12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юрченко Любовь Анатольевна24
Россия, Воронежская обл., Богучар

Рабочая программа кружка

« Любознайки» (детское экспериментирование)

разработала воспитатель Юрченко Любовь Анатольевна

МКДОУ «Богучарский детский сад «Улыбка» Воронежская область

Содержание.

1.Актуальность.

2.Цели и задачи.

3. Принципы.

4. Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности

5.Ожидаемые результаты.

6.Тематическое планирование.

7. Основное оборудование и материалы.

8. Работа с семьёй.

9.Мониторинг.

10. Список детей, посещающих кружок.

11.Список используемой литературы.

12. Приложения (анкеты, консультации прочее).


1.Актуальность:

Люди, научившиеся наблюдениям и
опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошёл.

К.Е.Тимирязев

Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации, дети становятся в ней субъектами: носителями предметно-практической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.

Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. Она отвечает также современным требованиям концепции модернизации российского образования: «развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия, способны к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы страны».

В программе «Детство» экспериментирование указывается, но сам процесс не раскрыт, отсутствует логика работы педагога для приобретения ребенком нового знания, что не позволяет практикам реализовывать образовательную программу в полной мере, а с другой стороны - реализовывать стандарт. Поэтому мы решили приобщить детей к экспериментированию в кружке « Хочу всё знать»


 

Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие».

 

2.Цель программы: Создание условий для формирования основ целостного мировидения дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

3.Задачи:

Обучающие:

Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук. Формировать у дошкольников способы познания путем сенсорного анализа.

Развивающие:

Развивать умение, наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Воспитательные:

Воспитывать у детей способность бережно относиться к природе.

Отличительная черта программы:

Формирование интегративного качества « Ребёнок, способный решать интеллектуальные и личностные задачи, адекватные возрасту». Углубление содержания образовательной области «Познавательное развитие» за счёт обучения детей методам и приёмам исследовательской деятельности.


 

Режим образовательной деятельности:

Образовательная деятельность по программе проводится 1 раз неделю, во второй половине дня. Длительность – не более 15 минут.

3. В основу программы положены принципы:

-Принцип деятельности – включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции;

-Принцип психологической комфортности – заключается в снятии стрессовых факторов;

-Принцип интеграции – интеграция всех процессов, реализующихся в образовательном пространстве (обучение и воспитание, развитие и саморазвитие).

-Принцип дифференцированного подхода – решаются задачи эффективной психологической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников;


 

4. Формы работы по поисково-экспериментальной деятельности:

-Совместная деятельность воспитателя с ребенком.

-Самостоятельная деятельность детей.

-Наблюдения в природе.

-Рассматривание альбомов, познавательной литературы и фотографий.

-Беседы по теме эксперимента.


 

5. Ожидаемые результаты.

У дошкольников развиты умения: осуществлять эксперимент; делать выводы; наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки предметов и явлений, обобщать их по этим признакам.

Созданы необходимые условия для формирования основ целостного мировидения ребёнка

дошкольника средствами экспериментальной деятельности.

Воспитанники имеют представления об окружающем мире.


 

6. Тематическое планирование кружковой работы.

месяц

тема

цели и задачи

обеспечение интеграции образовательной области

планируемые результаты

сентябрь

Путешествие с капелькой

Создать целостное представление о воде, как о природном явлении; Познакомить со свойствами воды(жидкая, прозрачная ,без запаха без вкуса)Дать понятие о значимости воды в жизни человека; Воспитывать бережное отношение к воде.

Коммуникация: Учить подбирать прилагательные и глаголы к существительным .находить слова противоположные по значению

Познание: развивать познавательную активность детей в процессе проведения опытов…

Умеют называть свойства воды, его значение ,умеют находить слова противоположные по значению

сентябрь

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

сентябрь

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

Коммуникация: способствовать формированию диалогической   речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов

сентябрь

Игра « Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и коммуникативность в процессе проведения игры

Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к   самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

Умеют называть водоемы и их обитателей.

октябрь

Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с   именами существительным

октябрь

Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с   именами существительным.

