12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА КРЫШТОПОВА38





ПУБЛИЧНАЯ ПРЕЗЕНТАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННОСТИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОМУ СООБЩЕСТВУ РЕЗУЛЬТАТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ТЕМЕ:





Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения

(методическая разработка)


Учитель истории, обществознания и права

МАОУ «СОШ №51»

Крыштопова Наталья Валерьевна



















Саратов, 2022



Можно не любить и родного брата, если он дурной человек,
но нельзя не любить отечества, какое бы оно ни было: только надобно,
чтобы эта любовь была не мертвым довольством тем,
что есть, но живым желанием усовершенствования.

Виссарион Белинский

Вызовы современного мира не миновали систему российского образования.

В современных условиях появились новые подходы к содержанию образования, нацеленные на универсальные навыки

Сегодня всем понятно, что меняется роль учителя – он теперь не единственный источник знаний, он становится наставником, оставляя лекторские привычки в стороне. Внедрение новых форм обучения позволяет вовлечь учеников в активную образовательную среду, не меняя своего местоположения, сочетая традиционные методы работы с новейшими. В своей деятельности я использую следующие формы:

Формальное обучение – работа в классе, дебаты, дискуссии, выступления, сообщения, дистанционное обучение, виртуальное обучение – привычная среда педагога.

Неформальное обучение – наставничество, коучинг, конференции, форумы, книги, периодические издания, дополнительная литература, практикумы – естественная образовательная среда.

Социальное обучение – изучение информации в Интернете, веб-сайты, блоги, микроблоги, игровое обучение – потребность сегодняшнего дня.

Как показывает накопленный мной опыт работы сочетание всех трех позиций, позволяет обеспечить полный охват имеющихся ресурсов и активное внедрять их в жизнь, позволяя совершенствовать образовательную систему. Эти ключевые методы позволяют, соединившись с опытом предыдущих поколений, скомпилировать нечто новое, отвечающее требованиям сегодняшнего дня.

Увеличение объёма информации в мире требует трансформации необходимых навыков обучения, приобретения особенных, «надпрофессиональных» навыков, которые усиливают фундаментальное образование и позволяют повысить эффективность профессиональной деятельности в каждой отрасли, а также дают возможность перехода из отрасли в отрасль, оставаясь востребованным и конкурентоспособным. Это порождает необходимость одновременно развиваться в трёх плоскостях: предметные навыки, мягкие навыки, цифровые навыки.

профессиональные или твёрдые навыки – набор профессиональных навыков и умений, связанных со знанием предмета и технологий. Это фундаментальное образование, компетенции на стыке двух или более профессий, цифровые технологии, прикладные технологические профессии. Хард-личность обладает знаниями и умеет их применять.

надпрофессиональные или гибкие, мягкие навыки– навыки, связанные с личными качествами, позволяют успешно взаимодействовать с партнёрами, обладают универсальным характером, не связаны с предметными знаниями и умениями. Эти навыки частично заложены природой, а также приобретаются с жизненным опытом: способность работать в команде, развитие коммуникаций, межличностного общения, креативность, стратегическое мышление, быстрое принятие решений, управление стрессом, эмоциями, управление своим временем, ведение переговоров, умение учиться, выступать перед публикой. Эти навыки дополняют профессиональные, делают человека более успешным не только в профессии, но и с окружающими людьми, в своей семье. Софт-личность сумеет реализовать свой потенциал в любой сфере и отрасли.

цифровые навыки– знания и умения, которые определяют специализацию профессионала и формируют цифровой интеллект. Цифровые навыки включают в себя грамотность использования инструментов коммуникации, развивают критическое мышление, креативность, компетентность взаимодействия с другими людьми, ответственность, этику видеть шире и развивают предвидение последствий. Технические навыки формируют грамотность использования инструментов для поиска и создания информационного поля в цифровой среде. Необходимо понимать, что базовыми навыками цифровыми навыками должен обладать любой специалист. Такая личность способна создать и поддерживать здоровую индивидуальность как в виртуальном мире, так и вне его.

Идеален человек, сочетающий в себе все эти навыки, но наличие этого сочетания проявится только во время деятельности личности. В связи с этим необходимо развивать новые навыки, инвестировать в своё будущее. В первую очередь, это духовное развитие личности, интеллекта, приобретение социальных навыков, повышение культурного уровня, стремление узнать что-то новое, развитие разносторонних интересов, расширение среды общения, формирование новых навыков и умений, непрерывное образование, а также сохранение здоровья. Для учителя это серьезная перестройка: он теперь не только выполняет роль наставника, но и сам должен быть современным, образованным, непрерывно обучающимся лидером.

В соответствии с Программой развития МАОУ «СОШ №51» я стараюсь развить в комплексе все эти компетенции и навыки, которые помогут успешно социализироваться и реализоваться в будущем сегодняшним ученикам.

В последнее время отечественная педагогическая наука терпит значительные изменения в контексте внедрения новых форм, методов и приемов организации учебной деятельности. Одной из новых отраслей современной педагогической науки, которая активно внедряет такие инновации в школьную практику, есть музейная педагогика.

Современные школьники отличаются от прежних поколений. Они увлекаются компьютерными технологиями, современными видами искусства, новыми телепрограммами. Дети зачастую не в силах справиться с потоком необработанной информации, они забывают о нравственных ценностях, морали, культуре и важнейших достижениях человечества. Последнее десятилетие – это годы интенсивного обновления педагогического процесса, переосмысления самой сущности всех ступеней образования. Создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества – является одной из основных задач воспитательного процесса. В связи с этим необходимо искать, разрабатывать и внедрять новые формы и средства активизации познавательной деятельности. И на помощь нам приходит музейная педагогика, которую на сегодняшний день рассматривают как инновационную педагогическую технологию.

Музейная педагогика – это научно-практическая дисциплина на стыке музееведения, педагогики и психологии, рассматривающая музей как образовательную систему и направленная на оптимизацию взаимодействия музея и посетителя.

Почему в образовательных учреждениях на современном этапе большое значение уделяют музейной педагогике? Ответ прост: в наше непростое время необходимо развивать и повышать нравственные и патриотические чувства молодого поколения. Именно музейная педагогика оказывает большую помощь в процессе воспитания личности. На своих уроках, я всегда делаю акцент на понятиях гражданственность, патриотизм, толерантность, на проблемах, связанных с этими понятиями. Школьный музей помогает мне на этом поприще. Именно с помощью музейной педагогики я вижу возможность формирования гражданско-патриотических чувств у учеников. Воспитание обучающихся на примерах истории, осмысливание опыта предшествующих поколений является гарантом того, что патриотизм и гражданственность будут всегда нормой общества.

Как учителю истории и обществознания мне часто приходиться сталкиваться с тем, что многие учащиеся не могут, или плохо справляются при работе с источником, исторической картой или учебником, с трудом сравнивают, обобщают изученный материал, не всегда умеют устанавливать причинно-следственные связи. Таким образом, активизация познавательной деятельности на уроках истории и обществознания относится к наиболее актуальным проблемам современной педагогики. Необходимо развивать познавательную активность на уроке. Школьный музей – прекрасное средство для повышения учебной мотивации учащихся, расширения их кругозора, формирования навыков, необходимых в научно-исследовательской и проектной деятельности. Музейная педагогика предполагает проведение уроков по различным научным дисциплинам (биология, история, физика, музыка, природоведение, художественная культура) в помещении музея или с использованием экспонатов на базе школы.

Музейная педагогика  является инновационной технологией в сфере личностного воспитания детей в специально организованной предметно – пространственной среде, она дает учителю возможность:

осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности и компьютерному обучению;

сочетать эмоциональные и интеллектуальные воздействия на учеников;

раскрыть значимость и практический смысл изучаемого материала;

объяснить сложный материал на простых и наглядных примерах;

организовать интересные уроки и дополнительные, внеклассные занятия, исследовательскую работу в школьном музее.

Таким образом, музейная педагогика – это целый комплекс образовательных и воспитательных мероприятий, применяемых на практике, основывающихся на всестороннем использовании материалов как школьных, так и городских музеев.

Главной целью обучения с использованием средств музейной педагогики я считаю - расширение познавательного интереса к предмету и повышение мотивации учебной и внеурочной деятельности, а вышеперечисленные формы работы повышают уровень образовательного процесса. Музейные уроки проводятся в завершение темы при обобщении материала или, напротив, в начале новой темы, чтобы вызвать еще больший интерес. У учащихся формируются яркие, чёткие образы, возникает интерес к изучаемому материалу, а так же лучше закрепляются знания.

