12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
din50992

Муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования

«Дом детского творчества»













ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

«Берендей»

Возраст детей – от 7до 16 лет

Программа рассчитана на 3 года






Автор – составитель:

педагог дополнительного

образования

Кучумова Динара Нагимовна






Содержание


Введение……………………………………………………………………………2


Пояснительная записка……………………………………………………….....3


Новизна и актуальность программы…………………………………………..4


Принципы программы…………………………………………………………..4


Материально-техническое обеспечение……………………………………….5


Методическое обеспечение программы ……………………………………….6


Психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала обучающихся………………………………………………………..7


Контроль результатов……………………………………………………………8


Мониторинг результатов обучения ребенка по образовательной программе «Берендей»…………………………………………………………………………9


Учебно-тематический план первого года обучения………………………….10


Учебно-тематический план второго года обучения………………………….13


Учебно-тематический план третьего года обучения…………………………16


Результативность………………………………………………………………….19


Календарный учебный график первого года обучения……………………...21


Календарный учебный график второго года обучения………………………22


Календарный учебный график третьего года обучения……………………..24


Литература…………………………………………………………………………26


Приложения………………………………………………………………………..27







ВВЕДЕНИЕ


Богато и разнообразно народное декоративно-прикладное искусство. Из года в год усиливается интерес к этому массовому, поистине всеобщему творчеству.

Еще в древности люди умели делать своими руками многие нужные им вещи: шили одежду, вышивали полотенца и скатерти, коробы, вырезали из дерева ложки и смешные фигурки птиц, животных.

Поистине увлекателен приносящий большое удовлетворение процесс освоения отдельных приемов художественного ремесла, «тайн мастерства» и конечно, приносит большое удовлетворение дальнейшая творческая работа, фундаментом которой становится традиционное искусство.

Именно поэтому, что процесс познания и радость творчества в народном искусстве не отделены друг от друга, а тесно переплетаются, особенно велика его роль в эстетическом и трудовом воспитании подрастающего поколения.

Программа построена от простого - к сложному, выстроена с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей.

Структура программы включает теоретические и практические занятия по работе с разными материалами: бисером, берестой, бумагой и с другими природными материалами.


























Пояснительная записка

В на­ше вре­мя за­мет­но воз­рос ин­те­рес к народному твор­че­ст­ву.

До­пол­ни­тель­ная об­ра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма «Берендей» является модифицированной и имеет художественно – эстетическую и культурологическую направленность.

Отличительной особенностью программы является ее тематика, связанная с историей района, села. Включение в программу регионального компонента способствует формированию у детей уважительного отношения к культурному наследию.

Одной небольшой частью такого культурного наследия является художественная обработка бересты.

Работа с берестой помогает ребёнку овладеть художественными знаниями, умениями и навыками, развивает ассоциативное и наглядно-образное мышление, воображение и фантазию, формирует созидателя культуры.

Данная программа имеет цели и задачи, разработана в соответствии с характеристиками уровней готовности обучающихся к развитию творческого потенциала.

Программа построена от простого к сложному и выстроена с учетом возраста, индивидуальных особенностей и потребностей детей.

Цель программы – соз­да­ние ус­ло­вий для раз­ви­тия твор­че­ско­го по­тен­циа­ла и одаренности уча­щих­ся в объединении «Берендей" в про­цес­се из­го­тов­ле­ния ху­до­же­ст­вен­ных из­де­лий из бе­ре­сты, бисера и других природных материалов

Задачи:

формирование базовых умений лежащих в основе работы с природным материалом;

привлечение детей к поисково-исследовательской работе для получения новых знаний по истории и культуре малой родины;

- стимулирование мотивации развития творческих способностей;

- поддержка и развитие познавательного интереса детей, их самореализации в соответствии со способностями и одаренностью.















Новизна и актуальность программы

«Искусство указывает человеку, для чего он живёт. Оно раскрывает  ему смысл бытия, освещает жизненные цели, помогает ему уяснить своё призвание».

                            О.Роден

        Программа «Берендей» создана с учётом современных требований. Изучение основ ДПИ способствует формированию средствами искусства способности воспринимать, чувствовать, оценивать искусство, развитию творческих способностей детей через их собственную творческую деятельность.

Актуальность программы заключается в обращении к духовному наследию прошлого, изучении и освоении культурного наследия родного края и его национальных традиций, восстановлении их социально – культурных функций.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и поэтому дети должны уметь красиво иллюстрировать и представлять свои будущие изделия. Именно поэтому данная программа предлагает вести обучение трудовым навыкам в неразрывной связи с изобразительным искусством и художественной обработкой материалов.

Изделия из бересты являются уникальным подарком, поэтому полученные на занятиях знания, умения и навыки работы с берестой могут стать основным или дополнительным источником доходов.

Программа рассчитана на три года обучения.

