12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Попова Людмила Николаевна65

Выступление на МО учителей русского языка.

Подготовка к ГИА по русскому языку на уроках и внеурочных занятиях.


Основная задача моей работы как учителя русского языка – максимально успешно подготовить учащихся 9 классов к сдаче экзамена по русскому языку.

В течение учебного года мною разрабатываются:

- контрольно-измерительные материалы для осуществления промежуточного итогового контроля,

- дидактические материалы,

- разноуровневые задания по наиболее сложным темам курса,

- тематические консультации для выпускников.

В кабинете русского языка оформлены стенды со сменным материалом «Подготовка к ЕГЭ» и «Подготовка к ГИА», в которых содержится информация об особенностях КИМов по предметам, имеются папки «Подготовка к ГИА» и «Подготовка к ЕГЭ», в которых систематизирован основной материал по подготовке к экзамену. Для учащихся 11-х классов проводятся инструктивные  мероприятия: "Анализ результатов",  "Процедура проведения ЕГЭ", "Нормативно-правовые документы по вопросам ЕГЭ", "Правила заполнения бланков ЕГЭ". Для учащихся 9-х классов: "Анализ результатов ГИА-9 ", "Особенности ГИА", "Правила работы с бланками ГИА-9".

Организуются мониторинговые исследования, анализируются результаты диагностических работ, проводится промежуточная аттестация в формате ГИА, ЕГЭ (5-8, 10 классы); пробные экзамены на основе контрольно-измерительных материалов ФИПИ в указанных форматах (9, 11 классы). Пробный экзамен проводится с соблюдением требований и условий, предъявляемых к проведению единого государственного экзамена на бланках ФИПИ с целью отработки навыков их быстрого и правильного заполнения.

Анализируя итоги ГИА, прихожу к выводу, что необходимо выделить наиболее сложные виды заданий, которые требуют тщательной отработки. Имея перед глазами наглядную картину типичных ошибок в работах выпускников, можно выделить ряд проблем.

 Одной из основных проблем, на мой взгляд, является обучение сжатому изложению как форме итоговой аттестации, выясняющей способности учащихся воспринимать, осмысливать, передавать содержание текста, используя приемы сжатия.

 На уроках, консультациях знакомлю учащихся с основными приемами сжатия текста. В процессе работы над текстами  закрепляем эти способы. Наиболее трудным является  обобщение, поэтому считаю  эффективными следующие виды работы:  

Составление плана текста;

Отработка приёмов сжатия текста:

- замена сложных предложений простыми;

- исключение повторов;

- замена прямой речи косвенной;

- передача смысла прочитанного одним предложением;

- исключение  лишней информации из текста.

Для более успешной работы по созданию текста сжатого изложения знакомлю с памяткой по проверке изложения экспертами. Это заостряет  внимание учащихся на проверке собственной работы, на использовании приемов сжатия (упрощение, обобщение, исключение).

  У   учащихся важно  сформировать определенный комплекс  умений и навыков, главными из которых являются  (при создании изложения) слушание  и письмо.

 Довожу до сведения учеников, что при слушании важно уметь:

- выделять главное, существенное (основную мысль, тему, тезис, проблему);

- определять тип речи, стиль текста, его характерные особенности;

- осознавать логику и последовательность построения текста, видеть особенности композиции, выделять микротемы текста,

- видеть неповторимость авторского стиля;

- воспроизводить услышанный текст  в соответствии с заданием.

 При проведении тренировочных работ нацеливаю выпускников на определенную последовательность процедуры проведения изложения, ее этапы.

Перед первым чтением текста ставлю задачу: выделить главное, понять логику изложения, назвать микротемы текста.  Учащимся предлагается сделать наброски, составить своеобразную фактологическую цепочку. Во время второго чтения рекомендую делать попутные записи, пометки.

 Важный этап  работы над изложением – написание чернового варианта, его редактирование. Особое внимание мы с учениками отводим стилистическому анализу текста.

 Редактирование черновика, по моим наблюдениям, более продуктивно, если ученик умеет работать со словарем. В кабинете для работы имеются словари: Толковый словарь С.И.Ожегова, Школьный грамматико-орфографический словарь Текучева А.В, словари синонимов, орфографические словари.

 Переписывание работы набело требует тоже пристального внимания: текст должен быть оформлен с соблюдением общепринятых норм письма.

Много времени отвожу на тренировку учащихся по заполнению бланков.

   Сложным  для учащихся, обучающихся в 9-х классах, является выполнение тестовых заданий, поэтому для повторения правил обращаемся на уроках к теории (сообщение ученика), используем таблицы ( н-, нн- в прилагательных, в причастиях), подбираю необходимый дидактический материал, провожу работу в парах с последующей взаимопроверкой, индивидуальную работу по карточкам, на доске, предлагаю осложненное списывание,  объяснительные  диктанты. Названные виды работы, проводимые в системе, дают заметный результат.

 Ряд заданий   требуют прочных знаний синтаксиса. На каждом уроке стараюсь отрабатывать ранее изученные темы: словосочетание, грамматическая основа, обособленные члены предложения, вводные слова, подчинительная связь, виды сложных предложений. Кроме теоретических знаний, требую приведения  примеров.

Большим подспорьем в подготовке к выполнению тестовых заданий служит сборник тестовых заданий под редакцией Цыбулько И.П., Сениной. Во время консультаций сосредотачиваем свое внимание на наиболее сложных заданиях. Учащиеся выписывают в тетради предложения и под руководством учителя анализируют их, доказывают правильность ответа.  Для лучшего понимания смысла предложения, его структуры я прибегаю к составлению схем. Работу в тетрадях проверяю, делаю замечания, веду  учет индивидуальных ошибок, добиваюсь их устранения.

Работу по подготовке к написанию сочинения веду систематически: повторение типов речи, более детальные требования к сочинению-рассуждению (тезис, аргументы, вывод, слова, организующие такой текст); создание текстов-рассуждений на проблемные вопросы как на уроках русского языка, так и на уроках литературы (на лингвистические и морально-этические нравственные темы).

Итак, давайте обобщим, какие ключевые советы можно дать учителям по подготовке обучающихся к ГИА-9 по русскому языку.


- Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения. В последние годы Центром тестирования РФ выпущены сборники тематических тестов. Эти тесты разработаны для учащихся с 5-го по  9-й класс практически по всем предметам, выносимым на  ГИА. С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и отрабатывать у них навык работы с тестовыми заданиями.

- Тренировки в выполнении тестовых заданий позволят учащимся в ходе сдачи  ГИА реально повысить балл. Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик практически не будет тратить время на понимание инструкции. Во время таких тренировок формируются соответствующие психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

- Одна из главных причин предэкзаменационного стресса - ситуация неопределенности. Заблаговременное ознакомление с правилами проведения ГИА и заполнения бланков, особенностями экзамена поможет разрешить эту ситуацию.

- Тренировка в решении пробных тестовых заданий также снимает чувство неизвестности.

- В процессе работы с заданиями приучайте ребёнка ориентироваться во времени и уметь его распределять.

- Основную часть работы желательно проводить не перед самим экзаменом, а заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачетов по пройденным темам.

Психотехнические навыки, полученные учащимися в процессе обучения, не только повышают эффективность подготовки к сдаче ГИА, но и позволяют учащимся более успешно вести себя во время экзамена, способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, овладевать собственными эмоциями.

Кроме всего вышесказанного провожу систематическое отслеживание с помощью диагностических работ.

Таким образом, проблем по подготовке к ГИА по русскому языку существует много, важно их вовремя увидеть и максимально сосредоточить на них свое внимание, чтобы эти проблемы устранить.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.