12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Егорова Ирина Ивановна41
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

Тема "Научные открытия и изобретения Средневековья".


Цель урока: Установить какие главные научные  открытия и технические изобретения были сделаны в Средние века, определить значение каждого открытия для дальнейшего развития общества.


Задачи урока:

Образовательные:

1. Выделить причины технического прорыва в XI-XV вв. в Европе, провести анализ фактов;

2. Определить значение открытий и изобретений в период Средневековья для дальнейшего развития общества.

Развивающие:

1. Продолжить отработку навыков выделения главного в тексте, составления таблицы;
2. Правильно находить причинно-следственные связи;
3. Продолжить формировать навыки логично и быстро думать в проблемной ситуации.

Воспитательные:

1.Формировать уважение к великим изобретателям Средневековья.


Общедидактические задачи: создать условия для осознания и первичного осмысления блока новой информации, способствовать осмыслению связи нового материала с изученным ранее.

Тип учебного занятия: урок изучения нового материала.

Технология: проблемное обучение.

Основные понятия:  водяной двигатель, домны, каравелла, астролябия, книгопечатание.

Личности: Иоганн Гуттенберг, Христофор Колумб.


Структура урока.

1. Организация внимания обучающихся.

Приветствие обучающихся

Проверка готовности к уроку

2. Беседа по вопросам домашнего задания

Опрос пройденного материала: устные вопросы

Индивидуальная работа-тест

Физминутка

3. Работа по теме урока

Целеполагание и мотивация

Постановка проблемного задания на урок (создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи)

Изучение нового материала (активный мыслительно-познавательный поиск учащихся под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам)

Систематизация и обобщение новых знаний

4. Закрепление (ответ на проблемное задание)

5. Подведение итогов урока

6. Домашнее задание

7. Рефлексия


Ход урока

Этапы урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Организационный момент

Слайд№1




Учитель приветствует учеников. Здравствуйте, ребята. Я очень рада видеть вас, надеюсь у нас сегодня хорошее настроение. Желаю успешной работы.

Дежурные кто отсутствует в классе?

Дежурные докладывают об отсутствующих.

2. Опрос пройденного материала по вопросам и индивидуальная работа - тест

t1697990341aa.gif

t1697990341ab.gif

t1697990341ac.gif



t1697990341ad.gif

t1697990341ae.gif

t1697990341af.gif

t1697990341ag.gif

t1697990341ah.gif






























Слайд№2







Слайд№3







Слайд№4-8



















































Слайд№9










Сегодня мы продолжим изучать культуру Западной Европы в Средние века. Чтобы вспомнить изученный материал, я предлагаю вам поработать с индивидуальными тестами и вопросами.










Вопросы по домашнему заданию:

-Дайте определение понятию: архитектура.


-Назовите 2 архитектурных стиля, существующих в Средние века?





- Определите на слайдах №4-8 к какому архитектурному стилю относятся данные архитектурные сооружения?

























- Каков был эффект от использования витражей в готическом храме?

- Какое представление о мире было в ранее средневековье?

Период позднего Средневековья - это время научных открытий и изобретений.Технические изобретения и открытия, появление и усовершенствование орудий труда обычно ведут к изменениям в жизни общества. Произошло ли подобное в истории Средних веков, узнаем на нашем уроке.

Предлагаю в начале урока сыграть в игру, которая называется «Кот в мешке». Я буду называть описание предметов, ваша задача - узнать что это.

Этот предмет был изобретен в 13 веке в Европе. Людовик XV как-то раз в ответ на льстивые слова, написанный в его честь, сказал, что именно эта вещь автора увеличивают заслуги короля. Психологи считают, что, одевая этот предмет, человек меняется не только внешне, но и внутренне. Что это? (ОЧКИ)

Этот предмет появился достаточно давно, но только в средние века итальянцы научились делать его плоским, таким мы его знаем и сегодня. Технологию изготовления этого предмета хранили в глубоком секрете. Долгое время этот предмет считался предметом роскоши, рамы для него изготавливались из ценнейших пород дерева и украшались драгоценными камнями. Ну а в Россию его привез Петр первый. Что это? (ЗЕРКАЛО)

Аналогом этого предмета человечество пользуется с древних времен. Но только в средние века удалось этот предмет сделать небольшим и удобным в обращении. Поначалу владеть им могли себе позволить лишь самые богатые люди, но со временем из предмета роскоши эта вещь превратились в предмет первой необходимости.

