12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Ельцова Яна Александровна71 Россия, Пермский край |
Новгородская республика
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ИСТОРИИ
Предмет: История | Класс: 6 | ||
Тема урока | Место урока по теме | ||
«Новгородская республика» | Урок № 3 в главе №3 «Новгородская республика» | ||
Тип урока | Формы, приемы, методы | ||
комбинированный с элементами игровой технологии
| Формы: фронтальная, парная, индивидуальная; Приемы: письменно – графический, работа с документом, текстом учебника, с электронной презентацией, самооценивание, письменный контроль, устный опрос, работа в группах, взаимооценка. Методы: репродуктивно-проблемный; частично-поисковый; словесно-наглядный; технология развития критического мышления. | ||
Цель урока | Задачи урока | ||
Выяснить, в чем отличия Новгородской земли от других русских княжеств | Образовательные: - определить географическое положение Новгородского княжества; - определить связь между географическим положением княжества и его политическим развитием; - показать учащимся, что в период раздробленности в политическом развитии русских земель формируется новый тип государственности – Новгородская республика; - дать понятие республика, узнать о деятельности новгородского вече, правах и обязанностях в Новгородской республике, особенностях его управления, роли князя. 2. Развивающие: - продолжить формирование умений выделять главное, существенное в изучаемой теме; - развитие навыков работы с картой, документами; - развитие навыков сравнения, выделения общего и отличного; - развитие коммуникативных умений и навыков через диалог и элементы дискуссии. 3. Практические: - формировать навыки оформления схем и заполнения таблиц; - умение выступать перед аудиторией. 4. Воспитательные: - развитие культуры командной работы; - воспитание толерантности к самобытности истории каждого государства, к его традициям; - выработка нравственных ценностей во время урока; - воспитывать интерес к предмету история; - сформировать у учащихся мотивацию к обучению и познавательной деятельности. | ||
Планируемые результаты | |||
предметные | метапредметные | личностные | |
- смогут дать характеристику географического положения Новгородской республики; - смогут назвать основные занятия и категории населения Новгорода; - смогут дать определение понятию «республика», назвать отличительные черты; - смогут рассказать о системе управления в Новгороде; - назовут характерные черты культуры Новгородской земли. | Регулятивные – планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, оценивают правильность выполнения действий; Познавательные – самостоятельно выделяют и формируют познавательную цель, используют общие приёмы решения поставленных задач. Коммуникативные – формулируют собственное мнение и позицию, задают вопросы, строят понятные для партнера высказывания. | - уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками; - развитие способностей к выделению, описанию и объяснению существенных признаков исторических явлений; - самооценке на основе наблюдения за собственной речью устной – в части выстраивания диалога с учителем и одноклассниками; - формирование границ собственного знания и «незнания»; - формирование ценностных ориентиров и смыслов учебной деятельности на основе развития познавательных интересов, учебных мотивов. |
Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты, Формы контроля/ оценивание | |||||||||||||||||||||||||||
Организационно-мотивационный этап, цель: 1-2 мин Создание психологического настроя на активную работу на уроке. | |||||||||||||||||||||||||||||
1 сл. Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на уроке. Давайте проверим нашу готовность к занятию, используя формулу «ТРУД». Т – тетрадь Р – ручка У – учебник Д – дневник, домашнее задание А ещё я надеюсь, никто не забыл взять на урок внимательность, активность и хорошее настроение. | Проверяют готовность к уроку. (занимают свои места) | - уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками. | |||||||||||||||||||||||||||
Этап актуализации, обобщения и систематизации знаний, цель: Вызов «на поверхность» имеющихся знаний, побуждение к работе с новой информацией, стимулирование интереса к теме. 5-8 мин Содействие определению учащимися темы урока. | |||||||||||||||||||||||||||||
2Сл. Чтобы узнать тему сегодняшнего урока предлагаю Вам взять листочки для диктанта – шифра. Вам предстоит выполнить сразу два задания: ответить мне на 8 вопросов. (Напоминаю – да – 1, нет – 0) и 2)записать в каждом вопросе первую букву, на которую вопрос начинается Н – Наше мнение, что распад Древнерусского государства в 12 веке был неизбежен. О – Ослабление обороноспособности – одно из отрицательных последствий государственной раздробленности В – Всеволод Большое Гнездо получил свое прозвище из-за того, что имел большую семью Г – Город Москва впервые упоминается в летописи в 1280 году О – Отдельным княжеством легче и удобнее управлять Р – Раздробленность мешала экономическому и культурному подъему отдельных княжеств О – Отрицательным последствием государственной раздробленности были продолжающиеся междоусобные войны Д – Даже в условиях государственной раздробленности сохранилось единство православной церкви на Руси и культурное единство Руси - Внимание, какое слово мы получили? - Правильно, сегодня мы продолжим свое знакомство с центрами самостоятельного развития на Руси, нам предстоит сравнить два центра Владимиро-Суздальское княжество и Новгородскую вечевую республику. Но сначала мы проверим наш диктант-шифр, передайте свой листочек соседу, сравните с шифром на доске и поставьте оценку. На доске запись: «5» - 8 + ответов «4» - 7-6 + ответов «3» - 5-4 + ответа - Спасибо, оставьте листки на краю парты. - Кто мне скажет, что мы повторили с помощью диктанта? 