октябрь

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Коммуникация: формировать у детей умение слушать   художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес   к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

         
           

№2

Вода прозрачная, но может менять цвет

Определять свойства воды. Вода прозрачная, но может менять цвет. Вода может нагреваться и нагревать другие предметы

Коммуникация: обогащать и активизировать словарь за счёт существительных и прилагательных.

Познание: Формировать у детей познавательный интерес в ходе экспериментирования

Умеют делать выводы, почему в воде видны предметы, в воде можно растворять красители

№3

Значение воды в жизни растений

Формировать представления детей о важности воды для жизни и роста растений

Познание: расширять знания о состоянии растений осенью.

Коммуникация: способствовать формированию диалогической   речи у детей.

Умеют с интересом относиться к исследованиям и к   проведению опытов

№4

Игра « Водяной у нас в гостях»

Развивать познавательную активность детей в процессе формирования представлений о водоеме, его обитателях; развивать творческое воображение и камауникативность в процессе проведения игры

Коммуникация: развивать речевую активность детей, пополнять словарь путем называния водоемов. Познание: подводить детей к   самостоятельному познанию в процессе игры с Водяным.

Умеют называть водоемы и их обитателей.

Октябрь

№1

Ветер, ветер ветерок.

Познакомить детей с таким природным явлением, как ветер, его свойствами и ролью в жизни человека. Учить детей наблюдать, проводить опыты и самостоятельно делать выводы.

Познание: воспитывать интерес к экспериментальной деятельности, любовь к природе. Коммуникация: продолжать развивать логическое мышление, воображение; активизировать словарь: ветер, ветрище, колючий, нежный. Буран, вьюга, пурга.

Умеют наблюдать, анализировать, сравнивать. Обобщать, делать выводы; использовать в своей речи прилагательные, согласовывать их с   именами существительным.

№2

Поиски воздуха

Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования, расширять   знания о воздухе, активизировать   речь и обогащать   словарь детей.

Коммуникация: развивать свободное общение с взрослыми и сверстниками в процессе проведения опытов, обогащать словарь детей (лаборатория, прозрачный, невидимый.)

Познание: развивать наблюдательность, любознательность мышление, память. Познавательную активность.

Умеют называть свойства воздуха. Делать выводы в ходе   проведения опытов и экспериментов.

№3

Летающие семена

Познакомить детей с ролью ветра в жизни растений, формировать умение сравнивать семена растений, воспитывать интерес к изучению растений.

Коммуникация: формировать у детей умение слушать   художественное слово, вступать в разговор в ходе беседы. Познание: закреплять знание осенних примет, воспитывать познавательный интерес к миру природы.

Умеют называть приметы осени, проявляют интерес   к окружающей нас природе, в ходе игры называют семена растений.

№4

Песочная страна

Выявить свойства песка, дать понятие о песочных часах, создать целостное представление о песке, как об объекте неживой природы.

Познание: знакомить детей с предметами неживой природы. Развивать любознательность в ходе   проведения опытов.                       Коммуникация: пополнение и активизация словаря на основе углубления знаний об объектах неживой природы.

Умеют называть свойства песка, делать выводы в ходе экспериментирования, умеют согласовывать прилагательные с существительными, делают логические заключения.

 

 

Ноябрь

№1

В гостях у Карандаша Карандашовича и Гвоздя Гвоздовича

Уточнить и обобщить знания о свойствах дерева и металла, воспитывать бережное отношение к предметам. Пополнять словарь детей (шероховатый, хрупкое плавится)

Познание: Формировать познавательно   - исследовательский интерес методом исследования.

Коммуникация: формировать умение согласовывать слова в предложении.

Умеют называть свойства дерева и металла, а также их различия. Проявляют интерес исследовательской деятельности.

№2

Плавающие и тонущие предметы

Дать представления о предметах плавающих и тонущих в воде. Развивать умение классифицировать по признаку :тонет ,плавает .

Познание :развитие у детей познавательного интереса к окружающим нас предметам ,их свойствам .

Коммуникация: воспитывать умение слышать и слушать воспитателя. Активизация словаря железный, пластмассовый,

каменный.

Умеют классифицировать предметы по признакам : тонет, плавает. Используют в речи признаки предметов: резиновый, железный пластмассовый.