1 год обучения

Цель: способствовать формированию у детей творческих способностей через изучение свойств бумаги, бисера, бересты и других природных материалов

2 год обучения

Цель: способствовать развитию у обучающихся творческой активности через изучение свойств различных материалов в процессе овладения различными техниками.

3 год обучения

Цель: способствовать развитию у обучающихся творческой активности, формированию умений достаточно самостоятельно решать познавательные задачи в процессе изготовления работ.

При наборе учитывается возраст детей и степень их подготовленности. В младшую группу рекомендуется принимать обучающихся 1-4 кл.,в среднюю 5-8 кл., в старшую 9-11 классов.

Объединение, расположенное в сельской местности, изначально направлено на привитие детям практических навыков, любви к народному творчеству.





Принципы программы


1.Принцип систематичности и последовательности предполагает преподавание и усвоение знаний в определенном порядке, системе.

2.Постепенность: всестороннее развитие ребенка, освоение образовательного процесса осуществляется постепенно: от простого к сложному, от начальных знаний – к комплексу знаний, от умений – к навыкам и т. д..

3.Принцип индивидуального подхода: учитывая индивидуальные особенности, интересы ребенка, создаются благоприятные условия для развития каждого ребенка.

4.Комплексный подход:

-данная образовательная программа включает комплекс разнообразных знаний, умений, навыков.

-процесс развития, образования, воспитания ребенка осуществляется комплексно.


Материально-техническое обеспечение


Техническое обеспечение:

-помещение в целом отвечает санитарно – гигиеническим нормам, учебные оборудования кабинета включают в себя мебель, инструменты и приспособления для организации занятий.

Для выполнения работ необходимо определенные материалы, инструменты и приспособления.

1.Бумага, картон

Для плетения используют самую разную по качеству бумагу. Учитывать при работе необходимо в основном 3 ее свойства – гибкость, прочность и толщину.

-техническая бумага, наждачная бумага (в основном используют для фона композиций);

-изделия из картона (коробки, упаковки, стаканчики и др.);

-гофрированный картон;

а) упаковочный тарный;

б) упаковочный кондитерский.

2.Бисер

В работе также можно использовать бусинки и шарики, стеклярус.

Для работы не потребуется много инструментов – это очень тонкие иглы (№ 0 или 1) с вытянутым ушком и ножницы. В некоторых работах можно отказаться от иглы и использовать леску, капроновую нить или проволоку.





Материалы различного происхождения

Природные материалы:

Береста – березовая кора – один из самых красивых и прочных материалов для изготовления игрушек, вещей, украшений и плетений.

Шишки. Плоды хвойных деревьев – шишки ели и сосны являются прекрасным материалом для создания объемных игрушек. Для изготовления поделок наиболее подходят нераскрывшиеся шишки.

Для того чтобы придать игрушке выразительность и динамику, нужны ветки с рогатками и сучьями.

Засушенные листья и растения. Подбирают по размеру, форме, окраске и качеству с учетом предполагаемых работ.

Мочало – волокнистый материал, легко поддающийся обработке. Его можно вить, плести, резать, сшивать, окрашивать.

Желуди. При изготовлении поделок используются свежие желуди разной формы и величины.

дерево (опилки, стружка, шпон);

перо, крупа;.

Волокнистые материалы:

натуральные (вата, шпагат, нитки).

Для склеивания деталей из природного материала, бисера, бересты применяют клей ПВА, клей «Момент» Для склеивания деталей из бумаги можно применять бумажный клей. Карандаши простые и цветные, краски, кисти необходимы для выполнения графических работ и для росписи поделок. Для работы с разными материалами на занятиях в кружке используют различные инструменты. Это ножницы, шило, перочинный нож, кусачки и другие. При этом дети должны уметь выбрать нужные для работы инструменты, обосновать приемы обработки того или иного материала…


Методическое обеспечение программы


Методическое обеспечение образовательной программы «Берендей» включает в себя дидактические принципы, методы, техническое оснащение, организационные формы работы, формы подведения итогов. При подготовке к занятиям большое внимание уделяется формам организации учебного процесса и дидактическим принципам. Прежде всего, это принцип наглядности, так как психофизическое развитие учащихся 7-14 лет, на который рассчитана данная программа, характеризуется конкретно-образным мышлением. Следовательно, учащиеся способны полностью усвоить материал при осуществлении практической деятельности с применением предметной (образцы изделий, практические упражнения, экскурсии), изобразительной (учебно-наглядные пособия) и словесной (образная речь педагога) наглядности. Естественно, что достижение поставленной цели в учебно-воспитательной деятельности во многом зависит от системности и последовательности в обучении. При строгом соблюдении логики учащиеся постепенно овладевают знаниями, умениями и навыками. Ориентируясь на этот принцип, педагог составляет учебно-тематическое планирование все же с учетом возможности его изменения. Большое внимание также уделяется принципам доступности и посильности в обучении, методу активности, связи теории с практикой, прочности овладения знаниями и умениями.

