12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Карелкин Александр Вячеславович9 |
Политический кризис 1993 г.
МКОУ «Клишинская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок
по истории
11 класс
«Политический кризис 1993 г.»
провел
Карелкин Александр Вячеславович,
первая квалификационная категория
Цели урока:
образовательные:
- сформировать представление о причинах, развитии и последствиях конституционно-политического кризиса 1993 г.;
-определить значение Конституции РФ;
-способствовать осмыслению учащимися первых итогов и последствий её функционирования;
- сформировать представление об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг.;
развивающие: - .развивать навыки работы с первоисточниками: анализировать, сравнивать, делать выводы;
- вырабатывать собственный взгляд на события и их последствия.
Задачи урока:
-Формирование собственного взгляда обучаемого на данную историческую проблему;
-освоение и развитие мыслительных умений : определение своей позиции, умение аргументировать свою точку зрения, умение задавать вопросы, умение оппонировать, умение перерабатывать информацию для изложения.
-Овладение начальными навыками ораторского умения и искусством доказательной полемики.
Тип урока:комбинированный (смешанный) урок
Форма урока: Уроки, напоминающие по форме публичные выступления: конференция, семинар, брифинг, аукцион, дискуссия, репортаж, интервью, панорама, телемост, диспут.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, проблемно - поисковые
Материалы дополнительные:
Раздаточный материал с историческими документами, карточки, видеофильм «Хроника событий 3-4 октября 1993 г. в Москве», «Конституции РФ», результаты референдума от 12 декабря 1993 г, результаты выборов в Государственную Думу 1993 г.
ТСО: ноутбук, мультимедийный проектор, экран.
Подготовительная работа:
Памятка для подготовки к дискуссии:
- четко уяснить тему обсуждения;
- продумать логику последовательного раскрытия своей позиции по рассматриваемому вопросу, наметить план выступления;
- сформулировать основные идеи, суждения по проблеме;
- проверить правильность логической аргументации;
- отобрать убедительные факты, доказывающие верность суждений, точно указывать источники информации.
Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу
Важнейшие события:
поляризация политических сил в начале 1990-х гг.; усиление оппозиции; переход к открытому противостоянию президента и Верховного Совета; возрождение Коммунистической партии; провал попыток достичь компромисса между ветвями власти; апрельский референдум 1993 г.; события 21 сентября – 4 октября 1993 г. в Москве; принятие новой Конституции РФ на референдуме; парламентские выборы 1993 г. и их итоги.
Ключевые понятия и названия:
Верховный Совет, Белый Дом, импичмент; Федеральное Собрание; Совет Федерации; Государственная Дума; партия «Выбор России»; Либерально-демократическая партия России (ЛДПР); партия «Яблоко», кворум, референдум, вооруженный конфликт.
Основные даты:
1993, сентябрь – октябрь – противостояние сторонников президента и Верховного Совета, вылившееся в вооруженное столкновение в Москве.
1993, 12 декабря – принятие новой Конституции РФ.
Персоналии:
Александр Владимирович Руцкой; Руслан Имранович Хасбулатов; Борис Николаевич Ельцин; Геннадий Андреевич Зюганов; Владимир Вольфович Жириновский.
Ход урока.
1.Организационный этап.
1.Добрый день, девочки!
Сегодня у нас состоится открытый урок.
В истории нашей страны происходило множество событий, которые имеют неоднозначную оценку.
и монгольское иго, и отношение к правлению Ивана Грозного, Смуте, революции 1917 года. Но есть неоднозначные события и в недавней истории. Которые мы с Вами изучали на прошлых уроках
Напомните
правление Михаила Сергеевича Горбачева и развал Советского союза. И сегодня мы поговорим о одном из таких событий
Давайте посмотрим на девиз нашего урока и в конце урока Вы скажете Соответствует ли этот девиз нашему уроку.
2. Мотивация к учебной деятельности. Актуализация знаний.
Проверка домашнего задания.
Карточки.