 

№3

Плавающее перо

Расширять представление об использовании человеком факторов природной среды, формировать представление детей о значимости чистой воды и воздуха в жизни человека

Познание: развивать наблюдательность, умение   сравнивать, анализировать, обобщать, развивать познавательный интерес детей в процессе экспериментирования, устанавливать причинно-следственную зависимость, делать выводы.

Умеют сравнивать, обобщать; проявляют интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

№4

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Мех. Зачем зайчику другая шуба

Познание: продолжать закреплять знания об окружающей нас природе; формировать представление о жизни диких животных зимой. Коммуникация: формировать умение говорить грамматически правильно.

 

Умеют отвечать на поставленный воспитателем вопрос.

Проявляют интерес к окружающей нас природе.

 

 

 

 

 

 

Декабрь

№1

Песок. глина.

Учить выделять свойства песка и глины ( сыпучесть, рыхлость); выявит прочему песок и глина по- разному впитывают воду.

Познание: развитие любознательности, расширение представлений о свойствах песка, глины. Коммуникация: формировать умение участвовать в диалогической речи, активизировать словарь за счет свойств песка и глины.

Умеют называть свойства песка и глины. Отвечают на поставленные воспитателем вопросы.

№2

Волшебная рукавичка

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.(магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с магнитом внутри)

Познание: формировать у детей познавательные интересы. Развивать любознательность, мышление, активность.

Коммуникация: активизация словаря, развивать логическое мышление, делать умозаключения.

Проявляют любознательность и интерес к исследовательской деятельности.

№3

Метал

Узнавать предметы из метала, определять его качественные характеристики(структура поверхности, тонущий, прозрачность; свойства: хрупкость, теплопроводность)

Познание: способствовать развитию познавательного интереса в процессе практической деятельности.

Коммуникация: учить описывать предмет, грамматически правильно строить предложения, активизация словаря.

Владеет умением описывать предмет, называет характерные признаки соответствующие металлу.

№4

Действие магнита на предмет

Расширять логический и естественно научный опыт детей, связанный с выявлением таких свойств материалов, как липкость, способность приклеивать и приклеиваться, свойств магнитов притягивать железо.

Познание: формировать знания о свойствах магнита, развивать интерес и любознательность.

Коммуникация: учить делиться впечатлениями от проведения опытов и экспериментов; учить правильно, строить грамматические предложения.

Владеет навыком самостоятельного обследования предметов, называют свойства материалов.

Январь

 

№1

Как снег становиться водой.

Показать детям, что снег в тепле тает и становится водой. Талая вода – в ней мусор. Снег грязный. В рот брать нельзя.

Познание: развивать познавательные интересы через опытно –экспериментальную деятельность.

 

Умеют делать выводы и заключения.

№2

«Льдинка и снежинка»

Формировать исследовательские умения сбора информации об объектах неживой природы: снег и лед, сходство и различие. Развивать познавательный интерес к объектам неживой природы на основе сравнения анализа.

Познание: путем практического исследования побуждать детей делать выводы.

Коммуникация: развивать память, мышление, внимание, воображение. Рассказывать о свойствах воды.

Умеют называть сходство и различия снега и льда. Делают выводы и умозаключения.

№3

 

Вода, лед, снег.

Продолжать знакомиться со свойствами воды, льда, снега, сравнивать их, выявить особенности их взаимодействия.

Познание: формировать интерес к познавательно – исследовательской деятельности.

Коммуникация:

Проявляют интерес к познавательно     исследовательской деятельности. Называют свойства льда ,снега воды.

Февраль

 

 

№1

Волшебная кисточка

Получать оттенки синего цвета на светлом фоне, фиолетовый цвет из красной и синей краски.

Художественное творчество. Формировать интерес к эстетической стороне окружающей действительности.

Коммуникация:

Умеют подбирать цвета, путем смешивания красок.

№2

С водой и без воды

Помочь выделить факторы внешней среды необходимые для роста и развития растений   (вода, свет, тепло)

Познание: выявить необходимые условия для роста растения, формировать умение делать элементарные умозаключения о взаимосвязях.

Умеют называть факторы внешней среды, влияющие на рост и развитие растений.

