12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ксения Николаевна Кузнецова346
Россия, Ярославская обл., Ярославль

     Одной из причин школьной неуспеваемости является нежелание детей учиться. За низкой мотивацией школьников зачастую кроется отсутствие интереса с их стороны к выполняемым заданиям в процессе обучения. Другими словами, ученики не видят в изучаемом материале личностно значимой информации для себя. В математике это особенно ярко выражено в ходе обучения решению текстовых задач. А ведь именно умение решать задачи является основным показателем уровня математического развития. На рисунке 1 приведены результаты выполнения учащимися таких заданий в одной из контрольных работ. Из данных диаграммы видим, что почти половина учеников 5 класса не может успешно справиться с задачей. В связи с этим было принято решение внести изменение в традиционную методику обучения решению текстовых задач.

   Размышления над имеющейся проблемой и изучение литературы по психологии школьников привели к идее о том, чтобы:

  • во-первых, через самостоятельное составление текстовых задач учащимися научить их решать такие задачи;
  • во-вторых, через включение полученных задач в последующие уроки повысить интерес учеников к предмету в целом.

Обычно умение конструировать задачи являлось некой проверкой того, насколько качественно усвоен материал изучаемой темы. В данном же случае предполагалось дать задание такого рода сразу после изучения нового материала, до того, как учащиеся отработают полученные знания, умения и навыки в ходе работы над задачами из учебника. В этом заключалось новшество идеи. Ниже будет представлено краткое описание проделанной совместной работы учителя и его учеников 5 класса в ходе изучения темы «Решение текстовых задач на нахождение скорости, времени или расстояния при движении объектов навстречу и в противоположных направлениях (далее – «Решение задач на движение»).


image-20230502170255-4.pngimage-20230502170329-5.png
Рисунок 1. Процентное соотношение между учениками 5 класса по итогам решения текстовой задачи в контрольной работеРисунок 2. Процентное соотношение между учениками 5 класса по итогам решения текстовых задач на движение в контрольной работе

     В начале изучения темы «Решение задач на движение» в рамках урока с учащимися был пройден теоретический материал (величины: скорость, время, расстояние; единицы измерения этих величин; формула, связывающая скорость, время и расстояние; рассмотрены различные случаи движения объектов: навстречу друг другу, в противоположных направлениях). Далее решались задачи, по одной для каждого случая движения. В качестве домашнего задания ученикам было предложено не традиционное выполнение задач из учебника, а самостоятельное их составление и решение. Учащимся требовалось придумать условие задачи, определить искомую величину, выбрать для данных величин соответствующие значения, представить своё решение полученной задачи. При этом школьникам было сообщено, что их домашние работы не просто будут оценены учителем, а потом будут применены для последующих уроков. Например, составленные задачи будут предлагаться для решения одноклассникам, а также будут включены в самостоятельную работу по теме «Решение задач на движение». Это вызвало живой, неподдельный интерес у обучающихся. С урока дети ушли воодушевленные разговорами и предположениями о том, кому чья задача достанется для решения, кто составит самую сложную задачу, кто сможет решить любую из задач, составленную одноклассниками. Самостоятельное составление задач учащимися стало первым этапом в проводимой работе.

     Следует сразу отметить, что на первом этапе учениками было допущено большое количество логических ошибок, связанных в первую очередь с небрежной работой с единицами измерения. Невдумчиво наделяя величины теми или иными значениями, дети получали улиток, двигающихся со скоростью автомобиля, или велосипедистов, разгоняющихся до первой космической скорости. Проверка учителем работ учащихся и обсуждение с ними полученных недостоверных фактов стали вторым этапом на пути к поставленной цели. На следующем третьем этапе обучающиеся самостоятельно корректировали свои задачи. Они вносили поправки в значения данных величин или работали с другими единицами измерения, чтобы придать условию задачи реалистичность. Затем учителем снова проверялись полученные тексты задач (четвертый этап). Оглядываясь назад, можно предположить, что при проведении с обучающимися подготовительной работы по конструированию задач возможно было избежать многих их ошибок. Но был бы тогда достигнут тот результат, который планировался? Не была бы уменьшена в таком случае доля самостоятельности учащихся при выполнении поставленного задания?

     На заключительном пятом этапе пятиклассники в ходе выполнения самостоятельной работы решали задачи, составленные одноклассниками. В том случае, когда ученики не справлялись с работой, они приглашались на дополнительные занятия, где снова работали с такими заданиями. Следует заметить, что никому из учащихся не пришлось приходить решать задачи на движение более трёх раз. Все успешно усвоили изучаемую тему. И как итог, обучающиеся прекрасно справились с текстовыми задачами на контрольной работе, в которую были включены два типа задач. Одна – на встречное движение, другая – на движение в противоположные стороны. Некоторыми из ребят были допущены вычислительные ошибки, но в подавляющем большинстве общий ход рассуждения при решении был верным. На рисунке 2 приведены результаты того, как ученики справились с решением задач на движение в контрольной работе.

     Таким образом, идея о том, что наличие в ходе образовательного процесса личностно значимой информации для учащихся повысит их мотивацию к обучению, подтвердилась на практике. Работа над составлением собственной задачи дала возможность учащимся по-другому посмотреть на изучаемый материал, более глубоко погрузиться в него. А исправление своих ошибок, допущенных при конструировании задач, сделало их более внимательными, вдумчивыми и рассудительными. Знание того, что составленная задача будет не только оценена учителем, но и иметь ценность для обучения в целом, побудила учеников более ответственно подойти к выполнению поставленного задания. Полученный положительный опыт позволил применить методику обучения решению текстовых задач при помощи их составления и при изучении других типов задач.


     Список литературы:

  1.  Дубровина И.В., Акимова М.К., Борисова Е.М. и др.; под ред. Дубровиной И.В. Рабочая книга школьного психолога. – М.: Просвещение, 1991.
  2. Куприянова М. А. Составление математических задач как инструмент развития универсальных учебных действий на уроках математики основной школы [Текст] /М.А. Куприянова // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. – 2012. – №150. – С.207-211.
  3. Фридман Л.М., Кулагина И.Ю. Психологический справочник учителя. – М.: Просвещение, 1991.
  4. Шквыря Е. Л. Конструирование задач как фактор формирования математической компетентности учащихся 5-6 классов [Текст] / Е.Л. Шквыря // Омский научный вестник. – 2009. – №2. – С. 200-202. 
Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.