12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
0

План-конспект урока «Смута в Российском государстве»



Конспект урока истории

 

Тема: Смута в Российском государстве

Класс: 7

Исторический курс: История России XVI- XVIII века

Тип урока: Комбинированный

Вид урока: Комбинированный

Формы урока: традиционная

Цель: Сформировать представления у учащихся о событиях Смутного времени.

Задачи:

Образовательная: познакомить учащихся с новыми персоналиями – Борис Годунов, Лжедмитрий I, Василий Шуйский, Лжедмитрий II.

Развивающая: продолжить развитие навыков работы с текстом учебника, развитие коммуникативных навыков, способствовать развитию умения анализировать события.

Воспитательная: развитие интереса к историческому знанию.

Оборудование:

- Учебник: История России. 7 класс. Учеб. для общеобразоват. Организаций. В 2 ч. Ч.2. / [Н.М. Арсентьев, А.А. Данилов, , А.Я. Токарева] под. ред. А.В. Торкунова. – М.: Просвещение, 2017 (§16).

- интерактивная доска

- проектор

- ПК.

- презентация

- указка

- доска

- мел
 

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Здравствуйте! Присаживайтесь.

Давайте проверим вашу готовность к уроку. На парте должны быть дневник, учебник, тетрадь и пенал.

 

Здороваются с учителем. Проверяют готовность к уроку

Актуализация знаний/ умений учащихся

На прошлом уроке вы начали знакомиться с таким периодом в истории нашей страны, как «Смутное время».

Давайте вместе вспомним, каковы хронологические рамки изучаемого вами периода?

Все верно.


 


 


 

Кто мне скажет, с каким событием связана нижняя хронологическая граница – 1598 год?


 


 


 

Да, действительно. В этом году произошло пресечение династии Рюриковичей. Последний царь этой династии — Федор Иоаннович, сын Ивана Грозного — умер в 1598 году, и с этого же времени начинается период Смутного времени в истории России.


 

Я вижу, что вы хорошо запомнили информацию предыдущего урока.


 

Отвечают:

Хронологические рамки «Смутного времени» 1598-1613г.г.


 


 

В 1598 году умер сын Ивана Грозного – Федор Иоаннович, и на престол взошел Борис Годунов.


 


 


 


 

 

Постановка целей и задач

Думаю, вы догадались, что сегодня мы продолжим изучение темы « Смута в Российском государстве»

Итак, давайте откроем тетради, и запишем сегодняшнюю дату , и тему сегодняшнего урока « Смута в Российском государстве». (Сл. 1)

Ученики открывают тетради, записывают число и тему урока.

Первичное изучение нового материала

(Сл. 2)Ребята, я предлагаю вам заполнить хронологическую таблицу «Смутное время», которая будет состоять из двух столбиков. В первом столбце вы указываете царя и годы его правления, а во втором столбце события, произошедшие в то время, пока он находился на престоле. Итак, начнем. В 1598 году умирает бездетный Федор Иоанович, и Земский собор избрал на царство Бориса Годунова. Итак, запишем годы правления Годунова 1598-1605г.г. в первый столбик. Борис Годунов задумал целый ряд реформ для того, чтобы обеспечить развитие страны : он отменил смертную казнь, началось сближение с Западом- на службу приглашались иностранцы, молодые дворяне отправлялись на учебу за границу. Думаю, вы успели для себя отметить тот факт, что до Бориса Годунова никто из правителей не отправлял дворян на обучение заграницу.

Но успешное начало правления Бориса Годунова было прервано природной катастрофой. 1601-1603 годы были неурожайными из-за дождей и ранних заморозков, вследствие чего начался голод. Во второй столбик мы записываем эти даты (1601-1603) и событие (голод).

Стоит отметить тот факт, что правительство Бориса Годунова не жалело средств на борьбу с голодом. Царь распорядился открыть государственные товары и раздавать хлеб бесплатно. Но на всех его, конечно же, не хватало.

С осени 1601 года начались народные восстания. Формировались отряды, которые занимались разбоем и грабежом в поисках пропитания. Одним из таких отрядов был отряд Хлопка Косолапа. В 1603 году его удалось разбить. Это следующее событие, которое мы запишем в таблицу.

В 1604 году пересекает границу России некто, кого принято называть Лжедмитрием 1. А кто это был, мы узнаем с вами совсем скоро.

(Сл.3)Итак, в 1605 году умирает Б.Годунов и царем становится его сын – Федор, которому было всего 16 лет. Он правил всего 7 недель! Был арестован и вскоре убит.


