12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Албычакова Валентина Вячеславовна353
Учитель математики МБОУ "Аршановская СШ". Высшая квалификационная категория. Педагогический стаж 16 лет. с. Аршаново Алтайского района Республики Хакасия
Россия, Хакасия респ., село Аршаново
1

Наставничество как форма организации работы со слабоуспевающими на уроках математики

Наставничество как форма организации работы со слабоуспевающими на уроках математики

  Для меня особый интерес представляет такая практика наставничества, когда ученик обучает ученика. Или шефство над одноклассниками. Преимущества коллективного способа обучения перед традиционными формами обучения: каждый ученик самовыражается и самореализуется благодаря тому, что систематически приносит пользу другим людям; оказывает помощь и учит своих товарищей соучеников. Причем, каждый ученик не только слушает объяснения, но и сам становится «учителем» - наставником.

  Основные виды работы с применением наставничества:

В урочное время (парная и групповая работа)

Во внеурочное время (индивидуальная работа).

  Групповым способом обучения является такая орга­низация, при которой обучение осуществляется путём общения в группах, когда сильный ученик учит слабого ученика. Работа ор­ганизуется так, чтобы в группе каждый выполнял какое-то, посильное ему задание, научился выполнять с помощью одногруппников более сложное, чувствовал частичку своего труда в команде, радовался успехам команды и своим.

  Ученик, работая в группе, знает, что он может обратиться за помощью не только к учителю, но и к своему однокласснику. В группе могут складываться пары, они могут помо­гать друг другу усваивать новые знания или тренировать один другого. Каждый ученик получает возможность передать това­рищу то, чему научился и что узнал сам. Один обучает многих, многие обучают одного. Между учениками устанавливаются новые связи, меняются их обязанности и функции, а также виды дея­тельности.

  Ценным является итоговое групповое занятие, когда идет подготовка к самостоятельной или контрольной работе. В этом случае появляется возможность выявить каждому обучающемуся свой пробел и ликвидировать его, обратившись за помощью к одноклассникам, учителю.

  Изначально состав групп определяет учитель, исходя из способностей обучающихся. Я применяла разный подход по организации групповой деятельности. Но остановилась на следующем: в группе должен быть сильный, средний и слабоуспевающий и низкомотивированный ученик.

Преимущества групповой формы учебной работы

1. Не все ученики готовы задавать вопросы учителю, если они не поняли новый или ранее изученный материал. При работе в малых группах, при совместной деятельности ученики выясняют друг у друга всё, что им не ясно.

2. Учащиеся учатся сами видеть проблемы и находить способы их решения.

3. У учащихся формируется своя точка зрения, они учатся отстаивать своё мнение.

4. Каждый понимает, что успех группы зависит не только от запоминания готовых сведений, данных в учебнике, но и от способности самостоятельно приобретать новые знания и умения применять их в конкретных заданиях.

5. Дети учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.

6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.

Во внеурочное время в конце урока учащиеся могут ненадолго задержаться и помочь разобраться в определенных вопросах по теме в присутствии учителя. Если вопрос не решится, учитель всегда рядом.

Групповая работа – это, прежде всего игра, игра в организацию, игра в обучение. Игровые приемы помогают ученикам глубже понять учебную тему, выявить пробелы в своих знаниях.

При такой организации учебной деятельности решаются следующие проблемы педагогики:

реализация индивидуального подхода;

мотивация обучаемых;

задача преобладания у учеников эвристических знаний над алгоритмическими;

вопросы снятия социально-педагогических барьеров об­щения и взаимодействия в учебной группе.

  Таким образом, преимущества групповой формы учебной работы и наставничества особенно ярко выступают при активизации слабых учеников, которые получают больше возможностей, чем при фронтальной форме работы, для продуктивного обсуждения рассматриваемых проблем. Практика показывает, что ученики с низкими учебными возможностями в группах высказываются чаще, чем обычно. Они не боятся говорить и спрашивать. Это говорит о повышении их активности, позволяющей успешнее формировать знания, умения и навыки. Групповая форма обучения даёт большой эффект не только в обучении, но и в воспитании учащихся. Учащиеся, объединившиеся в одну группу, привыкают работать вместе, учатся находить общий язык и преодолевать сложности общения. Сильные учащиеся начинают чувствовать ответственность за своих менее подготовленных товарищей, а те стараются показать себя в группе с лучшей стороны.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.