12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Ванькова Анна Геннадиевна17

ГБОУ СОШ №2 им.Валерия Маскина ж.д.ст.Клявлино муниципального района Клявлинский Самарской области





Тема:

Практико-ориентированный подход на уроках физики



Ванькова Анна Геннадиевна,

учитель физики высшей категории

стаж работы 17 лет





































Ванькова Анна Геннадиевна,

учитель физики

ГБОУ СОШ №2 им.Валерия Маскина ж.д.ст.Клявлино

муниципального района Клявлинский Самарской области



Тема: Практико – ориентированный подход на уроках физики как средство развития познавательной активности учащихся

Краткая аннотация статьи:

Физика – первый для школьников учебный предмет, главным инструментом для которого является опыт, физический эксперимент. Практико–ориентированный подход, который я применяю на уроках, позволяет использовать эксперимент не только для демонстрации и лабораторных работ, но и для изучения нового материала.

Применение физического эксперимента позволяет детям не только приобретать практические навыки при работе с физическими приборами, но и заинтересовывает ребят, активизирует их мышление, способствует формированию более глубоких и прочных знаний, развивает у них наблюдательность, образное мышление, умение самостоятельно делать выводы на основе анализа опыта.

Когда я задаю детям вопрос о том, какая форма проведения занятий вызывает наибольший интерес, почти все ставят на первое место эксперимент. Скорее всего это потому, что в эксперименте детям легче творить, а творить способны абсолютно все дети, ведь неспособных и трудных детей просто нет!



Мое педагогическое кредо:

«Скажи мне - и я забуду.

Покажи мне – и я запомню.

Дай мне действовать самому – и я научусь.» - это древняя китайская мудрость, но

именно с таким девизом я стараюсь идти на каждый свой урок.


Цели образования в российской школе законодательно утверждены Законом РФ “Об образовании”, где говорится, что образование должно быть ориентировано на обеспечение самоопределения личности, создание условий для её самореализации, на развитие гражданского общества, укрепление и совершенствование правового государства.

В соответствии с законом нужно обеспечивать в частности:

формирование, у обучаемого адекватной современному уровню знаний картины мира;

формирование человека-гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

Таким образом, необходимо обеспечить:

развитие личности ученика: наблюдательности, умения воспринимать и перерабатывать информацию, делать выводы образного и аналитического мышления;

умение применять полученные знания для анализа наблюдаемых процессов;

развитие творческих способностей учащихся;

раскрытие роли физики в современной цивилизации;

помощь выпускникам школы в определении профиля их дальнейшей деятельности.

Проблема: Многие ученики считают уроки физики довольно скучными, непонятными и иногда только поэтому - ненужными. Такое отношение вполне правомерно, ведь из класса в класс материал, изучаемый на уроках физики, становится всё сложнее и сложнее, и, соответственно, интерес детей всё более гаснет, ничем не поддерживаемый.

Кроме того, при переходе из класса в класс усложняются и задачи, однако на решение задач в каждой теме отводится в среднем около 20% от общего количества часов (теоретический материал очень объемный). Наконец, согласно требованиям современной образовательной среды, физические задачи должны содержать практическую основу.

Резкое снижение интереса к учебе, восприятие предмета физики - как сложного и не очень важного предмета, вступает в противоречие с требованиями к предметным результатам освоения курса физики, сформированными в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования нового поколения.

Цель работы: повысить мотивацию обучающихся к изучению физики через практико – ориентированный подход на уроках.

Задачи:

Сформировать интерес, потребность в творческой деятельности и самообразовании обучающихся.

Обеспечить овладение методами научного познания в процессе деятельности по их поиску.

Технология педагогического опыта.

Идея деятельностного подхода обучения, акцент на обучение через практику, продуктивную работу учащихся в малых группах, использование межпредметных связей, развитие самостоятельности учащихся и личной ответственности за принятие решений.

Характеристика деятельностного аспекта педагогического опыта.

Практико -ориентированное обучение учит детей добывать знания самостоятельно, формируя у детей универсальные учебные действия: коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные.

Ученики совершают восхождение к уже открытым наукой вершинам, но постигают истину не как готовый результат, а как итог своих собственных наблюдений и решений.

Физика – первый для школьников учебный предмет, главным инструментом для которого является опыт, физический эксперимент. Практико–ориентированный подход, который я применяю на уроках, позволяет использовать эксперимент не только для демонстрации и лабораторных работ, но и для изучения нового материала.

Применение физического эксперимента позволяет детям не только приобретать практические навыки при работе с физическими приборами, но и заинтересовывает ребят, активизирует их мышление, способствует формированию более глубоких и прочных знаний, развивает у них наблюдательность, образное мышление, умение самостоятельно делать выводы на основе анализа опыта.

Когда я задаю детям вопрос о том, какая форма проведения занятий вызывает наибольший интерес, почти все ставят на первое место эксперимент. Скорее всего это потому, что в эксперименте детям легче творить, а творить способны абсолютно все дети, ведь неспособных и трудных детей просто нет!

