12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Якушенко Эмма Владимировна29



УЧРЕДИТЕЛЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ШКОЛА №1»





ОТКРЫТЫЙ УРОК ПО ЦВЕТОВЕДЕНИЮ


ТЕМА : ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. В МИРЕ ЦВЕТА И ОТТЕНКОВ.





Якушенко Эмма Владимировна

(Преподаватель

МБУДО ДХШ №1)


г. Ангарск

2023 г



План – конспект урока с использованием игровой технологии по учебному предмету «Живопись»


ТЕМА : ЦВЕТОВЕДЕНИЕ. В МИРЕ ЦВЕТА И ОТТЕНКОВ.

Преподаватель МБУ ДО ДХШ № 1 Якушенко Э.В.

Общее количество часов : 4

Составлен в соответствии с учебной программой ДООП « Развитие творческого потенциала детей средствами изобразительного искусства», разработанной в МБУДО ДХШ №1г. Ангарска. Он предназначен для учащихся подготовительного класса ДХШ. Возраст учащихся 11 лет.

Дата проведения: 17.02.2023


ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

ЦЕЛИ:

Образовательные:

углубить ранее полученные знания по теме "Основы цветоведения";

познакомить с хроматическими цветами, цветовым кругом, основными цветами, составными (производными) цветами. Знакомство с понятием темного и светлого колорита;

сформировать у обучающихся прочные практические знания о свойствах цвета, научиться получать новые цвета путём смешивания других цветов;

обобщить материал как систему знаний.

Развивающие:

развивать познавательный интерес;

развивать умение объяснять, анализировать, сравнивать.

Воспитательные:

воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего;

создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности.

развивать коммуникативные навыки при работе в малых группах.



Задачи:  познакомить детей с основными и составными цветами, принципами смешения цветов, изучение основных понятий цветоведения: основных и дополнительных цветов, контрастных цветов, светлоты, насыщенности, теплохолодности.

 Выполнить упражнение на листе бумаги мазками, смешивая на палитре зеленый цвет с холодными и теплыми красками, получая темные, холодные и светлые , теплые оттенки цвета. Передать тень и свет в изображаемом обьекте с помощью оттенков зеленого цвета.


Задачей в упражнении – игре является получение как можно большего количества оттенков зеленого цвета и применение их в работе. В каждой игре есть свои правила. В нашей игре одно правило: не пользоваться готовыми красками из баночек, все оттенки зеленого цвета, нам нужно получить путем смешивания.

Эта игра поможет ученику выучить основные цвета, а также лучше различать оттенки одного цвета.


Материалы и оборудование


Для преподавателя:

методические таблицы,

постановка,

репродукции картин,

образцы работ учащихся.

Для учеников:

бумага (формат А3),

карандаш,

ластик,

краски гуашь

кисть,

палитра.


Занятие проводится в классе с хорошим освещением, оснащенном мольбертами, планшетами, стульями.


Тип урока: урок ознакомления с новым материалом

Вид урока: по форме проведения: комбинированный, с элементами игры.

Форма организации деятельности обучающихся: индивидуальная, групповая.


План урока.


1. Организационный момент, проверка готовности к уроку.

2. Ознакомление с темой урока.

3. Передача основных знаний по теме: основные и дополнительные цвета. Постановка учебной задачи. Беседа о природе света и цвета. Основные свойства цвета.

5. Практическая работа.

6. Подведение итогов урока.




Ход урока:


Организационный момент. Приветствие. Подготовка рабочего места.


Ознакомление с темой урока. С целью стимулирования интереса учащихся к теме занятия, проводится краткая беседа об изучении основных понятий цветоведения: основных и дополнительных цветов, контрастных цветов, светлоты, насыщенности, теплохолодности.



Передача основных знаний по теме.

Цветовая гамма - это ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета,

используемых при создании художественных произведений. Выделяют

теплую, холодную и смешанную гаммы.

Холодная цветовая гамма. Это гамма, полученная путем использования

цветов с холодным оттенком.

Теплая цветовая гамма. Это гамма полученная путем использования цветов с

теплым оттенком.

Смешанная или нейтральная цветовая гамма (мы объединили эти два

понятия). Это равновесие в композиции теплых и холодных (смешанная) или

отсутствие теплых и холодных (нейтральная) оттенков. Важно, чтобы не

происходило перевешивания холодных или теплых оттенков.


