12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Санникова Лариса Германовна59


Программа тематического модульного курса



«Память о Холокосте – путь к толерантности»




Автор: Санникова Л.Г.

Введение

Проблема национальной нетерпимости в нашем обществе достаточна актуальна. Исследования показывают, что мнение значительной части молодых людей по поводу равенства наций противоречиво, и их сознанием легко могут манипулировать экстремистские организации. Несмотря на то, что ценность человеческой жизни, достоинства личности, готовность выполнять законы в нашем обществе возросла, большая часть молодежи по-прежнему не готова к активной роли в ситуации, требующей выбора, если их точка зрения окажется в меньшинстве.

Изучение истории Холокоста, одной из самых трагических и поучительных страниц истории Второй мировой войны может стать наиболее доступным и действенным способом осмысления данной проблемы. Необходимо сохранить историю Катастрофы в коллективной памяти, как противоядие от повторения эпидемии деления людей и народов на плохих и хороших, по месту рождения, вере или национальности.

Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. Организация Объединённых Наций уделяла и уделяет много времени просветительской деятельности, не позволяя миру забыть те события, которые произошли в ходе Второй мировой войны. В 2005 году Генассамблея ООН приняла программу под названием «Холокост и ООН», предусматривающую поощрение разработки образовательных программ по теме Холокоста с целью рассказать людям, что именно происходило в то время.

Как один из возможных вариантов проведения занятий по материалам истории Холокоста, ниже приводится программа тематического модульного курса «Память о Холокосте – путь к толерантности».


Пояснительная записка

Предлагаем программу тематического модульного курса «Память о Холокосте – путь к толерантности».

Актуальность темы определяется состоянием совре­менного мира, для которого характерны возрождение идей нацизма во многих странах.

В этой связи воспитание толерантной личности является одной из важнейших задач современной системы образования и вопрос изучения истории Холокоста обретает особую актуальность и значимость.

Известный историк и философ И. Бауэр точно сформулировал задачу усвоения знаний о Холокосте. Это необходимо, чтобы мы и наши дети никогда не стали жертвами, никогда не стали палачами, никогда не стали равнодушными наблюдателями чужой трагедии.

Важный довод в пользу изучения Холокоста – необ­ходимость избежать в будущем нарушения прав чело­века на расовой, религиозной, этнической почве.

При изучении темы акцент делается на межпред­метные связи: история, литература, право, музыка, изобразительное искусство, что позволяет использо­вать материалы курса разными учителями-предмет­никами.

Содержание курса включает в себя знакомство с документами о Холокосте, художественными про­изведениями, кино и фотодокументами, что позволяет осознать трагедию наций, подвергшихся геноциду в годы Второй мировой войны через призму человече­ских переживаний.

Цель: формирование толерантного сознания у обучающихся на примере истории Холокоста.

Задачи:

Образовательные: 1. Способствовать формированию знаний о трагедии еврейского народа – Холокосте, имевшем место в годы Второй мировой войны.

2. Дать представление о геноциде народов на территории СССР.

3. Познакомить обучающихся с литературными произведениями (в том числе документальными) о Холокосте, созданными во время геноцида и позже.

Развивающие: 1. Способствовать расширению кругозора обучающихся, развитию их познавательной активности.

2. Способствовать приобщению обучающихся к научно – исследовательской, поисковой деятельности.

Воспитательные: 1. Формировать общечеловеческие ценности: доброту, милосердие, сострадание, гуманность.

Воспитать у обучающихся стремление противостоять насилию и жестокости в современном мире.

Обучить толерантному поведению с людьми разных наций, расс, вероисповеданий.

Программа рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).

В результате изучения курса «Память о Холокосте – путь к толерантности» обучающиеся:

-должны получить представление о сущности, причинах и уроках Холокоста;

-осознавать, что современный мир населѐн различными людьми, отличающимися расой, национальностью, вероисповеданием, поэтому нам необходима толерантность;

- должны знать значение терминов: Холокост, фашизм, неофашизм, геноцид, гетто, антисемитизм , шовинизм, юдофобия, национализм, толерантность.