Методы, применяемые при подготовке к занятиям подразделяются на:


Словесные (рассказ-объяснение, беседа, чтение книг, лекция, сказка);

Наглядные (демонстрация педагогом приемов работы, наглядных пособий, самостоятельные наблюдения учащихся, экскурсии);

Практические (выполнение упражнений, овладение приемами работы, приобретение навыков, управление технологическими процессами).


При организации работы объединения используется дидактический материал. Он включает в себя образцы изделий, выполненные педагогом и учащимися, рисунки, открытки и эскизы; специальную и дополнительную литературу, фотографии детских работ и профессиональных работ, разработку отдельных тематических занятий.




Психолого-педагогические условия, способствующие развитию творческого потенциала обучающиеся

Создание в коллективе благоприятной атмосферы для свободного общения обучающиеся.

Создание ситуации успеха (удовлетворение от успешно проделанной работы, вера в себя, ощущение себя личностью)

Гуманистическая ориентация педагога (понимание, сопереживание, искренность, позитивное отношение к детям)

Постоянный учет в педагогическом процессе индивидуальных особенностей обучающихся и дифференцированная работа с ними.

Учебно - познавательная деятельность обучающиеся, организуемая на основе технологий развивающего обучения:

Богатое содержание курса программы;

Возможность выбора содержания учебных заданий;

Возрастание роли и доли самостоятельной работы;

Работа в группах и в парах;

Система творческих задании;

Организация делового общения, диалогов, дискуссий;

Побуждение обучающихся к рефлексивной деятельности (анализ, самоанализ выполненных работ, осмысление, сравнение)

Помощь, поддержка и контроль обучающихся со стороны родителей.




Контроль результатов


Контроль условно разделен на внутренний и внешний.

Внутренний контроль – в форме самооценки обучающихся своих знаний и умений.

Внешний контроль - со стороны педагога необходимо для: определения уровня знаний и умений в процессе изучения темы одного занятия, учебной темы и всего курса;

корректирование образовательного процесса.

На протяжении всего учебного процесса предполагается проводить следующие виды контроля знаний:

Беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.

Беседы и лекции с элементами викторины или конкурса, позволяющие повысить интерес обучающихся и обеспечить дух соревнования.

Общие контрольные работы проводятся для проверки аккуратности, внимательности и ответственности за выполняемую работу.

После нескольких пройденных тем предусматриваются занятия по повторению пройденного с выставкой и обсуждением сделанных работ.

Основной формой подведения итогов обучения является участие детей коллектива «Берендей» в районных, областных, всероссийских и международных выставках и фестивалях.

-Беседы в форме «вопрос-ответ» с ориентацией на сопоставление, сравнение, выявление общего и особенного. Такой вид контроля развивает мышление ребенка, умение общаться, выявляет устойчивость его внимания. Опрос проводится доброжелательно и тактично, что позволяет снимать индивидуальные зажимы у детей, обеспечивает их эмоциональное благополучие.














Мониторинг результатов обучения ребенка

по программе «Берендей»


Показатели

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количества баллов

Методы диагностики

Теоретическая

подготовка


Знания по основным разделам тематического плана

Соответствие теоретических знаний программным требованиям

Высокий

Средний

Низкий

10

5

1

Наблюдение, тестирование и др.

Владение терминологией

Осмысленность и правильность использования терминологии

Высокий

Средний

Низкий

10

5

1

Опрос, собеседование

Практическая подготовка


Практические умения, навыки.

Соответствие умений, навыков программным требованиям

Высокий

Средний

Низкий

10

5

1

Творческая контрольная работа

Творческие навыки

Креативность в выполнении заданий

Высокий

Средний

Низкий

10

5

1


Общеучебные умения и навыки

Учебно-интеллектуальные умения. Умения подбирать и анализировать специальную литературу

Самостоятельность в подборе и анализе литературы

Высокий

Средний

Низкий

10

5

1

Собеседование, наблюдение.


Учебно-коммуникативные умения

Уметь слушать и слышать педагога

Адекватность восприятия информации идущей от педагога

Высокий

Средний

Низкий

10

5

1

Наблюдение










Учебно – тематический план I года обучения


Учебная нагрузка – 4 часа в неделю. Учебный год: сентябрь-май.


Тематика занятий

Количество часов


Всего

Теория

Практ.


Форма учебного занятия

Форма

отслеживан.

результатов

1

Введение. Знакомство с работой кружка.

Материалы, инструменты.

Правила безопасности при работе.

2

2

-

беседа


опрос

конкурс

2

«Волшебная веревочка» - плетение из веревочек и шпагата.

18

6

12

беседа

выполн.

работ

анализ

работ

самоанализ

2

«В гостях у сеньора Стеклянная бусинка» - работа с бисером.

54

8

42

рассказ

выполн. и

анализ

работ

практич.