Содержание занятия.


Организационный момент, проверка готовности к уроку.

Тема занятия: «Цветоведение. В мире цвета и оттенков».


     Изучение цвета на начальной ступени художественного образования является важной составляющей всей системы подготовки будущего художника. Развитие навыков цветового восприятия у обучающихся, умений пользоваться цветом как средством художественного выражения, являются основой формирования творческой деятельности.

    Понимание цвета как выразительного средства композиции отличается от опыта восприятия цвета в повседневной жизни, поэтому обучающие должны научиться осознанно применять теоретические знания по цветоведению в практической работе над живописным и декоративным изображением. Основы цветоведения изучают с первых уроков на занятиях живописи и композиции, знакомясь с цветовым кругом, выполняя различные упражнения по смешиванию цветов, которые в основном выполняются в виде таблиц. Одним из интересных и полезных упражнений, является упражнение – игра «Зелёный кактус». Необходимо настроить детей, чтобы они отнеслись к его выполнению, как к игре!

      В живописи, основные цвета (красный, желтый и синий, первичные цвета) – условно выбранные, «базисные» цвета, при смешении которых в разных пропорциях можно получить все остальные цвета и оттенки.

Встречающиеся в природе цвета разделяют на ахроматические и хроматические.

     Ахроматические цвета (т.е.бесцветные) – белый, серый, чёрный, отличаются друг от друга только тоном, они отражают разное количество падающего на них света.

    Хроматические цвета – это те цвета и их оттенки, которые мы различаем в спектре(желтый, оранжевый, красный, синий, голубой, фиолетовый, зелёный) т.е. все цвета, кроме белого, серого, чёрного, отличаются по цветовому и тоновому признаку.


Практическая работа.


Для того, что бы учащимся было проще выполнять задание им

предлагается выполнить цветовую композицию – упражнение.

Так как мы будем рисовать реально существующее в природе обьект - кактус посмотрим картинки с разными видами кактусов. Рассмотрим что находится вокруг него, какие растения, какая цветовая гамма.

Игра « Цвета и их оттенки»

    Когда рисунок готов, приступаем к самому главному. Нам нужно получить много оттенков зеленого цвета. Сей час, мы их смешаем. Для того, чтобы получить простой зеленый цвет, мы на палитре в равных пропорциях смешиваем синюю и желтую краски. Чтобы смешать желто-зеленый цвет, то желтой краски берем больше. Если нам нужно смешать сине-зеленый цвет, то больше добавляем синего цвета. А если нам нужен болотный цвет, или цвет пожухлой травы, то нам нужно будет добавить к зеленому немного красного или оранжевого цвета. На палитре смешайте несколько таких оттенков.

    Для того чтобы увеличить палитру оттенков зеленого цвета, нам нужно будет добавить в полученные оттенки белила. Цвета получатся светлее и нежнее. Добавляя черный цвет в изначально полученные цвета, мы получим темные, приглушенные оттенки зеленого цвета. В итоге у нас получается большое количество оттенков зеленого цвета. Эту палитру можно расширять до бесконечности.

    Пока учащиеся выполняют цветовое упражнение , осуществляю контроль за их работой, указываю на ошибки, совместно с детьми нахожу способы их исправления. Обращаю внимание детей на то, что цельно и гармонично.

    Для начала делаем эскиз находим оттенки зеленого цвета. Далее учащиеся выполняют рисунок кактуса в цветочном горшке на чистовом формате. Всю форму кактуса разрисовываем простым карандашом на плоскости – полосы в разных направлениях, по вертикали, горизонтали, диагонали.


   Начинаем закрашивать полосы темными оттенками зеленого цвета с теневой части предмета. Смешиваем зеленый цвет с темными , холодными красками. Постепенно переходим к световой части. Свет теплее и светлее. Смешиваем зеленый цвет с теплыми красками и с белилами. Затем закрашиваем цветочный горшок оттенками коричневого цвета. Дорисовываем детали - колючки, цветы).

Индивидуальная работа с детьми проводится на протяжении всего урока.


Упражнение выполняется на ф А4 гуашью, рисунок кактуса на ф А3 гуашью. Время -4 часа.


Подведение итогов урока.