Работая в данном направлении, можно с уверенностью сказать, что учащиеся с интересом будут заниматься в школьном музее, особенно когда сами являются участниками творческого процесса, при этом будет повышаться их культурный уровень, возникнет потребность в получении новых знаний.

Моя педагогическая деятельность уже много лет связана с работой в школьном музее. В нашей школе почти все мероприятия гражданско-патриотической направленности проводятся на базе школьного музея «Музей боевой и трудовой славы имени четырежды Героя Советского Союза маршала Г.К.Жукова»

Наш школьный музей был организован в 1986 году. Сначала это была музейная комната, которая хранила архивные и поисковые документы о жизни маршала. Первые экспонаты в нашей комнате появились благодаря дочери Жукова К.К. – Маргарите и его внуку Георгию, которые были одними из инициаторов открытия школьного музея. Велась большая поисковая работа. Ученики объездили всю европейскую часть СССР, прошли по местам боевой славы маршала. Постепенно музейная комната превращалась из мемориальной в военно-краеведческую. Родственники учеников и учителей приносили вещи родных, связанные с войной. Мы заинтересовались историей нашего военного городка, на территории которого расположена школа. Появлялись новые экспозиции. Музейная комната для выставки таких объемных экспонатов стала мала. В 2014 году администрацией школы был выделен отдельный кабинет под школьный музей. Началась его реконструкция. С 2016 года на базе школьного музея ведется курс внеурочной деятельности.

В нашей школе музей является составляющей частью воспитательной работы по формированию и развитию патриотизма и гражданской позиции учащихся. Посредством музея создаётся обратная связь между учеником и учителем, классом и классным коллективом, актив музея помогает учителю в подборе необходимого материала для тематических классных часов, разрабатывает тематические экскурсии по стендам музея. Фонды музея со сменными экспозициями позволяют готовить многочисленные выставки и использовать их как дополнительный материал к уроку. Работа по военно-патриотическому воспитанию ведется круглый год. Традиционными стали мероприятия, посвященные знаменательным датам в истории нашей страны. На мероприятия приглашаются ветераны войны и труда, участники локальных войн.

Одним из направлений работы в нашем музее является поисковая работа и сотрудничество с городским и областным Советом ветеранов, с областным военкоматом. Актив школы под руководством учителей-историков проводят встречи с ветеранами, тружениками тыла, детьми военного лихолетья. Регулярно проводятся экскурсии для учащихся школы, гостей силами экскурсоводов( у нас их две группы). В период пандемии мы начали снимать небольшие фильмы, которые выкладываем на сайт школы.

За нашим образовательным учреждением закреплены: 10 захоронений Героев Советского Союза на Воскресенском кладбище Саратова. Инициатором этой поисковой работы выступила наша коллега – учитель истории Семенова А.А. со своим 9 классом.

t1642945751aa.jpgt1642945751ab.jpg

Мы со своими учащимися поддерживаем порядок у подшефных памятников, что, несомненно, воспитывает чувство ответственности и сознательность у обучающихся. Здесь же регулярно проводятся городские историко-культурные уроки, посвященные памятным датам военной истории нашего государства.

Мы стараемся помочь каждому ребёнку занять активную жизненную позицию, вовлекая его в поисково-исследовательскую, экскурсионную и информационно - пропагандистскую деятельность. Через конкретные дела патриотической направленности создаём детям все условия для самовыражения и самореализации личности. Интегрированные уроки с элементами краеведения, тематические экскурсии по родному краю, расширяют кругозор учащихся, развивают у них познавательный интерес. Таким образом, можно отметить, что музейный урок предоставляет большие возможности для того, чтобы сделать процесс обучения и воспитания школьника активным, содержательным, насыщенным познавательной деятельностью и тем самым превращает его в существенный фактор развития личности. Вопрос музейной педагогики чрезвычайно актуальный, поскольку практическое применение новейших методов и форм работы в формате «школа-музей» дает ощутимые результаты в процессе формирования знаний и умений школьников, в их патриотическом и эстетическом воспитании.

Цель и задачи применения музейной педагогики

Музейно-педагогический подход к работе с посетителем предполагает структурирование (технологическую карту) работы с посетителем. Важным является ответ на вопрос: «что и кому мы хотим донести?». При создании методической разработки это выражается в выборе собственно музея, формы, аудитории и темы. Важным моментом является формулировка названия формы. Она должна быть привлекательной и отражать содержания разрабатываемой формы. Определив аудиторию музейно-педагогического воздействия, необходимо, опираясь на знания, полученные в ранее изучаемом курсе «Социальная психология», предложить методы, соответствующие ее особенностям. Важно обозначить время проведения формы. Следует учитывать, что с детьми дошкольного возраста это – 30–35 минут, со школьниками 45–60 минут, со взрослой аудиторией 60–90 минут. Однако, в зависимости от формы музейно-педагогического воздействия, оно может меняться. Например, форма может быть комплексной, многоаспектной, с различными видами деятельности (праздник, День рождения в музее и т. д.), время на ее проведение может быть увеличено. В каждом отдельном случае это требует уточнения. Организационные указания связаны с пребыванием посетителя в музейной среде, на конкретной экспозиции или в специально-созданном детском центре, управлением его двигательной, интеллектуальной и эмоциональной активностью. Важнейшим элементом методической разработки является определение ее музейно-педагогической цели и задач.

Цель:

Применение музейной технологии как средства обучения истории и краеведения в школе через подготовку театрализованных тематических мероприятий и проблемных уроков, способствующих формированию у детей новых компетентностей и навыков в результате командной работы, коммуникации, развитие личных лидерских качеств и критического мышления в процессе решения сложных задач.


Задачи:

Образовательные задачи:

пробудить у детей интерес к событиям Отечественной истории;

заинтересовать историей края, своей Малой Родины, как важном компоненте культуры всего народа;

дать представление о культуре и мировоззрении разных народов, живущих на территории страны и области;

пробудить чувство патриотизма и глубокого уважения к своей стране;

взрастить любовь к своему Отечеству.


Воспитательные задачи:

развитие представления о социокультурных аспектах развития общества, его связи с культурой и историей нашего многонационального народа;

воспитание уважительного отношения к истории и культуре всех народов;

воспитание важных практических социальных навыков: пунктуальности, самоконтроля, организованности и самодисциплины;

развитие представления о правилах общения, этикете, которые являются неотъемлемой частью общей культуры личности.


Развивающие задачи:

развитие кругозора, интереса к познавательной деятельности;

развитие творческих способностей;

развитие индивидуальной исследовательской, проектной и научной деятельности.


Ожидаемые результаты

Обучающиеся научатся:

слушать собеседника и доносить до него свою точку зрения;

совместно достигать общих целей;

формулировать, аргументированно отстаивать свою точку зрения;

преодолевать скованность, страх перед публичным выступлением;

оценивать ситуацию, видеть различные варианты её развития, уметь принимать нестандартные решения;

сохранять и поддерживать историю и традиции родной школы, родного города;



Основные формы, методы и направления педагогической работы,

используемые при реализации методики

«Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения»


В ходе реализации методики «Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения» используются разнообразные формы и методы, носящие преимущественно интерактивный характер, обеспечивающие непосредственное участие детей в творческих постановках, стимулирующие их интерес к окружающему миру, позволяющие проявить свои творческие способности.

Наиболее распространенными являются – проектно-исследовательская и поисковая деятельности, театрализованные постановки, ролевые, ситуационные, образно-ролевые игры. Методика «Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения» реализовывается во внеурочной и урочной деятельности и включает в себя: проведение экскурсий, разработку сценария и видеосъемку виртуальных экскурсий, создание проектов, презентаций, проведение праздников, участие в научно-практических конференциях, работу лектора, реализацию исследовательских проектов, подготовку театрализованного представления

Основные виды работы, используемые при работе с учащимися:

Музей обладает уникальным потенциалом социально-воспитательной работы с детьми. Раскрывать перед детьми предметный мир помогают активные методы, которые строятся на основе того, что учащиеся должны не просто смотреть, слушать, выполнять задания, но и активно действовать. Для этого необходимо предусмотреть специальный комплекс музейных предметов, которыми можно пользоваться на занятиях, например, копии документов, ордена, фронтовые письма, почётные грамоты, автобиографии, фотографии из семейных архивов.

