12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Томилова Надежда Анатольевна120
Материал размещён в группе «Факультативы. Элективные курсы. Кружки»
3

Программа краткосрочного курса «Аргументация в дискуссии или учимся спорить»

МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»



Согласовано МС

_________________

Зам. директора по УВР:

_________________

Л. И. Фоминых

Утверждаю

_____________________

Директор:

_____________________

В. А. Новицкая







Программа краткосрочного курса

«Аргументация в дискуссии или учимся спорить»

7 класс

на 2020 – 2021 учебный год






Учитель: Томилова надежда Анатольевна






Карагай, 2020 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает умение аргументировать собственную позицию.

Цель курса: развитие метапредметного умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.

Задачи:

- рассмотреть правила ведения дискуссии;

- продемонстрировать и отработать приёмы формулирования аргументов;

- изучить требования к умению аргументировать собственное мнение.

Планируемые результаты освоения программы:

 Обучающиеся приобретут:

  • навыки  работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее
  • умение подбирать аргументы к двум противоположным тезисам.

Обучающиеся научатся:

  • умению формулировать и аргументировать свое мнение с опорой на текст как источник сильных аргументов.
  • строить аргумент в защиту собственной позиции, формулировать вопрос к оппоненту

Обучающиеся получат возможность научиться:

  • строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.

Программа курса предназначена для учащихся 7 -х классов, рассчитана на 17 часов учебного времени. Курс базируется на основе реализации межпредметных связей с курсом истории, правоведения, обществознания, экономики. На занятиях предполагается знакомство учащихся с различными видами информационных материалов.

Содержание курса включает следующее:

Раздел 1. Аргумент и его виды.

Варианты тем для дискуссии. Что такое аргумент. Сильный аргумент, слабый аргумент. Обоснование собственной позиции с помощью аргументов. Критерии оценивания аргументов.

Раздел 2. Вопросы к позиции оппонента.

Выделение главной мысли оппонента. Правило составления вопросов. Виды вопросов: уточняющий, проблемный. Степень значимости и сложности вопроса. Ответ на вопрос, комментарий к ответу оппонента. Поиск «слабых мест» в позиции оппонента при помощи вопросов. Критерии оценивания вопросов.

Раздел 3. Опровержение позиции оппонента.

Правила построения опровержения. Использование ответов на вопросы оппонентов в опровержении его аргументов. Использование собственных комментариев в опровержении позиции оппонента.



Тематическое планирование курса

Тема:

Кол-во

часов

1

Что такое дискуссия. Правила её ведения

1

2

Варианты тем для дискуссии.

1

3

Что такое аргумент, виды аргументов

1

4

«Сильный», «слабый» аргумент

1

5

Критерии оценивания аргументов

1

6

Практикум составления аргументов

1

7

Главная мысль оппонента

1

8

Вопросы к аргументам. Их разновидности

1

9

Критерии оценивания вопросов

1

10

Комментарий к ответу на вопрос

1

11

Практикум составления вопросов

1

12

Что такое опровержение позиции

1

13

Правила составления опровержения

1

14

Приемы построения опровержения позиции оппонента

1

15

Критерии оценивания опровержения

1

16

Метапредметное испытание «Аргументация в дискуссии»

1

17

Метапредметное испытание «Аргументация в дискуссии»

1

Всего

17


 Методическое обеспечение.

    1. Имакаев В.Р. Объективация метапредметных результатов /Электронный Спб., 2015 г.
    2. Модуль системы мониторинга метапредметных результатов «Оценка способности формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение»/Электронный Спб., 2015
    3. Мониторинг метапредметных результатов в основной школе. Часть 1. /Спб. под ред. В. Р. Имакаева. Пермь, 2013 г.
    4. Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.

Описание результатов реализации программы

«Аргументация в дискуссии или учимся спорить»

Данная программа была реализована в течение 2020 – 2021 учебного года в 7 классах МБОУ «Карагайская СОШ № 2», в апробации приняли участие 15 обучающихся.

В ходе реализации программы навыки работы с информацией приобрели 100% обучающихся. К окончанию освоения программы курса, общий смысл текста понимают 74% обучающихся. Аргументы к тезису на основе текста и жизненного опыта подбирают все 100 % обучающихся, однако качество аргументов различно. Вопросы оппоненту задают все 100% обучающихся, однако большинство вопросов риторического характера. Проблемные вопросы встречаются, однако всего один обучающийся связывает свои вопросы с аргументацией оппонента.

Оценивание результатов осуществлялось по следующим критериям:

  1. Чёткость формулировки тезиса на основе текста.

Показатель

Кол-во обучающихся имеющих результат в соответствии показателю

% от общего числа обучающихся

Тезис сформулирован полным предложением

8

53%

Тезис сформулирован неполным предложением

5

33%

Тезис не сформулирован

2

13%

  1. Качество аргумента

Показатель

Кол-во обучающихся имеющих результат в соответствии показателю

% от общего числа обучающихся

Аргумент представляет собой часть текста, изложенную своими словами, но без искажения смысла, подтверждающую точку зрения ученика, с учетом контекста источника информации

2

13%

Аргумент представляет дословное воспроизведение части текста, подтверждающее точку зрения ученика, с учетом контекста источника информации

5

33%

Текст приводится полностью, аргументы не дифференцированы, контекст учтен

11

73%

Аргументы, приведенные учеником, не подтверждают тезис (контекст ребенком не понят)

4

26%

  1. Качество вопросов

Показатель

Кол-во обучающихся имеющих результат в соответствии показателю

% от общего числа обучающихся

Большинство вопросов были риторическими по форме, но способствовали уточнению позиции оппонента

5

33%

Большинство вопросов были риторическими по форме, но НЕ способствовали уточнению позиции оппонента

7

46%

Отсутствуют риторические вопросы. Большинство вопросов относятся к содержанию аргументов оппонента. 1-2 вопроса направлено на проблематизацию позиции оппонента.

2

13%

Преобладают проблематизирующие вопросы, каждый из которых относится к аргументации оппонента.

1

6%


В ходе реализации курса один из обучающихся стал победителем институционального этапа метапредметной олимпиады в номинации «Аргументация в дискуссии», двое стали призёрами муниципального этапа олимпиады.

Директор ОО:                                  /В. А. Новицкая/

Опубликовано в группе «Факультативы. Элективные курсы. Кружки»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 12.12.23 в 16:20 0Ответить Пожаловаться
Актуально! Содержательно! Полезно!
Отличный материал для самосовершенствования... Так, как многим взрослым следует повысить навыки ведения диалога. В том числе и в формате дискуссии.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.