Форма учебной работы.

Лекции, семинары, практические занятия, проектная и исследовательская деятельность обучающихся, в том числе с использованием информационно - коммуникационных технологий. В ходе изучения курса совершенствуются умения и навыки работы с текстом, анализ фото и кинодокументов. Каждый обучающийся должен подготовить творческую работу (сочинение, реферат, эссе, доклад) или выполнить зачѐтную работу по изученному материалу

Тематическое планирование

Название раздела, темы

Кол-во час

Основные виды учебной деятельности обучающихся


Раздел 1. Характеристика понятия, причин, отличительных черт Холокоста.

3

Дать представление об этимологии термина «Холокост». Раскрыть причины Холокоста – масштабного и беспрецедентного уничтожения людей в годы Второй мировой войны. Охарактеризовать отличительные черты Холокоста.

1

Что такое Холокост?

1


2

Почему Холокост стал возможен?

1


3

Отличительные черты Холокоста.

1



Раздел 2. Политика государственного антисемитизма в Германии в 1933 – 1940 гг.

4

Способствовать формированию у обучающихся чувства гражданской ответственности через критическое осмысление таких явлений истории как репрессивная политика фашистской Германии.

Развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию.

4

Бойкот еврейских магазинов

1


5

Принятие Нюрнбергских законов.

1


6

«Хрустальная ночь».

1


7

Создание первых концлагерей.

1



Раздел 3. Этапы «окончательного решения » еврейского вопроса

4

Охарактеризовать этапы «окончательного решения » еврейского вопроса.

Развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию.

Учимся преодолевать эмоциональные конфликты, которые возникают при столкновении различных точек зрения и ценностных ориентаций.

8

Начало Второй мировой войны. Захват Польши Германией.

1


9

Первые гетто на оккупированной нацистами территории. Создание концлагеря Аушвиц (Освенцим). Лагеря смерти Хелмно, Собибор, Майданек, Треблинка, Белжец

1


10

План «Ост». Нападение Германии на СССР.

1


11

Ванзейская конференция. Восстания в гетто. Праведники мира.

1



Раздел 4. Нацистский оккупационный режим на территории СССР.

5

Развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию.

Учимся преодолевать эмоциональные конфликты, которые возникают при столкновении различных точек зрения и ценностных ориентаций.

12

Реализация плана «Ост» на оккупированной территории СССР.

1


13

Особенности Холокоста на территории СССР.

1


14

Особенности положения еврейского населения. Погромы. Организация гетто.

1


15

Бабий Яр.

1


16

Действия айнзацгрупп.

Создание Еврейского Антифашистского комитета в СССР

1



Раздел 5. Работа с историческими источниками.

7

Развивать навыки работы с историческими источниками, умение их анализировать, делать выводы. Способствовать формированию у обучающихся навыков научно – исследовательской, поисковой деятельности.


Раздел 5.1. Правовые документы.

2


17

Всеобщая декларация прав человека: Статьи 1, 2, 3.



18

Конституция РФ: Статьи 17, 19, 20–22, 35.




Раздел 5.2. Документальные свидетельства о Холокосте.

5


19

В. Умани. Воспоминания Мани Файнгольц, 1944 г.

1


20

Анализ дневника Анны Франк.

1


21

Из дневника 16-летнего школьника Романа Кравченко (г. Кременец, 1942 г.).

1


22

Ирена Луски. В минуту правды. Страницы из дневника.

1


23

Аврам Тори. Гетто – изо дня в день. Дневник и сборник документов из Каунасского гетто

1



Раздел 6. Холокост в искусстве.

5

Познакомить обучающихся с литературными произведениями (в том числе документальными) о Холокосте, созданными во время геноцида и позже.

