12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кадрия Муртазина286
Задача учителя не в том, чтобы дать ученикам максимум знаний, а в том, чтобы привить им интерес к самостоятельному поиску знаний, научить добывать знания и пользоваться ими. Константин Кушнер
Россия, Татарстан респ., Альметьевск
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»
1

Некоторые приёмы формирования математической грамотности в 1–4 классах

В настоящее время основное внимание в образовании уделяется формированию умений и навыков, которые учащиеся смогут использовать в реальных жизненных ситуациях. По этой причине основы функциональной грамотности должны быть заложены ещё в начальной школе.

Ответственность за формирование у ребенка набора компетенций и способности к саморазвитию лежит на плечах учителя. Все методы и техники, используемые педагогом в своей работе, должны быть направлены на развитие познавательной и мыслительной активности учащихся, а также на отработку и дополнение их знаний.

Задача учителя начальной школы состоит в формировании у учеников математической, языковой, читательской и информационной грамотности.

Изучая различные методические материалы, я поняла, что для развития математической грамотности необходимо использовать практикоориентированные, дифференцированные, развивающие и системно-деятельностные подходы.

Задания по формированию функциональной грамотности должны быть интересны ученикам. Для этих целей отлично подойдут электронные приложения к учебникам, тренажеры, например, как Академия Умной Вороны, дистанционные олимпиады на различных сайтах и др.

В младшей школе для формирования функциональной грамотности очень важно развитие их логического мышления. Поэтому во время уроков математики необходимо отводить от 3 до 5 минут на работу с заданиями, которые помогают развивать логическое и абстрактное мышление. В этом также могут помочь различные сборники с нестандартными заданиями, а также онлайн-приложения (например, раздел Логики в Умной Вороне).

Использование классификации на уроках математики привносит в учебную деятельность положительные эмоции, поскольку такая работа представляет собой сочетание игрового и исследовательского процессов, что подстраивает учащихся под активную деятельность и позволяет им выполнять задания самостоятельно.

Важно начинать с формирования у детей умения выявлять особенности предметов. В первом классе это задания, которые помогают развивать наблюдательность и связаны с анализом, сравнением и обобщением. Первоклассники обычно выделяют в предмете лишь несколько свойств, несмотря на то, что в каждом предмете может быть бесконечное множество различных характеристик. Например, можно предложить задание назвать свойства ручки. Возможные ответы детей: ручка тонкая, гелиевая и пластмассовая. При просмотре других предметов, таких как яблоко, тетрадь, стекло и мел, дети смогут добавить к свойствам ручки другие качества, как твердость, непрозрачность, несъедобность и легкость.

Приходим к выводу, что для выделения свойств предмета мы используем прием сравнения. Когда дети научатся отличать предметы по их свойствам, можно приступать к обучению понятия об общих и отличительных признаках.

Далее предлагайте ученикам сравнить несколько предметов, например, яблоко, грушу и арбуз. Сперва выделите их общие и отличительные свойства. Дети могут обсудить общие признаки предметов: все съедобные, растения, фрукты. А отличительные свойства – это форма, цвет и размер. В заключении, можно предложить учащимся самим выбрать предметы, в которых они хотят выделить общие и отличительные свойства.

Для добавления разнообразия в задания обязательно включение игр. Например, педагог может перечислить свойства предмета. Задача учащихся: угадать загаданный предмет. При этом педагогу важно выделить основные свойства предмета, без которых он не может существовать.

Обучение математике помогает развить умение анализировать реальные ситуации логично и осознанно. Для достижения этой цели на уроках математики предлагаются нестандартные задачи, которые потребуют дополнительных усилий для анализа условий и построения логических рассуждений.

Вот пример задачи, которую необходимо логически обосновать: В коробке лежат 7 кексов: 5 шоколадных и 2 ванильных. Сколько нужно взять из коробки, не заглядывая в неё, чтобы гарантированно получить хотя бы один шоколадный кекс?

Для того чтобы гарантированно получить хотя бы один шоколадный кекс из коробки, необходимо взять минимум три кекса. Так как в коробке имеется 5 шоколадных и 2 ванильных, то при взятии трёх кексов мы гарантированно получим хотя бы один шоколадный.

Решение нестандартных задач помогает расширить математический кругозор младших школьников, а также повысить их математическую готовность. Предоставляя учащимся нестандартные задачи, мы развиваем логическое мышление и навыки принятия решений.

Для развития логического мышления подойдут: логические цепочки, магические квадраты, задачи в стихах, головоломки, математические загадки, кроссворды, геометрические задания с использованием счётных палочек, задания с домино, комбинаторные задачи.

Не всем ученикам понравятся задания на логику. Важно не давить на детей. Проявить смекалку при организации занятия. Например, дать решать задания в группах или на время. Со временем ребята начнут проявлять интерес к нестандартным заданиям и к математике в целом.

 

Учитель начальных классов Кадрия Муртазина

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.