Мы с вами живем в 21 веке – веке современных технологий. В наше время очень сложно увидеть ученика без телефона, который не умеет пользоваться интернетом. В таких условиях дети становятся более замкнутыми, не умеют общаться друг с другом, а только в соцсетях. Теряются такие качества детей как ответственность, взаимовыручка, самостоятельность.

Передо мной встала проблема: как, используя современные цифровые технологии, развить в детях коммуникативные навыки, личностные качества (такие как самостоятельность, активность, ответственность), как повысить их мотивацию.

Одним из средств формирования личностных качеств я вижу современную технологию «перевернутого» обучения. Что же из себя представляет данная технология?

Итак, начнём с определений. Самая доступная и простая формулировка прозвучит так: перевёрнутое обучение (flipped learning) — это форма смешанного обучения, которая позволяет «перевернуть» обучение следующим образом: вместо домашнего задания учащиеся смотрят короткие видео-лекции — самостоятельно проходят теоретический материал, — а всё время на уроке, когда учитель рядом, используется для совместного выполнения практических заданий. Эту форму часто сравнивают с решением домашнего задания в классе (отсюда и метафора «перевернутого класса»).

Перевернутый класс-это педагогическая модель, в которой подача информации и организация домашних заданий представлены наоборот. Основная суть состоит в совместном использовании традиционного и электронного обучения. В модели «Перевернутый класс» изучение нового материала учащимися происходит дома через использование электронных ресурсов, видеолекций, интернетуроков в интернете. Они дома изучают самостоятельно теорию. А на уроке уже идет отработка практических навыков, работа в группах, обсуждение трудных моментов. Иначе говоря, основные учебные действия поменялись местами: то, что раньше было классной работой, осваивается в домашних условиях. На уроке акцент смещается от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования. Обязательное условие использования данной модели - наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.

У этой технологии много преимуществ:

1. В первую очередь - это развитие личностных качеств. Таких, как ответственность, принятие на себя решения, целеустремленность, самостоятельность. Так как ребята работают в группах, то развиваются коммуникативные навыки, толерантность.

2. С точки зрения обучения - возможность обучения в любое время из любого места и в собственном темпе;

3.  Ученик может спокойно просматривать и прослушивать задание, делать паузу в любом месте или повторять нужный фрагмент ;

4. Интернетматериалы доступны для пропустивших урок школьников.

5. Внимание учителя сосредоточено на конкретной работе обучающегося

6. Освобождение времени на уроке для отработки важных умений, например, для физики это решать задачи;

7. Повышение мотивации, ответственности и самостоятельности учащихся;

8. Получение навыков самостоятельной и групповой работы с информацией;

Но есть и недостатки :

1.Ученик не может непосредственно задавать вопрос учителю, если он у него возник;

2. Не каждый ученик выполняет домашнее задание.

Я хочу поделиться опытом проведения уроков по данной технологии. Использую как уже существующие электронные ресурсы, которые предлагаю учащимся, так и созданные лично мной. Видеоресурсы выкладываю в группе в Контакте, которую создала специально для своих учеников или на своем личном YouTube канале. Всем отправила ссылки и всех добавила. Работа поначалу большая, но теперь любую новость в группе ребята узнают без проблем. В процессе подготовки учащийся пишет вопросы, если они возникают, иногда они пишут их прямо в Контакте. По возможности стараюсь на них ответить сразу. Если нет, то урок начинается с вопросов детей. Далее я даю ребятам небольшой тест или задание на понимание пройденного материала. Использую для этого образовательные платформы (чаще Я-класс). Это очень удобно, так как результаты ребят приходят в личный кабинет учителя.

Затем начинается этап групповой работы, на котором учащиеся, разделенные на группы по 3-4 человека, получают задание по вариантамВсе участники группы должны решить задачи в тетради или выполнить практическое задание, они работают совместно, помогают друг другу, могут пользоваться всеми доступными средствами: своим конспектом, электронным учебником, помощью товарищей. Мне кажется, это наиболее продуктивный этап обучения. Учитель за урок успевает 5-7 раз подойти к каждой группе, проконтролировать выполнение задания каждым учеником, объяснить то, что все равно осталось непонятным, исправить ошибки. Каждый ученик просто вынужден выполнить задание, он уходит с урока с пониманием пройденной темы и умением решать типичные задачи.
В конце урока оставлено немного времени для рефлексии, обсуждения того, что нового узнали на уроке, чему научились.

Такая организация обучения побуждает учащихся учиться друг у друга. Использование технологии направлено на их вовлечение в активную учебную деятельность.

Новизна и значимость перевёрнутого класса заключается в содействии повышению ответственности учащихся за собственное обучение.

В ходе реализации «переворота» происходит стремительное развитие личностных качеств учащихся (самостоятельности, ответственности, активности), метапредметных результатов (планирования своей деятельности, её контроля, корректировки) и  коммуникативных навыков (взаимодействия с одноклассниками в ходе работы над совместным продуктом). При этом меняется и роль учителя – он выступает в качестве консультанта, конструктивиста, поощряя ребят на самостоятельные исследования и совместную работу.

