых в 3-4 классах. Такое качество грамотности вызывает тревогу у учителей, родителей и, наконец, у общественности.

Более того, актуальной является не только проблема обучения правописанию, но и проблема дальнейшего совершенствования орфографической грамотности в процессе обучения русскому языку в начальной школе.

Предположим если в практике преподавания русского языка в начальной школе использовать выявленные в ходе моей работы способы совершенствования орфографической грамотности, то процесс обучения письменной речи младших школьников станет более эффективным.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что его материалы могут быть использованы как на занятиях по методике обучения русскому языку в ВУЗе, так и на уроках русского языка в школе.
Обучение письму обычно начинается с усвоения детьми каллиграфически нормативного начертания каждой буквы, осмыслений характера и начертания соединения последних в составе слов. [8, с.67]

Было бы достаточно овладеть алфавитом для безошибочного письма, если бы не было позиционных чередований, слабых позиций фонем. Мы говорим [jош], а пишем ёж. Значит, знания алфавита, букв недостаточно - нужно знать систему правил обозначения звуков буквами, и особенно – их сочетаний. Этим ведает графика. Она устанавливает правила соотношения между буквами алфавита и звуковым составом слов.

Методисты и психологи выделяют наиболее важной проблемой в обучении письменной речи проблему орфографической грамотности. Овладение орфографией – одна из важнейших задач изучения курса русского языка.

Проблема орфографической грамотности волновала ученых в разные периоды существования лингвистической и методической наук.

Ребенок должен научиться писать не только четко и довольно быстро, но одновременно и грамотно.

Таким образом, проблемой орфографической грамотности занимались и занимаются методисты, психологи и учителя. Для успешного разрешения этой проблемы учителю начальных классов необходимо знать, что занятия по орфографии не могут быть оторваны от занятий по грамматике, так как грамматика дает основание для усвоения орфографических правил и для их понимания; от задач общего развития детей; от всей системы по русскому языку, так как орфографический навык – это, прежде всего, речевой навык. [49, с.2]

Но почему же наши дети так безграмотны? Учителя и методисты настойчиво ищут причины этого неблагополучия, чтобы принять меры по их устранению, но успехи в этой области пока скромны.

самоконтроля.
Несмотря на то, что методика обучения орфографии имеет богатую историю и есть немало работ, посвященных вопросам обучения грамотному письму, обучение орфографии, формирование навыков грамотного письма у школьников было и остается одной из самых сложных методических задач, решаемых учителем начальных классов. Но не менее трудной задачей на сегодняшний момент является совершенствование грамотного письма, фиксирование орфографических навыков, упрочнение приобретенных навыков.

В современной методической теории на сегодняшний день нет стройной и продуманной системы способов, направленных на совершенствование орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка в начальной школе.

Эта проблема меня сильно заинтересовала, так как я - работающий учитель начальных классов. У моих учеников также существуют проблемы с орфографической грамотностью. Изучать причины низкого уровня орфографической грамотности у младших школьников я начала с анализа существующих учебно-методических комплексов.

В настоящее время существует огромное количество различных учебных пособий и комплектов по русскому языку, предназначенных для работы в начальной школе. В рамках проведенной работы был проведен анализ следующих учебно-методических комплектов: «Русский язык» Т.Г. Рамзаевой для традиционного обучения и «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г.Горецкого.

Анализ учебных комплектов осуществлялся с целью рассмотрения того, как осуществляется процесс совершенствования орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка. Выбор данных учебно-методических комплексов не случаен, поскольку первый из них реализует традиционное обучение, а второй имеет широкое распространение в школьной практике.

Анализ методик изучения орфографии на уроках русского языка в начальной школе, существующих комплектов учебников по русскому языку позволил сделать следующий вывод: работа по закреплению и совершенствованию орфографического навыка осуществляется на уроках русского языка в начальной школе хотя и осуществляется, однако недостаточно объемна и не продумана с точки зрения ее организации.

Работа по совершенствованию орфографического навыка должна быть системной, целенаправленной, частотной и продуманной с точки зрения ее организации. Существующая ситуация заставила предпринять попытку выявления эффективных способов совершенствования орфографической грамотности младших школьников. Для того чтобы оптимизировать работу по совершенствованию письменной речи учащихся, надо предпринять следующее:

Существенно изменить работу с орфографическим правилом.

Осуществлять работу с ранее изученными орфограммами на протяжении всего курса русского языка.

Изменить систему заданий и упражнений, предназначенных для работы по орфографии.

Существенно увеличить долю письменных работ обучающихся с обязательным дальнейшим их обсуждением.

5. Ввести в практику работы над письменной речью младших школьников дополнительные специфические приемы.

Стоит отметить, что обозначенные действия в начальной школе, безусловно, имеют место быть, в том или ином виде они осуществляются большинством учителей в процессе обучения русскому языку, однако они не представлены в единой системе и осуществляются непоследовательно и, скорее – стихийно, чем целенаправленно.