 

(Сл.4) На экране вы видите человека, о котором я уже упоминала. Это Лжедмитрий 1. Кто-нибудь слышал о нем?

 

Молодцы. Да, действительно, это беглый монах Григорий Отрепьев, который выдавал себя за «чудом спасшегося» царевича Дмитрия, который, как вы знаете, по официальной версии погиб в ходе несчастного случая. Напомните мне, пожалуйста, где и в каком году это произошло?

Правильно, молодец.


 

Он заручился поддержкой польского короля Сигизмунда 3, принял католичество, обещал русские земли королю и польскому магнату Юрию Мнишеку, на чьей дочери собирался жениться.

Сейчас посмотрим видеофрагмент, во время просмотра вам нужно заполнить строчку с событиями, произошедшими в период правления Лжедмитрия 1.

Проверяем, что написали.


 


 

Молодцы. У всех так?

(Сл. 5) Как вы успели заметить, следующим правителем, которого мы рассмотрим, будет Василий Шуйский. Давайте откроем учебники на странице 12. Нам понадобится пункт 6, первый абзац. Прочитает нам его _____. Спасибо.

Какую информацию из этого абзаца мы можем записать в таблицу?


 


 

Правильно, повторите, пожалуйста, какие годы мы записываем?


 

Молодцы. Посмотрите на экран, во втором столбике вы уже видите события (восстание Болотникова), но изучить его вам придется самостоятельно дома. Но об этом я скажу чуть позже.


 


 


 


 


 


 


 

(СЛ.6) В ходе этого восстания появляется ещё один самозванец, Лжедмитрий II.

А чтобы заполнить его строку в таблице, вы сейчас прочитаете каждый про себя 8 и 9 пункт этого параграфа ( стр.14-15) и мы вместе с вами ее заполним, на это у вас есть 3 минуты.

( Низкорослый бродячий учитель напоминал фигурой убитого в Москве самозванца – Лжедмитрия 1. Жители Юго-запада России встречали самозванца и его войско с хлебом и солью. Лжедмитрий 2 решил отправиться к Москве, как и его предшественник.

Летом 1608 года самозванец со своим войском обосновался у села Тушино. Вскоре, Тушино стало второй столицей – со своим царем -Тушинским вором, Боярской думой и патриархом.) – информация для меня на всякий случай

Тушинское войско пополнялось за счет простых людей. Его численность достигала 100 тыс. человек. Но вскоре настроение народа изменилось, т.к. тушинское войско стало заниматься разбоями и грабежами, оскверняли православные святыни. Для борьбы с тушинцами из народных масс стали формироваться народные ополчения. Но царь Василий Шуйский не рискнул опираться на народ, а заключил договор со Швецией. (Сл. 7)Так, объединенное русско-шведское войско во главе с Михайлом Скопин-Шуйским в июле 1609 года разгромили войска тушинцев.


 


 

Дети чертят таблицу и заполняют вместе с учителем.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Ребята отвечают на вопрос, если знают ответ.


 


 


 

В Угличе в 1591 году.


 


 


 


 


 

Смотрят, заполняют.


 


 


 

Отвечают, сравниваем с тем, что написано на слайде.


 


 


 


 


 


 

Ученик читает абзац.


 

Можем написать годы правления В.Шуйского.


 

1606-1610г.г.


 

Списывают с экрана.


 


 


 


 


 


 


 


 

Читают учебник и вместе с учителем записывают информацию о Лжедмитрии 2.

Первичная проверка понимания новых знаний

-\-\-\-

 

Первичное закрепление новых знаний

Ребята, сейчас мы выполним с вами небольшое задание. Внимание на экран. этот перечень событий, который вы видите на экране, нужно распределить между правителями. Можно пользоваться записями в тетради, сделанными на сегодняшнем уроке ( как раз таблицей). (См. сл. 8)

Выполняют.

Информация о д/з и инструктаж по его выполнению

Сейчас я вам раздам листочки с заданием. Вам нужно будет прочитать пункт 7 параграфа 14-15, и кратко написать о событиях 1606-1607 г.г. по плану. Писать можно прям на листочке. Не забудьте подписать свой листочек. На следующем уроке я соберу у вас Д\З и каждый из вас получит отметку. (См. Приложение 1)

Записывают домашнее задание в дневники

Рефлексия

Оцениваю работу на уроке: ставлю 5 тем, кто собрал на уроке 3 наклейки за устные ответы.

Спасибо за урок, до свидания!

Прощаются с учителем

 

Приложение 1.

Домашнее задание (из рабочей тетради)


Презентация к конспекту урока "Смута в Российском государств
PPTX / 13.05 Мб
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.