12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Кирпиченко Екатерина Владимировна56
Россия, Хакасия респ., Абакан

Педагогические условия использования ИКТ

в воспитательном процессе

Опр. Информационная коммуникативная технология – система научных и инженерных знаний, а также методов и средств, которая используется для создания, сбора, передачи, хранения и обработки информации в предметной области.

Опр. Информационная технология обучения – педагогическая технология, изучающая специальные способы, программные и технические средства (кино, аудио- и видеосредства, компьютеры, телекоммуникационные сети) для работы с информацией.


Процесс распространения воспитательной инновации не есть поток, плавно набирающий силу. На пути такого потока водовороты, мели, засушливые времена, дожди... Но как в любом неравномерном процессе есть узловые моменты, определяющие, что происходит с нововведением на данном отрезке времени. Таких моментов можно выделить три.

ИКТ стала известной, публичной, открылся путь к нововведению.

На этом этапе большую роль играют личностные особенности авторов и пропагандистов. Оказываются значимыми информация о ее сути, ее идеях, о технологии как определенной цепочке действий, эмоциональная окраска, ее оценка.

2) ИКТ становится предметом обучения и первоначального освоения. Для нашей школы решающим стало обучение педагогов по программе Intel «Обучение для будущего». 90% педагогов прошли эту подготовку, но далеко еще не все приняли ее как руководство к действию.

3) Суть третьего этапа – запуск и поддержание процессов применения ИКТ, как воспитательной технологии. Теперь на первый план выступает социальный заказ на новшество, реализующийся через материальную, финансовую, правовую, информационную поддержку применения ИКТ.

В целом можно отметить, что идея использования ИКТ вошла прочно в организационную работу нашей школы.

На основе большой практической работы в области применения ИКТ в воспитательной работе с детьми можно отметить ряд условий эффективности:

1. материально – техническое обеспечение;

2. наличие подготовленных преподавателей;

3. работа школы в едином ключе;

4. наличие группы единомышленников – энтузиастов;

5. возможность выбора видов деятельности и их смена;

6. демократичность методов педагогического руководства;

7. соответствие целей развитию личности каждого школьника.

Рассмотрим более подробно вышеобозначенные условия.

1. Материально – техническое обеспечение

Школа обладает хорошей материально-технической базой.

Количество классных кабинетов – около 40 (38), актовый зал на 100 мест, 2 больших спортзала, оборудованная столовая, медицинский кабинет, комбинированные мастерские и самая большая гордость – оборудованные компьютерные классы (3). Школа получила ПК по президентской программе. После открытия ресурсного центра в школу также поступили компьютеры. В настоящее время в кабинете информатики находится 33 ПК. Также установлены ПК в кабинете директора, в кабинете завучей, в бухгалтерии, ПК в школьной библиотеке, несколько интерактивных досок, мультимедийный класс.

2. Наличие подготовленных преподавателей.

Повышение квалификации учителей в области компьютерных технологий чрезвычайно своевременно. Педагоги не могут не задумываться над тем, что ожидает их воспитанников в будущей жизни. Более 60% работодателей при приеме на работу предъявляют условие – знание ПК. В условиях преобразования всех сторон жизни нашего общества усложняется и возрастает роль учителя, усложняются и социально – профессиональные функции учителя. Остро встает вопрос о его методическом мастерстве, о способности учителя творчески подходить к организации учебно-воспитательного процесса, осуществлять переход от школы памяти к школе мышления и действия.

Педагоги нашей школы осознали необходимость изменений.

Идет активное обучение учителей нашей школы (тьюторы, тренинги на базе нашей школы проводимые учителями информатики).

Обучение проходит в несколько этапов, педагоги осваивают педагогические технологии, в частности проектно-исследовательский метод. Особое внимание уделяется познавательным интересам и потребностям учащихся, которые проводили свои собственные исследования.

Настоящий момент характеризуется насущной необходимостью для преподавателей научиться использовать технические средства и технологии так, чтобы не испытывать затруднений при работе со школьниками, уметь помочь и направить их действия для самостоятельных работ с использованием техники.

3. Работа школы в едином ключе

В данном случае имеется в виду согласованность, направленная на освоение и внедрение ИКТ в учебно-воспитательный процесс школы. Очень важно, чтобы большая часть педагогов осознавала необходимость изменений методов обучения и воспитания. Сегодня уже 60 процентов предложений о работе требуют минимальных компьютерных знаний, и этот процент будет только возрастать. Но подготовка молодежи к будущему заключается не только в плане «готовности работать». Ученики должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в их жизнь. Важно одобрение, принятие как должного и массовое применение ИКТ в работе школы. Информатизация учебно-воспитательного процесса не должна замыкаться на кабинете вычислительной техники, а учитель информатики не должен быть единственным, использующим компьютерную технику. Большую роль играет поддержка администрации школы.