Сформировать художественное осмысление Холокоста в литературе, кинематографе, музыке, изобразительном искусстве. Знать выдающихся деятелей искусства, внесших достойный вклад в изучение темы «Холокост в искусстве»

24

Тема Холокоста в художественной литературе.

1


25

Тема Холокоста в поэзии.

1


26

Тема Холокоста в живописи.

1


27

Тема Холокоста в кинематографе.

1


28

«Песни гетто».

1



Раздел 7. Память о Холокосте.

3

Развивать умения размышлять в контексте изучаемой общественно – политической темы, анализировать, сравнивать, делать собственные выводы, вести дискуссию.

Учимся преодолевать эмоциональные конфликты, которые возникают при столкновении различных точек зрения и ценностных ориентаций.

29

Преступление без срока давности. Нюрнбергский процесс.

1


30

Институт ЯД - ВАШЕМ в Иерусалиме.



31

Международная акция «У каждого человека есть Имя».




Раздел 8. Уроки Холокоста – путь к толерантности.

3

Показать опасность крайних форм проявления и возрождения фашизма в современном мире.

Ввести и закрепить определение термина “толерантность”, углубить понимание его значения.

Развивать критическое мышление, навыки групповой работы, умение вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Формировать у обучающихся толерантность мышления, уважение к своим правам и правам других людей.

Сформировать представление о толерантном отношении.

32

Российский Центр и Фонд «Холокост» и борьба за выход из забвения истории Катастрофы и подвига Сопротивления.

1


33

Деятельность музея « Зеркало истории » по изучению истории Холокоста и воспитанию толерантного сознания молодежи.



34

Итоговый урок по теме «Память о Холокосте – путь к толерантности»

1

Творческая работа (сочинение, реферат, эссе, доклад) или выполнить зачѐтную работу по изученному материалу.



Заключение

История Второй мировой и Великой Отечественной войны – это не только «страницы доблести и славы», но и общечеловеческая трагедия, страдания миллионов людей, огромное количество жертв среди мирного населения. Без раскрытия этих сторон войны невозможно создать у современной молодежи представления о грандиозном столкновении сил «добра» и «зла» в мире в середине ХХ века. Тема Холокоста выступает как составная часть исторического материала, помогающего более объемно представить картину войны и геноцида, осуществлявшегося нацистами. Зачем нужны уроки, посвященные трагедии народа, обреченного на уничтожение? Школьный возраст – важнейший период в развитии человека. Школьник активно включается во взрослую жизнь, формирует свою идентичность, осваивает различные социальные роли. Его глобальная жизненная ориентация зависит от того, как он будет относиться к миру в целом, к себе и другим в этом мире. Позиция терпимости и доверия – это основа для осуществления выбора будущих поколений в пользу мира, а не войны, мирного сосуществования человечества, а не конфликтов. Укоренение в школе духа толерантности, формирование отношения к ней как к важнейшей ценности общества – значимый вклад школьного образования в развитие культуры мира на Земле. Многие преподаватели предпочитают не касаться этой темы из-за её многогранности и сложности. Учителю часто не хватает часов, чтобы рассказать о человеке на войне, о его страданиях, о том, как война ломает жизнь и судьбы людей, как нелегко остаться личностью в экстремальных ситуациях. Именно поэтому изучение данной темы предложено в рамках программы тематического модульного курса.


Литература


Альтман, И.А., Гербер А.Е., Полторак Д.И. История Холокоста на территории СССР.[Текст]: учебное пособие / И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак. – М.: Фонд «Холокост», 2001. – 80 с.: ил. – (Российская б-ка Холокоста).

Гроссман, В. Жизнь и судьба. [Текст] / Сост. В. Гроссман. – М.: Книжная палата, 1990. – 235с.

Гутман И., Галиль Н. Катастрофа и память о ней. [Текст] / Сост. И. Гутман, Н. Галиль. – Иерусалим: Яд Ваше, 2007. – 105с.

Документы обвиняют. Холокост: свидетельства Красной Армии [Текст] / Сост. Ф. Д. Свердлов. – М.: 1996. – (Российская б-ка Холокоста) – 95с.