Музей рассматривается как фактор развития человека, его воображения и фантазии, познавательный потенциал. Одним из этапов работы с одарёнными детьми можно считать опыт личного участия ребёнка в создании временных музейных экспозиций.

Активные методы обучения с использованием средств музейной педагогики:

поисковая деятельность: общение и переписка с ветеранами войны, тружениками тыла, их родственниками, сбор информации и документов, работа в архивах, библиотеках и других учреждениях. Это направление даёт возможность детям проявить себя в исследовательской работе. В рамках исследования разрабатывается любая тема, интересующая детей. Итогом краеведческой работы становится участие ребят в научно-практических краеведческих конференциях, конкурсах, фестивалях.

оформительское направление – разработка макета будущей экспозиции в музее, погружение в эпоху, использование музейных предметов, проектирование дизайна будущих буклетов, фотоальбомов.

экскурсионное направление – в детских музейных экскурсиях используется метод вопросов-ответов, приёмы игры, театрализации. Проведение экскурсии – непростое дело, так как оно требует настойчивости, больших знаний, специальных навыков.

В работе с одарёнными детьми используем также и такие интерактивные формы работы, как:

«театрализация», которой можно завершить каждый крупный раздел темы. На основе изученного материала учащиеся работают над созданием сценария, подготовкой костюмов, декораций, соответствующих историческому контексту эпохи;

перевоплощение» экскурсовода в того или иного героя;

виртуальные экскурсии.

В нашей школе уже накоплен достаточный опыт и разрабатываются новые проекты для привлечения музейных средств (предметов, документов, фотографий и т.д.) для организации исследовательских процессов у детей, стремящихся к углубленному изучению наук, представленных в музейных направлениях – природа, история, этнография, археология.

Используем различные формы работы с применением информационных технологий, широко применяем их для редактирования и тиражирования печатных и электронных материалов. Сотрудничаем со школьной газетой, публикуя свои материалы и статьи на их страницах, публикуем свои статьи в местных саратовских газетах В практике и издание собственных брошюр, буклетов, фотоальбомов. Опыт работы показал, что использование этих активных методов даёт высокий результат в обучении одарённых детей.

Таким образом, музейная педагогика играет позитивную роль в обучении истории и воспитании подрастающего поколения. Музей способствует формированию личности обучающихся, воспитанию гражданина и патриота, достойного человека общества. Работа в музее формирует нравственное отношение к прошлому. К прошлому, без осмысления которого, нельзя понять настоящее и предвидеть будущее.

И в заключении, хочется отметить, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя в решении задач, связанных с историческим образованием. Школьный музей, как и любой другой музей,  способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками  значимости своего родного города в богатой истории Саратовского края и страны, ориентируют школьника на  гражданские патриотические ценности.

Название

мероприятия

Образовательный продукт

Приобретенные навыки

профессиональные навыки,


надпрофессиональные навыки,


цифровые навыки

Представленный уровень


1

Дети военного Сталинграда


1.Театрализованное представление в музее

2. Видеофильм, основанный на музейных экспонатах

профессиональные навыки

научные знания исторического, биографического и краеведческого характера

надпрофессиональные навыки

умение решать самостоятельно поставленные задачи, креативность

цифровые навыки

поиск информации, создание медиа материала

МАОУ «СОШ 51»

Открытое мероприятие

2 февраля

Экскурсии в музее


2

Северный показательный военный городок

Фильм – экскурсия по бывшему военному городку

(улица Артиллерийская)

Исследовательская работа

профессиональные навыки

научные знания исторического, биографического и краеведческого характера;

надпрофессиональные навыки

самодисциплина, умение решать самостоятельно поставленные задачи, креативность

цифровые навыки

поиск информации, создание медиа материала в трёх видах: документальный фильм на 12 минут, пятиминутный учебный видеоматериал и трёхминутный тематический сюжет

Размещение на сайте школы

Участие в Муниципальной научно-практической конференции «Планета эрудитов»(3 место)

Участие в областном заочном конкурсе исследовательских краеведческих работ обучающихся

«ОТЕЧЕСТВО. Саратовский край в истории России»

Экскурсии в музее



3

Несломленный Ленинград

Театрализованная постановка и устный журнал

профессиональные навыки

научные знания исторического, биографического характера;

надпрофессиональные навыки

организованность, уравновешенность, умение решать самостоятельно поставленные задачи, эмпатия

цифровые навыки

поиск информации, создание медиа материала в двух видах: семиминутный учебный видеоматериал и учебная презентация

Открытое мероприятие на базе музея с приглашением местной прессы


4

Сталинград – город мужества

Урок мужества.


профессиональные навыки

исследование исторических и биографических материалов;

надпрофессиональные навыки

командная работа, креативность, эмпатия, выступление перед публикой, интеллектуальные навыки

цифровые навыки

поиск информации, создание медиа материала


открытый урок и викторина


5

Представление экспозиции школьного Музея Боевой и Трудовой славы Славы имени Жукова


Экскурсия.

Виртуальная экскурсия

профессиональные навыки

исследование исторических и биографических материалов;

надпрофессиональные навыки

командная работа, креативность, эмпатия, дружелюбность, интеллектуальные навыки, выступление перед публикой

цифровые навыки

поиск информации, создание медиа материала

Районный и Городской конкурс

Экскурсии в музее


6

От подвигов дедов к подвигам внуков

Видеоролик

Исследовательская работа

Встречи с родственниками наших учеников-участников локальных войн и конфликтов

профессиональные навыки

научные знания краеведческого характера

надпрофессиональные навыки

командная работа, креативность, пунктуальность, умение договариваться, интеллектуальные навыки

цифровые навыки

поиск информации, работа с хроникой, поиск и подбор аудио материала, создание медиа материала

Городской и региональный конкурс

Экскурсии в музее


7

Там, где Жуков – там Победа!

Устный журнал и квест-викторина

профессиональные навыки

научные знания исторического и краеведческого характера,

надпрофессиональные навыки

командная работа, креативность, умение договариваться, социальные навыки, лидерство, гибкость, пунктуальность, выступление перед публикой

цифровые навыки

поиск информации, создание медиа материала

Открытое мероприятие с приглашением гостей


8

Викторины и игры он-лайн, посвященные дню Героев России, дню рождения Жукова и памятным датам, связанным с событиями В.О.В.

Викторины и квесты

профессиональные навыки

научные знания исторического и краеведческого характера

надпрофессиональные навыки

креативность, процесс совместной деятельности, интеллектуальные и социальные навыки

цифровые навыки

поиск информации, работа с хроникой, поиск аудио материала, создание медиа материала

Организация районных конкурсов в режиме он-лайн в условиях пандемии


9

Акция "Пока мы помним их - они бессмертны"

Проекты :

«Льются с этих фотографий миллионы биографий»

«Воскресенское кладбище»

профессиональные навыки

научные знания исторического и краеведческого характера;

надпрофессиональные навыки

креативность, процесс совместной с родными деятельности, интеллектуальные и социальные навыки, выступление перед публикой

цифровые навыки

поиск информации, работа с хроникой, поиск аудио материала, создание медиа материала

Саратовский альпинист Денис Мастридеев при поддержке регионального отделения "Единой России" доставил на высшую точку России и Европы-гору Эльбрус, вместе с флагом Саратовской области, памятное знамя, на котором свыше двухсот учеников и учителей школы № 51 Кировского района г. Саратова написали более трехсот имен своих родственников - участников Великой Отечественной войны.