3сл.- Что такое феодальная раздробленность? -Какую дату принято считать окончательной датой начала феодальной раздробленности? | Ответ учащихся: НОВГОРОД Ответ: 111 010 11 Ответ: Правильно, последствия государственной раздробленности. Ответ: феодальная раздробленность - это исторический период в истории Руси, который характеризовался децентрализацией власти, усилением власти в уездных княжествах, стремлением князей к самостоятельной политике; период, когда центральная власть в феодальном государстве ослабла и стала терять свои позиции в управлении государством. Ответ: 1132г. - смерть Мстислава Великого, сына Владимира Мономаха | - уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками. Фронтальный Устный опрос; Письменный контроль; Контроль произношения; Контроль орфографических навыков | |||||||||||||||||||||||||||
Этап целеполагания, цель: Содействие определению учащимися цели и задач урока. (актуализация и фиксирование индивидуального затруднения, цель: Подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование затруднения в пробном действии.) | |||||||||||||||||||||||||||||
4сл.Вернемся к получившемуся слову. Это слово НОВГОРОД. Слово Новгород означает «новый город». Археологи установили, что Новгород возник иначе, чем большинство городов. Новгород сложился как объединение 3-х отдельных разноплеменных поселений, именно по отношению к ним он и являлся «новым городом». Новгород, впервые упомянут в источниках в 859 году. К концу X века он имел значение второго центра Руси после Киева. Ярослав Мудрый выделил владения для своих сыновей, но оставил Новгород под руководством старшего сына - Великого Киевского князя. Лишь в 1136 году боярство и купечество Новгорода добилось политической независимости от Киева. Новгород стал столицей Новгородской земли до 1478 года. 5 сл. Тема урока «Новгородская республика» (запись в тетради). Обратите внимание на название параграфа «Новгородская республика» Не княжество, а республика! Почему? 6 сл. Предлагаю вам в конце урока ответить на вопрос: Почему Новгородское княжество называют республикой? Используя метод мозгового штурма, предложите вопросы, которые нам следует рассмотреть на уроке, чтобы характеристика княжества была достаточно полной 7 сл. Задачи, изучить: -Географическое положение -Климатические условия -Природа -Основные занятия -Правители -Система управления (Учащиеся отвечают, а учитель записывает схему) В результате урока вы сможете: - охарактеризовать географическое положение Новгородской земли; - назвать занятия жителей и категории населения Новгорода; - рассказать о политическом устройстве; - назвать особенности культуры и архитектурные памятники 12 века. Как вы думаете, какими источниками мы будем пользоваться? Какие источники нам помогут ответить на вопросы? | Ответы: -Географическое положение -Климатические условия -Природа -Основные занятия -Правители -Система управления Ответ: учебники, историческая карта, рассказ учителя, иллюстрации, источники и т.д. | - уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками; - уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. – отвечать на вопросы; - уметь ставить учебные задачи и самостоятельно формулировать выводы. Фронтальный Устный опрос Контроль произношения | |||||||||||||||||||||||||||
Изучение нового материала мин.10 | |||||||||||||||||||||||||||||
8 сл. Учащиеся проводят исследовательскую работу с текстом учебника. Каждая группа получает задания. Результаты фиксируют в таблицу. Через 5-8 мин. подводятся итоги исследований. Заполняется таблица Выслушиваются результаты работы групп. Организует работу обучающихся. В случае необходимости, направляет, помогает. Отслеживает скорость и глубину выполнения заданий. Работа в группах: в конвертах раздаточный материал Ученики работают индивидуально, но, по мере необходимости вступать в диалог. | Учащиеся самостоятельно выполняют задания. Анализируют и сравнивают иллюстрации. Выделяют общее и различия. Работа в группах. Задания для работы в группах. группа: работает с картой и учебником §14. Сравнивает географическое положение Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества - 1; группа: работает с картой и учебником §14. Сравнивает природные условия Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества - 2; группа: работает с картой и учебником §14. Сравнивает население Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества - 3; группа: работает с картой и учебником §14. Сравнивает занятия Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества – 3; группа: работает с картой и учебником §14. Сравнивает Политический строй А) роль князя в управлении; Б) особенности управления Новгорода и Владимиро-Суздальского княжества - 4; группа: работает с учебником §14. Сравнивает культуру Новгорода и Владимиро-Суздальского княжеств - 5; | - Анализировать исторический материал. - Извлекать информацию из иллюстрации - Сравнивать - Видеть причинно-следственные связи - Привлекать полученные ранее знания - проектная работа. | |||||||||||||||||||||||||||
Первичное осмысление и закрепление изученного, мин 10 | |||||||||||||||||||||||||||||
Первичное закрепление материала. Ответ 1 группы. – 9 сл. Ответ 2 группы. Ответ 3 группы. Ответ 4 группы. – 10сл, 11 сл. Далее учитель предлагает учащимся открыть учебник на стр. 119 и по учебнику и по документам, ознакомиться с управлением в Новгороде.
