12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
Наталья Гладкова403 Учитель-дефектолог Россия, Курганская обл., Курган Материал размещён в группе «Все красивое вокруг - это дело наших рук!!!» |
Рабочая программа кружка «Рукодельница»
Департамент образования и науки Курганской области
Государственное казенное общеобразовательное учреждение
«Курганская школа № 8»
Рассмотрена на заседании методического объединения учителей___________________ Протокол №________________ от «___»__________ 20___года руководитель МО ___________(______________)
| «СОГЛАСОВАНО» зам. директора по ВР ________М. А. Русакова «___»___________ 20___г | «УТВЕРЖДАЮ» приказ директора школы _________В. А. Мальцевой № _____________________ от «____»_________ 20___г |
Рабочая программа кружка
по декоративно – прикладному творчеству «Рукодельница»
для 6-9 классов на 2016-17 уч. год
Составитель:
Гладкова Наталья Владимировна,
учитель высшей категории
Курган, 2016 г.
Пояснительная записка
Из всего многообразия видов творчества декоративно – прикладное творчество является самым популярным. Оно непосредственно связано с повседневным окружением человека и призвано эстетически формировать, оформлять быт людей и среду их обитания. Оглянувшись вокруг, можно заметить, что предметы декоративно – прикладного искусства вносят красоту в обстановку дома, на работе и в общественных местах.
Простые и красивые, часто высокохудожественные, изделия народных умельцев, а также желание узнать их назначение, учат детей видеть и любить природу и людей, ценить традиции родных мест, уважать труд. Они формируют у ребенка эстетическое восприятие мира, передают детям представления народа о красоте, добре, зле, предначертании человека.
Некоторое время назад увлечение различными видами женского рукоделия пережило второе рождение. Созданная своими руками вещь приносит в дом не только красоту, но и приятную атмосферу уюта и покоя. Эти маленькие «шедевры» способны стать кульминационным центром любого интерьера и достойны коллекционирования.
«Трудовая деятельность находится в тесном взаимодействии с общим развитием ребенка, поскольку в процессе техники работы с бисером участвует не та или иная отдельная функция, а их комплекс в целом (в виде развития мелкой моторики – забывая о том, что способности детей находятся на кончиках их пальцев.» (В. Сухомлинский).
Умственно отсталые школьники располагают значительными потенциальными возможностями, которые могут быть успешно реализованы с помощью соответствующей методики как на уроках, так и на занятиях кружка.
Под влиянием правильно осуществляемого обучения ручной деятельности совершенствуются познавательные процессы: дифференцируется восприятие, обогащаются представления, развиваются наблюдательность и произвольное внимание, происходят положительные сдвиги в выполнении умственных операций. Ручная деятельность в значительной степени содействует совершенствованию эмоционально-волевой и двигательно-моторной сферы. Кроме того, она способствует обогащению и развитию речи умственно-отсталых обучающихся. Этот вид деятельности служит одним из средств социальной и трудовой адаптации обучающихся.
Цели программы:
ознакомление обучающихся с культурными традициями предков, формирование у обучающихся основ целостной эстетической культуры и толерантности через познание народных традиций.
воспитание способности осмысления ребенком роли и значения традиций в жизни народа, в быту и в повседневной жизни.
формирование у подрастающего поколения бережного отношения к культурному наследию, уважения к людям труда.
формирование самопознания ребенком своей личности и своих творческих способностей и возможностей.
обеспечение условий для творческой активности, саморазвития и самореализации обучающихся.
создание возможности для изучения обучающимися основ декоративно - прикладного творчества посредством знакомства с разными видами рукоделия (традиционные народные куклы, лоскутное шитьё, бумагопластика, флористика, работа с различными декоративными материалами).
содействие жизненному самоопределению обучающихся.
овладение теоретическими знаниями и практическими навыками работы с различными материалами, направленными на воспитание художественно-эстетического вкуса.
Овладение обучающимися содержанием программы кружка «Рукодельница» не только обогатит их духовно, но и подготовит к взрослой жизни, даст возможность поставить на рынок товаров и услуг уникальный продукт. Это является одной из форм социальной защиты обучающихся, входящих в мир новых социально – экономических условий с его жесткой конкуренцией и необходимостью борьбы за выживание.
