12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Скворцова Маргарита Николаевна663
Россия, Хабаровский край, Хабаровск

11


ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЕ МЕРОПРИЯТИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ (ТРЕНИНГ)

Тема: «Как правильно воспитывать своего ребёнка!»

Цели:

ОБУЧАЮЩИЕ: информирование об основных стилях воспитания детей.

РАЗВИВАЮЩИЕ: формирование у родителей навыков конструктивного общения с детьми.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ: воспитание взаимоуважения, доверия между родителями детей и педагогом. Развитие партнёрских отношений, самокритичности, умения посмотреть на себя глазами другого.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: родители осознают значимость уважения к личности и достоинству ребёнка, его прав, свобод в процессе воспитания. Родители будут проявлять больше социальной активности в сотрудничестве с воспитателем своего ребёнка для улучшения общей успешности коллектива группы, возникнет взаимопонимание между родителями и ребёнком.

ОБОРУДОВАНИЕ: Мультимедийная презентация, таблицы с краткой характеристикой методов воспитания по числу участников, чистые листы бумаги, ручки, записные книжки, анкеты «Стиль воспитания ребёнка в семье» по числу участников, «Ромашка» для обмена мнениями, Брошюры-рекомендации родителям.

ХОД ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОГО МЕРОПРИЯТИЯ:

ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ БЛОК

Проведение разминки. Фронтальная работа в кругу.

Целью разминки является достижение взаимопонимания, доверия.

Метод проведения: фронтальная работа в кругу: Для того чтобы я лучше знала привычки детей. Чтобы нам с детьми было легче общаться и понять друг друга, разрешить конфликтные ситуации - расскажите о ваших детях:

-Как вечером и в выходные дни ваш И.Ф. реб. проводит время?

-Как ваши дети ведут себя дома?

Родители рассказывают о своём ребёнке.

Вывод: Как хорошо вы пообщались и переняли опыт друг друга: чем и как занять ребёнка дома.

Результатом является получение информации об особенностях воспитания детей в семье.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

Работа в малых группах:

«А сейчас мы поговорим о принципах воспитания, что такое воспитание. Для чего оно нужно? Я предлагаю вам обменяться мнениями».

Цель работы: дать определение понятию «воспитание», обсудить значимость воспитания.

Родители делятся на 2 группы

Задание для работы в группах: ответить на вопросы:

-Что такое воспитание?

-Для чего нужно воспитание?

-Мои принципы воспитания.

Родителям предлагаются бланки с началом ответа:

-Воспитание- это…

-Воспитание нужно для того, чтобы…

-Мои принципы воспитания - это… (например, честность, предоставление свободы, жёсткость…)

После обсуждения проводится презентация работы групп: представитель от каждой группы рассказывает о том, что удалось написать

Ожидаемые результаты:

Для педагога: диагностика принципов воспитания в семьях.

Для родителей: осознание необходимости воспитания, построенного на доверии, взаимопонимании, уважении прав, свобод ребёнка: сделать соответствующий вывод: Какие же принципы воспитания нужно учитывать при взаимодействии с детьми.

2.2. Обсуждение «Стили воспитания» .

Цель. Через идентификацию себя с ребёнком и с педагогом-воспитателем осознать чувства и переживания каждого участника, осознать значимость личности ребёнка, развивать партнёрские качества.

Метод проведения: групповая работа.

СООБЩЕНИЕ о стилях воспитания, так как не все родители их знают: показ презентации.

Сообщение: «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»

Отношения в семье можно представить в виде формулы: отношения между родителями и родителями; между родителями и детьми и отношения между детьми.

Сегодня мы поговорим об отношениях родителей и детей. Эти отношения называют стилем семейного воспитания. От стиля семейного воспитания во многом зависит психическое и общее развитие ребёнка. В настоящее время описано четыре основных стиля семейного воспитания:

Авторитарный стиль- все решения принимают родители, считающие, что ребёнок во всём должен подчиняться их воле, авторитету. Родители ограничивают самостоятельность ребёнка, не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жёстким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. В подростковом возрасте авторитарность порождает конфликтность. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведёт к подозрительности, постоянной настроженности и даже враждебности к окружающим.

