12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Денисова Анастасия273
Россия, Москва, Москва

Практико-методические рекомендации психолога по организации дистанционной формы коррекционно-реабилитационных мероприятий для детей с тяжёлыми множественными нарушениями

 

Денисова Анастасия Сергеевна

Педагог-психолог высшая категория

Государственное бюджетное учреждение города Москвы "Комплексный реабилитационно - образовательный центр" обособленное структурное подразделение «Марьино»

 

 

В апреле 2020 года все сферы жизни людей столкнулись сначала с потрясением, затем с реорганизацией. Всемирная пандемия 2020 года потребовала отказаться от большинства традиционных практик работы в сфере оказания различных услуг. Педагогические, социальные и иные работники столкнулись с понятием «удалённая» работа, «дистант» и «он-лайн» занятия. Работая на «горячей линии» своего учреждения, было понятно - специалисты столкнулись с множеством проблем технического характера в первую очередь. С проблемами психологических перегрузок, проблем организационно-методического и практического характера. В «первую волну» пандемии «сражались» с цифровым миром все вместе, как говорится почти «голыми руками». На втором этапе пандемии, к вопросу «удалённой» работы, подошли уже с неким опытом, который удалось проанализировать и систематизировать. Разработать некоторые методические рекомендации практической направленности.

Практические рекомендации для специалистов

1. Как продуктивно подготовить учеников и родителей к переходу на он-лайн занятия:

1. Технические вопросы

При переходе на дистанционное обучение дети могут растеряться, поэтому важно, чтобы родители были рядом и помогли. Чем лучше они обучат ребенка, тем меньше потребуется их участие в дальнейшем. Понятно расскажите родителям, какие инструменты (текстовые и графические редакторы и т.д.) и сервисы (программы для видеоконференций, браузеры и образовательные платформы) будите применять. Для работы хватает как правило несколько вариантов конференцсвязи и пары образовательных платформ. Можно попросить у системного администратора помощи, где найти подробные инструкции для родителей по использованию данных сервисов при необходимости. Лучше всего провести он-лайн собрание в выбранной видеоконференции, это даст возможность ответить на волнующие вопросы родителей, снизить их тревогу. Или напишите подробные текст вашего взаимодействия в любом привычном мессенджере. Необходимо выяснить, индивидуально для каждого ребёнка, необходимое дополнительное оборудование с учётом психофизиологических особенностей развития. Например, ноутбуки, специальная клавиатура, беспроводные мышки и джойстики, а так же формат подготовляемых электронных материалов.

2. Формат занятий

На сегодняшний день в дистанционном оказании коррекционно-реабилитационных услуг выделили две категории: электронные и дистанционные. Электронные задания – задания которые в цифровом формате формируют специалисты ( психологи, логопеды и т.д.) и отправляют по средствам интернет сети родителям для выполнения ребёнком (например на электронную почту или WahatsApp). Дистанционные занятия – это занятие которые специалист проводит в «Прямом эфире» он-лайн через видеоконференцию. Индивидуально или в группе детей такие занятие проводят: инструктора лфк, логопеды, психологи, дефектологи. Формы занятий определяются индивидуально с каждым родителем и специалистом. Зависят от множества факторов: индивидуальные особенности ребёнка, технические возможности. Объясните родителям, что дистанционная форма работы — такая же только в другом формате. Не нужно думать, что ребенок ничего не делает, раз сидит за компьютером. Напомните, что ребенку нужно время для адаптации к новому формату. Попросите в первое время не проявлять излишнюю критичность по отношению к успехам. Сейчас главная задача ребенка — перестроиться на новую форму и разобраться с техническими особенностями работы.

3. Необходимо обозначить кто и за что отвечает в данном процессе

Дистанционный формат работы, теперь предполагает большее участие родителя в коррекционно-реабилитационном процессе ребёнка. Необходимо разделить зоны контроля. Да, на всех этапах родители выступают организаторами и тьюторами данного процесса, контролируют. Но, содержательная сторона процесса контролируется Вами. Не допускайте выполнения задания за ребёнка, пояснений ваших объяснений и т.д.

4. Психофизиологические особенности детей с ТМНР

Объясните родителям, что важно учитывать индивидуальные психофизиологические особенности ребенка. Для детей с ТМНР нужно обеспечить посильную двигательную активность и смену деятельности. Договоритесь с родителями, что каждый день дети будут вставать между занятиями и делать небольшие разминки. Предложите родителям составить режим дня для детей так, чтобы они как можно больше двигались и отдыхали от компьютера. Необходимо учитывать высокую истощаемость и медленный темп деятельности детей с ТМНР.

5. Он-лайн коммуникация с родителями

Чтобы избежать напряжения между специалистами и родителями, необходимо установить правила общения. Помните, что переписки в чатах — это часть вашей работы. Заранее сообщите родителям время, когда вы будете отвечать на сообщения и телефонные звонки. Например, с 8 до 18. «Сухие» информативные сообщения в интернете не редко воспринимаются как негатив. Интернет-сообщения мало эмоциональны, разнообразьте их смайликами. Если чувствуете какое-то напряжение в «разговоре» лучшее свяжитесь по телефону и проясните всё в разговоре.

Помните о том, что родители, так же как и вы, оказались в ситуации тревоги и стресса. Постарайтесь сохранять спокойствие. Если вдруг родитель в переписке выразился некорректно, не отвечайте сразу. 

