12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Марина80

БПОУ ВО «Вологодский областной медицинский колледж»





Применение технологии творческого чтения как вид мотивации на обучение







Сивова Марина Анатольевна

Преподаватель русского языка и литературы

























2023

Путь к книге – путь к себе.


Ребенок – не кувшин, который

надо наполнить,

а лампада, которую следует зажечь

Средневековые гуманисты


Современная жизнь с ее скоростью и лавиной информации предъявляет высокие требования к подрастающему поколению.

Но задача преподавателя не в том, чтобы студент осваивал эту лавину информации, а в том, чтобы открывать пространство для индивидуального интеллектуального развития личности, ее творческих способностей через чтение, через анализ жизненных ситуаций и человеческих отношений, изображенных в книге, через погружение в мир чувств и мыслей литературных героев.

Чтение, которое обеспечивает личностное развитие читателя – это и есть творческое чтение.

Концепции чтения как созидающей деятельности положены в трудах В. Острогорского, В. Стоюнина на призыв В.Г. Белинского (19 в.)

В 20 в. Эту мысль развили М. Рыбникова, Н. Рубакин, Л. Выгодский, В. Сухомлинский, С.И. Абакумов, В. Асмус, А.М. Левидов.

Суть взглядов данной концепции заключается в том, что чтение – это вид творчества.

«Главное в чтении не текст сам по себе, а мысли, чувства, образы, вопросы, которые рождаются в душе читателя» (Н.А. Рубакин)

Творческое чтение – мышление в образах - развивает правое полушарие мозга.

«Обучая левое полушарие, вы обучаете только левое полушарие. Обучая правое полушарие, вы обучаете весь мозг!» И. Соньер




Принципы методики творческого чтения:

- принцип активизации воображения (приёмы работы с литературным произведением, предлагаемые студенту, должны активизировать основу творческих способностей - воображение, развивать чувственную активность и способствовать сохранению эмоциональной целостности переживаний , идущих от его эстетических реакций на прочитанное);

- принцип сотворчества (творческое чтение направлено на рождение у читателя собственных мыслей, возбуждаемых интенциями автора, предполагает включённость читателя в художественный мир, изображённый писателем, возможность проживать все перипетии, сопереживать героям произведения);

- принцип активной деятельности (творческое чтение предполагает реализацию деятельностного подхода при освоении литературного произведения в роли читателя-филолога, читателя-художника, читателя-композитора, читателя-актёра; в процессе создания вторичных художественных образов происходит активное приятие и глубокое понимание художественного мира произведения);

- принцип учёта двусторонней связи (произведение и образное мышление связаны бинарной связью: образный мир произведения наталкивает читателя на создание субъективных образов произведения, пробуждает фантазию, эмоции, активизирует память; с другой стороны, активное образное мышление помогает полнее воспринять произведение);

- принцип диалога (в ходе обсуждения между студентами и преподавателем результатов творческой деятельности читателя создаётся полноценный, многогранный, синтезированный образ произведения).


В настоящее время много вносит ценного в методику творческого чтения И.И. Тихомирова.

Как ученица И.И. Тихомировой я воодушевлена данной технологией.

И вношу что-то свое. Например, рассматриваю текст и с позиций компетентности, и через психологию чувств.

«Новые истолкования своего и чужого опыта, плоды мышления всегда есть проект и предвидение предстоящей реальности». А.А. Ухтомский

Я как преподаватель постоянно создаю условия для возникновения и развития любознательности, познавательного интереса, стимулирую к самостоятельности. Создаю условия для развития творческих способностей, а значит для развития личности студента и его читательских компетенций. А главное, для воспитания души. Свои уроки литературы называю «Приближение к душе». Приближение к душе ребенка. Приближение к душе писателя. И моя задача состоит в том, чтобы эти души чем-то притягивали друг друга.

Идет ненавязчивое воспитание семьянина, гражданина, человека как личности, человека творца, созидателя, человека деятельного, который

общителен, коммуникабелен, корректен, начитан….

Это показатели компетентности, показатели того, насколько человек может самовыражаться и поддерживать контакты с такими же, как и он сам.

Применяя в своей деятельности компететностный подход, преподаватель развивает личность, социализирует студента, формирует у него способность регулировать свои действия и умения рефлексировать, то, что в свою очередь, будет являться основой успешной адаптации к часто меняющимся условиям современной жизни.

Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение, самоактуализацию, социализацию и развитие индивидуальности.

В работе преподавателя литературы переплетаются все компетенции: общекультурные, информационные, коммуникативные, учебно-познавательные, ценностно-смысловые, социально-трудовые, компетенции личного самосовершенствования – целостная система ключевых компетенций.


При обсуждении книги Ю. Казакова «Некрасивая» я зачитываю выдержки из книги «Как жить в ладу с собой и миром»( Рикк Брэй). На примере трех выпускников мы узнаем о том, кто из них стал успешнее и счастливее. Не каждый знает о трех непременных условиях, при соблюдении которых фортуна поворачивается к нам лицом: это нравственность (дарить и делать радость), знания, культура.

При обсуждении рассказа Е. Габовой «Не пускайте Рыжую на озеро» мы размышляем, как владеем общекультурной и коммуникативной компетенцией, связанной с жизнью в обществе. У героев рассказа нет отношения к Другому как ценности и отношение к своему «Я» как человеку. Мы размышляем на основе рассказа, как стать творцом своей собственной личности. Уметь управлять собой. Как самостоятельно и в сотрудничестве с другими действовать в сложном мире. Размышляем над вопросами: что впереди: время или человек? Это компетенция личного самосовершенствования. И компетенция социального взаимодействия человека и социальной среды.

