Программа краткосрочного курса «Аргументация в дискуссии или учимся спорить»
МБОУ «Карагайская средняя общеобразовательная школа № 2»
Согласовано МС
_________________
Зам. директора по УВР:
_________________
Л. И. Фоминых
Утверждаю
_____________________
Директор:
_____________________
В. А. Новицкая
Программа краткосрочного курса
«Аргументация в дискуссии или учимся спорить»
7 класс
на 2020 – 2021 учебный год
Учитель: Томилова надежда Анатольевна
Карагай, 2020 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Приоритетной целью образования в современной школе является развитие личности, готовой к взаимодействию с окружающим миром, к самообразованию и саморазвитию. В соответствии с требованиями к содержанию и планируемым результатам освоения учащимися основной образовательной программы основного общего образования в качестве результата рассматривается формирование у обучающихся универсальных учебных действий. Особое место среди метапредметных универсальных учебных действий занимает умение аргументировать собственную позицию.
Цель курса: развитие метапредметного умения формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Задачи:
- рассмотреть правила ведения дискуссии;
- продемонстрировать и отработать приёмы формулирования аргументов;
- изучить требования к умению аргументировать собственное мнение.
Планируемые результаты освоения программы:
Обучающиеся приобретут:
навыки работы с информацией. Они смогут осуществлять поиск информации, выделять и фиксировать нужную информацию, систематизировать, сопоставлять, анализировать и обобщать информацию, интерпретировать и преобразовывать ее
умение подбирать аргументы к двум противоположным тезисам.
Обучающиеся научатся:
умению формулировать и аргументировать свое мнение с опорой на текст как источник сильных аргументов.
строить аргумент в защиту собственной позиции, формулировать вопрос к оппоненту
Обучающиеся получат возможность научиться:
строить умозаключения и принимать решения на основе самостоятельно полученной информации, а также приобрести опыт критического отношения к получаемой информации, сопоставляя ее с информацией из других источников и имеющимся жизненным опытом.
Программа курса предназначена для учащихся 7 -х классов, рассчитана на 17 часов учебного времени. Курс базируется на основе реализации межпредметных связей с курсом истории, правоведения, обществознания, экономики. На занятиях предполагается знакомство учащихся с различными видами информационных материалов.
Содержание курса включает следующее:
Раздел 1. Аргумент и его виды.
Варианты тем для дискуссии. Что такое аргумент. Сильный аргумент, слабый аргумент. Обоснование собственной позиции с помощью аргументов. Критерии оценивания аргументов.
Раздел 2. Вопросы к позиции оппонента.
Выделение главной мысли оппонента. Правило составления вопросов. Виды вопросов: уточняющий, проблемный. Степень значимости и сложности вопроса. Ответ на вопрос, комментарий к ответу оппонента. Поиск «слабых мест» в позиции оппонента при помощи вопросов. Критерии оценивания вопросов.
Раздел 3. Опровержение позиции оппонента.
Правила построения опровержения. Использование ответов на вопросы оппонентов в опровержении его аргументов. Использование собственных комментариев в опровержении позиции оппонента.
Мониторинг метапредметных результатов в основной школе. Часть 1. /Спб. под ред. В. Р. Имакаева. Пермь, 2013 г.
Хуторской, А. В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А. В. Хуторской // Народное образование. – 2003. – № 2. – С. 58-64.
Описание результатов реализации программы
«Аргументация в дискуссии или учимся спорить»
Данная программа была реализована в течение 2020 – 2021 учебного года в 7 классах МБОУ «Карагайская СОШ № 2», в апробации приняли участие 15 обучающихся.
В ходе реализации программы навыки работы с информацией приобрели 100% обучающихся. К окончанию освоения программы курса, общий смысл текста понимают 74% обучающихся. Аргументы к тезису на основе текста и жизненного опыта подбирают все 100 % обучающихся, однако качество аргументов различно. Вопросы оппоненту задают все 100% обучающихся, однако большинство вопросов риторического характера. Проблемные вопросы встречаются, однако всего один обучающийся связывает свои вопросы с аргументацией оппонента.
Оценивание результатов осуществлялось по следующим критериям:
Чёткость формулировки тезиса на основе текста.
Показатель
Кол-во обучающихся имеющих результат в соответствии показателю
% от общего числа обучающихся
Тезис сформулирован полным предложением
8
53%
Тезис сформулирован неполным предложением
5
33%
Тезис не сформулирован
2
13%
Качество аргумента
Показатель
Кол-во обучающихся имеющих результат в соответствии показателю
% от общего числа обучающихся
Аргумент представляет собой часть текста, изложенную своими словами, но без искажения смысла, подтверждающую точку зрения ученика, с учетом контекста источника информации
2
13%
Аргумент представляет дословное воспроизведение части текста, подтверждающее точку зрения ученика, с учетом контекста источника информации
5
33%
Текст приводится полностью, аргументы не дифференцированы, контекст учтен
11
73%
Аргументы, приведенные учеником, не подтверждают тезис (контекст ребенком не понят)
4
26%
Качество вопросов
Показатель
Кол-во обучающихся имеющих результат в соответствии показателю
% от общего числа обучающихся
Большинство вопросов были риторическими по форме, но способствовали уточнению позиции оппонента
5
33%
Большинство вопросов были риторическими по форме, но НЕ способствовали уточнению позиции оппонента
7
46%
Отсутствуют риторические вопросы. Большинство вопросов относятся к содержанию аргументов оппонента. 1-2 вопроса направлено на проблематизацию позиции оппонента.
2
13%
Преобладают проблематизирующие вопросы, каждый из которых относится к аргументации оппонента.
1
6%
В ходе реализации курса один из обучающихся стал победителем институционального этапа метапредметной олимпиады в номинации «Аргументация в дискуссии», двое стали призёрами муниципального этапа олимпиады.
Актуально! Содержательно! Полезно!
Отличный материал для самосовершенствования... Так, как многим взрослым следует повысить навыки ведения диалога. В том числе и в формате дискуссии.