Задачи:
Обучающие:
познакомить воспитанников с историей и современными направлениями развития декоративно-прикладного творчества.
научить детей владеть различными техниками работы с материалами, инструментами и приспособлениями, необходимыми в работе.
обучить технологиям различных видов рукоделия.
Коррекционно-развивающие:
развивать природные задатки, творческий потенциал каждого ребенка, фантазию, наблюдательность.
развивать образное и пространственное мышление, память, воображение, внимание.
развивать эмоционально-волевую сферу.
развивать моторику рук, глазомер.
Воспитательные:
создавать комфортную обстановку на занятиях, а также атмосферу доброжелательности и сотрудничества.
формирование общественной активности.
реализация в социуме.
приобщать обучающихся к системе культурных ценностей;
побуждать к овладению основами нравственного поведения и нормами морали: доброты, взаимопонимания, милосердия, веры в созидательные способности человека, терпимости по отношению к людям, культуры общения, интеллигентности как высшей меры воспитанности.
способствовать развитию внутренней свободы ребенка, способности к объективной самооценке и самореализации поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения.
воспитывать уважительное отношение между членами коллектива в совместной творческой деятельности.
развивать потребность к творческому труду, стремление преодолевать трудности, добиваться успешного достижения поставленных целей.
Программа кружка «Рукодельница» включает в себя:
изучение технологий выполнения ручных и машинных швов, отдельных операций с различными материалами, не предусмотренных программой;
умение оценить качество изделия;
умение организовать труд и самостоятельную работу;
В процессе практической работы обучающиеся овладевают приемами работы в различных техниках. При этом соблюдается индивидуальный подход, вариативность заданий, принцип от простого к сложному, возможность выбора обучающимися форм работы.
Итогом работы по программе является подготовка и организация выставки работ. Обучающиеся осваивают приемы самостоятельной и коллективной творческой деятельности от идеи до конечного результата. Формируется способность оценивать идеи, исходя из реальных возможностей детей.
Обучающиеся должны знать:
роль творческой деятельности в жизни человека декоративно-прикладного искусства;
основные сведения о техниках декоративно-прикладного творчества;
основы композиции, орнамента, дизайна;
Обучающиеся должны уметь:
выполнять зарисовку несложных рисунков, орнаментов;
выполнять основные технологические операции и осуществлять подбор материалов, инструментов и приспособлений;
знать и различать виды техник декоративно-прикладного творчества, знать их назначение.
Условно в программе можно выделить следующие этапы:
1 блок «Бумагопластика». Здесь обучающиеся знакомятся с основными геометрическими понятиями, одновременно обогащая словарь специальными терминами; активизирует мыслительные процессы, мелкую моторику рук, глазомер. Дети овладевают приёмами сгибания бумаги, многократное складывание, надрезание, склеивание; знакомятся с понятием силуэта, учатся различать фигуры по общим очертаниям (контуру). Дети осваивают технику, выполняют сувениры как объёмные, так и плоскостные. Этот блок за 2014-15 учебный год включает занятия двумя видами техник бумагопластики: «Квиллинг» и «Силуэтное вырезание» (I полугодие).
2 блок «Работа с тканью». Данный раздел дает сведения о различных видах поделок из ткани, а также сочетание ткани с другими видами материалов (например, пенопласт, фетр, синтепон). Учащиеся знакомятся с различными неизвестными им ранее материалами, изготавливают различные виды поделок (сувениры, панно и др.), закрепляя тем самым ЗУН, полученные на уроках швейного дела (II полугодие).
Заключительный урок: подводятся итоги работы за полугодия, год; делается анализ проведённой работы, внешнего вида поделок, ошибок, допущенных в работе, отмечаются наиболее удавшиеся работы и техники.