Кроме того, обозначенные комплексные действия условно названы способами, понимая при этом под способом действие или совокупность действий, направленных на достижение какой-либо цели. Предложенные действия помогают ответить на вопрос «Как, каким способом целесообразнее осуществлять или сделать более эффективным процесс совершенствования орфографической грамотности младших школьников на уроках русского языка».

Охарактеризую каждый из предложенных способов.

1. Существенное изменение работы с орфографическим правилом

Обучение правописанию – объективно сложный и трудоемкий процесс - ни в коем случае не должен замыкаться на заучивании формулировок правил, а обязательно предполагает тщательную отработку того языкового, лексико-грамматического, семантико-смыслового содержания, которое составляет внутреннюю суть норм и правил орфографии. И это внутреннее языковое содержание правил далеко не всегда очевидно, его надо извлечь из формулировок и приспособить к нуждам обучения. А так как эта процедура не всегда с достаточным тщанием выполняется в ходе учебного процесса, результаты обманывают ожидания и учителя, и ученика.

Обучение правописанию оказывается методически сложным потому, что правила русского правописания имеют грамматическую основу, и в силу этого их применение предполагает владение пишущим языковым анализом. Чтобы воспользоваться орфографическим правилом, надо понимать значение, смысл слов; различать части речи и грамматические категории; верно определять морфемный состав слов; безошибочно устанавливать связи между словами и многое другое.

Между тем овладение знаниями по языку, и тем более свободное оперирование в процессе письма грамматическими категориями, фактами и понятиями, формируется не вдруг, требует времени и значительных усилий.

Поэтому процесс усвоения правила ни в коем случае не может приравниваться к заучиванию его формулировки. Чтобы ученик понял суть правила, он должен овладеть его грамматической основой, соотнести написание с фактами языка, осмыслить эти факты. А такая грамматико-орфографическая работа требует времени, правило не может быть усвоено за один урок и тем более за 10-15 минут; требуется определенный временной период для становления навыка «по правилу».

Предлагается мной для работы над правилом использовать содержательные и компактные схемы-опоры, которые особенно полезны для детей младшего школьного возраста, так как в этом возрасте наиболее развита именно зрительная память. Схемы-опоры оказывают помощь ученикам в освоении орфографического материала. Карточки-опоры изготавливаются из картона в форме прямоугольников, на которых изображены различные орфограммы с помощью кружков и линий различного цвета.

2. Осуществление работы с ранее изученными орфограммами на протяжении всего курса русского языка

Проанализировав комплекты учебников, я сделала вывод о том, что работа по совершенствованию орфографической грамотности ведется, но так спонтанно и бессистемно, что не приносит успеха – грамотность детей ухудшается. Это происходит от того, что в процессе изучения новой орфограммы и ее закрепления слишком мало времени уделяется (1-2 упражнения) или совсем не уделяется повторению ранее изученных орфограммам. Предположим: если на протяжении всего курса русского языка последовательно «вести за собой» весь список изученных орфограмм, то есть повторять и закреплять каждую изученную ранее орфограмму (и делать это в том или ином виде практически на каждом уроке), то у школьников процесс грамотного письма будет отлаженным и приведенным до автоматизма.

3. Изменение системы заданий и упражнений, связанных с работой по орфографии

Анализ учебников по русскому языку показал, что упражнения по орфографии носят однотипный характер. (Вставь пропущенные буквы и объясни правильность написания слов). Такая работа теряет интерес у младшего школьника и приводит к ухудшению уровня грамотности. Поэтому упражнения и задания, направленные на совершенствование орфографического навыка, нужно разнообразить, привнеся в них игровой и творческий характер, при этом увеличить их количество.

Сравним, например, задание к упражнению, предложенному в учебниках, и вариант предлагаемых заданий:

Задания учебника

Предлагаемые задания

Упр.8 стр. 67 Спиши три пары слов, вставляя пропущенные буквы. (косы-к…са, горы-г…ра, шкаф-шк…фы)

Упр.8 стр. 67 Спиши три пары слов, вставляя пропущенные буквы. Подбери проверочное слово. Объясни правильность написания слов. Придумай три своих примера на данную орфограмму.(косы-к…са, горы-г…ра, шкаф-шк…фы)

Кроме того, можно использовать задания и упражнения игрового характера:

«Собери из слогов слово».

ник, втор

ти, кар, на

Выбери слово из текста с заданной орфограммой.

Учитель называет орфограмму, а ученики должны найти слово с заданной орфограммой.

4. Существенное увеличение доли письменных работ обучающихся с обязательным дальнейшим их обсуждением

Я считаю, что учащиеся должны как можно больше писать. Именно в процессе письма ребенок и приобретает стойкий орфографический навык. А постоянно обсуждая написание слов, он ещё и совершенствует орфографическую грамотность. Нужно активнее применять следующие виды письменных работ:

Диктант с элементами творчества.

