12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шамота Мария Юрьевна56
Россия, Новосибирская обл., Новосибирск
2

Статья «Повышение качества образования в начальных классах на уроках русского языка при помощи игровых технологий»

 

Игра – это естественное и любимое занятие для любого ребёнка. Играя, дети моделируют жизненные ситуации и получают необходимый опыт. Поэтому в начальной школе игровая деятельность оказывает огромное влияние на повышение качества образования.

 

На уроках русского языка использование игр очень эффективно. Этот предмет сложный и не всем школьникам он даётся легко. Трудности в изучении правил и орфограмм, низкие отметки, большая нагрузка из-за того, что ребёнок вынужден заниматься дополнительно, формируют негативное отношение к дисциплине. На помощь здесь приходит игра, которая снижает нагрузку на психику школьника, раскрывает творческий потенциал, тренирует практические навыки.

 

Используя игры на уроках русского языка, учитель подаёт новый материал в комфортной для учащихся форме. Монотонные процессы запоминания, повторения, закрепления проходят быстрее и интереснее. Школьники сразу же учатся применять полученные знания на практике, тренируют речевые навыки. К тому же, игры всегда пробуждают азарт. Каждый старается быть быстрее, умнее, сообразительнее, стремится не подвести команду. Таким образом, работоспособность учащихся повышается.

 

Главное, при использовании игровых технологий соблюдать ряд условий:

 

- игра должна соответствовать теме урока, его целям и задачам;

- игры необходимо подбирать по возрасту учащихся;

- нельзя использовать игры слишком часто.

 

Игровые технологии на уроках русского языка в начальных классах как для полного самостоятельного освоения новой темы детьми, так и фрагментами – в качестве введения, отдельных упражнений или при контроле знаний.

 

Существует несколько типов игр, которые учитель может предложить в зависимости от поставленных целей.

 

Чаще всего используются традиционные учебные игры, способствующие наиболее быстрому закреплению материала. Например, игры «Угадай первый звук», «Какой звук звучит чаще», «Восстанови слова», «Предложение по схеме» и другие. Они обычно относятся к конкретной теме и помогают закреплять устойчивые навыки у детей. Но, как правило, они бывают довольно примитивны и быстро могут наскучить школьникам. При использовании таких игр важно не переусердствовать.

Не менее распространены комбинаторные игры. Они связаны с внешним видом слова и призваны развивать речь, обогащать словарный запас. К ним относятся всевозможные кроссворды, шарады, палиндромы, ребусы, головоломки. Такие игры можно без труда найти в книгах и журналах и предлагать детям в качестве заданий для самостоятельного выполнения.

 

Аналитические игры призваны развивать ассоциативное мышление, умение анализировать, сравнивать. В них нет готового шаблона, по которому ребёнок может действовать. Он должен найти решение сам, используя логику и интуицию. Это игры «Продолжить ряд», «Найди лишнее слово», «Лингвистические пропорции», «Ассоциации» и т.д. Эти игры относятся к элементам проблемного обучения и стимулируют детей на открытие новых знаний. Они способствуют созданию позитивного настроя несмотря на свою сложность.

 

Внимание к смыслу текста, прямому и непрямому значению слов привлекают контекстные игры. Они учат не только понимать, о чём идёт речь в тексте, но и правильно передавать информацию различными способами. К данному типу можно отнести такие игры, как «Дополни текст», «Вопросы к тексту», «Придумай заголовок», «Составь определение». Обычно они требуют от ученика большее количество времени на выполнение задания, но в них также можно играть и командой.

 

Умение работать с текстом и легко ориентироваться в нём в последующем будет полезно не только при изучении русского языка, но и других предметов.

 

Очень нравятся младшим школьникам языковые игры, где открыт простор для экспериментов. Они сложные, их не так много, но они наиболее эффективны при изучении русского языка. Например, из каждого из трёх-четырёх слов нужно взять по одному звуку (либо слогу) и составить новое слово; на карточках даны слоги и буквы - кто составит из них слова быстрее; из одного слова необходимо составить новые слова и т.д.

 

Отдельное место занимают творческие игры: «Подобрать рифму», «Сочинить стихотворение (рассказ)», «Придумай своё слово» и многие другие. Они развивают фантазию, учат пользоваться различными языковыми средствами, а, главное, повышают интерес к учёбе.

 

Игровые технологии делают уроки русского языка в начальной школе интересными и занимательными. Они органично вписываются в учебный процесс, облегчая понимание сложных тем, развивая детское мышление, логику, внимание. Если учитель использует игры, то он серьёзный и сложный труд школьников на уроке превращает в увлекательное и любимое занятие. А это особенно важно на первых ступенях обучения.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.