12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Таранова Татьяна Анатольевна1512
Россия, Приморский край, Уссурийск
3

Проблема организации элективных курсов по русскому языку на этапе предпрофильной и профильной подготовки учащихся

Тема: Проблема организации элективных курсов по русскому языку на этапе предпрофильной и профильной подготовки учащихся

Общей проблемой на сегодняшний день является вопрос модернизации системы российского образования, в рамках которой ведётся эксперимент по введению профильного обучения. Разработка и внедрение элективных курсов - важнейшая часть концепции, обеспечивающая переход к профильному обучению.

В педагогическом словаре В.И.Загвязинский даёт следующее понятие: "элективный - избранный, избирательный; элективные курсы - курсы, предлагаемые на выбор[4,32].

Так, С.И.Львова в своей книге говорит о том, что элективные курсы связаны, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовалельных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника. Именно они как бы "компенсируют" во многом ограниченные возможности основных курсов в удовлетворение разноообразных образовательных потребностей учащихся. Далее автор отмечает, что в классах филологического профиля наибольший эффект могут дать программы, направленные на повышение уровня культуры речи учащихся на основе освоения определённых теоретических знаний, а также программы, углубляющие тот или иной аспект основного курса русского языка или предлагающие интеграцию предметов филологического (или гуманитарного) цикла[6,19].

Время, отводимое на курсы по выбору для предпрофильной подготовки учащихся девятых классов, складывается из часов компонента образовательного учреждения (35ч.). В результате изучения курсов по выбору учащийся 9 класса должен быть готовым ответить на два вопроса: "Чего я хочу в своей ближайшей образовательной перспективе?" и "Могу ли я, готов ли я продолжить обучение по выбранному профилю?" В процессе изучения данных курсов учащиеся 9 классов должны иметь возможность:

  • приобрести опыт приложения усилий по освоению образовательного материала и по освоению компетентностей, востребованных в профильном обучении и послешкольном образовании;
  • получить информацию о значимости профильного обучения для дальнейшего продолжения профильного образования, жизненного, социального и профессионального самоопределения;
  • сформировать ценностные ориентации, связанные с профилем обучения и соответствующим ему направлениями послешкольного образования.

Курсы по выбору в предпрофильной подготовке подразделяются на предметно-ориентированные (пробные) и межпредметные (ориентационные).

Предметно-ориентированные курсы решают следующие задачи:

  • Реализация учеником интереса к учебному предмету;
  • Уточнение готовности и способности осваивать предмет на повышенном уровне;
  • Создание условий к сдаче экзаменов по выбору, т.е. к наиболее вероятным предметам будущего профилирования.

Межпредметные (ориентационные) курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов. Они знакомят учащихся с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах. Задачи:

  • создание базы для ориентации учеников в мир современных профессий;
  • ознакомление на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространённым профессиям;
  • поддержание мотивации к тому или иному профилю.

В статье Чистяковой понятие профильное обучение раскрывается как «средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования» [10,20].

В 10-11 классах число элективных курсов определено учебным планом для каждого профиля. Набор элективных курсов определяется самой школой. При профильном обучение элективные курсы выполняют три основные функции:

  • надстройка профильного учебного предмета, превращающий его в полной мере в углубленный;
  • развития содержания одного из базовых учебных предметов, изучение которого осуществляется на минимальном общеобразовательном уровне, что позволяет поддерживать изучение смежных предметов на профильном уровне или получить дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена по выбранному предмету на профильном уровне;
  • удовлетворение познавательных интересов в различных областях деятельности человека. Элективные курсы в старшей школе, когда учащиеся уже определились с профилем и приступили к обучению по конкретному профилю, должны быть более систематичными(раз или два в неделю), его объём по часам(максимум 72часа) .

Успешное решение проблематичной для многих школ задач по созданию разнообразных, интересных и актуальных элективов, возможно, кроется в словах учителя Т.Павловой: «Когда обобщаешь информацию, необходимую для элективного курса, и начинаешь чувствовать систему, видеть логику, то курс получает жизнь и развитие».

Как отмечает И.Олейникова, самое важное, - методика разработки программы элективного курса[8,7].

В настоящее время создаётся множество программ: авторские, переработанные, адаптированные, экспериментальные - все они проходят рецензирование. После этого программы элективного курса утверждаются педагогическим советом или директором образовательного учреждения.

Требования к программам электронных курсов:

  • соответствовать концепции профильной школы;
  • обладать логикой построения и подачи учебного материала;
  • иметь практическую направленность;
  • быть хорошо структурированной и связной по содержанию;
  • быть реалистичной во времени и затраченности ресурсам;
  • предполагать активные методы обучения, дающие учащимся возможность осознанно и объективно сделать выбор для продолжения образования;
  • иметь определённую степень новизны;
  • обладать некоторой степенью обобщенности содержания, что позволяет развивать общеучебные и надпредметные умения и навыки;
  • состоять из нескольких мобильных модулей, позволяющих корректировать курс в зависимости от цели и задачи обучения.