После этого и был дан старт проекту, в ходе которого десятки учеников находят фото и пишут биографии своих прадедов


10

Музейный экспонат

Поисково-исследовательская работа с недавно приобретенными музейными экспонатами (каждый год музей пополняется)

профессиональные навыки

научные знания исторического и краеведческого характера;

надпрофессиональные навыки

креативность, творческий подход, встречи с дарителями

цифровые навыки

сбор информации, креативность, поиск аудио материала, создание медиа материала

Региональный конкурс «Хранитель памяти»

11

Клубная встреча

Встреча с интересными людьми (с подполковником в отставке В.С.Теслиным с целью написания книги о школе)

профессиональные навыки

научные знания исторического, биографического и краеведческого характера

надпрофессиональные навыки

умение решать самостоятельно поставленные задачи, креативность, встречи с интересными людьми

цифровые навыки

поиск информации, создание видео материала

МАОУ «СОШ №51»

Издание книги о школе



В этой таблице перечислены далеко не все музейные мероприятия, которые мы с детьми проводим ЕЖЕГОДНО!!! Каждый год прибавляется что-то новое. Например, в связи с пандемией мы стали больший упор делать на он-лайн мероприятия и создание видеофильмов, которые вы можете посмотреть на нашем сайте по ссылке (страница на сайте называется Музей. Жуковцы) https://school51- saratov.ru/zhukovci.html




ПРИЛОЖЕНИЯ




Устный журнал и квест-викторина « Там, где Жуков – там Победа!», посвященные 125-летию со дня рождения Жукова Г.К. (на фоне презентации)


Ведущие - члены актива музея, ученики 7 класса

Гости – офицеры из областного военкомата

1 часть

1 ведущий

Наш устный журнал посвящен Жукову Георгию Константиновичу - самому известному полководцу ВОВ , Сегодня у выдающегося маршала юбилей – 125 лет со дня рождения. Мы остановимся на некоторых событиях из жизни Георгия Константиновича и беглыми штрихами набросаем его портрет — полководца и человека.

Фильм-видео о Жукове «Великий полководец Жуков Г.К.! Великая армия!»

Жуков Г.К. - кавалер 2 орденов Победа и множества других наград. «Маршалом Победы» называли Г.К. Жукова в народе. С его именем связывалось большинство побед в годы ВОВ. Ему доверяли самые трудные и ответственные посты. Потому что знали :там где Жуков, там победа.

2 ведущий

Именно он, Маршал Советского Союза Г.К. Жуков, от имени правительства СССР в 1945 г. принял безоговорочную капитуляцию фашистской Германии.

А 24 июня 1945г. Он принимает Парад Победы в Москве.

Жуков родился в калужской деревне Стрелковка в простой крестьянской семье, где сегодня стоит ему памятник. Произошло это событие ровно 125 лет назад.

Жили впроголодь. Спасибо соседям, они иногда выручали нас то щами, то кашей – напишет впоследствии Георгий Константинович.

1 ведущий

Службу в русской армии начал в 1915 г. Участвовал в Первой мировой войне, дослужился до унтер-офицера, награжден двумя Георгиевскими крестами.

Затем гражданская война. в 1918 вступил в Красную Армию. сражался против врагов советской власти под Царицыном, был тяжело ранен. Лечение проходил в саратовском госпитале.

После Гражданской войны стремительный рост: командовал полком, бригадой, дивизией, корпусом.

2 ведущий

Летом 1939 года провел успешную операцию по разгрому группировки японских войск на реке Халхин-Гол. Японцы надеялись быстро и с малыми потерями разгромить нашу Красную армию.

Но  они  не  приняли  в  расчет мгновенную реакцию Жукова". Когда  в  Токио  получили известие о катастрофе, советник императора маркиз Кидо пометил в своем дневнике:  "Армия  в  смятении,  все  погибло".

За эту операцию комкор Жуков удостоился звания Героя Советского Союза ,а Япония отказалась от планов нападения на СССР вместе с Германией.

1 ведущий

Полководческий талант Жукова в полной мере раскрывается в годы Великой Отечественной войны В сентябре 1941 г. началась блокада Ленинграда. Гитлеровские войска подошли вплотную к его кварталам. Жуков был назначен командующим Ленинградским фронтом. И Враг был остановлен.

Тем временем немецкая группа армия «Центр» развернула наступление на Москву. Жуков был отозван из Ленинграда и назначен командующим Западным фронтом, который защищал столицу государства. В тяжелейших условиях Жукову удалось организовать оборону Москвы, а затем перейти в решительное наступление. Это наступление началось 5 декабря 41 года ровно 85 лет назад. Гитлеровские войска оказались отброшенными от Москвы на 100-250 километров

2 ведущий

В 1942г. Георгий Константинович был послан под Сталинград(современный Волгоград), где тогда решалась судьба страны. Под руководством Жукова был разработан военный план «Уран» по разгрому немецких войск под Сталинградом.  2 февраля 1943г. Фашистская группировка фельдмаршала Паулюса сдалась. И наши войска погнали фашистов на запад


Тогда же Жукову было присвоено звание Маршала Советского Союза.

1 ведущий

Июль 1943 г. Курская битва. И здесь Жукову удалось ошеломить противника в самом начале сражения. В 2часа утра там, где ожидались удары врага, зарокотала наша артиллерия.

Один из командиров впоследствии записал  "Гул  все  нарастал.  Запад  выглядел  мрачно.  . Подошел к одной батарее. Люди объясняются жестами:  голоса никто  бы  не  услышал.  Рты  все открыты, иначе лопнут барабанные перепонки. Мускулистые загорелые тела (гимнастерки и рубашки сняты)  блестят  от  пота. Скорость стрельбы предельная". Курская битва завершилась полным разгромом немецкой группировки

2 ведущий

Жуков руководил проведением крупнейшей наступательной операцией Красной Армии под названием «Багратион», в результате которой была освобождена Белоруссия., Советские войска освободили Польшу и вышли к границам Германии. Германское командование подтянуло к Берлину значительные силы..

"За всю войну не приходилось брать такого крупного, сильно укрепленного города, как Берлин. Берлин был фактически превращен в крепость, подходы к нему - сплошная зона оборонительных сооружений"- записал впоследствии Жуков. В три часа ночи дрогнула земля - началась артиллерийская подготовка. Ее нельзя ни с чем сравнить - из почти полутора тысяч снарядов и мин, израсходованных  1-м Белорусским  фронтом  в первый день операции, 500 тысяч обрушили на врага за двадцать пять минут этой подготовки.

Враг был ошеломлен и напуган. Но продолжал ожесточенно сопротивляться.

За взятие Берлина Жуков был награжден третьей  медалью  Золотая  Звезда Героя Советского Союза. Война закончилась...Жукову 46 лет

1 ведущий

Целый год после окончания войны Жуков возглавлял Советскую военную администрацию в Германии.

«Самое главное, - говорил Жуков, - убедить людей, что мы здесь, в Германии, не для того, чтобы мстить, разрушать и подавлять, а для того, чтобы помочь этой нации зачеркнуть позорное прошлое и вместе строить светлое будущее».

Жуков торопился как можно скорее наладить мирную жизнь…» И ему это удалось, обеспечив снабжение голодавших немцев и установив порядок. Весной 1946 г. он был отозван в Москву

До своей отставки в 58 году был министром обороны. Последние 17 лет жизни маршал Жуков провел на пенсии. Жил на даче. Ходил по грибы. Играл с дочерьми на баяне. Однако в народе он по-прежнему оставался одним из главных символов нашей Победы в Великой Отечественной войне. Ветераны в своей массе боготворили его.

Умер Жуков 18 июня 1974 г. - не сломленный никакими врагами – ни внешними, ни внутренними. Его прах захоронен в Кремлевской стене на Красной площади


2 ведущий

Имя и дела Георгия Константиновича Жукова известны не только в России, но и далеко за пределами наших рубежей.

Так, крупный американский публицист Гаррисон Е. Солсбери написал книгу "Великие битвы маршала Жукова". Она вышла в свет в 1969 году и с тех пор многократно переиздавалась. В ней о Жукове сказано: "Когда история завершит свой мучительный процесс оценки, когда отсеются зерна истинных достижений от плевел известности, тогда над всеми остальными военачальниками засияет имя этого сурового, решительного человека, полководца полководцев в ведении войны массовыми армиями. Он поворачивал течение битв против нацистов, против Гитлера не раз, а много раз"

Память народная, - сказал журналист В. Песков, - будет беречь имя Жукова в ряду самых славных имен Отечества. Суворов, Кутузов, Жуков… Мы скоро привыкнем к соседству этих имен. И это лучший памятник полководцу»

видео « Маршал Жуков» с дуэтом «Открытый космос»

2 часть

Выступление гостей и вручение музею и его руководителю благодарственных писем, а также новых экспонатов

3 часть

Викторина «Маршал Победы –маршал Весны»


3 ведущий. Нашу игру под названием «Маршал Победы –маршал Весны», которая пройдет в форме всем известной игры «Что? Где? Когда?» мы посвящаем 125-летию со дня рождения Г.К.Жукова.

Играют 2 команды по 6 человек, каждая из которых выбирает капитана и придумывает название. Остальные ученики выступают в качестве зрителей. Звучит музыка «Что наша жизнь - игра».

Правила игры:

время обсуждения ответа на поставленный команде вопрос - 30 сек.

