12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
OlgaSl18
Россия, Саха (Якутия) респ., Якутск
3

Применение бинарной технологии на уроке английского языка и географии в соответствии с требованиями обновленных ФГОС

Применение технологии бинарного урока на уроке английского языка и географии в соответствии с требованиями обновленных ФГОС.

Слепцова О.П., учитель английского языка, Пинигина С.В, учитель географии

МОБУ «Городская классическая гимназия» ГО «г.Якутск»

Деятельностный подход, являясь методологической основой ФГОС современного образования, предполагает организацию активной и разносторонней деятельности школьников. Опираясь на идеи Константина Дмитриевича Ушинского о том, что обучение должно быть системным и последовательным, о необходимости применять в учебном процессе материал для повторения и применение практических задач, таким образом, чтоб обеспечить прочность знаний и побудить школьников к сознательному обучению, вызвать интерес. Применение технологии бинарного урока, основанного на межпредметных связях, служит средством повышения мотивации изучения предметов, так как создают условия для практического применения знаний, развивают аналитические способности и изобретательность, обладают воспитательным потенциалом.

В соответствии с требованиями ФГОС в учебном процессе заложены требования к метапредметным результатам обучения. Среди школьных предметов география и английский язык являются предметами, которые обладают широким диапазоном межпредметных связей. В методике преподавания выделяют особый тип урока - интегрированный. На интегрированном уроке обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов (курсов). Как правило, вводятся знание из других областей одним учителем. Бинарный урок – это разновидность интегрированного урока и подразумевает деятельность нескольких учителей в одном уроке.

Наиболее целесообразно использовать методику бинарного урока для систематизации обобщения знаний, т. к. на таких уроках можно использовать разные варианты закрепления материала, создать другие условия и формы работы, чтобы ученики смогли проявить активно-творческие способности, приложив полученные ранее знания.

Можно выделить основные требования к проектированию современного бинарного урока:

1. Определение темы урока. Обозначение цели обучения, развития, воспитания, которые должны быть ориентированы на получение предметных, метапредметных и личностных результатов.

2. Отбор содержания учебного материала к уроку, разработка структуры (последовательности) подачи материала.

3. Продумывание, формулирование и реализация ценностных оснований содержания учебного материала.

4. Определение конкретных технологий, средств, методов стимулирования, мотивации и организации учебной деятельности на уроке.

5. Учет психолого-педагогических особенностей учебных и воспитательных возможностей каждого ребенка в классе.

6. Включение в содержание урока упражнений творческого, проблемно-поискового характера.

7. Определение методов контроля и самоконтроля учебной деятельности учащихся.

Бинарный урок географии и английского языка был проведен в 6 классе по теме «Эпоха великих географических открытий». При подготовке использовались рабочие программы по географии (УМК изд-во «Просвещение» серия «Полярная звезда») и английскому языку (УМК "Звездный английский" М. К. Баранова, Д. Дули). Данный урок - систематизация и обобщение пройденного материала, применения полученных знаний. Структура урока была направлена на решение главной коммуникативной задачи – выполнение и защиты проектных работ, т.е. применение предметных навыков на практике, а также повторения и расширения знаний учащихся по изученной теме в ходе урока. На уроке использовались методы практической работы в мини-группе и метод устного контроля, информационные, проектные, интерактивные и кейс-технологии. Учащиеся продемонстрировали умение работать самостоятельно в группе, распределять обязанности, доброжелательное отношение друг к другу, интерес к изучению английского языка и географии, владение лексико-грамматическим материалом.

На этапе организационного момента состоялась игра, с помощью которой произошло деление на группы. В основу взята игра-головоломка «Пазлы» - собрать изображение из множества фрагментов. На данном этапе не только активируются деятельность мозга, но также это помогло детям расслабиться, наладить коммуникацию.

Далее была поставлена проблема перед учащимися выведены слова-ассоциации и предложено сопоставить информацию с портретом путешественника. Учащиеся сфокусировали внимание на теме урока, вспомнили изученный материал по географии и ключевые слова по теме на английском языке. Учащиеся без труда сформулировали цель урока.

Этап актуализации знаний является важным, так как данную тему по географии проходили в начале 5-го класса. Было дано предварительное задание, составить викторину по желанию учащихся. Викторину провел один из учеников. Далее закрепили данный этап урока с помощью электронного приложения Learninapps.org. Учащиеся вспомнили географические факты, маршруты путешественников, их достижения и закрепить лексику по теме на английском языке.