Сущность такого диктанта состоит в том, что дети записывают диктуемый учителем текст, дополняя предложение словами с соответствующими орфограммами.

Комментированное письмо.

Комментирование – это вид упражнения, включающий объясняющее рассуждение в процессе записи слов, предложений. При комментировании достигается более высокий уровень самоконтроля, так как ученик не просто фиксирует, а объясняет правописание с помощью правил. Особенно важно научить детей комментировать свое письмо при выполнении домашних упражнений. Например: под-ле-та-ет: «В приставке пишу букву О. В корне безударная гласная Е, проверяю: перелёт. В окончании глагола гласная Е, доказываю: неопределенная форма – подлетать – не на –ить, это не глагол-исключение, значит, I спряжение, пишу окончание -ет».

Написание слова поясняется не полной формулировкой правила, как оно дано в учебниках русского языка, а отдельными словами – комментариями, т.е. так, как естественно протекает мысль ученика во внутренней речи, когда он хорошо усвоил смысл и формулировку правила.

Комментированное письмо позволяет осуществлять систематическое повторение материала, дает возможность учителю выявить знания учеников и проверить их орфографические навыки.

Зрительный диктант.

Сначала читаем первое предложение, соблюдая нормы орфоэпии.

Указываем все изученные орфограммы.

Затем текст закрываем, записываем предложение в тетрадях.

Открываем текст, и дети самостоятельно проверяют свои записи и исправляют ошибки ручкой зеленого цвета.

В конце предложения той же зеленой ручкой ставят себе оценки – «5», если нет ошибок.

Мини – сочинение на определенную тему или по картине.

Изложение.

Написание писем и пожеланий друг другу.

Составление анкет.

Сочинение и написание рассказов, сказок, стихов.

Домашнее переписывание текстов и многое другое.

5. Введение в практику работы над письменной речью младших школьников специфических приемов.

Для оптимизации процесса совершенствования орфографического навыка нужно активно использовать такие специфические приемы, как

Нетрадиционная работа над ошибками.

Особенность этого приема заключается в том, что в ходе проверки письменных работ учитель не исправляет неверно написанную букву, а лишь ее зачеркивает. А ученик должен сам найти в слове ошибку, исправить и объяснить написание.

Графическое выделение орфограмм.

Графическое выделение орфограмм возможно при выполнении всех письменных работ. В ходе орфографического разбора, чтобы зрительное восприятие сделать целенаправленным и более активным, используются условные обозначения и графические средства для выделения самой орфограммы и условий, от которых зависит ее написание. В этом случае орфограмма подчеркивается снизу одной чертой, предшествующая или последующая буквы, от которых зависит написание данной орфограммы, подчеркивается двумя чертами.

Например: дуб – дубок.

Орфографическое проговаривание.

Орфографическое проговаривание целесообразно при выполнении упражнений, в которых немало многосложных слов с неизученными орфограммами. Орфографическое проговаривание характеризуется тем, что каждое слово произносится так, как пишется, и поэтому «в памяти» движений остается память движений речевого аппарата. В основе орфографического проговаривания лежит артикуляционная память, а так же подключается слуховая память, усиливая слуховое восприятие и уточняя в сознании пишущего состав и порядок звуков (букв) слова. Проговаривание не обосновывает, а лишь фиксирует, закрепляет написание слов, поэтому оно используется как упражнение, способствующее запоминанию.

Акцентирование внимания на правописании и повторение орфографических алгоритмов в любой ситуации урока.

Кроме того, ведение в практику работы с письменной речью таких приемов, как объяснение одного учащегося другому, проверка письменных работ друг друга, подбор текстов для письма самими учащимися и других приемов приведет к совершенствованию орфографической грамотности младшего школьника. Дело в том, что дети младшего школьного возраста обладают стеснительностью и робостью. Для большинства учеников начальной школы образ учителя ассоциируется с нечто возвышенным, мудрым. Поэтому при объяснении учителем ученик боится переспросить или попросить дополнительного объяснения у учителя. В этом случае будет лучше, если такому ученику объяснит учебный материал его одноклассник, товарищ, сосед по парте.

Выявленные способы были внедрены в практику обучения русскому языку в начальной школе с целью проверки их эффективности и выяснилось, что если в практике обучения русскому языку в начальной школе использовать выявленные способы совершенствования орфографической грамотности младших школьников, то процесс обучения русскому языку младших школьников будет более эффективным.


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ФИО (полностью)

Рябова Евгения Николаевна

Ученая степень, звание

нет

Должность и место работы (полное название организации)

Учитель начальных классов

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №104»

Муниципальное образование (район, город), в котором располагается ОО

Левобережный район, город Воронеж

E-mail

evguniya@list.ru

Телефон для связи (указать моб., дом., раб.)

89518586810

Адрес проживания с индексом

394072, Воронежская обл., город Воронеж, ул.Адмирала Чурсина, д.12, кв.100

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.