капитан решает после каждого обсуждения, кто отвечает на поставленный вопрос

помощь зала(один раз)

блиц – опрос для капитана (3 вопроса без обсуждения – 1 балл),

по итогам игры выбрать лучшего участника, выбор совершают зрители в зале.

Итак, начинаем игру, крутим виртуальный волчок.

Видеовопрос задают члены музейного клуба около экспонатов в музее имени Г.К.Жукова.

Текст к вопросу №1. Жуков на портрете художника П.Д. Корина(портрет находится в музее) — победитель, орденоносец. На мундире почти нет свободного места: три ордена Красного Знамени, ордена Суворова, Александра Невского, Ленина, два ордена Победы — высшей военной награды, учрежденной в 1943 г., Золотая Звезда Героя Советского Союза, награды союзников... По свидетельствам очевидцев, Жуков очень высоко ценил свои награды, считая, что он как никто другой заслужил их за вклад в победу, поэтому Корин не пропустил ничего, чтобы подчеркнуть героизм полководца. Портрет был закончен в декабре 45 года

Уважаемые игроки, вопрос: «На этом портрете не хватает одной награды. Какой?»

А. Золотая Звезда Героя Советского Союза

Б. Георгиевский Крест

В. Орден Суворова

Правильный ответ: В 1956-м, на 60-летний юбилей, ему было присвоено четвёртое звание Героя Советского Союза, с вручением Золотой Звезды и ордена Ленина. 

Текст к вопросу №2: У Жукова было четыре дочери : Маргарита, Мария, Элла , Эра.

Уважаемые игроки, вопрос: « Одна из них открывала наш музей. Кто из них?» Правильный ответ: Маргарита.

Текст к вопросу№ 3 :На настенных планшетах в нашем музее представлен весь военный путь маршала.

Уважаемые игроки, вопрос: «Жуков говорил: «Когда меня спрашивают, что больше всего запомнилось из минувшей войны, я всегда отвечаю битва за…» Правильный ответ: за МОСКВУ

Черный ящик. Текст к вопросу № 4. Когда маршал Жуков встречался с Дуайтом Эйзенхауэром, командовавшим американскими войсками в Европе во время Второй Мировой войны, тот угостил его …….. Напиток Жукову понравился, и он попросил Эйзенхауэра организовать его поставку в свой штаб, но только в обесцвеченном варианте, чтобы никто не заподозрил маршала в поклонении символу американского империализма. Через президента Трумана просьба была передана на завод ……, химики которого сумели убрать цвет красителя. Газировку разлили в простые бутылки с белой крышкой, на которой была напечатана красная звезда, и как минимум 50 ящиков было отправлено Жукову.

Уважаемые игроки, вопрос: « Что за напиток отправили Жукову?»

Правильный ответ: Кока-колу.

Текст к вопросу № 5. Вопрос из интернета

Только одна бывшая социалистическая страна никогда не награждала своими орденами маршала.

Уважаемые игроки, вопрос: « Что это за страна и почему она никогда этого не делала?»

Правильный ответ: ВЕНГРИЯ, так ка ЖУКОВ в 1956 году руководил подавлением антисоветского мятежа в этой стране

Текст к вопросу № 6 /черный ящик/ (вопрос весом в 2 балла).После окончания трех классов церковно- приходской  школы ( с похвальным листом ) молодой Жуков отдан в ученики в ремесленную мастерскую в Москве.

Уважаемые игроки, вопрос: «В ящике лежит предмет, который подскажет, какому делу обучался наш герой в МОСКВЕ. Что это за предмет?»

Правильный ответ: В ящике лежит мех, так как обучался Жуков скорняжному делу (производство меховых изделий)

Текст к вопросу № 7. «Разгром противника в операции, сражении или в бою — дело всего коллектива, общее дело. Тот, кто пытается возвыситься над коллективом, или тот, кто хочет кого-либо возвысить, — противоречит истине», — писал Жуков о Берлинской операции — финальной битве, показавшей всю мощь нашей армии.

Уважаемые игроки, вопрос: «А как маршал выразил свою радость по поводу Победы?»

Правильный ответ: Сплясал «русскую» и написал своё имя на рейхстаге.
Текст к вопросу № 8. Солдаты с упоением рассказывали. Мол, когда на ступеньках рейхстага выступил советский маршал Жуков, то ему громко аплодировали, затем американский генерал Эйзенхауэр — рукоплескания были пожиже, потом французский генерал Шарль де Голль — хлопков было почти не слышно. Но когда вышла ……….., то солдатское море взревело и над поверженным Берлином эхом разнеслось: "Ура! Валенки!". На концерт со всех концов Берлина устремились советские воины.

Уважаемые игроки, вопрос: «Как звали эту артистку, памятник которой (первый в России) недавно открыли в Саратове?»
Правильный ответ: Лидия Русланова

Текст к вопросу № 9. В нашем музее хранится то, что (как вспоминают очевидцы) комдив Жуков на Халхин-Голе перед артподготовкой обычно, выходя на передовую, брал в руки и пробовал на вкус.

Уважаемые игроки, вопрос : «Что это?»(вопрос весом в 2 балла)

Правильный ответ: брал горсть земли, рассматривал её, нюхал и даже пробовал на вкус.

Текст к вопросу № 10, вопрос из интернета. Однажды маршал получил письмо от священника из села Омелец Брестской области, где тот жаловался на то, что все колокола с церкви были увезены оккупантами. Вскоре от маршала пришла посылка.

Уважаемые игроки, вопрос: «Что было в этой посылке?»

Правильный ответ: «Посылка весом в тонну — три колокола! — пишет дочь маршала Мария Жукова. — Такого благовеста еще не слышала округа! Колокола висят там по сей день. А прихожане хранят письмо маршала».

Текст к вопросу № 11.Блиц опрос для капитанов (по 5 секунд на вопрос)

Уважаемые игроки, вопрос 1: «.Какое именное оружие имел Г.К.Жуков?» Правильный ответ: именная шашка с золотым изображением Государственного герба СССР – 1 балл

Уважаемые игроки, вопрос 2.: «В послевоенные годы получил народное прозвище ?»

Правильный ответ: «Маршал победы»-1 балл

Уважаемые игроки, вопрос 3.: «Где родился будущий маршал?»

Правильный ответ: село Стрелковка Калужской губернии-1 балл

Текст к вопросу № 12 (экспонаты музея)

Уважаемые игроки, вопрос 1: « Жуков написал правдивую книгу о Великой Отечественной войне? Как она называется?»

Правильный ответ: "Воспоминания и размышления"(у нас в музее хранится 1 выпуск этой книги)

Уважаемые игроки, вопрос 2: «Сколько раз Жуков был удостоен звания Герой Советского Союза?»

Правильный ответ: Почета и Славы достоин любой,
За подвиг украшен звездой золотой,
А Жуков, как воин,

как маршал-герой,
Четырежды выбран такою звездой.

Уважаемые игроки, вопрос : «За какую операцию Жуков получил первое звание Героя Советского Союза?»

Правильный ответ: бои на Халхин-Голе.

Итог игры – объявление победителя игры и выбор лучшего участника, выбор совершают зрители в зале. Вручение грамот командам и лучшему игроку



t1642945751ac.pngt1642945751ad.png


t1642945751ae.pngt1642945751af.png















СЦЕНАРИЙ

музейного урока,

ПОСВЯЩЁННОГО

77-летию полного

СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА (организовано силами старшей группы актива музея для 6-7классников) с элементами театрализации

Цель: Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

1.Познакомить ребят с понятием Блокада;

2.Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

3.Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Перед входом в музей стоит стол, на котором весы и кусочки блокадного хлеба (ребята испекли сами по рецептам военного времени)

Еще один стол предназначен для тех, кто пожелает написать письмо защитникам Ленинграда и сложить его по всем правилам военного времени

1.Ведущий: Российское правительство 27 января объявило Днем воинской славы России. В этот день в 1944 г. была снята блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга). Подвигу советских людей в Великой Отечественной войне против фашистских захватчиков посвящается наш музейный урок. 77 лет отделяют нас от суровых и грозных лет войны. Но время никогда не изгладит из памяти народа Великую Отечественную войну 1941-1945 годов, самую тяжелую и жестокую из всех войн в истории нашей страны.

Негромко звучит запись песни «Священная война» Запись песни постепенно затихает.

«Хроника осаждённого Ленинграда» - четыре чтеца «дикторскими» строгими голосами читают (на фоне презентации)

Чтец 1.