Основной этап урока - творческая работа в мини-группах по созданию тревэл-бука об одном из путешественников. В группах были распределены обязанности: отметка маршрута на карте, оформление страницы, поиск информации, выступление - презентация проекта на английском и русском языке. Работа в группе была продуктивной, каждый выполнял обязанности по своим предпочтениям. При этом необходимо было следить за временем выполнения работы. По истечении времени состоялась защита проектов, после каждой защиты участники отвечали на дополнительные вопросы. Голосование за лучший проект было проведено в программе Power Point с использованием интерактивной доски. Не заняло много времени, прошло динамично, отличный визуальный эффект, с удовольствием приняли участие в голосовании. Были отмечены сильные стороны каждого проекта. Кроме того, выявили, что на эффективность выполнения проекта огромное влияние оказала сплочённая работа в группе, распределение обязанностей, коммуникация.

Важным на каждом уроке является рефлексия, каждый из участников оценил свою деятельность на уроке, что является индивидуальной точкой роста для детей.

Проведение бинарных уроков требует тщательной предварительной подготовки, нахождения точек соприкосновения предметного материала. Необходимо распределить выступление и обязанности каждого учителя таким образом, чтобы в процессе урока ученикам не составляло сложности переключать внимание от одного учителя к другому. Отрадно, что ученики с легкостью переключались с английского на русский язык, при этом не испытывали трудности межкультурной коммуникации. Технология проектной деятельности показала эффективность применения в рамках бинарного урока: повышается качество знаний, учащиеся проявляют инициативу, творческую деятельность.


Использованная литература:

Приказ Минпросвещения России от 31 мая 2021 г. № 286 об утверждении ФГОС начального общего образования с изменениями на 18 июля 2022г.

2. Т.С. Широбокова, Нетрадиционные формы проведения уроков. Справочник классного руководителя, №9, 2012 г.

3. Бардина И.Н., Проведение бинарных занятий / И.Н. Бардина, И.М. Лукавец: Специалист, 2007, №4.

4. К.Д.Ушинский/Избранные труды. Учебное пособие. ВУЗ; в 4 кн;-М.: «Дрофа», 2005/


Тема урока: Великие географические открытия

Тема (география): Как люди открывали Землю (раздел «На какой Земле мы живем», 5 класс).

Тема (английский язык): Исторические личности (раздел «Великие люди и легенды», 6 класс)

Тип урока: урок повторения, обобщения знаний формирования умений и навыков.

Учебно-методическое обеспечение:

География. 5-6 классы. Алексеев А.И., Николина В.В., Липкина Е.К. и др. Изд-во «Просвещение»,

серия «Полярная звезда»;

Атлас 5-6 классы. Изд-во «Просвещение», серия «Полярная звезда»;

"Звездный английский" 6 кл. М.К. Баранова, Д. Дули

Дополнительные источники: Энциклопедии: Баландин Р.К. Сто великих географических открытий.; Бейкер Дж. История географических открытий и исследований

Учебно-наглядный комплекс: Интерактивная доска, презентация, портреты путешественников, атласы, учебники, картосхемы, электронные приложения: sinonim.org , learningapps.org , таймер budilki.ru.

Время реализации занятия: 2 урока

Цель: Закрепление системы знаний, умений по теме “Великие географические открытия” путем интеграции школьных предметов английского языка и географии.

Задачи урока:

обучающие: углубить знания о путешествиях; закрепление грамматического материала по теме «прошедшее простое время» (Past Simple), «прошедшее продолжительное время» (Past Continuous); повторить лексику по теме «Великие люди и легенды» (“Great Discoveries”);

развивающие: развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, картами атласа;

воспитательные: формирование культуры общения при работе в группах, воспитывать уважение к мнению товарищей, желание адекватно оценивать свои достижения.

Формируемые УУД:

Предметные: объяснять результаты выдающихся географических открытий и путешествий, влияние путешествий на развитие географических знаний. Определять причины и следствия географических путешествий и открытий. Определять и показывать на карте маршруты путешествий. Употреблять в речи «прошедшее простое время» (Past Simple), «прошедшее продолжительное время» (Past Continuous). Использование в речи, обогащение словарного запаса по темам «Биография», «Исторические личности».