Демократический стиль - родители поощряют личную ответственность и самостоятельность своих детей в соответствии с их возрастными возможностями. Родители требуют от детей осмысленного поведения и стараются помочь им, чутко относясь к их запросам. При этом родители проявляют твёрдость, заботясь о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует правильное, ответственное социальное поведение.

Попустительский стиль- ребёнок нужным образом не направляется, практически не знает запретов и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний и ограничений со стороны родителей или не выполняет указаний родителей, для которых характерно неумение, неспособность или нежелание руководить детьми. Становясь более взрослыми, дети конфликтуют с теми, кто не потакает им, не способны учитывать интересы других людей, устанавливать прочные эмоциональные связи, не готовы к ограничениям и ответственности. С другой стороны, воспринимая недостаток руководства со стороны родителей как проявление равнодушия и эмоционального отторжения, дети чувствуют страх и неуверенность.

Гиперопекающий стиль-стремление постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельное поведение, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, опекающий стиль воспитания приводит, с одной стороны, к чрезмерному преувеличению собственной значимости, с другой-к формированию у него тревожности, беспомощности, запаздыванию социальной зрелости.

«Мы говорили о принципах воспитания, а теперь поговорим о стилях воспитания, а для этого я вам предлагаю разделиться на четыре подгруппы. Каждая группа выберет один стиль воспитания, обсудит его. И потом расскажет о том стиле, который был выбран».

Родителям предлагается раздаточный материал, где есть таблица с краткой характеристикой метода.

СТИЛИ ВОСПИТАНИЯ

Название стиля воспитания

Характеристика стиля воспитания

Авторитарный

Родитель контролирует ребёнка, устанавливает жёсткие ограничения и правила, обсуждение которых не допускается («Я так сказал!»). Он отдаёт приказания, указывает и ждёт, что они будут в точности выполнены. Наказания применяются даже за самый мелкий проступок.

Демократический

Дети и родители много общаются друг с другом. Дети включены в обсуждение семейных проблем. Мнение детей учитывается. Родители готовы прийти на помощь, если это потребуется. Родители верят в успех самостоятельной деятельности ребёнка. Собственное мнение не ограничивает мнения ребёнка.

Попустительский

Ребёнку ничего не запрещают. Родители не ограничивают ребёнка. Ребёнок не выполняет указаний родителей, которые не умеют, не могут или не хотят руководить детьми. Родитель ориентируется на удовлетворение любых интересов детей, не задумываясь над возможными последствиями их поступков. Любым действиям ребенка и удовлетворению его любых желаний никто не препятствует, даже в ущерб не только себе, но и ребенку, например, его здоровью и развитию духовности, интеллекта.

Гиперопекающий

Родитель стремится постоянно быть около ребёнка, решать за него все возникающие проблемы. Родители бдительно следят за поведением ребёнка, ограничивают его самостоятельность, тревожатся, что с ним может что-то произойти. Несмотря на внешнюю заботу, гиперопекающий стиль воспитания формирует у ребёнка тревожность, беспомощность, чувство завышенной собственной значимости.

Родители делятся на 4 группы, каждая из которых будет представлять один из четырёх стилей воспитания:

1 группа: демократический стиль;

2 группа: попустительский стиль;

3 группа: авторитарный стиль;

4 группа: гиперопекающий стиль.

Задание группам:

Каждая группа должна определить основные черты предложенного стиля воспитания, записать их на листе и рассказать об одном из четырёх стилей воспитания.

А сейчас проведём викторину- я вам буду называть методы разных стилей воспитания, а вы будете называть, к какому стилю они подходят:

Только поощрение и похвала.

Частые наказания.

Метод «кнута и пряника».

Таким образом, можно сказать, что самый благоприятный стиль воспитания - демократический, потому что он способствует формированию осознанного поведения, ответственности.

Родителям предлагается заполнить карточки: «Стиль воспитания ребёнка в семье» +Задание: из предложенных стилей воспитания выбрать подходящий:

«По поводу воспитания детей существует много теорий. Родители, воспитывая детей, обычно не изучают различных теорий по этому поводу, а ведут себя так, как им подсказывает интуиция, жизненный опыт и складывающиеся обстоятельства. Короче - как получится. А как же получается? С помощью этого простого теста попробуйте оценить свой стиль воспитания. Из 4-х ответов выберите самый для вас подходящий».