4. Наличие группы единомышленников – энтузиастов. Любое нововведение требует большой отдачи сил, времени, а также апробирования алгоритма действий в новой практике. Информационно – коммуникационная технология требует развития и оформления. Необходимо так называемое «ядро», целенаправленно распространяющее новшество. У «ядра» есть ряд характеристик: интенсивность его деятельности, авторитетность, масштабность активности. Важно эмоциональное заражение учителей и учащихся через яркие образцы реализации ИКТ. Увидев яркие примеры применения ИКТ, у коллег возникает желание сделать так же и лучше. В настоящее время у большей части учителей нашей школы есть ПК. Многие пробуют свои силы, используя ПК в урочной и внеурочной деятельности.

5. Возможность выбора видов деятельности и их смена

Выбор – осуществление человеком или группой возможности избрать из некоторой совокупности наиболее предпочтительный вариант для проявления своей активности. Без выбора невозможно развитие индивидуальности и субъектности, самоактуализации способностей ребенка. Педагогически целесообразно, чтобы учащиеся жили, учились и воспитывались в условиях постоянного выбора. Педагог раскрывает детям значимость того, что им предстоит делать, показывает последствия организуемой деятельности, а затем создает условия для личностного выбора. Детей приглашают, детей просят, работа интересна, работа важна, роль в групповом взаимодействии ясна и не пугает. Все это приводит к тому, что очень скоро «упрямец», «ленивец», «трусишка» проявляют желание войти в совместную деятельность. Разнообразные варианты использования ИКТ предлагают широкое поле для проявления себя, своего творчества.


6. Демократичность методов педагогического руководства

Применение ИКТ является критерием опытности и профессионализма педагогов – воспитателей. Необходимо понимать, что ИКТ не панацея, способная справиться с любыми педагогическими задачами. Просто ИКТ – это средство (не единственное) повысить авторитет и значимость педагога в глазах воспитанников.

По А.В. Петровскому, авторитетность имеет три измерения: статус (признание права влиять по должности, возрасту, по социальной роли), референтность (восприятие человека как компетентного источника знаний, умений, ценностей), атрактивность (внешняя привлекательность, интересность). Высокие показатели воспитателя во всех измерениях в глазах конкретных школьников создают силу влияния, могущую как поднять технологические результаты, так и создать новые эффекты заложенные в технологиях. Стремящийся к успешности педагог, замечает, что ему мешает в этом, начинает работать над собой.

К.Д. Ушинский подчеркивал, что на формирование личности можно влиять только через личность, и на характер – через характер. Данное влияние не прямое, оно совершается через рождение в момент взаимодействия с детьми определенного духовного пространства. Так рождается не технологическое взаимодействие, а живой диалог личностей, развитие которого и определяет более глубокие результаты или эффекты воспитания.

7. Соответствие целей развитию личности каждого школьника

Прежде всего, по возможности обеспечения новых условий для развития личности школьников и для развития их активности. Под активностью мы понимаем ответственность за результаты деятельности (познавательной, трудовой, общественной), участие в кружках, внеклассных и внешкольных мероприятиях, интеллектуальную инициативность, целеустремленность.

Можно наблюдать развитие самостоятельности, уверенности в себе, способности к самореализации. Ученики становятся способными к принятию решения, проявляют независимость, становятся устойчивыми к групповому давлению. В качестве показателей развития способности к самореализации рассматривается их стремление использовать полученные знания о программных продуктах во внеурочной деятельности, а особенно применительно к самим себе, например, при создании самопрезентаций. Индивидуальность только и может себя выявить при сопоставлении с другим, обнаруживать свою особенность в ходе общей деятельности, когда отличие каждого становится очевидным и когда особенности каждого способствуют общей успешности работы всех. Утвердить себя как человека можно в созидании чего- либо. Утвердить себя как индивидуальность возможно лишь в одинаковой работе, когда явственно выступают способности и индивидуальные своеобразия каждого.

Воспитывая учеников с применением ИКТ, мы развиваем их независимость, творческую активность, рефлексию.