задание

самоанализ

выставка

работ

3

«Маэстро- – Творческий досуг» – работа с разными

природными материалами.


14

4

10

беседа

выполн.

работ

анализ

работ

практич.

задан.

самоанализ

тестирован.

5

«Берестяночка» - работа с берестой.




56

16

40

рассказ

выполн.

работ

самоанализ

тестирован.

выставка

Всего:

144

36

108






Содержание изучаемого курса 1 года обучения

Введение. - 2ч

1.Вводное занятие. Знакомство с планом работы кружка. Ознакомление с материалами, с инструментами.

«Волшебная веревочка» - плетение из веревочек, шпагата – 18 ч.

2.Ознакомление с видами шпагата. Знакомство с приемами плетения. Плетение узоров.- 2 ч.

3.Изготовление браслета из разноцветных веревочек.- 4 ч.

4.Изготовление карандашницы. – 4 ч.

5.Изготовление шкатулки из шпагата. – 4 ч.

6.Изготовление подковы. – 4 ч.

«В гостях у сеньора Стеклянная бусинка» - работа с бисером – 54 ч.

Технология плетения. Плетение на проволоке. Цветы. – 16 ч.

7.Изготовление лепестков цветка из бисера. – 2 ч.

8.Изготовление тычинок. Монтаж работы. – 2 ч.

9.Изготовление вазочки для букета. – 2 ч.

10.Букет «Незабудки» Изготовление 1-го лепестка.- 2 ч

11.Изготовление 2-го и 3 –го лепестков. – 2 ч.

12.Изготовление 4 – го и 5-го лепестков с тычинками. – 2 ч.

13.Изготовление листиков «Незабудки» – 2 ч.

14.Изготовление бантика для незабудки. – 2 ч.

Технология плетения на проволоке. Насекомые. – 8 ч.

15.Шмель –2ч.

16.Изготовление крыльев шмеля. – 2 ч.

17.Бабочка – 2 ч.

18.Завершение изготовления бабочки. – 2 ч.

Технология плетения. Плетение на проволоке. Ягоды. – 10 ч.

19.Морошка. – 4 ч.

20.Выполнение листиков морошки. – 2ч.

21.Оформление стебля, сборка и аранжировка изделия. – 4 ч.

22.Земляника. – 4 ч.

Изготовление панно на свободную тему. – 6 ч.

23.Технология изготовления отдельных элементов из бисера – 2 ч.

24.Технология подборки фона и сборки панно. – 2 ч.

25.Декор и оформление композиции. Подведение итогов.- 2ч.

26. Картина «Ваза с цветами» - 2 ч.

Маэстро – Творческий досуг» - работа с разными природными материалами – 14ч.

27.Вводное занятие. Правила ТБ. Материалы, инструменты, оборудование и приспособления, используемые при работе.- 2 ч.

28. Аппликация « Цветы» - 2 ч.

29. Декоративная композиция «Фантазия» - 2 ч.

30. Аппликация на фоне из ткани «Цветы» - 2 ч.

31.Выполнение тематической композиции из листьев «Природа родного края»

32. Композиция « Цветочек и бабочка» - 2 ч.

33.Открытка из семян.- 2 ч.

«Берестяночка» - работа с берестой. – 56 ч.

34.Береста. Берестяное искусство как вид ДПИ. Обзор берестяного искусства

на Руси. ДПИ башкир и татар. – 2 ч.

35.Разбор и раскладка бересты. Композиция из бересты с использованием элементов национального орнамента. – 2 ч.

36.Техника изготовления плосских композиций из слоевой бересты. Сроки, заготовка и хранение бересты. Изготовление закладки для книг методом «плоская аппликация» - 2 ч

37.Вырезание берестяных лент. Плетение узоров. – 4 ч.

38.Формообразование изделий. – 2 ч.

39.Разметка и резка бересты. – 2 ч.

40.Бусины из бересты. – 2 ч.

41.Продолжение изготовления бус. – 2 ч.

42.Декор бус. – 2 ч.

43.Изготовление подставки из бересты. – 4 ч.

44.Изготовление корзины прямого плетения. – 4 ч.

45.Изготовление плоского ангелочка из бересты. – 2 ч.

46.Изготовление магнитика из бересты. – 2 ч.

47.Изготовление корзины косого плетения. – 4 ч.

48.Изготовление цветка. - 4 ч.

49.Аппликация из бересты «Цветы» - 2 ч.

50.Декоративная композиция «Фантазия» - 4 ч.

51.Аппликация на деревянном спиле «Цветы и бабочка» - 4 ч.

52.Аппликация «Рысь» - 4 ч.

53.Аппликация «Медведь» - 4 ч.

54.Аппликация «Собачка» - 4 ч.

55.Композиция «Природа моего края» - 4 ч

















Учебно-тематический план II года обучения.