№3

Путешествие в мир стеклянных вещей

Познакомить детей со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления. Активизировать познавательную деятельность вызвать интерес к предметам рукотворного мира, закреплять умение классифицировать материал из которого делают предметы.

   Познание: Знать и называть свойства стекла, формировать интерес к познавательно исследовательской деятельности. Коммуникация: учить строить предложения грамматически правильно.

Умеют называть свойства стеклянных предметов. строят предложения грамматически правильно.

№4

Как достают скрепку из воды.

Помочь определить какими свойствами магнитобладает в воде и на воздухе

Познание: формировать интерес к познавательно-исследовательской деятельности.

Коммуникация: учить называть свойства магнита, развивать речевую активность детей

Владеет навыками исследовательской деятельности, называет свойства магнита.

Март

№1

Почему растаяла Снегурочка

Расширять представления детей о свойствах воды? снега, льда. Учить устанавливать элементарные   причи нно -следственные связи: снег тает в тепле и превращается в воду ,на морозе замерзает и превращается в лед.

Познание :формировать умение делать выводы и заключения в ходе экспериментирования.

Коммуникация: Учить выражать свои мысли и заключения, выражая словами в предложении.

Умеет с интересом относиться к исследованиям и к проведению экспериментов .Выражают свои мысли и делают выводы.

№2

Освобождение бусинок из ледяного плена .

Создать условия для расширения представлений детей о свойствах льда- тает в тепле, развивать мышление при выборе способа действия Стимулировать самостоятельное формулирование выводов детьми

Познание :продолжать знакомить детей со свойствами льда. Коммуникация :развивать речевую активность детей, учить диалогической речи.

Умеют делать выводы в ходе проведения опытов, экспериментов ,называют свойства льда.

№3

Теплая капелька

Познакомить со способом получения теплой воды ,развивать умение детей планировать свою деятельность .делать выводы .Воспитывать аккуратность при работе с водой .

Познание: Учить видеть детей разное состояние воды (теплое, холодное). Учить делать умозаключение. Коммуникация: расширять словарь за счет прилагательных   ,обозначающих свойства воды .

Умеют называть состояние воды, используя в речи имена   прилагательные, согласовывая их с именами существительными

№4

Стекло ,его качества и свойства

Узнавать предметы, сделанные из стекла ,определять его качества (структура поверхности :толщина. прозрачность и свойства : хрупкость)

Познание : знать свойства прозрачность ,хрупкость , толщина.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Познание : знать свойства прозрачность ,хрупкость , толщина.

Коммуникация: расширять словарь детей за счет слов характеризующих свойства стекла

Апрель

№1

Чудеса растений

Дать теоретические, практические умения и навыки по вегетативному размножению растений ( черенками) закреплять навыки ухода за комнатными растениями.

Познание : развивать любознательность, познавательные способности; воспитывать любовь к природе.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных (растение, корень, стебель, листья, цветы)

Дети знают, что растения можно сажать с помощью черенков с корнями и без корней.

№2

Нужен ли корешкам воздух

Помочь выявить причину потребности растения в рыхлении, доказать, что растение дышит всеми мастями.

Познание : продолжать знакомить с комнатными растениями, со способами ухаживания за ними.

Коммуникация: расширять словарь за счет глаголов: сажать, поливать, ухаживать, вянуть, цвести.

Называют комнатные растения.

 

№3

Почва( песок, глина камни)

Расширять представления детей о свойствах почвы. Дать элементарные понятия о песке, глине, камнях.

Познание : знакомить детей с предметами неживой природы

Коммуникация: расширять словарный запас за счет называния свойств песка глины камней.

Проявляют интерес к познанию и окружающей нас природе.

№4

«Солнечные зайчики»

Формировать представления о свойствах солнечных лучей

Познание : Понять, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом).

Коммуникация: активизировать словарь детей, учить говорить детей грамматически правильно.

Может описать погодные явления. Называть свойства солнечных лучей.

Май

№1

Зачем растения вертятся

Показать детям, что для роста растениям необходим свет.

Познание : дать понятие о том, что растения – живые организмы и не могут жить без солнечного света и воды, формировать интерес к миру растений.