(ЧАСЫ)

Этот предмет создан немецким географом, путешественником и математиком Мартином Бехаймом. Сам автор свое творение назвал "Земное яблоко". (ГЛОБУС)







Проверка теста







Ответы учащихся









Ответы учащихся

































































Ответы учащихся


















Физминутка


Видеофрагмент физминутки


Целеполагание и мотивация

t1697990341ai.gif

t1697990341aj.gif









Слайд 10







Слайд 11

Итак, ребята. Мы с вами узнали о нескольких изобретениях, которые появились в средние века. Но на самом деле их было намного больше. Может быть, исходя из услышанного и увиденного, вы сами назовете тему сегодняшнего урока.



Правильно, ребята тема нашего урока сегодня «Научные открытия и изобретения Средневековья».



Мы с вами сегодня на уроке узнаем о научных  открытиях и технических изобретениях XI – XV вв, определим значение каждого открытия для дальнейшего развития общества. А для этого я предлагаю вам отправиться в историческую экспедицию. Нам обязательно понадобятся маршрутные листы.

Учащиеся предполагают тему урока.

Постановка проблемного

задания на урок

Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи.

t1697990341ak.gif

Слайд 12



Прежде, чем приступить к работе, я предлагаю вам обратить внимание на проблемное задание нашего сегодняшнего урока: «Какие изобретения привели к революции в жизни средневекового общества»- на этот вопрос мы должны ответить в конце урока.


Учащиеся слушают учителя

Изучение нового материала

t1697990341al.gif

t1697990341am.gif

t1697990341an.gif

t1697990341ao.gif

t1697990341ap.gif

t1697990341aq.gif



Слайд №13







Слайд№14-15

















Слайды 16-17













Слайд№18

Работа с учебником стр. 246-249 пункт 5 (заполнение таблицы)

Учащиеся начинают заполнять таблицу "Технические открытия и изобретения Средневековья". По окончанию изучения темы проверим данную таблицу.

В Средние века процветали астрология и алхимия. Астрологи утверждали, что по звездам можно определить будущее.

Как вы думаете, изучая расположение звезд и светил, ученые способствовали накоплению знаний в области каких наук?

Алхимики были заняты поиском «философского камня». Они верили, что при помощи него любой металл можно превратить в золото.

Таким образом, деятельность алхимиков способствовала накоплению знаний в области каких наук?

Например, были открыты и усовершенствованы способы получения металлических сплавов, красок, лекарственных веществ, созданы многие химические приборы.

Книгопечатание. С развитием науки и мореплавания возрастал объем знаний, потребность общества в образованных людях, а значит и в книгах для обучения. Ранее книги переписывались вручную. Они стоили очень дорого. Иоганн Гутенберг в середине 15 века изобрел книгопечатание.

В 1456 г. Гутенберг выпустил первую печатную книгу-Библию. В итоге примерно за 50 лет было напечатано около 20 млн. экземпляров. Изобретение книгопечатания способствовало развитию образования и науки. Вся накопленная людьми информация стала распространяться быстрее.

Вопрос: Почему изобретение книгопечатания считается одним из величайших открытий в истории человечества?


Учащиеся слушают учителя и заполняют таблицу «Научные открытия и изобретения Средневековья» в тетрадях.



Учащиеся отвечают на вопросы учителя



















Ответы учащихся

(Благодаря печатной книге знания, накопленные людьми, стали распространяться быстрее. Они полнее сохранялись и передавались следующим поколениям).



Самостоятельная работа с учебником


Систематизация
и обобщение

t1697990341ar.gif







Слайд№19

Итак, ребята, вы правы, именно эти изобретения изменили средневековое общество, благодаря именно этим изобретениям человечество сделало очередной важный шаг – шаг к Новому времени.



А теперь, зная самые главные изобретения Средневековья, предположите каковы были причины научных изобретений и открытий.

Проверка таблицы " Технические открытия и изобретения Средневековья "






Закрепление учебного материала





t1697990341ak.gif







Слайд№20

Ребята, Давайте вернемся к проблемному вопросу, который был поставлен в начале урока и ответим на него.

Какие изобретения были сделаны в Средневековье?

Задание (продолжите фразы о средневековых изобретениях)

1. Со многих точек зрения железо было полезно, чем золото. Без железа народ не смог бы….. (примерный ответ- ни защищаться, ни поддерживать господство, ни обработать землю, ни построить дом)


2. Из всех изобретений и открытий в науке и искусствах, из всех великих последствий удивительного развития техники на первом месте стоит…. (книгопечатание)


Учащиеся устно отвечают

Подведение итогов урока



Выставление оценок.

Домашнее задание


Параграф № 30, задание 4 на стр. 250

Учащиеся записывают домашнее задание.

Рефлексия


«Кораблик».

-Какое настроение у вас после урока?

Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.

Учащиеся оценивают свою работу



Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.