Учебная нагрузка- 6 ч. в неделю. Учебный год: сентябрь-май.



Тематика занятий

Количество часов


Всего

Теория

Практ.

Форма учеб

занятия

Форма

отсл рез

1

Введение. Знакомство с работой кружка.

Материалы, инструменты.

Правила безопасности при работе.

2

2

-

беседа


опрос

игра-конкурс

2

Волшебная веревочка» - плетение из веревочек и шпагата.

20

6

12

беседа

выполнен.

работ

практ.раб.

самоан.

3

«В гостях у сеньора Стеклянная бусинка» - работа с бисером.

74

10

64

рассказ

выполнен

и анализ

работ

беседа

самоан.

3

«Маэстро–Творческий досуг» – работа с

разными

природными материа

лами.

50

4

10

беседа

творческ.

работа по

офор инте


анализ

работ

5



«Берестяночка-работа с с с берестой.

70

16

54

беседа

практ.

работ

опрос

конкурс

тестир.


Всего:

216

26

190




Содержание изучаемого курса 2 года обучения

Введение - 2ч

1.Вводное занятие.

Знакомство с планом работы кружка. Ознакомление с материалами.

Волшебная веревочка» - плетение из веревочек и шпагата. – 20 ч.

2.Изготовлен. – 4ч.

3.Изготовление солонки косого плетения. 4ч.

4.Изготовление вазы прямого плетения. – 4ч.

5.Изготовление корзины прямого плетения. – 4ч.

6.Изготовление коробки с крышкой прямого плетения. – 4ч.

«В гостях у сеньора Стеклянная бусинка» - работа с бисером. – 74 ч.

7.Изготовление фенечек. Плетение фенечки «Ромашки». – 2ч.

8.Завершение плетения фенечки «Ромашки». – 2ч.

4.Плетение фенечки «Голубые ягодки». – 4 ч.

5.Изготовление ожерелья. Работа над ожерельем с подвесками. – 4ч.

6.Выполнение ожерелья. -2ч.

7.Выполнение ожерелья. – 2ч.

8.Завершение работы над выбранным ожерельем. – 2ч.

9.Колье. Выполнение работы – колье с листочками. – 2ч.

10.Выполнение работы над колье. – 2 ч.

11. Завершение начатого изделия. – 2 ч.

12.Колье «Нежность».Завершение1-йчасти работы колье «Нежность». – 2 ч.

13.Продолжение темы. – 2 ч.

14.Продолжение плетения колье «нежность» - 2ч.

15.Завершение работы над колье»Нежность» -2 ч.

16.Галстук. Начало плетения «Галстук для куклы» - 2 ч.

17.Завершение работы над галстуком. – 2 ч.

18.Кулон «Бабочка» - 4 ч.

19.Кулон «Бантик» - 4 ч.

20.Изготовление объемных изделий. Солнышко. Елочка. Человек. – 6 ч.

21.Объемное изделие. Рыбка. – 4 ч.

22.Изготовление жар-птицы. – 4 ч.

23.Изготовление бабочки. – 4 ч.

24.Изготовление паучка. – 4 ч.

25.Цветы. Незабудка. – 4 ч.

26.Рамашки. Подведение итогов.– 4 ч.

«Маэстро – Творческий досуг» – работа с разными

природными материалами. – 50 ч.

27.Несложная композиция из простейших элементов «Цветы в корзине». – 2 ч.

28.Аппликация из элементов геометрического орнамента. – 2 ч.

29.Композиция из листьев «Друзья природы» - 4 ч.

30.Мозаика из горошка «Забавные звери» - 4 ч.

31.Аппликация из природных материалов «Фантазия» - 2 ч.

32.Аппликация из сухих листьев, цветов «Изображение природы родного края»

- 4 ч.

33.Мозаичный коллаж из природных материалов.- 6 ч.

34.Плосская аппликация из листьев и бересты.- 2 ч.

35.Композиция из листьев «Чудо- птица» - 2 ч.

36.Аппликация–картинка из семян «Цветы» - 4 ч.

37.Изготовление аппликации из листьев клена. – 4 ч.

38.Аппликация из круп «Кораблик» - 4 ч.

39.Аппликация из листьев, шишек « Сова» - 2 ч.

40.Аппликация из фисташек « Фрукты» - 2 ч.

41.Композиция из бересты и листьев « Фантазия» - 2 ч.

42.Аппликация из тополиного пуха. – 2 ч.

43.Изготовление панно «Цветы» - 2 ч.

«Берестяночка-работа с берестой. – 70 ч.

44.Плетеные бусы из бересты.- 4 ч.

45.Бусы из бусин разных размеров и квадратиков – 4ч.

46.Изготовление браслета из бересты.- 4ч.

47.Головные украшения из бересты. – 4 ч.

48.Медальон из бересты с национальным орнаментом. – 4 ч.

49.Сувенирная вазочка из бересты. – 4 ч.