Коммуникация: расширять словарь за счет имен существительных – названиями комнатных растений. Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Умеют делать выводы, что для роста растений нуден свет, что растения тянуться к свету. Умеют называть комнатные растения.

№2

«Растениям – теплую водичку»

Дать детям понятие о влиянии тепла и холода на рост растений.

Познание : сформировать у детей интерес к исследовательской деятельности, развивать любознательность, наблюдательность.

Коммуникация: развивать диалогическую речь, пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении.

Умеют ухаживать за растениями на грядке.

№3

Передача солнечного зайчика

Показать на примере солнечного зайчика, как можно многократно отразить свет и изображения предмета.

Познание : называть свойства солнечных лучей.

Коммуникация: учить детей делиться впечатлениями от наблюдений.

Умеют делать самостоятельно умозаключения и делиться впечатлениями.

№4

В мире пластмассы

Знакомить со свойствами и качествами предметов из пластмассы, помочь выявить свойства пластмассы - гладкая, легкая, цветная.

Познание : учить различать предметы из пластмассы называть его свойства. Развивать любознательность и интерес к исследуемым предметам.

Коммуникация: пополнять словарь детей за счет свойств пластмассы (гладкая, легкая, цветная).

Умеют выделять предметы, сделанные из пластмассы, среди множества других предметов. Используют в своей речи прилагательные описывающие свойства пластмассы.

 


 

Месяц

Темы

игр-

экспериментов

Задачи

Материалы и оборудование

Сентябрь

1-2 недели

Сентябрь

3 неделя

Мониторинг

Сбор материала

Определение уровня знаний детей по теме

Организовать мини - лабораторию

Картинки, вопросы

Инструменты, предметы

Сентябрь

4 неделя

«Экскурсия

в детскую лабораторию»

Уточнить представление детей о том, кто такие ученые (люди, изучающие мир и его устройство), об эксперименте (опыте) – как способе познания мира. О назначении детской лаборатории.

Расширять представления детей о культуре поведения в детской лаборатории.

Игрушка - дед Знай, баночка с водой, бумажные полотенца, стакан с водой, в которую добавлены чернила; духи и ванилин, яблоко, барабан, металлофон, мяч.

Октябрь

1 неделя

«Нюхаем, пробуем, трогаем, слушаем!»

Закрепить представления детей об органах чувств, их назначении: уши – слышать, узнавать различные звуки. Нос – определять запах. Пальцы – определять форму, структуру поверхности. Язык – определять на вкус.

Газета, колокольчик, молоток, два камня, погремушка, свисток, футляры с отверстиями;

чеснок в футляре,

кусочек апельсина; поролон с духами,

лимон.

Октябрь

2 неделя

«Почему все звучит?»

Подвести детей к пониманию причин возникновения звука: колебание предмета.

Бубен, стеклянный стакан, газета, деревянная линейка, металлофон.

Октябрь

3 неделя

«Прозрачная вода»

Выявить свойства воды, подвести к пониманию, что вода прозрачная (прозрачная, без запаха, льется, имеет вес).

Две непрозрачные банки (одна заполнена водой, другая - нет), с широким горлышком. Ложки, маленькие ковшики, таз с водой, поднос.

Октябрь

4 неделя

«Вода принимает форму»

Показать детям опыт, в котором вода принимает форму сосуда, в которой она налита.

Воронки, узкий высокий стакан, округлый сосуд, широкая миска. Резиновая перчатка, ковшики, надувной шарик, целлофановый пакет, таз с водой, поднос.

Ноябрь

1 неделя

«Какие предметы могут плавать?»

Развивать у детей представление о плавучести предметов, о том, что плавучесть зависит не от размера предмета, а от его тяжести.

Большой таз с водой. Пластмассовые, деревянные, резиновые шарики, шишки, дощечки, камешки, гайки, шурупы.

Ноябрь

2 неделя

«Делаем мыльные пузыри»

Познакомить детей со способом изготовления мыльных пузырей, со свойством жидкого мыла: может растягиваться, образует пеночку.

Жидкое мыло, кусочки мыла. Петля с ручкой, стаканчики, вода, ложки, поднос.

