Подгрупповое логопедическое занятие на дифференциацию звуков [с] [ш] с использованием пособия «Чудо – елочки»
Дифференциация звуков Ш – С Подготовила учитель- логопед Молькова Н.В.
Давайте, улыбнемся
Пальчиковая гимнастика «Самолет» Я построю самолет, (Разводим руки широко в стороны.) Шлем надену — и в полет.(Показываем «шлем» над головой.) Сквозь волнистые туманы, Полечу в другие страны. (Шевелим пальчиками.)
«Шоссе» По шоссе идут машины. (Крутим воображаемый руль.) По асфальту едет шины. (Ладошками водим по столу , туда- сюда.) По дороге не беги, (Пальцы «бегут» по столу.) Я скажу тебе «би - би»! (Рука сжата в кулак, указательный палец выпрямлен, погрозить пальцем.)
Упражнение «Определи место звука в слове» Слово «шоссе», давайте определим, где «живет» звук [ш] в этом слове: в начале, в середине или в конце? Слово «самолет», давайте определим, где «живет» звук [с] в этом слове: в начале, в середине или в конце? С Ш
Артикуляция звука с медленно произнесем звук [с]. Когда мы его произносим, губы у нас находятся в улыбке, язык расположен внизу, за нижними зубами. Воздушная струя холодная. Звук [с] – свистящий, согласный, с словах он может быть твердым и мягким. Посмотрите в зеркало и произнесите звук [с].
Артикуляция звука ш медленно произнесем звук [ш]. Когда мы его произносим, губы округлены, язык широкий, располагается вверху, воздух теплый. Звук [ш] – шипящий, согласный, в словах он может быть только твердым. Посмотрите в зеркало и медленно произнесите его.
А теперь сравним !
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок Положите руку себе на горло и произнесите звуки попеременно, подержите руку и почувствуйте, что когда мы воспроизводим эти звуки, горлышко наше не дрожит, значит, эти звуки глухие.
Игра « Звуки различаем, ладошками играем» Сейчас мы с вами поиграем, я вам буду говорить слова, а вы меня слушайте внимательно. Если вы услышите в слове звук [ш], ладошки опускайте вниз, а если слово, где звук [с], ладошки поднимайте вверх. Произносятся слова: вишня, сумка, носки, ладушки, душ, пылесос, сосна. кукушка, стакан, стол, шина, стул, осина, мешок, спутник и т.д.
Вишня
Каска
Носки
Шапка
Пылесос
Мышь
Стакан
Шуба
Сова
Мешок
Сани
Шахматы
Сумка
Шишки
А теперь отправляемся в лес….
Физкультминутка «Дети по лесу гуляли…» Дети по лесу гуляли, за природой наблюдали. (Идут по кругу, взявшись за руки, смотрят по сторонам.) Вверх на солнце посмотрели и их лучики согрели. (Смотрят вверх, поднимают руки.) Бабочки летали, крылышками махали, (Машут руками.) На нос села пчела, посмотрите вверх друзья! (Трогают себя за нос.) Мы листочки приподняли, в ладошку ягодки собрали. (Садятся на корточки и «собирают» листочки и ягоды.) Хорошо мы погуляли и немножечко устали! (Встают, поднимают руки и вытирают пот со лба.)
Игра «Чудо - елочки»
Упражнение «Звуки меняем – слоги называем» Сейчас я буду называть слоги,а вы меняйте в слогах первый звук и называйте их. Если слышите первый звук [с] меняйте его на звук [ш], и наоборот.
«Звуки меняем – слоги называем» Са - .а Су - . у Аш - у. Уш - у.
«Звуки меняем – слоги называем» Ос - о. Ши - .ы Ыс - ы.
Чистоговорки Су-су-су, не найдем слона в лесу.
скороговорки Полетим на самолете мы в далекие края, Слон слониха и слоненок – там живет его семья
Кияйкина Наталья Федоровна
Молькова Наталия