22 июня: вероломное нападение гитлеровской Германии на СССР. В Ленинграде введено осадное положение.

Чтец 2

23 июня: в 1 час 45 минут в Ленинграде подан первый сигнал воздушной тревоги. За годы блокады такие сигналы будут подаваться 649 раз.

(звучит метроном).

Чтец 3

26 июня: по радио начал работать метроном. Его мирное тиканье означало, что радиоточка в исправности. А включена она должна быть постоянно на случай воздушной тревоги.

Чтец 4

29 июня: принято решение о создании в помощь кадровым войскам Ленинградской армии народного ополчения в составе 7 добровольческих дивизий. В ряды ополченцев в короткое время вступило 110 тысяч ленинградцев, в том числе 20 тысяч коммунистов и 18 тысяч комсомольцев.

Чтец 1 :Принято решение о привлечении граждан к трудовой повинности. На строительстве оборонительных рубежей работало свыше 475 тысяч ленинградцев.

Во время чтения стихотворения на экране проходят кадры осаждённого Ленинграда.

2 Ведущий:

Мы рыли рвы – хотелось пить.

Бомбили нас – хотелось жить.

Не говорилось громких слов.

Был ДОТ на каждом из углов.

Был дом – ни света, ни воды,

Был хлеб – довесочек беды.

Сон сокращался в забытьё,

Быт превращался в бытиё.

Была судьба на всех одна,

Мы растеряли имена.

Мы усмиряли потный страх,

Мы умирали на постах,

Мы умирали…

Город жил,

Исполнен наших малых сил. (Г. Семёнов «Мужество»).

Звучит запись песни А. Розенбаума «Предрассветный вальс», постепенно затихает.

1 Ведущий

Вместе со взрослыми защищали свой город и дети. В короткий срок он был превращён в город-крепость. Школьники дежурили на чердаках и крышах при налётах вражеской авиации. Их называли «часовыми ленинградских крыш».

Вновь звучит метроном, продолжается хроника осаждённого Ленинграда.

Чтец 1

27 августа: прервано железнодорожное сообщение со страной. В город пришёл последний поезд.

Чтец 2

2 сентября: первое снижение норм продажи хлеба населению. Рабочие и инженерно-технические работники стали получать по 600 граммов хлеба в день, служащие по 400, дети и иждивенцы – по 300. Впоследствии таких снижений было ещё пять: последнее – 20 ноября. Норма самая низкая за всё время осады: 250 граммов по рабочей карточке, 125 граммов – всем остальным.

Чтец 3

4 сентября: в городе разорвался первый вражеский снаряд. Из 900 дней блокады артиллерийским обстрелам город подвергался 617 дней.

Чтец 4

8 сентября: пал Шлиссельбург. Замкнулось кольцо блокады.

Звучит фонограмма бомбовых взрывов, затем тихим фоном

«Адажио» Альбинони. На его фоне продолжается чтение хроники.

Чтец 1

23 октября: по радио впервые прозвучало оповещение: «Граждане, район подвергается артиллерийскому обстрелу…»

1Ведущий:

Я говорю с тобой под свист снарядов,

Угрюмым заревом озарена,

Я говорю с тобой из Ленинграда,

Страна моя, печальная страна…

Над Ленинградом смертная угроза…

Бессонны ночи, тяжек день любой,

Но мы забыли, что такое слёзы,

Что называлось страхом и мольбой.

Я говорю: нас, граждан Ленинграда

Не поколеблет грохот канонад!

И если завтра будут баррикады,

Мы не покинем этих баррикад!

И женщины с бойцами встанут рядом,

И дети нам патроны принесут,

И надо всеми нами зацветут

Старинные знамёна Петрограда! (О. Бергольц)


2 Ведущий

Стремясь сравнять город с землёй, фашисты обрушили на него за время блокады 150 тысяч тяжёлых снарядов, 5 тысяч фугасных и 100 тысяч зажигательных бомб.

Звучит метроном, хроника осаждённого Ленинграда.

1 Ведущий

21 октября 1941 года молодёжная газета «Смена» опубликовала такой наказ: «Юные участники обороны Ленинграда! Будьте достойны своих дедов и отцов, сестёр и братьев, ушедших на фронт, и всем, чем только можно, помогайте своему народу в уничтожении фашистских врагов».

2 Ведущий

Многие школы были переоборудованы под госпитали. 39 школ Ленинграда работали без перерыва в самые тяжёлые блокадные дни. Во многих из этих школ состоялся выпуск десятиклассников.

Да, трудно поверить, но факт: даже в жутких условиях блокадной жизни, когда не хватало еды, воды, дров, тёплой одежды, многие ленинградские дети учились. А. Фадеев писал: «И самый великий подвиг школьников Ленинграда в том, что они учились. Да, они учились, не смотря ни на что…». Местом учебы стали и некоторые бомбоубежища жилых зданий. Даже в таких жутких условиях дети учились. Это был подвиг. Опасен и тяжел путь в школу. На улицах часто рвались снаряды. В школах и бомбоубежищах, где проводились занятия, стоял такой мороз, что замерзали чернила. Ученики сидели в пальто, шапках, рукавицах. Руки коченели, а мел выскальзывал из пальцев. Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

1 Ведущий:

Девчонка руки протянула

И головой – на край стола.

Сначала думали – уснула,

А оказалось – умерла…

Никто не проронил ни слова,

Лишь хрипло, сквозь метельный стон,

Учитель выдавил, что снова

Уроки после похорон

Звучит метроном.

2 Ведущий

Маленькие ленинградцы сражались с голодом, с холодом, со смертью, как Таня Савичева. Дневник этой девочки нельзя читать без боли и содрогания: «...Женя умерла 28 декабря, 3 часа дня, 1942 года... Если просто хочется есть, это не голод. Голод — это когда изо дня в день голодают голова, руки, сердце — все, что у тебя есть, голодает. Сперва голодает, потом умирает...» Савичевы умирали один за другим. Таня не сдавалась, она высохла, вымерзла, стала тоненькой и совсем легкой, но жила.

1 Ведущий

Дневник девочки Тани Савичевой является одним из самых известных документов, он хранится в музее на Пискаревском кладбище в Санкт-Петербурге

На берегу Невы в музейном зданье

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня

Он каждого пришедшего влечет

Пред ним стоят сельчане, горожане

От старца до наивного мальца

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца

Это всем живущим в назиданье,

Чтоб каждый в суть явленья вник

Время возвышает образ Тани

И ее доподлинный дневник

Над любыми в мире дневниками

Он восходит, как звезда с руки

И гласят о жизненном начале

Сорок две святых его строки

После смерти родных Таня попала в детский дом, откуда ее вывезли на “Большую землю”. За жизнь Тани боролись два года, но спасти так и не смогли.

У горящей свечи – портрет Тани Савичевой. Тихо звучит музыка…

2 Ведущий,

В осажденном Ленинграде часто повседневные дела становились подвигом. Работал в одном почтовом отделении старичок, Иваном Васильевичем звали. Сыновей проводил в армию, сам рвался на фронт, да по возрасту не приняли. Однажды поступил на почту толстый конверт. Долго, видно, шел, потрепался весь, и рваться уже начал. Кто-то взял конверт в руки, а из него вдруг шоколадка выпала. В то голодное время, когда даже хлеба не было, шоколад был дороже золота. Совсем плох был Иван Васильевич, еле ноги от истощения передвигал, но сам пошел относить конверт по указанному адресу. Долго ждали его возвращения на почте, но так и не дождались. Прошло много лет. Однажды в почтовое отделение пришла молодая женщина. В руках у нее была синяя обертка от шоколадки, той самой, что Иван Васильевич когда-то понес детям, сразу ее узнали.

1 Ведущий:– Пришла поклониться памяти вашего почтальона,– объяснила женщина. – Он нам с братом жизнь спас. И вот что она рассказала: – «Сидим мы с братишкой дома, одни остались, мать умерла. Сидим и спорим, кому в булочную за хлебом идти. Не было у нас сил даже шаг из дома сделать, а тем более в очереди на морозе стоять. И все же брат собрался, но только он за дверь вышел, у самого порога на мертвого человека наткнулся. В одной руке у него крепко зажата плитка шоколада, а в другой – письмо от отца-летчика».

2 Ведущий: Похоронили старого почтальона на Пискаревском кладбище, а обертку от шоколадки сохранили, положив в книжку.