Самый существенный фактор, с которым должны считаться при использовании ИКТ в системе воспитания, это человек. Основой развития общества выступает человек, соответственно главным принципом воспитательной системы является создание условий для развития индивидом своего потенциала. Личностный потенциал наиболее полно проявляется в профессиональной подготовке. Всеобще известно, что на рынке профессий все чаще одним из требований при приеме на работу является свободное владение ПК. Значит, есть и жизненно важная необходимость применения ИКТ. Имеет место влияние ИКТ на развитие личности, профессиональное самоопределение и самостановление. Появление и широкое распространение технологий мультимедиа и Интернета позволяет использовать ИКТ в качестве средства общения, воспитания, профессионального определения, интеграции в мировое сообщество.

Опыт использования ИКТ в воспитании учащихся Средней общеобразовательной школы №25

Практика применения ИКТ в воспитательной работе с учащимися 8-11х классов

Школа обладает хорошей материально-технической базой.

В нашей школе на протяжении ряда лет целью работы является развитие нравственной, гармонически, физически развитой личности, способной к творчеству и самоопределению. Среди целей воспитательной деятельности основные – развитие познавательных интересов посредством внедрения инновационных программ, проектных методик; гуманизация воспитательного процесса, выраженная в создании условий для развития личности в ходе совместной деятельности учащихся, родителей, учителей.

Все вышеизложенные цели направлены на развитие воспитательной системы школы в основе, которой лежит творческая деятельность детей и взрослых по разным направлениям, ученическое самоуправление.

С целью развития познавательного интереса во внеурочную воспитательную работу вводятся информационно-коммуникационные технологии.

Получив новые знания, учителя вместе со своими воспитанниками активно включились в проектную деятельность на уроках. Нашим коллективом опробованы возможности использования ИКТ и во внеурочной воспитательной работе.

С помощью ИКТ были проведены: урок, классные часы, различные мероприятия и коллективные проекты, ведем школьную газету.

Выборы лидеров (презедента) класса


Среди целей данного дела было применение умений и навыков работы в программе Microsoft Power Point посредством участия в предвыборной кампании. Одна из задач – наиболее наглядно отразить результаты жизнедеятельности школьного коллектива с применением ИКТ.

Технические средства

- ПК

- мультимедийная установка

- программное обеспечение

- цифровой фотоаппарат.

Возраст учащихся 8-11 класс, 14-17 лет.

Подготовительная работа

Основой для работы стали самопрезентации, которые выполнялись как одна из форм зачетов по информатике. Инициативные группы педагогов и учащихся решили дать развитие этой идее во время выборов. Согласно планированию предвыборной кампании было решено привлечь к участию и 8-ой класс. Прошла защита творческих программ восьмиклассников «Если бы я стал президентом школы». Также можно провести активную наглядную агитацию. Команды развешивают листовки, издают газеты со своими программами и предложениями. Предварительным заданием для соревнующихся команд было представить презентацию кандидата в президенты и его команды. Второе задание – разработать проект комнаты релаксации. На предварительном собрании командам были предложены задания и помощь педагогов. Коллективно рассматривались кандидатуры, можно выбрать жюри (педагоги и дети пользующиеся авторитетом) и общим голосование выбирали достойных.

Ход проведения

В основе мероприятия «Я – президент» лежит шоу-технология.. Для ведения шоу использован заранее подготовленный сценарий, есть ведущие, деление на «сцену» и «зал», соревновательность.

ИКТ использовалась в двух моментах шоу: 1 представление команд; 2 представление проекта комнаты релаксации.

Краткий анализ результатов

Соревнующиеся команды проявили активную жизненную позицию. Отмечалось проецирование в школьную жизнь, существующих в реальных предвыборных гонках, явлений использования «грязных технологий». Педагогам пришлось улаживать конфликтную ситуацию, смягчать элемент соревновательности. Можно также отметить, что само шоу благодаря использованию ИКТ стало более ярким и насыщенным для участников и зрителей. Сами команды смогли прочувствовать эффект борьбы, ощутить радость победы и с достоинством принять поражение.


Экологический классный час «Экология и культура – будущее России»

Одними из целей были дать возможность старшеклассникам более наглядно и продуманно обозначить проблемы экологического состояния в мире и школы посредством использования возможностей ИКТ.

Возраст участников. 8-11 классы – 13-17 лет.

Оборудование.

- ПК

- мультимедиа

- учебные диски

- цифровой фотоаппарат.

Подготовительная работа

За две недели до планируемого мероприятия даем задание об организации данного дела. Приготовить презентацию об экологическом состоянии нашей школы и мира. Начиная с малого переходим большому миру.

Ход проведения

Демонстрация фильма взятого из библиотеки. Демонстрация презентаций. Выступления детей со своими заметками и фото территории школы. Используя ИКТ демонстрируют свои наработки.

