12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Серебрякова Татьяна18304
учитель математики
Россия, Пензенская обл., Пенза

Просто о сложном

     Нагромождение страшных формул, учебники и справочники по математике, которые открывают и тут же закроют, мучительные поиски решения казалось бы совсем простой задачи…. К сожалению, подобная проблема оказывается не редкостью у современных школьников.

     Таким образом, во все времена являлось особым талантом – правильно объяснять простыми словами сложные вещи.

     Рассматривая этот вопрос, обратимся к такому понятию, как «грамотность».

     Грамотность в математике – способности человека формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах. Она предполагает умение выстраивать математические рассуждения, оперировать математическими понятиями, умение применять различные факторы и инструменты для описания и объяснения всевозможных явлений. Она показывает важность математики в мире. Дает возможность грамотно высказываться и принимать взвешенные решения, которые характеризуют активного и мыслящего гражданина.

t1650456605aa.png

     В связи с этим, важно уметь, опираясь на опыт и педагогические исследования, понимать и грамотно применять принцип «знания-действия».

t1650456605ab.png

     Рассматривая стратегию преподавания, нестоит делать акцент на бональное заучивание учениками теоретического материала и стандартных алгоритмов. Акцентировать внимание следует на на расширение познавателтны интересов, на стремление к самостоятельной учебно-познавательной деятельности, а именно, практическом применении знаний. Научить ориентироваться в какой ситуации возможно применить то или иное знание и умение.

     Математическая грамотность – это способность человека мыслить математически, формулировать, применять и интерпретировать математику для решения задач в разнообразных практических контекстах.

t1650456605ac.png

      Точные науки, такие, как, математика, алгебра, геометрия у многих школьников чуть ли не на подсознательном уровне могут вызывать страх. Тем более, что это так непонятно и трудно, всевозможные, уравнения, неравенства, итеграллы, логарифмы….

     Главное всегда помнить, что любое «сложное» состоит из множества «простого».

     Только двигаясь от простого к сложному можно постичь, казалось бы, непостижимое, начиная изучение от простых составляющих.

     Также определенные проблемы в понимании информации могут быть связаны с ее изложением. Важную роль играет то, насколько простым и понятным языком излагается материал. Так у каждого ученика есть свои любимые и нелюбимые школьные предметы. Это достаточно просто можно объяснить. Если ученику понятна дисциплина, то ее изучение идет легко. Школьнику на подсознательном уровне нравится его изучать, следовательно будет высокая эффективность обучения.

     Не стоит забывать, что все мы разные. Кому-то легко даются гуманитарные предметы, кому-то точные. Кто-то понимает материал с первого раза, кому-то приходится постоянно повторять. Но, при этом, ПРАВЕЛЬНОЕ изложение материала является гарантией усвоения любого предмета.

     Каждый учитель на уроке сталкивается с необходимостью представить, раскрыть сложную тему перед аудиторией, которые не любят сложности. Для такого случая можно привести ряд рекомендаций, которые помогут в этой непростой ситуации. Даже если использовать часть представленных рекомендаций, ваши шансы на успех могут значительно увеличиться.

      Выбрать алгоритм действия. Если материал, который нужно преподнести классу, можно разложить на простые составляющие, например «делай раз, делай два и тд.», то нужно это сделать. Как показывает статистика, всевозможные инструкции и пошаговые списки являются самыми популярными запросами в интернете среди пользователей, так как они просты и понятны каждому.

     Приведем пример.

Алгоритм умножения десятичных дробей.

Чтобы перемножить две десятичные дроби, надо:

- выполнить умножение, не обращая внимания на запятые;

- отделить запятой столько цифр справа, сколько их стоит после запятой в обоих множителях вместе;

- если в произведении получается меньше цифр, чем надо отделить запятой, то впереди пишут нуль или несколько нулей.

      Так мы можем описать многие процессы.

      Двигаться от кейся к системе. Когда вы сталкиваетесь в реальной жизни с каким либо механизмом или явлением природы, задайте себе вопрос частью какой системы он является. Удачная окраска истории, оригинальное ее представление есть весомая заявка на победу. Начните свой урок с интересного факта!

      Приведем пример.

     Ученые-математики подсчитали, что на данный момент существует целых 177147 способов завязывания галстука.

      В группе из 23-х человек и более, вероятность, что у двоих совпадет день рождения, превышает 50%.

      Тремя касаниями ножа торт делится на 8 одинаковых частей. И существует только 2 способа для этого.

      Большинство математиков в школьные годы были хулиганами.

      Делите информацию. Не пытайтесь объять необъятное. Сразу определяйте какие вопросы планируете затронуть на конкретном занятии. В этом случае и школьникам будет понятней и учителю проще.

     Приведем пример.

      Измерения.

- Зачем мерить.

- Чем мерить.

- Семь раз отмерь – один отрежь.

- Точность и надежность.

- Не всегда так просто.

     Исключить термины и штампы. Задайте себе вопрос «не изобилует ли ваша речь клише и дежурными фразами». Все мы периодически берем в руки печатную прессу, а именно журналы и газеты. В них мы часто встречаем типичные для таких изданий шаблонные фразы, как например «эта самая высокая гора в мире» и другие подобные этой. Современный читатель плохо воспринимает подобные выражения, они уже не дают должного эффекта. Нужно попытаться избавиться от подобных фраз в своей речи.