Ноябрь

3 неделя

«Подушка из пены»

Развить у детей представление о плавучести предметов в мыльной пене(плавучесть зависит не от размеров предмета, а от его тяжести)

На подносе миска с водой, венчики, баночка с жидким мылом, пипетки, губка, ведро, деревянные палочки, различные предметы для проверки на плавучесть.

Ноябрь

4 неделя

«Воздух повсюду»

Обнаружить воздух в окружающем пространстве и выявить его свойство - невидимость

Воздушные шарики, таз с водой, пустая пластмассовая бутылка, листы бумаги.

Декабрь

1 неделя

«Воздух работает»

Развивать представления воспитанников о том, что воздух может двигать предметы (парусные суда, воздушные шары и т.д.)

Пластмассовая ванночка, таз с водой, лист бумаги; кусочек пластилина, палочка, воздушные шарики.

Декабрь

2 неделя

«Каждому камешку свой домик»

Учить детей уметь классификации камней по форме, размеру, цвету, особенностям поверхности (гладкие, шероховатые); показать детям возможность использования камней в игровых целях

Различные камни, четыре коробочки, подносы с песком, модель обследования предмета, картинки – схемы, дорожка из камешков.

Декабрь

3 неделя

«Можно ли менять форму камня и глины»

Выявить свойства глины (влажная, мягкая). Можно изменять ее форму, делить на части, лепить. И свойства камня (сухой, твердый, из него нельзя лепить, его нельзя разделить на части).

Дощечки для лепки, глина, камень речной, модель обследования предмета.

Декабрь

4 неделя

«Свет повсюду»

Показать значение света, объяснить, что источники света могут быть природные (солнце, луна, костер). Искусственные источники света - изготовленные людьми (лампа, фонарик, свеча).

Иллюстрации событий, происходящих в разное время суток; картинки с изображениями источников света; несколько предметов, которые не дают света; фонарик, свеча, настольная лампа.

Январь

1 неделя

«Свет и тень»

Познакомить детей с образованием тени от предметов, установить сходство тени и объекта, создать с помощью теней образы.

Оборудование для теневого театра, фонарь.

Январь

2 неделя

«Замерзшая вода»

Выявить, что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.

Кусочки льда, холодная вода, тарелочки, картинка с изображением айсберга.

Январь

3 неделя

«Тающий лед»

Определить, что лед тает от тепла, от надавливания, что в горячей воде он тает быстрее; что вода на холоде замерзает, а также принимает форму емкости, в которой находится.

Тарелка, миска с горячей водой, миска с холодной водой, кубики льда, ложка, акварельные краски, разнообразные формочки, веревочки.

Январь

4 неделя

«Разноцветные шарики»

Получить путем смешивания основных цветов новые оттенки: оранжевый, зеленый, фиолетовый, голубой.

Палитра, гуашевые краски: синяя, красная, белая, желтая. Тряпочки, вода в стаканах, листы бумаги с контурным изображением шариков.

Февраль

1 неделя

«Таинственные картинки»

Показать детям, что окружающие предметы меняют цвет, если посмотреть на них через цветные стекла.

Цветные стекла, рабочие листы, цветные карандаши.

Февраль

2 неделя

«Все увидим, все узнаем»

Познакомить детей с прибором – помощником – лупой и ее назначением.

Лупы, маленькие пуговицы, бусинки, семечки, мелкие камешки и прочие для рассматривания, цветные карандаши.

Февраль

3 неделя

«Песочная страна»

Выделить свойства песка: сыпучесть, рыхлость, из мокрого - можно лепить; познакомить со способом изготовления рисунка из песка.

Песок, вода, лупы, листы плотной цветной бумаги, клеевые карандаши.

Февраль

4 неделя

«Где вода?»

Выявить, что песок и глина по-разному впитывают воду, выделить их свойства: сыпучесть, рыхлость.

Прозрачные емкости с песком, с сухой глиной, мерные стаканчики с водой, лупа.

Март

1 неделя

«Водяная мельница»

Развивать представление о том, что вода может приводить в движение другие предметы

Игрушечная водяная мельница, таз, кувшин с водой, тряпка.

