12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Байтерякова Альбина Фаритовна571
Россия, Московская обл., Орехово-Зуево
Материал размещён в группе «Учитель истории и обществознания. »

Обучение в сотрудничестве

В настоящее время современные технологии и информационные возможности способствуют разъединению общества, что отражается и на детских коллективах. Часто в школе на переменах мы наблюдаем картину, когда учащиеся вместо прямого непосредственного общения, отдают предпочтение таким средствам коммуникаций, как телефоны. Телефон становится другом, средством общения, источником знаний. Но общение с телефоном, это не есть общение с человеком. Общение с себе подобными требует знаний, умений и опыта.

Общество – это коллектив, где существуют определенные правила и требования взаимодействия людей друг с другом. Требуются годы для того, чтобы усвоить науку сотрудничества. И школа, понимая особенности современного общества, старается привить подрастающему поколению те навыки, которые поспособствуют становлению полноценной личности и интеграции ее в человеческое сообщество.

Одним из важных элементов образования и воспитания является обучение в сотрудничестве. Сотрудничество – это совместная деятельность (труд), в основе которой находится действие, направленное на получение определенного результата. Совместная деятельность подразумевает под собой вид активности, направленный на преобразование мира, участие в котором принимают несколько человек. Деятельность дает возможность развиваться, требуя определения цели, поиска методов и средств, участия в процессе и достижения результата. Но для того, чтобы она возникла необходим мотив, то, что подтолкнуло бы учащегося или учащихся к совершению действий.

Одним из рычагов мотивации являются учебные задачи, поставленные учителем на уроке. Существует большое количество различных технологий, применяемых в образовательном процессе. Технология обучения в сотрудничестве – технология, целью которой является создание условий для учебного взаимодействия некоторого количества школьников при совместном усвоении учебного материала. Эта технология дает возможность активной совместной учебной деятельности учащихся в разных учебных ситуациях, что приводит к развитию у учащихся способности усвоения нового знания при помощи поисковой, групповой или коллективной деятельности. Кроме всего прочего, обучение в сотрудничестве способствует развитию чувства товарищества и взаимопомощи, воспитанию ответственности за результат коллективной работы, умению актуализировать полученные знания и опыт, используя их в других видах деятельности.

Поисковая деятельность, используемая при обучении в сотрудничестве, способствует получению новых знаний, использованию как самостоятельных, так и коллективных способов решения задач, приобщению к опыту других учащихся. Монотонная речь учителя, с предоставлением готовой информации, заменяется активной работой учащихся по решению поставленной задачи.

Далее рассмотрим варианты применения технологии обучения в сотрудничестве на примере учебного занятия по истории России «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве»:

1) проверка домашнего задания:

- учитель делит класс на пять команд;

- каждой команде предоставляется определенная тема, связанная с домашним заданием, по которой нужно составить три вопроса в тестовом формате (названия тем: 1. Последствия Смуты. 2. Сельское хозяйство и землевладение. 3. Развитие ремесла и первые мануфактуры. 4. Торговля. 5. Деньги и денежная реформа.);

- команды обмениваются тестовыми заданиями и приступают к их решению;

- проверка результатов: отвечающая команда зачитывает вопрос и ответ, проверяющая команда (составитель заданий) внимательно слушает ответы;

- учитель фиксирует правильные и неправильные ответы, которые оцениваются баллами.

2) изучение нового материала (названия пунктов: 1. Первые правители династии Романовых. 2. Земский собор и Боярская дума. 3. Приказы. 4. Местное управление. 5. Законы. Соборное уложение 1649 г.):

- каждая команда работает с одной из тем, изучает ее по учебнику и составляет по ней интеллект-карту;

- команда распределяет между собой информацию (по 2-3 предложения), с которой должен выступить каждый участник, опираясь во время своего выступления на интеллект-карту;

- после выступления команды, представители других команд задают вопросы, за правильный ответ команда получает балл;

- каждая команда отдает свой голос понравившейся команде, комментируя свое решение, что также оценивается одним баллом1.

Данный пример иллюстрирует как групповую, так и индивидуальную работу. Поиск информации, ее анализ и составление продукта – в группе, предоставление информации - индивидуально при поддержке команды. Продуктом обучения в сотрудничестве стали интеллект-карты и знания, полученные в ходе этой деятельности.

Обучение в сотрудничестве позволяет учителю создать на занятии творческую атмосферу, где учащиеся вовлечены в активный учебный процесс, приобщающий их к новым знаниям, взаимодействию и социализации.


 


 

1 Байтерякова А.Ф. Конспект урока по истории России «Россия при первых Романовых: перемены в государственном устройстве», 7 класс // URL: https://урок.рф/library/konspekt_po_istorii_rossii_7_klass_rossiya_pri_per_153457.html / (дата обращения 24.07.2023)

Опубликовано в группе «Учитель истории и обществознания. »


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.