Проверочная беседа по вопросам:
Событие | Дата |
Госуда́рственный комите́т по чрезвыча́йному положе́нию в СССР (ГКЧП) | с 18 по 21 августа |
Ельцин формирует новое правительство, которое должно воплотить в жизнь грядущие реформы. Во главе правительства Ельцин встает сам, а первым заместителем убежденного рыночника Е. Т. Гайдара. | |
постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен». | |
либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации. | январь 1992 |
| |
постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.». | |
Ассоциативный ряд
Ваучеры - это слово было знакомо в начале 1990 годов всем жителям России, не видели у своих родителей ваучер, как с ними поступили в Ваших семьях?
Как Ваши родители потратили ваучеры
Посмотрите на экране.
Давайте вспомним "Основные политические силы в 1992 году"
Составляется таблица «Основные политические силы в 1992 г.» на доске
Выдвинулась целая плеяда людей из того времени в сегодняшнюю жизнь
3.Целеполагание, постановка проблемы
Способ ВидеозарисовкаДавайте вернемся к началу 1990 годов.
Показ видео Номер 1
О чем можно сказать по этому видео?
Политический кризис 1993 года.
Сегодня мы с Вами вспомним События почти 25-летний давности.
Какие перед нами, по вашему мнению стоят задачи, на данном уроке?
Говорят девочки:
Что мы должны представлять причины, развитие и последствия конституционно-политического кризиса 1993 г.;
- сформировать представление об основных тенденциях социально-политического развития России в начале 1990-х гг.;
Проблемная ситуация или проблемный вопрос.
А так как у нас конфликт.
Давайте подумаем какой вопрос можно поставить ?
"Кто прав?"
4-6. Первичное усвоение новых знаний. Первичная проверка понимания. Первичное закрепление
Говорит учитель
Итак мы вспомнили что происходило перед 1993 годом в стране
Давайте теперь поговорим о политическом кризисе 1993 года
Вы видите перед собой портреты участников событий Презентация.
Объясните кто эти люди. Подготовка к ЕГЭ. Вопросы 18-19.
Учитель: Историографы датируют начало конфликта 9 декабря 1992-го года, когда съезд народных депутатов в очередной раз не утвердил Егора Гайдара премьер-министром.
Цитаты о причинах конфликта,подготовленные обучающимися.
Прием персонификация.
Дискуссия о политическом кризисе 1993 г. между обучающимися
Запись терминов на доске и в тетрадь.
Работа с документами(указ и постановление), ответы на вопросы, подготовка к ЕГЭ.
Объяснения учителя.
Самостоятельная работа: Работа со статьями Конституции РФ.
Проработайте статьи Конституции РФ № 94, 95,105, 110,114, 118, 80 и заполните таблицу:
п/п | Название ветвей власти. | Органы власти | Функции органов власти. |
| | | |
| | | |
| | | |
| | | |
Работа с учебником
Прочитать пункт 4 параграфа 52 и составьте таблицу по результатам выборов.
Название партии | Лидер партии | Процент |
| | |
| | |
| | |
| | |
7.Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Проверка усвоенного материала
Самопроверка
1 вариант
1. В сентябре 1993 г. Б.Н. Ельцин подписал указ о роспуске
1) Государственной Думы
2) Совета Федерации
3) Государственного совета
4) Верховного Совета
2. Генерал А.В. Руцкой в период конфликта законодательной и исполнительной властей в 1993 г. занимал пост
1) вице-президента
2) председателя правительства
3) министра обороны
4) министра внутренних дел
3. Что было результатом конфликта между Президентом РФ и Верховным Советом РФ в октябре 1993 г.?
1) отставка правительства В.С. Черномырдина
2) создание ГКЧП
3) штурм Белого дома в Москве
4) перевыборы Президента и Верховного Совета
4. Прочтите отрывок из указа Президента РФ и определите год его принятия.
«Постановляю:
1. Прервать осуществление законодательной, распорядительной и контрольной функций Съездом народных депутатов Российской Федерации и Верховным Советом Российской Федерации…
2. Конституционной комиссии и Конституционному совещанию представить к 12 декабря… единый согласованный проект Конституции Российской Федерации…»
1) 1991 г.