    Когда работы закончены, выставляем их в ряд на мольбертах, проводим совместный анализ рисунков. Учащиеся отмечают лучшие работы и определяют, почему именно они оказались наиболее удачными. Определяют достоинства и недостатки своих работ. Провожу итоговый анализ работ и завершаю занятие.


Заключение

    Значение цвета в жизни человека велико и многообразно. Все, что мы видим, мы видим при помощи цвета и благодаря цвету. Прекрасный дар природы – способность человека видеть мир, расцвеченный всеми цветами радуги. Люди так привыкли к этому чуду, что не удивляются ему. Более того, склонны считать цвет объективным свойством самих предметов.

    Цвет, цветовые сочетания красок – это важнейшие художественно-выразительные средства живописи, которые формируют духовную культуру личности, обеспечивают приобщение к общечеловеческим ценностям, нравственно-эстетическую отзывчивость на прекрасное и безобразное в жизни и в искусстве. Живопись – искусство цвета и главным средством выразительности в живописи является цвет. Он способен вызывать различные ассоциации, усиливать эмоциональность изображения. С помощью цвета, цветовых сочетаний, гармонии холодных и теплых цветов художник передает самые разнообразные чувства и настроения: радость, грусть, нежность, тревогу, ожидание. Язык цвета младшие школьники познают на уроках по цветоведению.

    Изучение основ цветоведения дает обучающимся возможность познавать окружающую действительность, развивает у них наблюдательность, воспитывает разносторонне образованного члена общества. Развивая и умственно, и эстетически, живопись приучает внимательно наблюдать и анализировать предметы, развивает пространственное мышление, способствует познанию красоты природы.

   Занятия по обучению цветоведению ставят перед учителем целый ряд задач, которые углубляют и обогащают представление обучаемых об окружающей действительности. Для осуществления учебно-воспитательных задач педагогу необходимо придерживаться определенной системы и использовать разнообразную методику работы с учениками,творческое отношение к занятиям, находчивость и мастерство. Кроме того, для достижения успеха в работе, учителю необходимо хорошо знать, какой объём знаний и навыков может усвоить ученик в том или ином возрасте, и в связи с этим продуманно строить методику работы с детьми.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1. Миронова, Л. Цветоведение / Л. Миронова. — Минск : Выш. шк., 1984.

2. Миронова, Л. Цвет в изобразительном искусстве / Л. Миронова. — Минск :

Беларусь, 2002.

3. Иттен, И. Искусство цвета / И. Иттен. — М. : издатель Аронов, 2001.

4. Бер, У. Все тайны цвета / У. Бер. — Ростов-на-Дону : Феникс, 1997.

5. Люшер, М. Цветовой тест Люшера / М. Люшер. — М. : АСТ, СПб. : Сова,

2005.

6. Драгунский, В. Цветовой личностный тест / В. Драгунский. — Минск :

Харвест, 1999.

7. Леонардо да Винчи. Суждение о науке и искусстве. — СПб. : Азбука-

классика, 2006.

8. Кандинский, В. О духовном в искусстве. / В. Кандинский. — М., 1911.

9. Раппопорт, С. От художника к зрителю. Проблемы художественого

творчества / С. Раппопорт. — М. : Советский художник, 1978.

10. Мастера искусства об искусстве. — М. : Искусство, 1966.

11. Кузин, В. Психология / В. Кузин. — М. : Агар, 1997.

12. Фетисов, И. Западноевропейская живопись 20 века / И. Фетисов. — М. :

Изобразительное искусство, 1998.

13. Кантор, А. Изобразительное искусство 20 века / А. Кантор. — М. :

Искусство, 1973.

14. Альфонсов, В. Слова и краски / В. Альфонсов. — СПб. : САГА, Азбука-

классика, Наука, 2006.

15. Марков, П. Об акварели или живописи водяными красками / П. Марков.

М. : Московская государственная школа акварели С. Андрияки, 2001.

16. Психология художественного творчества. — Минск : Харвест, 1999.


Примеры работ. Упражнения.

​​​​​​​t1678874895aa.jpg


t1678874895ab.jpg


t1678874895ac.jpg

Итоговая работа.


t1678874895ad.jpgt1678874895ae.jpg


t1678874895af.jpgt1678874895ag.jpg


t1678874895ah.jpg

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.