Краткий анализ результатов

На примере экологического классного часа мы увидели новые возможности ИКТ.

Соревновательный элемент подтолкнул учащихся к созданию мультимедиа презентаций качественно – нового уровня.


Школьная газета «ДСП»

Другое направление применения ПК в школе – это школьная газета. Над ее созданием работают совместно ученики и учителя. Называется газета «ДСП» и носит информационный характер.

Одной из целей работы над газетой является применение умений учащихся работать в программе Windows в практической деятельности.

Возраст участников 9-11 классы, 15-17 лет.

Оборудование

- ПК

- цифровой фотоаппарат

- принтер

- бумага.

Подготовительная работа. Основные звенья технологической цепочки таковы: включение внимания и восприятия; удержание, понимание информации; возникновение отношения к информации – действие в отношении информации. Совместно Совет старшеклассников, педагоги-организаторы, утверждают планы работы, распределяют задания для классов, подготавливают рекламные тексты.

Организация работы. Группа учащихся – «журналистов» совместно и под руководством педагогов-организаторов выполняют техническую часть работы. В «ДСП» мы помещаем итоги различных конкурсов, ребята с нетерпением ждут сообщений о своих успехах, победах, а иногда и разочаровываются, ведь среди победителей всегда кто-то проигрывает. Итоги конкурсов подводит актив школы, куда входят представители из всех классов, поэтому объективность решений жюри не оспаривается.

Краткий анализ результатов. Ребята проявляют неподдельный интерес к созданию своей газеты. Воспитательное воздействие проявляется в формировании тех или иных позиций ребят, наблюдается динамика отношений в связи с задаваемым газетой содержанием к источникам и авторам информации.

Воспитание патиротизма (через семью – генеалогическое древо)


Целями этой работы является систематизация данных, применение знаний учащихся, полученных на уроках информатики.

Возраст участников 9-10 класс, 15-16 лет

Оборудование.

- ПК

- сканер

- принтер

- цифровой фотоаппарат

Подготовительная работа:

подборка материалов, подлежащих обработке;

классный руководитель совместно с учителем информатики подбирают группу учащихся, владеющих компьютерной грамотностью, увлекающихся историей родного края и семьи;

назначается удобное для работы время после окончания уроков.

Ход работы

Весь объем материала, предназначенный для обработки, делится на небольшие «порции» и выбирается микрогруппами учащихся по их желанию и интересам. Микрогруппы включают от двух до четырех человек. Руководитель дает рекомендации по оформлению работ, учитель информатики по мере необходимости помогает в технической стороне вопроса.

Краткий анализ результатов

Работа подобного рода трудоемка и длительна, требует затрат дополнительного времени. Заинтересованные ученики, настоящие краеведы успешно справляются с поставленными задачами. Учащиеся получают возможность отработать навыки применения ПК. Работа в группах позволяет ребятам учиться друг у друга,

Педагоги нашей школы учатся не только внедрению ИКТ в учебный, но и в воспитательный процесс. Можно наблюдать следующую динамику развития интеллектуальных, творческих и коммуникативных способностей у старшеклассников:

- участие в различных Всероссийских проектах

- реализация проекта по профориентации

- освоение новых форм работы и нескольких компьютерных программ

- 1ое место в конкурсе «Мир, в котором мы живем» 29 ноября в секции «Великие люди XX века» (писали о Доможакове Н.Г.).

- стали дипломантами и лауреатами со школьной газетой: конкурс школьных газет «Свой голос», конкурс печатных газет «Под крышей дома моего».

Таким образом, возможности мультимедиа помогают создавать личностно-ориентированные дела. Воспитание успешно, если оно системно. В воспитательной системе нашей школы выделяются тематические периоды традиционных дел. Главные дела являются понятными, личностно значимыми, в них участвуют все ученики и многие родители.

Основной структурной единицей главных дел является класс, как первичный коллектив, но в процессе общей работы происходит взаимодействие возрастов, формируется чувство школы, чувство «мы», состоящее из ярких «я».

Крупные события школьной жизни, подготовленные большинством, содержат в себе основополагающие ценности и нравственные ориентиры. Важное преимущество школьного творческого дела состоит в том, что оно позволяет классам увидеть себя в зеркале других классов, сравнить, сопоставить. Это очень важно для формирования общественного мнения, коллективной самооценки, роста группового самосознания. Не меньшее значение эти крупные дела имеют для учителей, они выводят за рамки своего предмета, открывают возможности для взаимодействия, взаимодополнения, педагогической рефлексии.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.