Метапредметные: Умение работать с различными материалами; поиск информации, используя несколько источников информации: карты атласа, энциклопедии, текст учебника; умения построить речевое высказывание в устной и письменной форме, умение выражать свои мысли на английском языке в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные: Понимание роли путешествий в формировании знаний о Земле; понимание роли и значения географических знаний, ….

Подготовительный этап: предварительное задание - викторина «Эпоха великих географических открытий» (желающие)

Оборудование: пазлы- портреты, цветные картонные листы- трэвэл страницы (4 шт.), клей, фломастеры, цветные карандаши, карточки-указатели с именами на английском языке, картосхемы (4 шт), документ камера.

Части урока

Деятельности учителей

Деятельность учащихся

Организационный момент


Приветствие

О.П. Hello, everyone! Today we’re having a lesson of English and Geography.

С.В.: Здравствуйте, ребята! Предположите, что может связывать такие предметы как география и английский язык?

Вступают в диалог, высказывают варианты ответов, слушают ответы друг друга, дополняют.

Страноведение, континенты, моря и океаны, горы, реки и озера и т.д.

Путешествия

Деление на группы

С.В.: Перед вами находятся множество фрагментов, выберите любой из них. Ваша задача - собрать отдельные части в целое.

ОП: Now, that you have made pictures of the great explorers, you have made groups. Please, find the right table according to the pictures and the cards with the explorers’ names.


Занимают места в кабинете в соответствии с карточками с именем путешественника на столе.



Создание проблемной ситуации

Использовано приложение sinonim.org

С.В: На экран выведены слова-ассоциации, необходимо сопоставить информацию с портретом вашего путешественника.

В соответствии с ними выставляют карточки-указатели на парту. Каждая команда имеет имя своего путешественника.

С.В.:

-Ребята, как вы думаете, а зачем нам надо знать основные имена путешественников?

-Может это вам как-то пригодиться в жизни?

Называют имена путешественников, согласовывают ответ друг с другом.

Целеполагание

Объявление темы урока.

Тема урока: «Великие географические открытия». Подводящий диалог для формулирования учениками целей урока.

На экране журнал о путешествии.

В середине 17 века впервые появились журналы в виде 12-страничной брошюры, сегодня на уроке нам предстоит окунуться в прошлое - создание трэвел бук

Учащиеся определяют цель урока, исходя из вступительной части урока и наводящих картинок по теме, изображенных на экране.

Актуализация знаний

Викторина о путешественниках (6 минут).

Maxim: Now, please answer the questions about the great explorers.

Ученик проводит викторину, учащиеся отвечают на вопросы по заданной теме.


Сопоставляют фото путешественников с описанием их достижений.

Закрепление знаний с помощью электронного приложения https://learningapps.org/display?v=paz81c3rc23

Основной этап


С.В.: Каждая группа должна разработать одну страницу трэвел бук по следующему алгоритму:

Отметить на карте маршрут путешественника;

Описать маршрут путешественника, используя карты атласа с упоминанием географических объектов;

Оформить страницу трэвел-бук. Выступить с защитой проекта.

О.П.: Let’s sum up: What do you have to do? …. That’s right.

You have 15 minutes to work on the projects.

Установлен таймер budilki.ru

Учащиеся слушают инструкции учителя географии, затем воспроизводят инструкции на английском языке: Mark the traveler’s route, describe it using the maps and geographical names in the Travel-book, present the project to the class.

Выполняют работу в группах, у каждого свои обязанности: поиск информации, обозначение маршрута на картосхеме, оформление страницы, выступление – защита на английском и русском языке.

О.П.: Now, we’re going to listen to your projects. Each group has 3 minutes for presentation. After the presentation you have to answer your classmates’ questions.

Каждая группа задает вопросы выступающим. Оценивается умение задавать вопросы.

Рассказывают о путешествиях и показывают маршрут на картосхеме, используя документ камеру. Отвечают на вопросы других групп.

Голосование в Power Point (на основе статьи Использование триггеров http://didaktor.ru/ )

С.В.: Предлагаем проголосовать за интересную защиту проекта каждой группы. Не голосуем за своей проект.

Отмечаем лучший проект, сильные стороны проговариваем.

Подходят к интерактивной доске и нажимают по нужной метке. 

Рефлексия

слайд презентации

Оценивают свою работу на уроке.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.