12 сл. Учащиеся читают учебник: I группа рассказывает о функциях вече, о совете господ; II группа посаднике, тысяцком; III группа о роли духовенства. В результате обсуждения один из учащихся отображает управление Новгородской республикой в виде схемы на доске, остальные фиксируют в тетради. 13 сл. Ответ 5 группы (больше количество чел.). 14 сл. Ответ 6 группы. | (Учащиеся презентуют свои работы). Сравнительная таблица
Общий вывод: Политическая раздробленность Руси способствовала экономическому и политическому развитию Руси, появлению многовариативности системы управления. | - уметь извлекать необходимую информацию из текста. - уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание. Фронтальный, индивидуальный, парный Устный опрос, письменныйконтроль Контроль произношения Контроль понимания прочитанного Выступление групп перед одноклассниками. | |||||||||||||||||||||||||||
Подведение итогов, цель: Рефлексия достижения цели. Тест мин 5 | |||||||||||||||||||||||||||||
15 сл. Ребята, давайте вспомним, какой вопрос мы поставили в начале урока? 16 сл. Какие задачи мы сегодня ставили? 17 сл. Все ли у нас получилось? И это здорово! Я предлагаю вам проверить полученные знания с помощью теста. Закрепление нового знания. На парте лежит распечатанные бланки ответов. После выполнения всеми идет взаимоконтроль по образцу. Один из учащихся выполняет у доски. Задание: Заполните пропуски в предложениях, используя слова в скобках 18 сл. Главой новгородского войска был ___________, но его власть была ______________, его приглашало _________(главный орган государственной власти города) и заключало с ним - ______- договор. Так же избирались из _______ - ______________ (городской глава, имеющий право вести дипломатические переговоры и возглавить войско); из _________ - ________________, который контролировал налоги и возглавлял народное _____________; ______________, выбираемый пожизненно и утверждаемый киевским _________________, помимо церковных дел ведал казной, эталонами мер и весов, скреплял печатью международные договоры. Оставаясь _____________ Новгород был боярской аристократической ______________. (бояр, республикой, князь, княжеством, ополчение, купцов, ряд, тысяцкий, вече, митрополит, не наследственной, посадник, архиепископ) 19 сл. Запишем д\з: 1)для всех: Прочитайте п. 14, завершите заполнение таблицы по разделу культура. 2) по желанию: а) написать сочинение на тему «Новгород глазами иностранного купца» б) Используя интернет подготовить слайды для воображаемой экскурсии по достопримечательностям – пригородов Новгорода: Торжок, Псков, Изборск, Великие Луки Ладога. | Ответ: Почему Новгородское княжество называют республикой? Оказывает ли географическое положение влияние на развитие княжества? Задачи, изучить: -Географическое положение -Климатические условия -Природа -Основные занятия -Правители -Система управления (Учащиеся отвечают) (Новгородская земля - это княжество, которое располагалось в северной части русского государства. Там прижились западные порядки и ценности. В Новгороде сложилась особая система управления. основанная на республиканских идеях. Княжеством управляла Боярская Дума, которая по собственному решению приглашала князя на престол). Ответ: Выяснить, оказывает ли географическое положение влияние на развитие княжества. (Географическое положение оказало сильное влияние на развитие новгородских земель. Холодный суровый климат и болотистые почвы препятствовали развитию земледелия. Главными источниками доходов для местного населения стали разнообразные промыслы. Основным источником был пушной промысел. ... Особенности управления Новгородского княжества. Во главе, как и в других русских княжествах, находился князь. Но его полномочия были сильно ограничены. Ему доверялись в основном судебные и военные полномочия) (Отвечают на вопросы) (учащиеся выполняют задания) Ответ: Главой новгородского войска был князь, но его власть была не наследственной, его приглашало вече (главный орган государственной власти города) и заключало с ним ряд - договор. Так же избирался из бояр. Посадник (городской глава, имеющий право вести дипломатические переговоры и возглавить войско); из купцов - тысяцкий, который контролировал налоги и возглавлял народное ополчение; архиепископ, выбираемый пожизненно и утверждаемый киевским митрополитом, помимо церковных дел ведал казной, эталонами мер и весов, скреплял печатью международные договоры. Оставаясь княжеством Новгород был боярской аристократической республикой. (записывают д/з) | - уметь самостоятельно формулировать выводы. Фронтальный Устный опрос | |||||||||||||||||||||||||||
Рефлексия, цель: Анализ и оценка успешности своей деятельности. 2-3 мин | |||||||||||||||||||||||||||||
20 сл. Ответим на вопросы – Сегодня на уроке я узнал…. - Я хочу узнать о….. - я оцениваю свою работу на уроке | (оценивают себя на листах самооценки) | - уметь сотрудничать с учителем и со сверстниками. - уметь самостоятельно формулировать выводы. Фронтальный, индивидуальный Устный опрос, письменный контроль Листы самооценки |