     Приведем пример.

     Задача «Ритм сердца».

      Сердце - единственный мышечный орган, неподвластный управлению человеком. Оно работает само по себе и регулируется с помощью вегетативной нервной системы. В нашем сердце есть так называемый синусовый
узел, который задает ритм работе всего сердца. Ритмичное сокращение и
расслабление сердечной мышцы и называют ритмом сердца. Норму ритма
сердца можно рассчитать по формуле:

     118,1 - (0,75*возраст).

      Задание. Рассчитайте норму ритма сердца для каждого возраста, ответ округлите до целого значения.

Возраст

Количество ударов сердца в минуту

10 лет


20 лет


50 лет


60 лет


80 лет



     Сокращайте фразы. Динамка речи достигается путем использования коротких предложений. В том случае, если вам далек такой стиль изложения, хотя бы изредка добавляйте в свою речь предложения состоящие из одного-двух слов. Воспринимать такую речь будет проще.

     Признаками слишком длинного предложения будут:

- вы не знаете где в вашем предложении следует поставить запятую, тире, двоеточие или точку с запятой.

- ваше предложение занимает две строки и более.

- вы делаете паузу в середине предложения, чтобы набрать воздух.

      Стремитесь писать короткими фразами, заботясь о том, чтобы переходы от фразы к фразе были легкими.

      Приведем пример.

      Все искусства тяготеют к музыке; все науки – к математике. Джордж Сантаяна.

      Один абзац – одна идея. Казалось бы, это очевидно. Но если прислушаться к окружающим… часто в разговоре, в социальных сетях мы скачем от одной мысли к другой. Наша речь становится рваной и ее становится сложно понять. Если хотите произвести желаемый эффект на своих учеников, зафиксируйте мысль. Определите тезис, раскройте его, в случае необходимости, подкрепите его аргументами. Затем переходите к следующей информации.

     Приведем пример.

     Озеро Чад находится в североафриканской части пустыни Сахара. Озеро Чад полностью исчезло примерно 20 000 лет назад до нашей эры в течение последнего Ледникового периода. Примерно 11 000 лет назад до нашей эры оно появилось вновь. Сегодня уровень его глубины примерно такой же, каким он был 1000 году нашей эры.

     Применяйте сравнения и метафоры. Что-то одно похоже на что-то другое. Так можно объяснить нечто сложное простыми вещами. Они помогут учителю быть проще в изложении материала.

     Приведем пример.

t1650456605ad.png

      Повторение. Не стоит пренебрегать этим приемом. Всегда полезно лишний раз повторить основную мысль своей речи. Парой необходимо убедиться в том, что класс внимательно слушает учителя и понимает о чем идет речь на уроке. Ведение диалога с классом несомненно поспособствуют достижению поставленной на уроке цели, расположит класс к учителю и создаст дружественную, непринужденную обстановку на уроке.

      Приведем пример.

- Назовите теорему Пифагора.

- Запишите формулой теорему Пифагора.

      Вызывайте эмоции. Нужно ответить себе на вопрос: «Какие эмоции нужно вызвать своей речью?». Есть множество эмоций, таких как сострадание, удивление, любопытство, зависть… Для того, чтобы вызвать нужную вам эмоцию нужно обратиться к органам чувств. А именно, что у ученика в руках, что чувствует в момент когда… Грамотно вызвав чувство любопытства к новому материалу у класса можно достигнуть высоких результатов в освоении нового материала. Ученики с высокой мотивацией будут изучать новую тему урока и слушать учителя.

     Приведем пример.

Можно ли пройти через тетрадный лист?

Бумага – это чудо! На что она только не способна! И она может быть больше, чем кажется.

Возможно, если его правильно разрезать.

h1650457120.png

     Используйте разные жанры. Это запоминается, а значит вы достигните поставленной цели и будете услышаны и поняты. Ваши уроки будут ждать с нетерпением.

     Приведем пример.

     Задайте неожиданный вопрос с целью вызвать интерес, интригу.

     А вы знали, что частота пульса у кошки гораздо выше, чем у человека и составляет от 110 до 140 ударов сердца в минуту?

     А теперь давайте разберем жизненное задание.

     В классе есть одна розетка и три удлинителя. Какое наибольшее число телефонов можно поставить на подзарядку одновременно?

t1650456605af.jpg


     В нашей повседневной жизни мы настолько привыкли к математике, что перестали ее замечать. Данная задача на логику является простой и очень актуальной при учете, что мобильными телефонами пользуются все без исключения и вопрос является жизненным.

     Предложенное задание не будет расцениваться учениками как навязчивое и нежелательное. Школьники с удовольствием будут решать наперегонки и предлагать свой ответ. При этом все ученики с разными способностями будут находиться в равных условиях и иметь равные шансы получить верный ответ.

      Задачи с практическим содержанием усиливают познавательный интерес у школьников к изучаемому предмету.

     Решим задачу. Один удлинитель придётся воткнуть в розетку в классе. Мобильные телефоны можно будет подключать только в удлинители. Всего в них 6+4+2=12 гнёзд. Чтобы включить другие два удлинителя, потребуется занять два гнезда. Тогда для телефонов останутся доступными 10 гнёзд.


Ресурсы.

1. https://fioco.ru/Contents/Item/Display/2201978.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.