Март

2 неделя

«Звенящая вода»

Показать детям, что количество воды в стакане влияет на издаваемый звук.

Поднос, на котором стоят различные бокалы, вода в миске.

Март

3 неделя

«Угадай-ка»

Показать детям, что предметы имеют вес, который зависит от материала.

Предметы одинаковой формы и размера из разных материалов: дерева, металла, поролона, пластмассы; емкость с водой; с песком, шарики из разного материала.

Март

4 неделя

«Ловись, рыбка, и мала, и велика»

Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы.

Игра магнитная «Рыбалка», магниты, мелкие предметы из разных материалов, таз с водой, рабочий лист.

Апрель

1 неделя

«Солнечные зайчики»

Понять причину возникновения солнечных зайчиков, научить пускать солнечных зайчиков (отражать свет зеркалом)

Зеркала.

Апрель

2 неделя

«Что растворяется

в воде»

Показать детям растворимость и нерастворимость в воде различных предметов.

Мука, сахарный песок, речной песок, стиральный порошок, стаканы с чистой водой.

Апрель

3 неделя

«Что отражается в зеркале?»

Познакомить детей с понятием «отражение», найти предметы, способные отражать.

Зеркала, ложка, стеклянная ваза, алюминиевая фольга, рабочие лисы, сковорода.

Апрель

4 неделя

«Волшебное сито»

Познакомить детей со способом отделения камней от песка, мелкой и крупной крупы. Развивать самостоятельность.

Совки, различные сита, ведерки, крупа манная и рис, песок, мелкие камешки.

Май

1 неделя

«Игры с песком»

Закрепить представления детей о свойствах песка, развить любознательность, наблюдательность, активизировать речь детей, развить конструктивные умения.

Большая детская песочница, в которой оставлены следы от пластмассовых животных, игрушки – животные, совки, детские грабли, лейки.

Май

2 неделя

«Фонтанчики - радуга»

Развить любознательность, самостоятельность, создать радостное настроение.

Пластиковые бутылки с дырочками.

Май

3 неделя

«Солнце дарит нам тепло»

Развить у детей представление о том, что Солнце является источником тепла и света; показать степень ее поглощения разными предметами и материалами

Набор предметов, изготовленных из разных материалов: из бумаги, пластмассы, дерева, металла

Май

4 неделя

Диагностирование детей

10. Основное оборудование и материалы:

Приборы: увеличительное стекло, чашечные весы, песочные часы, разнообразные магниты, бинокль.

Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и разного объема: пластиковые бутылки, стаканы, ковши, ведерки, воронки.

Природные материалы: камешки разного цвета и формы. Минералы, глина, разная по составу земля, уголь, крупный и мелкий песок. Птичьи перышки, ракушки, шишки, скорлупа орехов. Кусочки коры деревьев, листья, веточки, пух, мох, семена фруктов и овощей.

Бросовый материал: кусочки кожи, поролона, меха, лоскутки ткани. Пробки, проволока, деревянные, пластмассовые, металлические предметы, формочки – вкладыши от наборов шоколадных конфет.

Разные виды бумаги: обычная альбомная и тетрадная, калька, наждачная.

Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели. Деревянная палочка, вата, мензурки, воронки. Шприцы (пластмассовые без игл) марля, мерные ложечки.

Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, деревянные зубочистки. Растительное масло, мука, соль. Цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны. Стеки, линейки, сито, таз, спички, нитки. Пуговицы разного размера, иголки, булавки, соломинки для коктейля.

Игровое оборудование: игры на магнитной основе «Рыбалка». Клоун, ванна для игр с песком и водой. Контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов.


 

11. Литература.

1. Н.А.Рыжова «Воздух – невидимка»- М.1998г.

2. Г.П.Тугушева., А.Е.Чистякова «Экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста» С.П.2007г.

3. Л.Н. Меньщикова «Экспериментальная деятельность детей 3-6 лет»- Волгоград.2009г.

4. Л.Н.Прохорова «Организация экспериментальной деятельности дошкольников» М.2003г.

12. Приложения.

 Анкета для родителей:

1 Проявляется ли исследовательская активность Вашего ребенка? В чем?