В своей стать И. Олейникова предлагае следующий алгоритм написания программы.[8,7]

  1. Название элективного курса;
  2. Тип элективного курса.
  3. Продолжительность (количество часов (в блоке и модулях).
  4. Цели и задачи( с учётом типа курса и его функции)
  5. Тематическое содержание(планирование с учётом количества часов).
  6. Технологии, используемые учителем.
  7. Виды деятельности, предлагаемые учащимся.
  8. Возможные социальные пробы. Ожидаемый результат.

Е.А. Быстрова в своей работе констатирует, что многолетний опыт работы в школе подтверждает мнение о том, что наиболее гибкой и удобной формой освоения эстетической функции языка является стыковка двух школьных предметов на предпрофильном этапе - элетивный курс, который можно считать автономным курсом, не разрушающим логику и структуру основных школьных дисциплин(русского языка и литературы)[1,163].

Для достижения целей, поставленных элективными курсами Е.А.Быстрова предлагает процесс трёхэтапного обучения. Таковыми являются Первый этап(подготовительный) -5-6 классы(препедевтическая подготовка).

Второй этап(основной) - 7-9классы(предпрофильная подготовка). Третий этап(углубляющий) -10-11 классы( профильная подготовка 1,162].

Так С.И.Львова предлагает выбирать тематику, в зависимости от того, какую роль они выполняют.

Углубляют содержание базового учебного предмета «Русский (родной) язык;

расширяют и углубляют содержание только одного из разделов базового учебного предмета «Русский (родной) язык;

интегрируют предметы гуманитарного (или филологического) цикла;

совершенствуют важнейшие практические умения и навыки;

обеспечивают дополнительную подготовку для сдачи итогового экзамена по русскому языку в 9 или 11 классе;

обобщают и систематизируют знания, умения, навыки по одному из аспектов базового учебного курса по предмету;

удовлетворяют познавательные интересы обучающихся в различных сферах деятельности.

В настоящее время разрабатываются и предлагаются разнообразные программы элективных курсов.

С.Ф.Сизикова в методическом пособие предлагает разработки программ по следующим темам: «Культура речи», «Письменные документы», «Деловые встречи»[9,25-26]. С.С.Вартапетова в журнале РЯШ программу «Стилистика русского языка для 10-11 классов» [2,12-16].

А.К.Михальская предлагает программу предпрофильного курса «Письменность - подспорье языка»[7,19-21].

Учитывая вышеперечисленные проблемы профессионального самоопределения, в частности выбора предпрофильных курсов и профильного обучения, необходимо понимать, что суть предпрофильной подготовки, заключается в том, чтобы ребенок смог ознакомиться как можно с большим количеством различных профессиональных сфер, осуществил "профессиональные пробы" на этапе предпрофильной подготовки и "пробы выбора профиля". И чем обширнее будет опыт предпрофильной подготовки, тем успешнее, по нашему мнению, будет осуществляться выбор профиля и дальнейшее профессиональное самоопределение.

 

Список литературы

  1. Вартапетова С.С. Программа «Стилистика русского языка для 10-11 классов» //РЯШ. -2008.-№5.-С.12-16.
  2. Ерина Т.Н. Диагностическая основа профилизации образования //Стандарты и мониторинг в образовании.-2010.-№4.-С.9-14.
  3. Загвязинский В.И. Педагогический словарь: Учеб, пособие для студ.высш.учеб.заведений. - М: Издательский центр Академия.2008.- 32с.
  4. Логинова Г.П. Психологические аспекты профильного обучения // Завуч-. 2006. -№ 5.-С.111-117.
  5. Михальская А.К. «Письменность - подспорье языка».Программа предпрофильного курса//РЯШ.-2007.-№2.-С. 19-21.
  6. Настольная книга учителя русского языка 5-11кл./ под ред. С.И.Львовой. - М.: Эксмо,2007. - 496с.
  7. Обучение русскому языку: Учеб.пособие для студентов пед.вузов/ под ред. Е.А.Быстровой. - М.: Дрофа,2004.-240с.
  8. Олейникова И. Элективное море// Управление школой.-2006.-№13.- С.6-7.
  9. Сизикова С.Ф. Основы делового общения. 10-11 кл.:метод.пособие.-М.: Дрофа.2006.-75с.
  10. Чистякова С.Н. Проблема самоопределения старшеклассников при выборе профиля обучения // Педагогика.-2005.- № 1.-С. 19-26.
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.