Кертес, И. Без судьбы. [Текст] / Сост. И. Кертес – М.: Текст: Еврейское слово, 2007. – 137с.

Кузнецов, А. Бабий Яр. [Текст] / Сост. А. Кузнецов.– М.: Молодая гвардия 1989. – 189с.

Леви, П. Человек ли это? [Текст] / Сост. П. Леви – М.: Текст; Журнал «Дружба народов», 2001. – (Крик). С. 15 – 21.

Михман, Д. Катастрофа европейского еврейства. [Текст] / Сост. Д. Михман. – Открытый университет. Израиль. – Тель-Авив: Изд-во Открытого университета, 1995 (переиздавалось). – 207с.

Немецкие нацистские лагеря на оккупированных землях Польши во время II мировой войны [Текст] / Министерство Иностранных дел Республики Польша. – (Страницы истории Польши). – 157с.

Освенцим глазами СС. [Текст] – Варшава: Интерпресс, 1991. – 102с. Передайте об этом детям вашим… История Холокоста в Европе. 1933–1945. [Текст] / Сост. С. Брухфельд, П.А. Левин. – М.: 2001. – 235с.

Петренко, В. До и после Освенцима. [Текст] / Сост. В. Петренко – М.: Фонд «Холокост», 2000. – 160 с.; 20 ил. – (Российская б-ка Холокоста).

Погожев, А. А., Стенькин П. А. Побег из Освенцима. Остаться в живых. [Текст] /Сост. А.А. Погожев, П. А. Стенькин. – М.: Яуза, Эксмо, 2005. – 288 с. – (Война и мы. Солдатские дневники).

Преподавание темы Холокоста в XXI веке. [Текст] – М.: Фонд «Холокост», 2000. – 109с.

Приставкин, А. Ночевала тучка золотая. [Текст] / Сост. А. Приставин. – М.: АСБ, 2006. – 149с.

Распутин, В. Прощание с Матерой. [Текст] / Сост. В. Распутин. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 197с.

Рыбаков, А. Тяжелый песок. [Текст] / Сост. А. Рыбаков. – М.: Советский писатель, 1979. – 285с.

Фрид, Х. Осколки одной жизни: Дорога в Освенцим и обратно. [Текст] / Сост. Х. Фрид. – М.: Рудомино, 1999. – 178с.

Черная книга. [Текст] /Сост. В. Гроссман, И. Эренбург. – Иерусалим, 1980. – 115с.

Юдковски, Н. Реквием двум семействам. [Текст] / Сост. Н. Юдковски – М.: Э.РА, 2002. – 152с.

Интернет ресурсы

Аушвиц-альбом на сайте Мемориала «Яд Вашем» [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

www1.yadvashem.org/exhibitions/album_auschwitz/home_ auschwitz_album.html

Аушвиц через линзу СС: фото, сделанные нацистами в лагере

(с сайта Мемориального музея Холокоста в США) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. ushmm.org/museum/exhibit/online/ssalbum/?content=2

Государственный музей Освенцима-Биркенау [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www. auschwitz.org.pl

Дом Анны Франк [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www.annefrank.org http ://www. museumoftolerance.com


Мемориальный музей Холокоста США [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ushmm. org/museum/exhibit/focus/russian/

Мемориал «Яд Вашем», Иерусалим [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

http://www. yadvashem.org/hp_rus.htm

Немецко-фашистский концлагерь Освенцим. Фотолента работ советских фронтовых фотографов [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

9may.ru/galery/ m5138/gallery/page0

Официальный сайт Центра и Фонда «Холокост» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.holocf.ru

Просветительская программа «Холокост и ООН» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http:// www.un.org/holocaustremembrance

Раздел официального сайта ООН, посвященный Международному дню памяти жертв Холокоста [Электронный ресурс]. – Режим доступа:

www.un.org/ russian/holocaustremembrance /





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.