50.Украшения из бересты. – 4 ч.

51.Подвеска- цветок. – 4 ч.

52.Подвеска- цепочка из бересты. – 4 ч.

53.Закладка с узором из бересты. – 2 ч.

54.Настенное украшение – 4 ч.

55.Цветочки в корзине. Композиция в технике плетения.- 2 ч.

56.Изготовление солонки. – 4 ч.

57.Корзинка. – 4 ч.

58.Станканчик из бересты. – 4 ч.

60.Карандашница. - 4 ч.

61.Изготовление лаптя. - 6 ч.



























Учебно – тематический план III года обучения

Тематика занятий

Количество часов


Всего

Теория

Практ.

Форма учебного занятия

Форма отслеж. результатов

1

Введение. Знакомство с

планом работы кружка. Ознакомление с материалами.

2

2

-

беседа


опрос

конкурс

2

«В гостях у сеньора Стеклянная бусинка» - работа с бисером

90

6

84

рассказ

выполнен.

и анализ

работ

практич.

работа

самоан.

выставка

работ

3

«Мастерилка» - работа с бросовым

материалом

84

6

78

беседа

практич.

работа

анализ

работ

самоан.

4

«Забавные плетежки»-плетение из бумаги

28

6

22

беседа

творческ.

работа

опрос

5

«Берестяночка»-объемные изделия из бересты,обработка берестяного пласта (тиснение, прорезание, прошивание)

28

6

22

рассказ

выполнен.

творч.

работы

самоан.

выставка

6

«Аппликация» -аппликационные работы с использованием бересты и других природных материалов.

14

2

12

рассказ

выполнен.

работ

самоан.

7

«Маэстро–Творческий досуг» – работа с

разными

природными материа

лами.

12

4

8

беседа

выполнен.

работ

Самоан.

8

Работа с мочалом

28

6

22

беседа

показ работ

творч.раб.

анализ

работ

тестир.


Всего:

288

38

250




Содержание изучаемого курса 3 года обучения

Введение – 2 ч.

1.Вводное занятие.

Знакомство с планом работы кружка

Ознакомление с материалами.

«В гостях у сеньора Стеклянная бусинка» - работа с бисером – 90 ч.

2.История развития

бисерного рукоделия.

Приспособления, инструменты и материалы для работы с бисером. – 2 ч.

3.Построение орнамента на схемах. Цветовая гамма.

Техника низания бисера и стекляруса. – 2 ч.

4.Декоративные украшения бус. – 2 ч.

5.Цепочка из цветов. – 2 ч.

6.Цепочка в крестик одной нитью. – 4 ч.

7.Цепочка в крестик двумя нитями. - 4 ч.

8.Кулон «Бабочка» - 4 ч.

9.Кулон «Бантик» - 4 ч.

10.Изготовление объемных изделий. Солнышко. Елочка. Человек. – 6 ч.

11.Объемное изделие. Рыбка. – 4 ч.

12.Изготовление жар-птицы. – 4 ч.

13.Изготовление бабочки. – 4 ч.

14.Изготовление паучка. – 4 ч.

15.Цветы. Незабудка. – 4 ч.

16.Рамашки. – 4 ч.

17.Колоколчик. – 4 ч.

18.Изготовление бус. – 4 ч.

19.Ожерелье. – 6 ч.

20.Карандаш. – 4 ч.

21.Браслет из цепочек. – 6 ч.

22.Кулон «Кошелек» - 6 ч.

23.Кулон «Сумочка» - 6 ч.

«Мастерилка» – 84 ч.

24.Композиция из гофрированного картона.

Колокольчики. – 4 ч.

25.Композиция из говрированного картона. На лужайке. – 4 ч.

26.Аппликация. В лесу – 4 ч.

27.Составление композиции. - 10 ч.

28.Объемная композиция из гофрированного картона. Медведь. – 4 ч.

29.Изготовление изделий из пластмассовых бутылок. – 10 ч.

30.Изготовление изделий из кондитерских упаковок. – 10 ч.

31.Изготовление изделий из спичек. – 10 ч.

32.Изготовление изделий из пластилина и крупы. – 10 ч.

33.Изготовление изделий их проволоки – 10 ч.

34.Изготовление изделий из теста. – 8 ч.

«Забавные плетежки» – 28 ч.

35.Плетение корзины (карандашницы). – 4 ч.

36.Плетение подставки (смешанное плетение) – 4 ч.

37. пенал из бумаги. – 4 ч.

38.Плетение футляра из бумаги. – 4 ч.

39.Ведерко из бумаги. – 2 ч.

40.Коробка с крышкой из бумаги. – 4 ч.

41.Плетение русского лаптя. – 6 ч.

«Берестяночка» – 28 ч.

42.Плетение подставки из бересты. – 4 ч.

43.Плетеная корзина из бересты. – 4 ч.

44.Пенал из бересты. – 4 ч.