АНКЕТА «СТИЛИ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ»

Цель: Определить стиль собственного семейного воспитания.

1. Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека-наследственностью или воспитанием?

А.В большей степени воспитанием.

Б. Сочетанием врождённых задатков и условий среды.

В. Главным образом врождёнными задатками.

Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.

2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?

А. Это игра слов, имеющая мало отношения к действительности.

Б. Абсолютно с этим согласен.

В. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей.

Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.

3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?

А. Если вам больше нечего сказать ребёнку, скажите ему, чтобы он пошёл умыться (Эдгар Хоу)

Б. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве)

В. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)

Г. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)

4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?

А. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.

Б. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.

В. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом. А в детском возрасте главное- позаботиться о том, чтобы оградить их от проявлений безнравственности.

Г. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители.

5. Следует ли ребёнку давать деньги на карманные расходы?

А. Если попросит, можно и дать.

Б.Лучше всего регулярно выдавать определённую сумму на конкретные цели и контролировать расходы.

В. Целесообразно выдавать некоторую сумму на определённый срок (на неделю, на месяц), чтобы ребёнок сам учился планировать свои расходы.

Г. Когда есть возможность, можно иной раз дать ему какую-то сумму.

6. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребёнка обидел сверстник?

А. Огорчусь, постараюсь утешить ребёнка.

Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.

В. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.

Г. Посоветую ребёнку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях.

7. Как вы отнесётесь к сквернословию ребёнка?

А. Постараюсь объяснить ему, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей, это не принято.

Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребёнка впредь надо оградить.

В. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы.

Г. Ребёнок вправе выражать свои чувства, даже тем способом, который нам не по душе.

8. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребёнок вам солгал?

А. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.

Б. Если повод не слишком серьёзный, не стану придавать значения.

В. Расстроюсь.

Г. Попробую разобраться, что его побудило солгать.

9. Считаете ли вы, что подаёте ребёнку достойный пример?

А. Безусловно.

Б. Стараюсь.

В. Надеюсь.

Г. Не знаю.

Обработка результатов

Стиль поведения

Номера вопросов

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Демократический

Б

В

В

Г

В

Г

А

Г

Б

Авторитарный

А

А

Г

В

Б

Б

Б

А

А

Попустительский

В

Б

Б

Б

А

А

Г

В

В

Индифферентный

Г

Г

А

А

Г

В

В

Б

Г

Демократический стиль. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах
готовы пересматривать свои позиции.

Авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.

Попустительский стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?

Индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ

Участники группы делятся впечатлениями в письменном виде: что понравилось, а что нет, какой вывод они для себя сделали? СОСТАВЛЕНИЕ РОМАШКИ ОБМЕНА МНЕНИЯМИ:

«Вы видите ромашку, но только с одной сердцевиной. А ромашка должна быть с лепестками. Вот они у меня. Я предлагаю вам на каждом лепестке написать своё мнение о проведённом мероприятии. И завтра когда вы приведёте утром в садик детей, вы приклеете свой лепесток к сердцевине»»

Поблагодарить родителей, раздать календарики. Мы с вами будем сотрудничать. + Брошюры о стилях воспитания:

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ

Планируйте, как вы будете воспитывать своих детей.

Проявляйте и будьте последовательны в требованиях, поощрениях и наказаниях.

Будьте справедливы в оценке его действий.

Говорите со своим ребенком.

Не оставляйте его один на один со своими переживаниями и сомнениями.

Уважайте в ребенке человека, не оскорбляйте и не унижайте его.

 Н е пытайтесt1674970590aa.gifь делать виноватыми других людей.

Любите своего ребенка, несмотря ни на что!

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

Принимать активное участие в жизни семьи;

Всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

Не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

Иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

Уважать право ребенка на собственное мнение;

Уt1674970590ab.gif меть сдерживать

собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному

партнеру, который просто

пока что обладает

меньшим жизненным опытом.






Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.