6. Правила работы за компьютером

Конечно, все уже привыкли к работе за компьютером. Но необходимо напомнить родителям правила работы за компьютером, попросите контролировать их соблюдение. Дистанционная форма работы неизбежно увеличивает время, проведенное с компьютером или планшетом. Посоветуйте родителям сократить другие цифровые активности: игры, видео, соцсети. Особенно это касается тех детей, которые в анамнезе имеют эпилепсию. Длительность онлайн-уроков, рекомендованных Минпросвещения, — 15 минут в начальной школе, 20 минут в средней и 30 минут для старшеклассников. В перерывах дети должны разминаться. В это время полезно проветрить комнату.

7. Детский тайм-менеджмент

Дома есть много отвлекающих факторов, поэтому дети должны научиться организовать себя. Это сложно для детей любого возраста. Формирование волевого компонента у детей с ТМНР происходит очень медленно. Поэтому организация и соблюдение распорядка дня ложиться полностью на родителей. Посоветуйте родителям составить режим дня для детей и придерживаться его на протяжении нескольких недель. Нужно укладывать и будить ребенка в одно время, обязательно давать ему время на отдых и двигательную активность. Важно помнить, что дисциплина вырабатывается поэтапно. Родителям стоит увеличить уровень контроля на начальном этапе и постепенно уменьшать его.

8. Организация рабочего пространства

Необходимо организовать рабочий стол. Рабочий стол должен находиться в хорошо освещенном месте, у окна. Должно быть хорошее искусственное освещение и электророзетки в близи стола. Рядом с ребенком не должно быть пищи и напитков, чтобы не отвлекался во время видео занятия и не испортить дорогостоящее оборудование. Если у ребенка нет отдельной комнаты, попросите родителей не шуметь во время онлайн-урока, выключить телевизор и создать рабочую обстановку. Исключите по близости другие гаджеты во время он-лайн занятий.

9. Рекомендации для родителей

В организации дистанционной работы для вашего ребёнка важно наладить уважительное и дружелюбное общение со всеми участниками процесса. Сохраняйте спокойствие, проявите гибкость и понимании ситуации. Что бы снизить психологическую нагрузку на ребёнка, посоветуйтесь с ним о форме и объеме выполняемых заданий. Необходимо получать ежедневную обратную связь от ребёнка: его настроение, удовлетворённость деятельностью, проблемы. В свою очередь не забывайте эмоционально реагировать на его успехи, выразите своё восхищение и уважение. Сохраняйте тактильный контакт. Организуйте совместную досуговую деятельность (готовьте, рисуйте, соревнуйтесь), если возникают трудности, попросите помощи, у специалистов, которые оказывают коррекционно-реабилитационные услуги. Сохраняйте привычный образ жизни. У ребёнка могут возникать опасения и страхи из-за вируса и пандемии. Успокойте его, не вдаваясь в подробности, говорить можно так: «Если после улицы мыть руки, проветривать комнату, хорошо питаться, вовремя ложиться спать, пить витамины, то все будут здоровы». Помните, что ребёнок тоже слышит новостные блоки и очень хорошо чувствует напряжение внутри семьи.


 

Список используемой литературы

Абдуллаев С. Г. Оценка эффективности системы дистанционного обучения // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2007. - N 3. - С. 85-92.

Авраамов Ю. С. Практика формирования информационно-образовательной среды на основе дистанционных технологий // Телекоммуникации и информатизация образования. – 2004. - N 2. - С. 40-42.

Андрюшин В. Не выходя из дома : информационные технологии в современных системах обучения // Бухгалтер и компьютер. – 2005. - N 7. - С. 16-20.

Боброва И. И. Методика использования электронных учебно-методических комплексов как способ перехода к дистанционному обучению // Информатика и образование. - 2009. - N 11. - С. 124-125.

Бочков В. Е. Учебно-методический комплекс как основа и элемент обеспечения качества дистанционного образования // Качество. Инновации. Образование. – 2004. - N 1. - С. 53-61.

Васильев В. Дистанционное обучение : деятельностный подход // Дистанционное и виртуальное обучение. – 2004. - N 2. - С. 6-7.

Генне О. В. Дистанционное обучение - новый шаг в развитии системы образований // Защита информации. Конфидент. – 2004. - N 3. - С. 36-39.

Гомулина Н. Н. Методика дистанционной формы обучения учителей физики на курсах повышения квалификации // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2011. - N 10. - С. 50-61.

Гриневич Е. А. Методика дистанционного изучения информатики студентами экономических специальностей //Информатизация образования. - 2011. - N 1. - С. 36-44.

 

Дроздецкая Г. В. Вопросы дистанционного образования при обучении русскому языку и культуре речи // Философия образования. - 2011. - № 6 (39). - С. 307-315.

Лебедев В. Э. Опыт использования электронного образовательного ресурса по дисциплине // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2009. - N 8. - С. 10-22.

Мациевский С. В. Развитие научных основ ИТ-образования //Дистанционное и виртуальное обучение. - 2007. - N 9. - С. 13-17.

Мозолин В. П. О некоторых проблемах телекоммуникационного обучения // Информатика и образование. – 2000. - N 2. - С. 89-90.

Ольнев А. С. Использование новых технологий в дистанционном обучении // Актуальные проблемы современной науки. - 2011. - N 1. - С. 96

Самари Ш. М. Пути применения дистанционного обучения в системе образования // Аспирант и соискатель. - 2009. - N 5. - С. 84-88.

Селемнев С. В. Как в электронной форме представить учебное содержание? // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2010. - N 1. - С. 94-104.

Слободчикова А. А. Проблемы внедрения разработанных электронных учебных средств в образовательный процесс // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2008. - N 8. - С. 41-46.

Топунова М. К. Оценка качества знаний учащихся при дистанционном обучении в системе начального общего образования // Дистанционное и виртуальное обучение. - 2012. - № 2. - С. 31-42.

Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 08.01.21 в 08:52 1Ответить Пожаловаться
Полезный материал! Отличные рекомендации!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.