45.Композиция из простейших элементов с геометрическим орнаментом- 2 ч.

46.Композиция из простейших вставок

«Цветы».- 2 ч.

47.Изготовление сувенирной подвески с изображением элементов национального орнамента. – 4 ч.

48.Тиснение из бересты.

Изображение на круге символов солнца, луны. – 4 ч.

49.Изготовление украшений с орнаментальным изображением.4ч

«Аппликация»- аппликационные работы с использованием бересты и других природных материалов. – 14 ч.

50.Композиция из бересты «Клумба с цветами». – 4 ч.

51.Настенное панно «Сирень». – 4 ч.

52.Панно «Ветка рябины». – 4 ч.

53 Аппликация из бересты и листьев «Природа родного края». – 2 ч.

«Маэстро–Творческий досуг» – работа с разными природными

материаиалами.– 12 ч.

54.Изготовление кукол-оберегов из мочала. – 4 ч.

55.Олень из шишек и веток. – 2 ч.

56.Соломенный мальчик. – 2 ч.

57.Уточка. – 2 ч.

58.Цапля. – 2 ч.

Работа с мочалом. – 28 ч.

59.Изготовление салфетки. – 2 ч.

60.Подставка. – 2 ч.

61.Настенное панно. – 2 ч.

62.Корзина. – 4 ч.

63.Коврик. – 8 ч.

64.Ваза. – 4 ч.

65.Куклы из мочала. – 4 ч.

66.Сувенир – подвеска. – 2 ч.


Результативность


Прохождение программы предполагает овладение учащимися комплексом знаний, умений и навыков, обеспечивающих в целом ее практическую реализацию

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе 1-го года обучения обучающийся должен знать:

- историю возникновения ремесел

термины, обозначающие технику изготовления объектов и их значения (ремесло, береста, бисер, стеклярус, аппликация, плетение, орнамент, промысел и др.)

- цветовое соотношение;

- технологию плетения на проволоке;

- технологию плетения из веревочек;

- технологию заготовки и обработки бересты;

- свойства материалов из которых можно плести;

- названия инструментов, приспособлений и правила работы с ними;

- способы соединения материала с помощью клея, пластилина, ниток, переплетения, проволоки;

- технологию подетального способа изготовления изделий.

В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе

2-го года обучения обучающийся должен знать:

- народные традиции в области данных ДПИ;

- материалы, приспособления, оборудование;

- правила ТБ;

- терминологию в области декоративно-прикладного искусства;

- расход материала;

- технологию плетения из веревочек, проволоки;

- свойства новых материалов, применяемых на занятиях;

- новые свойства уже встречавшихся материалов;

- необходимые инструменты и приспособления;

- технологию изготовления полуобъемных композиций из разных материалов.


В результате обучения в кружке в течение полного учебного года по программе

3-го года обучения обучающийся должен знать:

- направления и традиции декоративно-прикладного искусства;

- материалы и оборудование;

- правила ТБ;

- технологию выполнения бисером в технике «мозаика»

- свойства материалов, проявлявшихся в новых видах работ (работа с мочалом);

- технологию изготовления ваз с узким и широким горлышком

- новые приемы работы в уже известной технике (аппликации, плетения).

- процесс выполнения орнамента или изображения на фоне из бересты, природных материалов;

- технику отделки изделий прорезной берестой;

- технику украшения и художественной обработки;

- технологию получения эластичной бересты;

- технику окрашивания берестяных изделий.

Для определения результативности в течение учебного года между учащимися проводятся различные конкурсы, принимается активное участие в школьных тематических выставках, что позволяет сделать срез и выявить сформировавшиеся знания и умения по пройденным темам. Такой подход, не травмируя детскую психику, позволяет сформировать положительную мотивацию их деятельности и в форме игры научить самоанализу.

К оценкам результатов творчества относятся похвала за самостоятельность и инициативу выбора новой темы, выставка работ, награждение грамотами, дипломами, благодарственными письмами, фотографирование работ для фотоальбома лучших работ кружка “Берендей”.

Завершением курса обучения является итоговая выставка, призванная показать достижения детей за год.

















Календарный учебный график

первого года обучения


Месяц

Тематика занятий

Количество часов

Вс


Форма контроля

Место

провед.


Форма учебного занятия

Форма

отслеживания

результатов



1

Сентябрь-октябрь

Введение. Знакомство с работой кружка.

Материалы, инструменты.

Правила безопасности при работе.

2








беседа


опрос

конкурс

ДДТ



2

Ноябрь-декабрь

«Волшебная веревочка»-

плетение из веревочек и шпагата

18

беседа

выполн.

работ

анализ

работ

самоанализ

ДДТ


2

Январь-февраль

«В гостях у сеньора Стеклянная бусинка» - работа с бисером.

54

рассказ

выполн. и

анализ

работ

практич.

