12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Помогова Дарья41
0

Перспективы применения проектно-исследовательской деятельности учащихся как формы организации внеурочной деятельности

Д.А. Помогова

Филиал МБОУ «Цнинская СОШ № 2» в с. Донское, г. Тамбов

e-mail: polechka0107@yandex.ru


Перспективы применения проектно-исследовательской деятельности учащихся как формы организации внеурочной деятельности


В настоящее время система образования во всем мире претерпевает существенные изменения, связанные не только с развитием цифровизации, но также с переоценкой необходимых и востребованных компетентностей человека в современном обществе.

Традиционная модель образования по большей части ориентирована на то, чтобы ученик в процессе обучения приобрел универсальный набор знаний и конкретных компетенций, тогда как, в настоящем, быстроразвивающимся мире, наиболее важными становятся метакомпетенции.

К метакомпетенциям относятся – творческие способности, умение сотрудничать, мышление и т.д.

Развитие метакомпетенций у учащихся способствует появлению «самоуправляющих» учеников, которые способны самостоятельно ставить цели и задачи своего обучения и контролировать процесс их достижения.

На сегодняшний день, одной из эффективных практик для появления «самоуправляемых» учеников является проектно-исследовательская деятельность. В процессе реализации этой деятельности важно поддерживать как индивидуальные, так и коллективные образовательные процессы, позволяющие ученикам развиваться в выбранной области, развивая при этом уровень коллективных компетенций [1].

В нашей школе проектно-исследовательская деятельность реализуется в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности. В качестве примера рассмотрим организацию занятий по предмету «Основы православной культуры» у учащихся старших классов.

Ученикам в классе предлагается объединиться в группы от двух до четырех человек по желанию, для дальнейшей совместной работы и выполнения проекта. Тема проекта выбирается группой самостоятельно из предложенных учителем, или предлагается собственная тема. Этапы разработки проекта представлены на рисунке 1.

t1673786590aa.png

Рисунок 1. Этапы разработки проекта


Во время работы в группе, ученики выполняют различные роли на определенных этапах проекта, которые они распределяют между собой самостоятельно. Отличительной особенностью коллективного обучения является то, что в дальнейшем опыт каждого из учеников собирается в «коллективный» образовательный опыт, который является не суммой опыта каждого ученика, а имеет синергический эффект.

Для успешного выполнения проекта также необходимо использовать междисциплинарные взаимодействия и связи, интегрирование с такими предметами как история, литература, музыка, искусство, краеведение и т.д.

На каждом этапе выполнения проекта ученики получают определенное количество баллов (оценивается вклад каждого ученика). По окончанию проекта баллы за все этапы суммируются [2, с. 34].

Роль учителя в данном случае заключается в том, чтобы быть наставником, тьютером, помогать ученикам, повышать их мотивацию, направлять и корректировать маршрут проектной деятельности, анализировать полученные результаты.

Завершенные проекты в конце отчетного периода представляются в виде защиты проекта, участвовать в которой может один, несколько или все члены группы.

По проведенному опросу среди учащихся выполнявших проект, можно сказать, что большинство из них считает такую форму работы более интересной, чем традиционные занятия, поскольку проект дает возможность проявить свои творческие способности, самостоятельно сделать что-то интересное и публично продемонстрировать полученные результаты [3].

Таким образом, использование проектно-исследовательской деятельности в системе дополнительного образования и внеурочной деятельности, в сочетании с коллективной формой работы, способствует развитию навыков работы в группе и взаимодействия с людьми, умений самостоятельно выявлять проблему, искать пути ее решения, собирать информацию и анализировать полученные результаты, а самое главное помогает реализовывать важную задачу образования – научить детей учиться.

Список литературы

1. Лукша П. Образование для сложного мира [Электронный ресурс] // корпорация Российский учебник https://rosuchebnik.ru/. 2018 20 апр. URL: https://rosuchebnik.ru/upload/iblock/780/780276327b856072bd5d282452d6a55e.pdf (дата обращения: 11.10.2020)

2.Проектное обучение. Практики внедрения в университетах; под ред. Л.А. Евстратовой, Н.В. Исаевой, О.В. Лешукова. М.: Открытый университет Сколково, 2018. С. 154.

3.Ермакова И.П. Роль инновационных технологий в организации проектной и исследовательской деятельности обучающихся [Электронный ресурс]// 20015 20 мар. Сайт https://for-teacher.ru/. URL: https://for-teacher.ru/edu/drugoe/doc-jm1gpyv.html (дата обращения: 10.10.2020)

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.