Хочется не просто рассказать с помощью художественных произведений о добре и зле, но еще и помочь в какой -то трудной жизненной ситуации.

Разве наша жизнь не несет подростку стресса, нет конфликтов, нет одиночества?А если стать другом и помочь ему с помощью литературных образов стать более сильным, более добрым, более терпимым. Выйти из стрессовой ситуации с достоинством. Где-то побороть трусость, страх.

Выйти из жизненной ситуации, меньше потеряв физического и душевного здоровья. Наше душевное равновесие, гармония с собой и миром во многом зависит от нашего самочувствия

Знакомясь с хорошими поступками героев текстов, разбирая чужие ошибки, мы учимся правильно действовать в жизни. Это своего рода уроки жизни.

На занятиях мы сначала изучаем толкование темы, а в данном случае ценности, по словарю. Подбираем слова к изучаемым ценностям, затем учимся понимать по произведениям, у какого литературного героя эта ценность есть.

Ценность Добра, Красоты, Труда, Семьи, Человека, Жизни, Природы, Родины…

Компетентностный подход в работе преподавателя по литературе просматривается и следующих открытых мероприятиях:

«Несравненный художник жизни»

24 октября 2022 г. студенты 9 м/с А,Б,В групп вместе с главным библиотекарем отдела искусств Вологодской областной библиотеки им. И.В. Бабушкина Кузьминовой Еленой Валерьевной вспоминали о большом, умном, внимательном человеке, который прожил короткую жизнь, но сумел увидеть и прочувствовать всю пестроту и сложность русской действительности. Имя этому человеку – Антон Павлович Чехов.
Широко известна фраза Чехова: «Медицина - моя законная жена, а литература - любовница». Врачом Чехов прослужил всю свою жизнь – и в годы молодости, когда в литературе он был Антошей Чехонте, и в зрелые годы, в расцвете писательской славы. Образ врача и медицинская тема навсегда вошли в творчество А. П. Чехова. Верно подметил И. Бунин: “В жизни Чехов был именно тем, чем был в творчестве, — человеком редкого душевного благородства, воспитанности, изящества, мягкости и деликатности при необыкновенной искренности и простоте, чуткости и нежности, при редкой правдивости”. А чеховская мечта о человеке, в котором должно быть «всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли…» пусть будет путеводной звездой для наших студентов , и чем дальше, тем более яркой и зримой.



Малая живая классика «Задушевное слово» (конкурс чтецов прозы)

26 октября 2022 в актовом зале колледжа прошел конкурс чтецов прозы «Живое слово» . Приняли участие 15 студентов. А зрители совершили путешествие по страницам повести автора «Привычное дело». Любовь к слову от автора передалась всем. Чтецы выразили живую мысль в чувственных образах, воздействуя на ум и чувства слушателя. Мероприятие сопровождалось показом презентации, на слайдах – иллюстрации к произведениям В. Белова. На рисунках, созданных студентами, представлены портрет автора; животные , каждое со своим характером; пейзажи с заснеженными избушками ; скромный крестьянский обед из краюхи хлеба да кувшина молока ; люди в деревнях, с добротой и любопытством в глазах, машущие нам, незнакомым людям; ребятишки, толкущиеся рядом с бабкой Евстольей; Иван Африканович, отогревающий своими большими руками и теплым сердцем воробья….
Разве можно говорить, что у наших студентов нет интереса?
Любая работа приносит свои плоды. Хорошо выученный текст и богатство подобранной интонации оживили слово.

Чтение играет не только информационную роль. Оно вводит студентов в мир человеческой культуры, обеспечивает погружение в родную речь, развивает эмоциональную, морально-этическую, эстетическую сферу .

На занятиях нужно создать эмоционально-смысловой конспект текста книги. И сделать как бы рекламу книге, чтобы рассказ был интересен другим. А главное, выразить свое понимание текста.

Чем больше способов выражения своих чувств знает человек, тем легче ему общаться с другими студентами, будущим супругом, друзьями, коллегами, начальником.

Эмоции человека отражают окружающий мир в форме непосредственного переживания жизненного смысла явлений и ситуаций. Они неразрывно связаны с важнейшим качеством личности – ее нравственным содержанием, характером мотивационной сферы, эстетическими и нравственными ценностными ориентациями, мироощущением.

Интересен такой момент. Отличительная черта студентов – это активность воображения.

Структура процесса творческого чтения строится тоже на воображении.

Если мысленно в центр поставить воображение, то от центра идут стрелочки к аналогам и ассоциациям, к восприятию, памяти, мышлению, эмоциям и мотивам. Все это присуще студенту и творческому чтению.

Тут и там важно и самосознание, мотивация, интерес и интуиция.

Получается вывод:

Активизация творческого потенциала студента во многом зависит от его взаимодействия с книгой.

Чтение тренирует воображение, а через него актуализируются творческие способности читателя. Человек учится думать, переживать, включаться в другие жизни и тем самым познавать себя, открывать собственные возможности и мотивации к творчеству.

Преподаватель литературы и книги развивают творческие таланты, где важно привитие читателю высоких ценностей, благородства души, развитие эмоциональной сферы.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.