Как следствие, меняется атмосфера на уроке: никто ничего не боится, ни учитель - не успеть объяснить тему, ни ученик - что-то не понять. Все спокойны и уверены в своих силах и возможностях. А соответственно, меняется и отношение ученика к предмету в целом. Он уверен в своих силах, создается постоянная ситуация успеха.

Среди популярных форм проведения перевернутого урока - выполнение упражнений, дискуссии, презентация проектов. Таким образом, «переворот» смещает акцент от обзорного знакомства с новой темой в сторону ее совместного изучения и исследования. Вопросы, возникающие у ребят во время просмотра подготовленных учителем видео-уроков, становятся хорошим стимулом развития познавательной деятельности. При этом время урока уходит не на запоминание материала, а на более глубокое понимание и анализ. Отсутствие необходимости донести информацию всему классу позволяет учителю больше времени и внимания уделять отдельным ученикам и небольшим группам в том случае, если у них возникли проблемы с пониманием. Работая совместно, учащиеся могут свободно помогать друг другу, не завися от темпа работы других учащихся или инструкций учителя.

Конечно такие уроки недопустимы на уроках контроля. Но на уроках изучения нового материала такие уроки дают хорошие результаты.

Современный процесс изучения физики должен включать в себя как классические традиционные методики, так и современные компьютерные технологии. Это становится особенно актуально во время пандемии и дистанционного обучения. Как выполнять лабораторные работы в период пандемии, как правильно оформлять и решать задачи? В период пандемии для меня остро встал вопрос выполнения ребятами лабораторных работ. Так как физика – это практико-ориентированный предмет, то на уроках физики формируются как практические, так и теоретические навыки. И предметные умения формируются в процессе проведения лабораторных и практических работ.

Меня насторожили результаты диагностических работ, проведенных по итогам прошлого учебного года: понизился уровень и качество знаний учеников. Я это объясняю дистанционным обучением с марта месяца. Если честно, я и сама не была готова к дистанционному обучению. И лабораторные работы не были выполнены полностью. Я считаю, что это один из аспектов понижения уровня знаний. Сначала я пыталась найти работы в огромных просторах интернета. Но они меня не устраивали по ряду причин:

У разных авторов лабораторные работы отличаются друг от друга (название, цель)

Самое главное – лабораторные выполнены до конца, те ученик при просмотре просто заполняет таблицу, пишет вывод, все как говорится в работе. То есть вся лабораторная работа сводится к списыванию готовых результатов. Т.е. эти работы не имеют методической ценности, не содержат проблему, над которой должны работать дети.

Я решила попробовать сделать лабораторные, в которых детям все же придется думать самим, самим приходить к результату, самим делать вывод и устанавливать причинно- следственные связи. Использую прием – незаконченная работа. То есть я показываю работу, но не доделываю ее до конца. Я спроектировала работы для 7-9 классов, но на начальном этапе я выставляла эти работы в беседу в ВК. Это было очень долго и неудобно. Возникла идея создать свой канал на ЮТУБе. Я снимаю видео, обрабатываю их с помощью видеоредактора FILMORA и выставляю на своем канале, который назвала ФИЗИПОМОГАЙКА. Вот ссылка https://www.youtube.com/channel/UCE3xZsGKe39dW-wE_SXYZjQ . На данный момент на канале находится 38 видео, включающие в себя все лабораторные работы за 7, 8 и 9 классы, видеоролики, посвященные решению задач и выполнению некоторых практических заданий, также несколько видероликов, посвященных изучению новых тем. Сейчас на канале более 3 тысяч подписчиков, около 300 000 просмотров. На нужном уроке необходимо было только поставить ссылку на нужную работу.

Нужно сказать, что создавая этот канал, в первую очередь я ориентировалась только на своих учеников, и очень была удивлена, когда увидела, что количество просмотров и подписчиков растет. Меня это очень радует, значит канал востребован, значит приносит пользу как ученикам, так и учителям.

Несмотря на то, что дистант закончился, я продолжаю работать со своим каналом. Теперь эти работы я даю как домашнее задание при подготовке к лабораторной работе, это тоже выступает как элемент «перевернутого» обучения. Ребята могут несколько раз просмотреть ее дома, прослушать, они придут полностью готовыми к уроку. Это вселяет в них уверенность, создает ситуацию успеха на уроке.



Литература:

Поташник М.М., Левит М.В. «Как помочь учителю в освоении ФГОС», Педагогическое общество России, Москва, 2015

https://www.ispring.ru/elearning-insights/perevernutyi-klass-tekhnologiya-obucheniya-21-veka

Кречетников К.Г. Особенности организации смешанного обучения / К.Г. Кречетников/ URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29019 (дата обращения 27.03.2020).

Любомирская Н.В. Теория и практика внедрения смешанного обучения в деятельность школы /Н.В.Любомирская/ URL: https://www.hse.ru (дата обращения 18.04.2020).

Шаталов В.Ф «Эксперимент продолжается» 1989, Педагогика

Шаталов В.Ф «Точка опоры» 1987, Педагогика











Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.