1 Ведущий: Да, в городе с каждым днём таяли запасы продовольствия. Были сокращены его нормы. Муки в хлебе почти не было, его выпекали из отрубей, мякины, целлюлозы. Хлеб был единственным питанием ленинградцев.

Звучит метроном, хроника осаждённого Ленинграда.


Чтец 1

13 ноября1941 г принято решение о строительстве ледовой трассы на Ладоге.

Чтец 2:17 ноября: на лёд Ладоги вышла первая разведывательная группа, с задачей пройти до деревни КОБОНА.

Чтец 3

22-23 ноября: по Ладоге прошла первая колонна с продовольствием.

Чтец 4

Вплоть до 23 апреля 1943 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продовольствием, доставляя в Ленинград продукты и другие жизненно необходимые грузы, а из города на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощённых и ослабевших людей. Скольких спасла от неминуемой смерти эта фронтовая дорога! Народ очень точно назвал её «ДОРОГОЙ ЖИЗНИ».


Звуки метронома, продолжается Хроника.


Чтец 1

18 января: На Дороге Жизни комсомолец, водитель Кошелевский сделал за день три рейса. К тому же, он нарастил борта своей полуторки и за день перевёз почти 11 тонн продовольствия.

Чтец 2

22 января: начинается массовая эвакуация женщин, стариков, детей по льду Ладоги.

Чтец 3

23 апреля 1942 года: в сторону Ленинграда по Дороге Жизни пошли последние машины, ехал последний груз – лук.

Чтец 4.

Наконец наступила весна 1942 года, которую с таким нетерпением ждали ленинградцы. Голодные, измученные за зиму люди, приводили в порядок дворы, улицы. Город был полностью очищен и избежал новой беды – эпидемий. Это стало ещё одной победой ленинградцев. И, не смотря ни на что, город продолжал жить!

Во время Хроники на экране идут кадры жизни Ленинграда того времени.


Чтец 1

5 мая: на стадионе «Динамо» состоялся футбольный матч. Играли «динамовцы» и «армейцы». Матч транслировался на передовые позиции.

Чтец 2

8 мая: возобновил работу читальный зал Публичной библиотеки им. Салтыкова-Щедрина.

Чтец 3

17 мая: вновь начал работать Ленинградский Дворец пионеров.

Чтец 4

9 августа: в Большом зале Ленинградской филармонии впервые в Ленинграде исполнена 7 симфония, написанная Дмитрием Шостаковичем в осаждённом городе. Дирижёр – Карл Элиасберг.

Звучит фрагмент симфонии, на экране – кадры Ленинграда.


2 Ведущий

Эту симфонию композитор начал сочинять в первые дни войны и посвятил её Ленинграду. «Седьмая симфония, - писал Алексей Толстой, - возникла из совести русского народа, принявшего без колебаний бой с чёрными силами». А солдат Николай Совков после её исполнения написал строки:

И когда, в знак начала

Дирижёрская палочка поднялась,

Над краем передним, как гром, величаво,

Другая симфония началась.

Симфония наших гвардейских пушек,

Чтоб враг по городу бить не стал,

Чтоб город седьмую симфонию слушал…

И в зале – шквал,

И по фронту – шквал…

1 Ведущий

Чтобы увековечить доблесть воинов и моряков, отстоявших Ленинград. А также бессмертный подвиг его жителей, 22 декабря 1942 года была учреждена медаль «За оборону Ленинграда». Когда представляли к награждению этой медалью около полутора миллиона человек, не были забыты и дети. 15249 юных защитников города удостоены уникальной награды.

На экране, сменяя одно другим, показывают лица Детей Ленинграда.

Чтец 1:

В блокадных днях мы так и не узнали:

Меж юностью и детством где черта?..

Нам в сорок третьем выдали медали

И только в сорок пятом паспорта. (Ю. Воронов).

Чтец 2

Новый, 1943 год в осаждённом Ленинграде ознаменовался наступлением войск Ленинградского и Волховского фронтов, получившим приказ: прорвать блокаду.

Звучит метроном, продолжается Хроника.

Чтец 3

12 января: началась операция по прорыву блокады Ленинграда…

Чтец 4

18 января: в 9ч.30мин. на восточной окраине Рабочего посёлка встретились бойцы… Блокада Ленинграда была прорвана.

2 Ведущий:

В нашем музее хранятся вещи и письма защитников Ленинграда: это дед нашей учительницы истории Плотников Н.С., который пал смерть храбрых под Ленинградом (читается отрывок из его письма жене и детям). Второй герой-защитник Ленинграда с января 1941 года, морской пехотинец – Воробьев П.Г. О его подвигах ходили легенды. Награды отца покажет нам и расскажет о нем его дочь – замдиректора по воспитательной работе.

На экране – кадры боёв, звучат взрывы, выстрелы и пулемётные очереди.

Вновь включается метроном, звучит Хроника.

Чтец 1

Час окончательного освобождения пробил лишь через год, в январе 1944 года. 14 января вторая ударная армия Ленинградского фронта при поддержке Краснознамённого Балтийского флота и 59-я армия Волховского фронта начали операцию по разгрому фашистских войск под Ленинградом и Новгородом.

Чтец 2

27 января: враг отброшен от города на 65 – 100 километров. Освобождение Ленинграда от вражеской блокады завершено!

Чтец 3: В честь выигранного сражения 27 января 1944 года над Невой прогремело 24 залпа торжественного салюта.

Звучит запись залпов салюта.

Ведущий:

Гремит салют!

Ракеты в воздухе горячем

Цветами пёстрыми цветут.

А ленинградцы тихо плачут…

Ни успокаивать пока,

Ни утешать людей не надо.

Их радость слишком велика –

Гремит салют над Ленинградом!

Ведущий:

Их радость велика, но боль

Заговорила и прорвалась:

На праздничный салют с тобой

Пол Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди и поют,

И лиц заплаканных не прячут.

Сегодня в городе салют!

Сегодня Ленинградцы – плачут…(Ю. Воронов).

Ведущий:

Мы чашу горя выпили до дна.

Но враг не взял нас никаким измором.

И жизнью смерть была побеждена,

И победили Человек и Город. (В. Суслов).

Звучит запись песни «Гимн Городу» Глиера. Все встают.


Чтец 4.

Цена блокады Ленинграда велика – 1 миллион солдат и матросов, 800 тысяч мирных жителей города. Сегодня в нашем зале присутствуют люди, которые пережили ужас блокады, выжив, выстояв в лютые дни самой чёрной зимы. И мы благодарим их за то, что сегодня они посетили нашу школу, дав возможность нам прикоснуться к живой истории нашего Отечества, и низко кланяемся им.

Вручают цветы ветеранам.

Ведущий:

Чтоб снова на земной планете

Не повторилось той зимы,

Нам нужно, чтобы наши дети

Об этом помнили, как мы!

Я не напрасно беспокоюсь,

Чтоб не забылась та война:

Ведь эта память – наша совесть,

Она, как сила, нам нужна… (Ю. Воронов).

Звучит песня в исполнении учащихся « Не отнимайте солнце у детей»



t1642945751ag.png t1642945751ah.png












Экскурсия в музее – презентация исследовательской работы в форме устного журнала (результат поисковой работы совместно с сотрудниками бывшего ракетного высшего военного училища и работниками архива)

Северный показательный военный городок



1ведущий

Наша работа посвящена памятной для Саратова дате – 110-летию основания Северного показательного военного городка

Если в Саратове сесть на трамвай маршрута № 11 и проехать до пересечения улиц Танкистов и Артиллерийской, то на углу этих улиц можно увидеть настоящую ракету 8 К14. Она застыла в вертикальном положении. Кажется, вот-вот раздастся команда «Пуск» и эта огромная ракета с грохотом и рёвом устремится в небо. Но она застыла как памятник, напоминая прохожим о том, что еще совсем недавно здесь размещалось высшее военное училище ракетных войск , которое в 2003 году было ликвидировано. Слайд 2.

Мало кто знает, что микрорайон от трамвайной линии до нашей родной школы мы все исторически неправильно называем районом СХИ.

2 ведущий

СХИ – это район завода «Корпус», так как именно там располагался сельскохозяйственный институт (высшее учебное заведение), который затем благополучно переместился в центр города.