2) 1993 г.
3) 1995 г.
4) 1998 г.
Вариант 1
Ключ: 14,21,33,42
2 вариант
1. Какое из перечисленных событий относится к октябрю 1993 г.?
1) финансовый кризис в России — «дефолт»
2) подписание Беловежских соглашений, зафиксировавших распад СССР
3) первые выборы Президента РФ
4) вооруженные столкновения сторонников Президента и Верховного Совета
2. Появление какого государственного органа связано с принятием Конституции РФ?
1) Съезда народных депутатов
2) Федерального Собрания
3) Всероссийского центрального исполнительного комитета
4) Верховного Совета
3. Какое из перечисленных событий относится к 1993 г.?
1) создание партии «Единая Россия»
2) первые выборы в Государственную Думу РФ
3) первые выборы Президента России
4) созыв I Съезда народных депутатов
4. Прочтите отрывок из воспоминаний и определите, к какому году он относится.
«Часам к двенадцати в воскресенье утром приехал к нему [С.А. Филатову — главе президентской администрации] на дачу и здесь узнал, что президент принял решение приостановить работу Верховного Совета, объявить новые выборы и провести референдум по Конституции».
1) 1991 г.
2) 1993 г.
3) 1995 г.
4) 1998 г.
Вариант 2
Ключ:14,22,32,43
Взаимопроверка
Таблица 4. Политическая борьба в России в 1992-1993 гг.
Дата | Событие | Результаты и последствия |
| Провал попытки импичмента Президенту , которую предпринял Съезд народных депутатов РСФСР. | Обострение конфликта между сторонниками президента и его противниками. |
25 апреля 1993г. | Референдум о доверии Президенту и его политике. | Большинство Россиян выразило доверие президенту и его социально-экономической политике. |
| Отстранение от исполнения обязанностей вице-президента. | временно, «в связи с проводимым расследованием, а также в связи с отсутствием поручений», отстранил от исполнения обязанностей вице-президента , который в последнее время неоднократно выступал с жёсткой критикой президента и правительства. |
| Указ о роспуске Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. | Указ вызвал противодействие, во главе которого встали и . |
Ночь с 21 на 22 сентября 1993г. | Открытый конфликт сторонников Президента и Верховного Совета РФ. | Вице-президент Руцкой заявил о принятии полномочий президента. Здание Верховного Совета (Белый дом) стало центром сопротивления президенту , который в ультимативной форме потребовал покинуть здание до 4 октября. и призвали своих сторонников к штурму мэрии и Останкинского телецентра. В ответ объявил в Москве чрезвычайное положение и ввел в город войска. |
| Столкновения около мэрии Москвы и здания телецентра в Останкино | У здания мэрии последовали выстрелы милиции по демонстрантам (были ранены несколько демонстрантов, убито два сотрудника милиции). Указ о введение чрезвычайного положения в Москве. |
4 октября 1993г. | Обстрел Дома Советов в Москве. | Арест организаторов борьбы против сторонников президента . |
| Выборы Федерального Собрания и референдум по проекту новой Конституции России. | Заложены основы современной российской государственности. |
| Подготовка договора об общественном согласии. | Участники октябрьских событий 1993г. были освобождены из-под стражи, но договор не был подписан. |
Прием "мозговой штурм"
Были ли иные пути преодоления противостояния?
Да, наверное были.
1)Был мирный путь. Если бы и с одной стороны, и с другой было бы желание договориться.
2)Можно было бы захватить власть более жестко.
3) власть могли захватить военные(путч военных)
8.Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению
Прочитать параграф 52 вопросы к §, письменно выполнить задание № 2 на стр. 353.
Дифференцированное задание
На карточках
Сделать диаграмму по результатам выборов
или
написать эссе по периоду декабрь 1992- декабрь 1993 года
9.Рефлексия (подведение итогов занятия)
Дать оценку собственной работе ( приём « паучок»)