задание

самоанализ

выставка

работ

ДДТ


3

Март

«Маэстро-Творческий досуг» – работа с разными

природными материалами.


14

беседа

выполн.

работ

анализ

работ

практич.

задан.

самоанализ

тестирован.

ДДТ


5

Апрель-май

«Берестяночка» - работа с берестой.




56






рассказ

выполн.

работ

самоанализ

тестирован.

выставка

ДДТ



Всего:

144











Календарный учебный график

второго года обучения


Месяц

Тематика занятий

Количество часов

Вс


Форма контроля

Место

проведен


Форма учебного занятия

Форма

отслеживан.

результатов


1

Сентябрь-октябрь

Введение. Знакомство с работой кружка.

Материалы, инструменты.

Правила безопасности при работе.

2








беседа


опрос

игра-конкурс

ДДТ

2

Ноябрь-декабрь

Волшебная веревочка» - плетение из веревочек и шпагата.

20

беседа

выполн.

работ

анализ

работ

самоанализ

ДДТ

2

Январь-февраль

«В гостях у сеньора Стеклянная бусинка» - работа с бисером.

74

рассказ

выполн. и

анализ

работ

практич.

задание

беседа

самоанализ


ДДТ

3

Март

«Маэстро-Творческий

досуг» – работа с разными

природными материалами.


50

беседа

выполн.

работ

анализ

работ

практич.

задан.

анализ работ

ДДТ

5

Апрель-май

«Берестяночка» - работа с берестой.




70






рассказ

выполн.

работ

Опрос

конкурс

тестирован.

выставка

работ

ДДТ


Всего:

216





















Календарный учебный график

третьего года обучения


Месяц

Тематика занятий

Количество часов

Вс


Форма контроля

Место провед.


Форма учебного занятия

Форма

отслеживания

результатов



1

Сентябрь

Введение. Знакомство с планом работы кружка.

Ознакомление с материалами

2



беседа


опрос

конкурс

ДДТ



2

Октябрь-ноябрь

«В гостях у сеньора Стеклянная бусинка» - работа с бисером.

90

беседа

выполн.

работ

анализ

работ

самоанализ

выставка работ

ДДТ


2

Декабрь

«Мастерилка» - работа с бросовым материалом

84

рассказ

выполн. и

анализ

работ

практич.

задание

самоанализ


ДДТ


3

Январь

«Забавные плетежки» -

плетение из бумаги

28

беседа

выполн.

работ

анализ

опрос

ДДТ


4

Февраль

«Берестяночка»-объемные изделия из бересты,

обработка берестяного

пласта (тиснение,

прорезание, прошивание)

28

работ

практич.

задан.

самоанализ

выставка

ДДТ


5

Март

«Аппликация» -аппликационные работы с использованием бересты и и других природных

материалов.

14


самоанализ

ДДТ


6

Апрель

«Маэстро–Творческий досуг» – работа с

разными

природными материалами.

12


самоанализ

ДДТ


7

Май

Работа с мочалом

28





рассказ

выполн.

работ

анализ

работ

тестирован.


ДДТ



Всего:

288




























Список литературы для педагогов


1.Барадулин В.А. Сельскому учителю о народных промыслах.

М.: «Просвещение», 1979г.

2.Волков И.П. Учим творчеству. – М.: «Педагогика»,

1988г. – с.85 – 89.

3.Газарян С. Прекрасное своими руками. – М.: «Детская литература», 1987г.

4.Гомозова Ю.Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. –

Яр.: «Академия», 1999г.

5.Клыков С.С. Работа с берестой. Архангельский областной

институт переподготовки кадров, 1995г.

6.Кузьмина М. Азбука плетения. – М.:


Список литературы для детей


1.Газарян С. Прекрасное своими руками. – М.: «Детская литература», 1987 г.

2.Гомозова Ю. Б. Калейдоскоп чудесных ремесел. – Яр.: «Академия», 1999 г.

3.Новикова И.В., Базулина Л.В.. 100поделок из природных материалов. – Яр.: «Академия», 1999 г.

4.Цаматулина Е.Е. 100 поделок из ненужных материалов. – Яр.: «Академия», 1999 г.

5.Долженко Г. И. 100 поделок из бумаги. 100 поделок оригами. – Яр. : « Академия», 1999 г.

6.Коноплева Н.П.Вторая жизнь вещей. Сделай сам. - № 4. – М.: « ООО Издательство АСТ» - 1991 г.

7.Цирулик Н. А., Проснякова Т.Н. Умные руки. – Самара. : «Корпорация Федоров» - 1997




























Приложения















Прямое плетение. Аппликация из бумаги и природного

материала.


t1707227712aa.jpg






Объемные изделия из бересты





t1707227712ab.jpg



















Аппликация из бересты




t1707227712ac.jpg


Панно. Плетение из бисера.




t1707227712ad.jpg






t1707227712ae.jpg







































































32


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.