2. С какими предметами и материалами любит экспериментировать Ваш ребенок?

3. Продолжает ли ребенок экспериментирование, начатое в детском саду дома? Если да, то как часто?

4. Принимаете ли Вы участие в экспериментальной деятельности Вашего ребенка? Если да, то какое?

5. Если ребенок достигает какого-либо результата эксперимента, делится ли он с вами своими открытиями


Памятка  для родителей.

« Чего нельзя и что нужно делать для поддержания интереса детей к познавательному экспериментированию»

-Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

-Нельзя отказываться от совместных действий с ребенком, игр и т.п. — ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

-Не следует бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

-Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводят к поступкам, которые мы, взрослые, считаем нарушением правил, требований.

-Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому-либо, то это не проступок, а шалость.

-Поощрять любопытство, которое порождает потребность в новых впечатлениях, любознательность: она порождает потребность в исследовании.

-Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своим участием.

-Если у вас возникает необходимость что-то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

-С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

-Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях, о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг (он приобретет умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя).

Консультация «Роль семьи в развитии поисково-исследовательской активности ребенка»

Известно, что ни одну воспитательную или образовательную задачу нельзя успешно решить без плодотворного контакта с семьей и полного взаимопонимания между родителями и педагогами. И родители должны осознавать, что они воспитывают своих детей собственным примером.

Каждая минута общения с ребенком обогащает его, формирует его личность.

В индивидуальных беседах, консультациях через различные виды наглядной агитации мы убеждаем родителей в необходимости повседневного внимания к детским радостям и огорчениям. Насколько правы те, кто строит свое общение с ребенком как с «равным», поддерживает познавательный интерес детей, их стремление узнать новое, самостоятельно выяснить непонятное, желание вникнуть в сущность предметов, явлений, действительности.

Чтобы родители следовали мудрому совету В.А.Сухомлинского: «Умейте открыть перед ребенком в окружающем мире что – то одно, но открывать так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми всеми красками радуги.

Оставляйте всегда что – то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал».

Вот несколько советов для родителей по развитию исследовательской активности детей:

Для поддерживания интереса детей к познавательному экспериментированию.

Не следует отмахиваться от желаний ребенка, даже если они вам кажутся импульсивными. Ведь в основе этих желаний может лежать такое важнейшее качество, как любознательность.

Поощрять любознательность, которое порождает потребность в новых впечатлениях: она порождает потребность в исследовании.

Нельзя отказывать от совместных действий с ребенком, игр и т.п. – ребенок не может развиваться в обстановке безучастности к нему взрослых.

Предоставлять возможность ребенку действовать с разными предметами и материалами, поощрять экспериментирование с ними, формируя в детях мотив, связанный с внутренними желаниями узнавать новое, потому что это интересно и приятно, помогать ему в этом своем участием.

Сиюминутные запреты без объяснений сковывают активность и самостоятельность ребенка.

Если у вас возникают необходимость что – то запретить, то обязательно объясните, почему вы это запрещаете и помогите определить, что можно или как можно.

Не следуйте бесконечно указывать на ошибки и недостатки деятельности ребенка. Осознание своей неуспешности приводит к потере всякого интереса к этому виду деятельности.

С раннего детства побуждайте малыша доводить начатое дело до конца, эмоционально оценивайте его волевые усилия и активность. Ваша положительная оценка для него важнее всего.

Импульсивное поведение дошкольника в сочетании с познавательной активностью, а также неумение его предвидеть последствия своих действий часто приводит к поступкам, которые мы. Взрослые, считаем нарушением правил, требований. Так ли это?

Если поступок сопровождается положительными эмоциями ребенка, инициативностью и изобретательностью и при этом не преследуется цель навредить кому – либо, то это не проступок, а шалость.

Проявляя заинтересованность к деятельности ребенка, беседуйте с ним о его намерениях, целях (это научит его целеполаганию), о том, как добиться желаемого результата (это поможет осознать процесс деятельности). Расспросите ребёнка о результатах деятельности, о том, как ребенок их достиг. Он приобретает умение формулировать выводы, рассуждая и аргументируя.

«Самое лучшее открытие – то, которое ребенок делает сам!»

Ральф У. Эмерсон.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.