А наш микрорайон на земле Саратовской всегда считался военным гарнизоном – Северным показательным военным городком (это ещё в царское время). И узнали мы об этом сначала в нашем школьном музее, а затем мы встретились с интересным человеком: Михаилом Викторовичем Сергеевым – выпускником ракетного училища, а ныне ведущим сотрудником Саратовского областного архива, Его устный рассказ и бесценные материалы, которые М.В. предоставил нам из своего архива и стали основой для нашего исследования. В нашем школьном музее недавно открылась новая экспозиция «История Северного военного городка».

1 ведущий

Для написания 1 главы, которая называется «Первые или старые саратовские военные казармы» мы использовали статью саратовского краеведа Вячеслава Давыдова «Старые казармы» в газете «Недели в Саратове». Размещение военных в частных домах горожан вызывало неудовольствие как самих обывателей, так и армейского руководства. В начале 19 века саратовские купцы и мещане выступили с инициативой о строительстве в городе казарм. Но решение вопроса растянулось на полвека и только в 1856 году гарнизонный батальон занял построенные казармы. Казармы батальона представляли собой три обширных каменных строения, крытые железом, которые были расположены на будущей Московской площади в одну линию (вдоль нынешней улицы Университетской, между улицами Московской и Кутякова).

2 ведущий

Наш земляк Константин Федин в своем романе «Первые радости. Необыкновенное лето» так описывал Московскую площадь из своего детства (начало 20 века) устами одного из своих героев по имени Кирилл.

«Это университет прижал балаганы в самый угол, - сказал Кирилл. – Он скоро совсем вытеснит отсюда гулянья. Может, мы с тобой на последних каруселях. Тебе нравится здание университета? Да? И мне тоже. Оно такое свободное. Ты знаешь, его корпуса разрастутся, перейдут через трамвайную линию, вытеснят с площади карусели, потом казармы, потом тюрьму... «

Но нет, не вытеснили. И университет не перешёл через улицу Московскую. А старые казармы в 2016году отметили свое 160-летие. При этом, выглядят они гораздо лучше, чем многие современные саратовские дома с 40-летним стажем.

1 ведущий

14 мая 1896 года, в день коронации Николая II, торжественно были заложены и через два года введены в строй так называемые новые городские казармы на улице Московской близ пассажирского вокзала и полковая церковь св. князя Александра Невского. Вместе со старыми городскими казармами возникает огромный военный городок, который на многие годы определяет вид города, придавая ему определенный колорит.

2 ведущий

За чертой города, , в пяти верстах от Саратова ,в районе артиллерийских сараев, там ,где сегодня расположен район СХИ, создается Северный показательный военный городок, и с 1911 года здесь разместится 185-й Башкадыкларский полк.

1 ведущий

Несколько слов о названии. Полк был назван так в память знаменитого сражения русских войск с турками 19 ноября 1853 года во время русско-турецкой войны под Башкадыкларом-селением Карской области на Кавказе.

При поддержке руководства гарнизона герой Русско-японской и Первой мировой войн, один из главных руководителей Белого движения в годы Гражданской войны, полковник Антон Деникин (который в 1907-1910гг. проходил военную службу в Саратове в должности штаб-офицера) предложил перевести часть войск, дислоцирующихся в городе, на территорию учебного полигона артиллерийской бригады, в район артиллерийских сараев.

2 ведущий

в 1911 году столетие полка праздновалось уже на территории нашего военного городка целых три дня-7,8 и 9 ноября. Сохранились старые фотографии с этого события . Полку было пожаловано новое юбилейное знамя с царской грамотой. Оно хранится сегодня в областном краеведческом музее

В книге «Краткая история 185-го пехотного Башкадыкларского полка», изданной в Саратове в 1913 году написано по этому поводу следующее

Утром 7 ноября в полковой церкви (здание не сохранилось, сейчас на этом месте стоит жилой дом по ул. Артиллерийская, 1), была отслужена литургия и панихида.

1ведущий

Вечером 7 ноября, в полковом офицерском собрании (ныне в этом здании находится ресторан СССР, что на улице Артиллерийская,5), состоялась прибивка к древку вновь пожалованного знамени.

Знамя на коротком дубовом древке, почти квадратное полотно. На белом фоне с одной стороны – изображение Нерукотворённого Спаса, с надписью вверху: " С нами Бог», на другой – вензель Государя с датой внизу «1811- 1911», а в углах – Государственный герб.

8 ноября на плацу специально украшенного военного городка, после молебна и освящения знамени, чтения присяги, знамя передается командиру полка. Полк получает подарки от войсковых частей, нижним чинам вручаются юбилейные рубли. После праздничного обеда в казармах состоялся солдатский спектакль, ночью – иллюминации и фейерверки

2 ведущий

Служили здесь в канун революции такие знаменитые люди, как поэт Велимир Хлебников и будущий начдив Василий Чапаев. Также на территории военного городка в 1912 г. был построен первый в Саратове аэродром. Он располагался примерно там, где сейчас находится дом 28 и дом 30 по улице Навашина. Аэродром, к сожалению, не получил развития , т.к. в 1914 г. все самолеты были конфискованы на фронт.

Кстати, наш полк сыграл одну из ключевых ролей в знаменитом Брусиловском прорыве в 1916г.( Первым батальоном Башкадыкларского полка командовал подполковник Н. Богатырёв, который заняв высоту 365, облегчил переправу через реку Стрыпа остальным частям полка и способствовал решительному поражению австрийцев.

1 ведущий

Подвиг наших воинов в годы Первой мировой войны не забыт. В мемориальном комплексе, что на территории бывшего военного городка, летом 1999 года рядом с памятником воспитанникам училища, погибшим в боях за Родину, воздвигли звонницу в честь воинов русской армии , павших в годы Первой мировой войны

2 ведущий

На улице Артиллерийской как старые крепости стоят старые кирпичные дома - бывшие дома офицерского состава. В них все еще проживают люди. На торцах некоторых из этих зданий можно увидеть до сих пор сохранившиеся таблички с номерами корпусов. Несмотря на то, что военное училище было ликвидировано, жизнь военного городка продолжается. В бывшем так называемом «деникинском» городке продолжают боевую подготовку военнослужащие Саратовского регионального учебного центра

Когда мы читаем об истории своего города, смотрим старые фотографии и документы, проходим по старым историческим местам Саратова, то начинаем понимать, что всё увиденное имеет самое непосредственное отношение

Каждое сохранившееся здание с тех времен – словно живой свидетель исторических событий минувшего столетия. Северный военный городок – тому наглядный пример.

t1642945751ai.jpgt1642945751aj.jpg

Опубликовано


Комментарии (4)

Елена Рыбчинская, 23.01.22 в 17:12 3Ответить Пожаловаться
Ценность методической разработки «Музейная педагогика как инновационная технология активного обучения» учителя истории и руководителя школьного музея Крыштоповой Н.В. заключается в её практической значимости: для педагогического сообщества предложены методические рекомендации по использованию данного опыта музейной работы в урочное и во внеурочное время, сопровождающиеся готовыми материалами, размещёнными в приложении. Несомненным достоинством выполненной работы является логичность изложения и опора на опыт практической деятельности учащихся МАОУ «СОШ №51» г. Саратова. Использование данной методики помогает повысить самооценку и интерес учеников к изучению истории и краеведения, способствует развитию у них особенных, «надпрофессиональных» навыков, которые усиливают фундаментальное образование и позволяют повысить эффективность профессиональной деятельности в каждой отрасли, а также дают возможность перехода из отрасли в отрасль, оставаясь востребованным и конкурентоспособным. Работа представляет интерес для педагогического сообщества и может быть рекомендована к тиражированию.
Е.В.Рыбчинская, учитель истории МАОУ "Лицей"Солярис"" г. Саратов
НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА КРЫШТОПОВА, 23.01.22 в 21:07 2Ответить Пожаловаться
Уважаемая коллега, благодарю Вас за столь подробный положительный отзыв о значимости нашей музейной работы
Трефилова Раиса Поликарповна, 23.01.22 в 18:59 2Ответить Пожаловаться
Наталья Валерьевна, благодарю Вас за представление опыта работы школьного музея! Ваша работа имеет большое значение для сохранения важной исторической документации и патриотического воспитания обучающихся. Успехов Вам в этой работе и дальнейшем пополнении фондов музея.
НАТАЛЬЯ ВАЛЕРЬЕВНА КРЫШТОПОВА, 23.01.22 в 21:03 2Ответить Пожаловаться
Уважаемая Раиса Поликарповна, благодарю за Ваш позитивный отзыв о нашей(совместной с коллегами)работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.