Учебно-тематический план
№ п/п | Тема, раздел | Кол-во часов | ||||
всего | теория | практика | ||||
1. | Правила техники безопасности при проведении занятий кружка. Сведения о техниках декоративно-прикладного творчества. План работы на полугодие, год. | 1 | 1 | |||
2. 2.1 | Венок из цветов в технике «Квиллинг». Из истории квиллинга. Основные правила и понятия работы в технике «квиллинг». Основные базовые формы «квиллинга». | 1 | 1 | |||
2.2 | Заготовка основных фигур. | 1 | 1 | |||
2.3 | Заготовка дополнительных фигур. | 1 | 1 | |||
2.4 | Заготовка фона. | 1 | 1 | |||
2.5 | Приклеивание деталей. | 1 | 1 | |||
2.6 | Окончательная отделка изделия, заключение. | 1 | 1 | |||
3. 3.1 | Новогодние поделки в технике «Квиллинг». Основные базовые формы техники «квиллинг». | 1 | 1 | |||
3.2 | Заготовка мелких деталей. | 1 | 1 | |||
3.3 | Заготовка мелких деталей. | 1 | 1 | |||
3.4 | Правила соединения деталей квиллинга в поделке. Соединение мелких деталей. | 1 | 1 | |||
3.5 | Соединение мелких деталей в единую композицию. | 1 | 1 | |||
3.6 | Окончательная отделка изделия. | 1 | 1 | |||
4. 4.1 | Новогодние поделки в технике «Силуэтное вырезание». Вырезание деталей. | 1 | 1 | |||
4.2 | Вырезание деталей. | 1 | 1 | |||
4.3 | Соединение деталей. | 1 | 1 | |||
4.4 | Планирование работы, подбор материалов, рисунка. | 1 | 1 | |||
4.5 | Выполнение рисунка на пенопласте. | 1 | 1 | |||
4.6 | Выполнение аппликации. | 1 | 1 | |||
4.7 | Выполнение аппликации. | 1 | 1 | |||
4.9 | Выполнение аппликации. | 1 | 1 | |||
4.10 | Анализ работы, отделка. | 1 | 1 | |||
5. 5.1 | Аппликация «Кошки» в технике кинусайга (аппликация на пенопласте). Планирование работы, подбор материалов, рисунка. | 1 | 1 | |||
5.2 | Выполнение рисунка на пенопласте. | 1 | 1 | |||
5.3 | Выполнение аппликации. | 1 | 1 | |||
5.4 | Выполнение аппликации. | 1 | 1 | |||
5.5 | Анализ работы, отделка. | 1 | 1 | |||
6. 6.1 | Аппликация «Цветы» в технике кинусайга (аппликация на пенопласте). Планирование работы, подбор материалов, рисунка. | 1 | 1 | |||
6.2 | Выполнение рисунка на пенопласте. | 1 | 1 | |||
6.3 | Выполнение аппликации. | 1 | 1 | |||
6.4 | Выполнение аппликации. | 1 | 1 | |||
6.5 | Анализ работы, отделка. | 1 | 1 | |||
7. 7.1 | Сувениры из фетра в технике «Лоскутного шитья». Планирование работы, подбор материалов, рисунка. Особенности и свойства фетра. | 1 | 1 | |||
7.2 | Раскрой поделок. | 1 | 1 | |||
7.3 | Соединение деталей ручными стежками. | 1 | 1 | |||
7.4 | Соединение деталей ручными стежками. Окончательная отделка изделий. Анализ работы. | 1 | 1 | |||
ИТОГО: | 36 | 6 | 30 |
Учебно-методическое обеспечение
-
Бумага для квиллинга .
Нож для резания бумаги .
Клей ПВА.
Картон.
Пенопласт различной толщины.
Ткань (шёлк, хлопок).
Фетр различных цветов.
Иглы для ручных работ.
Нитки.
Ножницы.
Карандаш.
Линейка .
Ручка.
Инструкционно-технологическая карта.
Список литературы
1. | С. Букина, М. Букин. Волшебство бумажных завитков. - М.: Озандо, 1990. |
2. | Е. Бойко. Квиллинг, или бумажная филигрань. – М. Астрель, 2010. |
3. | Джанна Валли Берти, Россана Риколфи «Лоскутное шитьё» - Мир книги, 2002. |
4. | А. Зайцева Войлок и фетр. Большая иллюстрированная энциклопедия. –М.: Эксмо,2011. |
5. | А. Зайцева. Квиллинг: новые идеи для творчества. –М.: Эксмо,2010. |
6. | А. Зайцева. Лоскутне шитьё без иголки и нитки. –М.: Эксмо,2011. |